Конспект и презентация к уроку по теме "Неопределённая форма глагола"
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему

Калугина Елена Владимировна

Урок открытия нового знания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

Цели: 

  1. Учиться определять особенности глаголов неопределенной формы.
  2. Формировать умение правильно ставить вопросы что делать? что сделать?
  3. Развивать умение анализировать, обобщать, выделять главное.

Оборудование: демонстрационный экран, компьютер

Ход урока

  1. Учитель: Начинаем урок русского языка. Откройте тетради, положите правильно.

Запишем число.

Начнём урок с орфографической разминки.

 Объедините слова в группы.

Мягкий, цыплята, весна, коньки, вокзал, прекрасный, ложка, огурцы, поляна, местный, беседовать, цирк, цветут,  чудесный.

Учитель: -Почему мы занимаемся такой работой?

Дети: Важно увидеть опасное место в слове, видеть орфограмму.

  1. Словарная работа.

- Я буду загадывать загадки и шарады, а отгадку вы будете записывать в тетрадь.

 

1) Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей. (Газета.)

 

 Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом.

И ребятам помогаю

Делать гору, строить дом. (Лопата.)

 

         3) Вы меру площади припомните вначале –

Ее вы в школе, несомненно, изучали.

Пятерка букв, идущих следом, - вдохновенны,

Им не прожить без танца, музыки и сцены.

На экспонаты оружейные глазея,

Ответ найдете в историческом музее. (Ар-балет)

4) На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков … (горох ).

 

5) Слог первый - восклицание,
Второй - достоин порицания,
А целое - на севере бывает,
И жителей тех мест и греет, и питает. (О-ЛЕНЬ)

6) Когда лежу я на спине,

Нет пользы никакой во мне,

Но прислони меня к стене –

Найдётся сразу дело мне. (Лестница) 

- А теперь прочитайте первые буквы записанных слов, и вы узнаете имя главного героя нашего урока. (Глагол.)

Физкультминутка

 - Если я называю глаголы – хлопайте, другую часть речи – топайте.

 

Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, попил, вылепил, зажёг, флажок, дружок.

  1.  Работа над новым материалом

Учитель: Блиц-опрос.

-Как называется наука, изучающая части речи?

-Что вы знаете о глаголе?

-Назовите грамматические признаки глагола.

-Какие три времени имеет глагол?

Слайд

н.в.

п.в.

б.п.

что делает?

что делал?

что будет делать?

что сделал?

что сделает?

ед.ч.

мн. ч.

На доске слова.

Идет, играл, будет учить, гореть.

Определите время и число данных глаголов и поместите их в таблицу

н.в.

п. в

б. в.

что делает?

что делал?

что сделал?

что будет делать?

что сделает?

ед. ч.

мн. ч.

идет

идут

играл

играли

будет учить

будут учить

Учитель: Давайте определим время глагола - гореть.

Дети: Время определить нельзя.

Учитель: Число?

Дети: Число также нельзя определить.

Учитель: Куда поместим?

Дети: В отдельный столбик.

Учитель: На какой вопрос отвечает?

Дети: Что делать?

Учитель: А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число?

Дети: Дети дают свои ответы.

Учитель: Форма глагола, которая не указывает на время и число, называется неопределенной формой глагола. На какие вопросы отвечают слова в неопределённой форме?

Дети: Глагол н.ф. отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Учитель:  Это новое знание?

Дети:  Мы уже говорили о неопределенной форме глагола. Это начальная форма глагола.

Учитель: Да, вы уже были знакомы с неопределённой формой глагола, знаете, что глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы  что делать? что сделать? но сегодня узнаете о ней ещё больше. Итак, тема нашего урока – неопределённая форма глагола (инфинитив).

Цели урока.  

Учитель: Сравните наш вывод с определением, которое дано в учебнике на стр.44. Прочитайте внимательно и скажите, что вы ещё узнали важное о глаголе н.ф.

Дети: Глагол н.ф. оканчивается на суффиксы  ть, ти.

Учитель: Хорошо, давайте применим наши новые знания, выполнив следующие задания.

  1. Закрепление материала
  1. Упр.16 с.45

Дети выписывают глаголы в неопределённой форме, обозначают суффиксы –ть, -ти, отвечают на вопрос в задании, определяют состав слова, учатся выделять основу.

      2)  Предлагаю вам следующее задание.

- Прочитайте слова на слайде. Как называются эти словосочетания?

Это фразеологизмы -устойчивые выражения в речи.

- Работая в парах, замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.

Работа на карточках.

Пускать пыль в глаза - хвастать

Зарубить на носу -  запомнить

Держать язык за зубами –

Водить за нос–

Клевать носом –

Дать слово -

Мозолить глаза –              

Проверка – на слайде. Подчеркните все глаголы в неопределённой форме.

6. Итог урока, рефлексия.

1. Что нового узнали о глаголе? Попробуйте изобразить схематично новые знания.

Работа уч-ся.

Появляется схема на слайде. Анализ и сравнение схем.

http://festival.1september.ru/articles/500790/img4.gif

2. Какое задание было самым интересным, самым  трудным?

Спасибо за урок! Вы очень хорошо работали.

Домашнее задание: с.46 упр.19.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 2

Объедините слова в группы. Мягкий, цыплята, весна, коньки, вокзал, прекрасный, ложка, огурцы, поляна, местный, беседовать, цирк, цветут, чудесный.

Слайд 3

Словарная работа Г А ЗЕТА

Слайд 4

Л О ПАТА

Слайд 5

А РБ А ЛЕТ

Слайд 6

г о рох г х , , ,

Слайд 7

О ЛЕНЬ

Слайд 8

ЛЕС Т НИЦА

Слайд 9

Глагол изменяется Глагол – это часть речи Глагол обозначает действие предмета Глагол отвечает на вопросы что делает? что делают? по временам по числам

Слайд 10

Неопределенная форма глагола Цели: - учиться находить -уметь правильно в текстах глаголы неопределенной формы и правильно ставить вопросы разобрать глагол неопределённой формы по составу слова

Слайд 11

Начальная форма глагола называется неопределенной формой Она называется неопределенной, потому что по ней нельзя определить ни время, ни число глагола Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? имеют суффиксы - ть , - ти

Слайд 12

Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы Пускать пыль в глаза – Зарубить на носу – Держать язык за зубами – Водить за нос – Клевать носом – Дать слово – Мозолить глаза – хвастать запомнить молчать обманывать дремать, засыпать обещать надоедать

Слайд 14

Спасибо за хорошую работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку русского языка 4 класс "Времена глаголов"

Конспект урока содержит много интересных и развивающих  упражнений для данной темы. Они способствуют быстрому восприятию нового материала и закреплению изученного....

урок английского языка "Формы глагола to be в настоящем времени" и презентация по уроку

Урок английского языка "Формы глагола to be в настоящем времени", который проходит в форме урока-игры, урока-сказки с использованием презентации...

Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов с тся и ться.Возвратная форма глагола" 4 класс. УМК"Школа 2100"

Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.Задачи:1.Познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;2.Формировать навыки грамотного письма глаголов;3.Развивать орфо...

Конспект урока "Начальная (неопределённая) форма глагола" (3 класс, УМК "Школа России")

Цель деятельности учителя: формирование представления о неопределенной форме глаголаПланируемые результаты: Предметные:- знать, что такое неопределённая форма глагола;- уметь находить глаголы неопр. ф...

Презентация для 4 класса повторение форм глагола to be в прошедшем времени

Презентация для 4 класса повторение форм глагола to be в прошедшем времени...