Конспект урока по теме"Настоящее время глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Веденеева Ирина Юрьевна

Конспект урока по теме "Настоящее время глагола"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkr_uroka.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ: « НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА»

4 класс

Программа «Начальная школа XXI века»

ЦЕЛИ: Познакомить учащихся с глаголами в форме настоящего времени; развивать умение правильно писать безударные окончания глагола.

                                                         ХОД УРОКА.

Улыбнись себе и другим, не бойся ошибок, помни - в классе тебе всегда помогут. Радуйся успеху.

1)Изограф. «Глагол»

-  Что мы уже знаем о глаголе? ( Учащиеся  дают определение глаголу как части речи, а так же называют его грамматические признаки . Параллельно на доску вывешивается алгоритм. )

                                                               Глагол

                                                                Вид

                                                           Спряжение

                                                               Лицо

                                                              Число

2)Откройте тетради. Запишите число и классная работа.

Какие орфограммы вам встретились?(У доски 1 учащийся объясняет орфограммы)

                                            Четвертое декабря.

                                              Классная работа.

                                                                 

-Прочитайте  цитату  сегодняшнего урока.

                            Письмо развивает искусство владения словом.

                                                                                           ( Древний Рим. Цицерон.  )

Цицерон-это древнеримский философ, учёный.

- Как вы понимаете это высказывание?

Письмо с комментированием.

1 учащийся работает у доски.

-Найдите в высказывании изучаемую нами часть речи. (развивает)

Докажите.

- Какие грамматические признаки мы можем определить у этого глагола?

- Воспользуйтесь алгоритмом на доске.(1 учащийся работает у доски.)

Развивает – глаг., развить; несовершенный вид, 2 спряжение,  в 3 лице,  в ед. числе, сказуемое.

3)Сегодня мы с вами откроем ещё один грамматический признак у глагола.

                                                                   

                                                                     ФИЗМИНУТКА.

Мы осанку исправляем,

Спинку дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

Наши мышцы потянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.

За работу ты возьмись.

 

Внимание на доску.

                                               Я  читаю правило.

                                               Я читал правило.

                                               Я буду читать правило.

- Назовите глаголы в этих предложениях. НАЗОВИТЕ ОБЩИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЭТИХ ГЛАГОЛОВ.

  1. В чем отличие этих глаголов?
  2. Что вы можете сказать о времени в котором происходит действе в первом предложении?
  3. Что вы можете сказать о времени в котором происходит действие во втором предложении?
  4. Дайте характеристику времени третьего глагола.
  5. Ваши характеристики времён глаголов можно представить так

                                            Настоящее время

Прошедшее                            в момент речи                                    Будущее время

-Давайте сверим наши предположения с выводами учебника стр.115

-А  в какое время мы сегодня отправимся , вы узнаете , прочитав слово справа налево.

-Определите тему сегодняшнего урока.

-Когда же происходит действие у глаголов настоящего времени?

4)  У вас на партах план-конспект урока. Выполним задание №1. Выберите вопросы на которые отвечают глаголы настоящего времени  и подчеркните их. (1 учащийся работает у доски)  

                                                    Задание №1

Что делаю? Что делаем?

Что будем делать? Что делаем?

Что делаешь? Что сделали?

Что делаете? Что делает?

Что будешь делать? Что делают?

Вопросы на доску выносятся в результате разбора.

                                                       Настоящее время

                                      Что делаю? Что делаешь? Что делает?

                                      Что делаем? Что делаете? Что делают?

-Давайте ещё раз повторим на что указывают глаголы настоящего времени.

                                                                       ФИЗМИНУТКА

Рисуй глазами треугольник

Теперь его переверни

Вершиной вниз

И вновь глазами

Ты по сторонам веди

Рисуй восьмёрку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям веди

Зажмурься крепко ,не ленись.

Глаза открываем мы наконец

Зарядка окончилась .Ты молодец!

5) Приступаем к заданию №2.Выберите глаголы настоящего времени и запишите их в тетрадь, выделяя окончания.( 2 учащихся у доски)

                                                       Задание№2.

                            Хожу, бежишь, смотреть, писали, решаем, будем гулять, побегу,

                            кричите, строит, пробежали, думают.

-Повторите правила посадки при письме. Даю 5 минут. Ставим  точку. Даже если кто-то не успел, ничего страшного. Сейчас проверим выполнение. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. К каждому слову задаём вопрос. Называем окончание.

-Чем  же отличаются выписанные вами глаголы?

-Почему разные окончания у глаголов?

           

 

6)Приступаем к заданию №3.

-Каждому ряду я дала один глагол, стоящий в форме настоящего времени.

-Измените его по лицам и числам.

Разбор. Личные окончания глаголов на доску.

Итак, смогли вы изменить глагол по лицам?

- Сделайте вывод о глаголах настоящего времени.

-Сверим наши предположения с выводами учебника. Откройте стр.116

                                                       

                                                                      ФИЗМИНУТКА.

Раз – поднимаемся, потягиваемся.

Два – сгибаемся, разгибаемся,

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка.

На четыре руки шире

Пять - руками мы трясём

Шесть - за парту тихо садимся

7)Перед вами задание №4.

Вставьте в текст глаголы.

                 Наступает  настоящая зима. Природа успокоилась и засыпает. Сверкают пушистые снежинки. Деревья одеваются в белоснежный наряд.

Некоторые учащиеся получают карточки со словами для справок.

*продолжить текст 1-2 предл.

Работа с орфограммами.

Что нового мы узнала о глаголах?

Выскажите своё мнение об уроке с помощью глаголов в  форме настоящего времени.  Опишите своё настроение, состояние.

Я тоже сегодня радуюсь…

Дома продолжите текст 4-5 предложениями, используя глаголы настоящего времени.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Опорный план – конспект урока для учащихся.

( выдаётся в начале урока для каждого учащегося индивидуально)

                                            Задание №1

Выберите вопросы на которые отвечают глаголы настоящего времени  и подчеркните их.

Что делаю? Что делаем?

Что будем делать? Что делаем?

Что делаешь? Что сделали?

Что делаете? Что делает?

Что будешь делать? Что делают?

                                          Задание №2

Выберите глаголы настоящего времени и запишите их в тетрадь, выделяя окончания.

       Иду, гуляешь, смотреть , писали, решаем, будем  рисовать, побегу, поёте, живёт , пробежали , думают.

                                      Задание №3

Измените глагол   живу  по лицам и числам. Выделите окончания .

                                     Задание №4

Вставьте в текст глаголы и запишите  текст в тетрадь.

         …    настоящая  зима.  Природа  успокоилась  и  … .

… пушистые снежинки. Деревья  …   в  белоснежный  наряд.

Продолжите текст 1-2 предложениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Настоящее время глагола". 4 класс.Программа "Начальная школа 21 века"

Урок русского языка "Настоящее время глагола". 4 класс.Программа "Начальная школа 21 века"...

Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Настоящее время глагола". Программа "Начальная школа 21 века"

Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Настоящее время глагола". Программа "Начальная школа 21 века"...

Материалы к уроку русского языка "Настоящее время глагола"

Конспект урока и презентация к уроку "Настоящее время глагола"...

Урок русского языка по теме: "Настоящее время глагола"

Урок русского языка в 4 классе по программе: "Начальная школа XXI века"....

Конспект урока по теме: «Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени» (4 класс). УМК Школа России

Цели деятельности учителя:формирование навыка письма возвратных глаголов,овладение правилом правописания возвратных глаголов,овладение понятием возвратная форма глагола;формирование умения разграничив...

Технологическая карта по предмету Русский язык, на тему: "Настоящее время глаголов", 4 класс. УМК: Начальная школа 21 века.

В данной технологической карте представлен урок усвоения новых знаний. Здесь четко структурированы этапы урока и каждый этап наполнен материалом. Подробно расписана деятельность учителя и деятельность...