Урок по теме: "Не с глаголами", 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок по русскому языку в 4 классе "Не с глаголами" по программе начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4-м классе (по системе Л.В. Занкова) по теме "Не с глаголами"
Лисичкина Т.В., учитель начальных классов
Цели урока:
- способствовать развитию навыка правописания не с глаголами;
- содействовать развитию графического навыка и каллиграфического подчерка;
- создать условия для совершенствования знаний о частях речи;
- продолжить работу над фразеологизмами и пословицами;
- закрепить знания о правилах дорожного движения;
- обобщить знания о видах транспорта и о ГИБДД;
- развивать умение работать в группе, умение сотрудничать и помогать друг другу.
Ход урока:
Организационный момент:
Учитель:
- Урок с игры я начинаю,
Всех в части речи превращаю.
- 1 ряд – глагол;
- 2 ряд – имя существительное;
- 3 ряд – имя прилагательное.
Учитель: - На дом было дано задание составить текст-рассуждение и защитить свою часть речи. Доказать, что :
- глагол – самая живая часть речи;
- имя существительное – самая важная часть речи;
- имя прилагательное – самая красивая часть речи.
Ученики работая в группах по рядам, выбирают самые удачные (на их взгляд) предложения. Один из группы защищает свой ряд.
“Все части речи примут активное участие в уроке, но ведущее место займет глагол”, - заключает учитель.
Учитель: -Игра «Подскажи словечко»: - Слова пишем в столбик.
Он и в поле, и на стройке,
Он почетный трудовик.
Тяжесть он выносит стойко,
Возит грузы … (грузовик).
Я по России протекаю,
Я всем известна, но, когда
Ко мне прибавить гласную с краю,
Своё значенье я меняю
И птицей становлюсь тогда. (и-Волга)
3. Напомни ротозею строго:
“Стоп! Здесь проезжая дорога!
Кто так на улице резвится,
Потом окажется в … (больнице).
Очень нужен он в пути,
Где дорогу перейти?
Он расскажет “что” и “как”,
Звать его … (дорожный знак).
Там, где есть машин поток,
Дорожных знаков много,
Постовой свистит в свисток,
Значит там - … (дорога).
Учитель: В записанных словах поставьте ударение и обозначьте безударную гласную. Объясните её правописание. Составьте из этих слов аббревиатуру.
Получилось: ГИБДД
Учитель: Кто может объяснить значение этого нового слова?
Запись на доске:
Г – государственная;
И – инспекция
Б – безопасного
Д – дорожного
Д – движения
Учитель: - Светофор составил для вас предложение:
Кто меня признает,
Тот в беду попадет.
Учитель:- Все ли правильно здесь написано?
Дети объясняют. Предлагают свои варианты:
- Кто меня признает,
Тот в беду не попадет.
Или:
- Кто меня не признает,
Тот в беду попадет.
- Какой смысл вносит частица НЕ? Как она пишется с глаголом?
Дети самостоятельно предлагают тему и цели урока.
Учитель нацеливает детей на работу:
- Дружит НЕ с глаголом?
- НЕТ! Это вовсе не секрет!
И глагол дружить не стал.
Между ними интервал.
- Прочитайте еще раз стихотворение Светофора. - Задание: написать любой вариант загадки. – Взаимопроверка.
Светофор дает нам мудрые наставления, и мы отправляемся на перекресток Незнайки. Незнайка составил памятку для пешехода, но как всегда все перепутал. Вы должны изменить текст, чтобы смысл в нем был отрицательный, чтобы были глаголы с частицей НЕ.
(Чтение всех стихов цепочкой).
- В тетради записать любые два четверостишья.
Делаем ребятам предостереженье: Правил дорожных На мостовой – играть, кататься, Как бы ни был труден путь, Странная зебра: | Глупо думать: “Как-нибудь С площадки трамвая сходя, забудь Мой веселый, звонкий мяч, На проезжей части, дети, Висни на машине лучше - |
Учитель: - А теперь Физминутка: (Звучит музыка ……………………………………..)
- Ходить по улице опасно.
Когда у вас вниманья нет.
Но есть, друзья, зеленый,
Красный,
И очень нужный желтый свет!
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь
Зеленый, желтый, красный!
Учитель: - Хорошо знакомые цвета светофора приглашают вас потанцевать. А мы посмотрим, какие вы внимательные. Если горит зеленый, танцуем веселее, активнее двигаясь, если желтый, танцуем медленнее, если красный – погрозим друг другу пальцем: нельзя идти! Стой! Путь опасен!
(У учителя в руках действующая модель светофора. Он показывает различные цвета светофора).
- А теперь - пословицы. Игра “Добавь слово”. Дети добавляют по смыслу слово – глагол.
(Работа ТСО. На экране высвечиваются пословицы):
Друзей и водой … не разольешь.
Без беды друга … не узнаешь.
Дружбу на деньги … не купишь.
Дружбой дорожи, забывать … не спеши.
Хорошие друзья в беде … не оставят.
Новых друзей наживай, а старых … не теряй.
Учитель: - О чем эти пословицы?
- Как вы их понимаете?
- Нам всем надо следовать этим советам.
- Задание: записать глаголы с частицей НЕ.
- Определите, на какое правило слова из 1 столбика? - Из 2?( И т.д.)
- Из слов каждой строки составьте предложения, в третью добавьте слово “просторам”.
- Прочитайте получившийся текст.
Сегодня Илья участвовал в спортивном кроссе. Разделил с друзьями радостную долгожданную победу. Вместе с классом шагал по необъятным просторам неизвестного. Давал объяснения, выполнял письменные работы.
Учитель: Докажите, что это текст. Озаглавьте его.
- Но перед нами стоит главная задача: изменить текст, используя частицу не с глаголами.
- Что могло случиться с Ильёй?
- Может ли быть концом текста такое предложение: Хорошо, когда рядом чувствуешь добрые сердца друзей?
Творческое задание.
Учитель: Мы с вами попадаем в парк Творчество.
- Из пословиц, записанных на уроке, выбрать для заголовка такую, которая могла бы быть названием этого текста.
Хорошие друзья и в беде не оставят.
Сегодня Илья не участвовал в спортивном кроссе, не разделил с друзьями радостную долгожданную победу. Не шагал вместе с классом по необъятным просторам неизвестного, не давал устных объяснений, не выполнял письменные работы. Илья болел.
Но друзья не оставили его в беде. Они навестили товарища, развеяли грустные мысли. Подняли настроение.
Хорошо, когда рядом чувствуешь добрые сердца друзей!
- Проверка написания трудных слов.
ИТОГ УРОКА.
Рефлексия: учитель рассказывает притчу о трёх строителях.
Все строители участвовали в строительстве здания.
1 строитель сказал: -Я весь день таскал кирпичи и булыжники.
2 строитель сказал: - Я весь день клал кирпичик к кирпичику.
А 3 строитель сказал: - Я весь день строил храм.
Учитель: Кем вы были сегодня на уроке? Таскали кирпичи? Клали стену? Или строили храм? Какой строитель вам ближе по настроению?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме"Настоящее время глагола"
Конспект урока по теме "Настоящее время глагола"...
Технологическая карта к уроку на тему "Неопределённая форма глагола" 4 класс
Технологическая карта к уроку на тему "Неопределённая форма глагола" в 4 классе по программе " Школа России" кпо учебнику Канакиной В.П....
Технологическая карта урока на тему "Будущее время глагола" 3 класс
Технологическая карта урока на тему "Будущее время глагола" 3 класс...
Конспект открытого урока по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс
Урок русского языка в 4 классе по программе XXI век .Автор С. Иванов, А. Евдокимова...
Технологическая карта урока по теме "Неопределенная форма глагола" 3 класс
Данный урок соответствует всем требованиям ФГОС. Урок содержт все этапы характерные для урока изучения нового материала.На уроке использованы новые образовательные технологии деятельностно...
Конспект урока по теме: «Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени» (4 класс). УМК Школа России
Цели деятельности учителя:формирование навыка письма возвратных глаголов,овладение правилом правописания возвратных глаголов,овладение понятием возвратная форма глагола;формирование умения разграничив...
конспект урока по теме "Что такое глагол?", 2 класс
конспект урока...