Урок русского языка в 3 классе "Главные члены предложения"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Учебное занятие по русскому языку в 3 классе
Главные члены предложения. Подлежащее, выраженное одушевленными и неодушевленными именами существительными
Скачать:
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №55»
Х ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
«УЧИТЕЛЬ ГОДА ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ»
Учебное занятие по русскому языку в 3 классе
Главные члены предложения. Подлежащее, выраженное одушевленными и неодушевленными именами существительными.
Каримуллина Лилия Рафаэлевна
учитель начальных классов
I квалификационной категории
- 2010 -
Тема: Главные члены предложения. Подлежащее, выраженное одушевленными и неодушевленными именами существительными.
Цели:
Дидактические:
- Учить распознавать в предложении главные члены.
- Познакомить со способом выражения подлежащего существительными одушевленными и неодушевленными.
- Способствовать формированию навыков правописания непроверяемых безударных гласных в корне.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к русскому языку, к русскому слову.
- Воспитывать потребность пользования словарями русского языка, энциклопедиями, справочниками.
Развивающие:
- Способствовать развитию орфографической зоркости, речи учащихся, внимательности.
- Способствовать обогащению словарного запаса учащихся.
Оборудование: интерактивная презентация, карточки с буквами А и О, толковый словарь под ред. Ожегова, школьный этимологический словарь.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
- Организация класса к уроку.
- У нас все получится!
II. Каллиграфическое письмо.
аОа оАо
ааа ооо
- Какие буквы записаны?
- Определите закономерность и запишите в тетради.
III. Актуализация знаний.
Словарная работа. (слайд 2)
Б_ГАЖ П_МИДОР
Г_РОХ К_РОВА
С_ЛОМА К_НВЕРТ
Г_ЗЕТА ГВ_ЗДИКА
Л_ПАТА УР_ЖАЙ
З_ВОД В_ГОН
Учащиеся поднимают карточки с буквами А или О, записывают слова в тетради.
- Можно проверить написание слов? Почему?
- Что общего у всех слов? Орфограмма в корне;
слова – имена существительные;
словарные слова.
- Найдите лишнее слово. Корова – одушевленное имя сущ.
(слайд 3)
- А остальные слова? Неодушевленные.
- Как понимаете фразеологизм «Как корова языком слизала» ?
(слайд 3)
Быстро и бесследно исчезло.
- Каким членом предложения будет являться слово корова?
Подлежащее.
- Ребята, над какой темой будем сегодня работать?
Подлежащее, выраженное одушевленными и неодушевленными именами существительными. (слайд 4)
IV. Изучение нового материала.
- Разбор предложений. Запись под диктовку.
Загорелась в небе зорька. (зорька – яркое освещение горизонта
перед восходом или заходом солнца)
На лугу пасется Зорька. (Зорька – корова)
- Найдите подлежащее.
- На какой вопрос отвечает?
- Какой частью речи выражено?
- Чем отличаются слова? (по написанию)
- Чем похожи слова? (по звучанию)
Загорается в небе зорька. (сущ., неодуш., нарицат.)
что?
На лугу пасется Зорька. (сущ., одуш., собств.)
кто?
Вывод: подлежащее может быть выражено именами существительными одушевленными и неодушевленными.
- Выделим сказуемые. Как найти сказуемое в предложении?
(от подлежащего, выраженного именем
существительным, задаем вопрос что делает?)
- Чтение правила в учебнике на стр. 11
От подлежащего, выраженного неодушевленным именем существительным, к сказуемому тоже можно задать вопросы что делает? что сделает? Действия как бы приписываются неживым предметам.
- Физкультминутка.
- Игра «Хлопки»: одушевленное – неодушевленное.
Книга, кит, конфета, картофель, котенок, корова, кенгуру, карандаш, капуста, карась, крокодил, класс, коньки, кровать, кошка, комар, кукушка, кастрюля, квартира.
- Что общего у этих слов? Имена существительные на букву К.
2. Игра на внимательность.
VI. Работа по теме урока.
1. Работа с текстом. Задание: записать предложения, поставив соответствующую букву. Выделить подлежащее. (слайд 5)
Сережа (О, о)рлов увидел в небе (О, о)рлов.
Вот (Ш, ш)арик поймал воздушный (Ш, ш)арик
Петя (С, с)кворцов сделал домик для (С, с)кворцов.
- Какой частью речи выражено подлежащее? Имя сущ.
- Одушевленное или неодушевленное?
2. Работа по учебнику. Упр. 3, стр. 11 (устно).
- Прочитайте предложения. О чем каждое из них?
- Какими существительными – одушевленными или неодушевленными – выражены подлежащие? Назовите их.
- Можно ли эти предложения объединить в текст? Прочитайте.
2, 1, 3.
Около дома растет верба. Весной на ней появляются пушистые серёжки. Радует верба прохожих своим необычным нарядом.
3. Упр.6, стр. 12. Задание: записать предложения, подчеркнуть подлежащие.
- Что нового узнали о подлежащем?
VII. Разработка учебного проекта «Энциклопедия одного слова».
- Ребята, вспомните, о каком слове мы говорили в начале урока?
- Я предлагаю выполнить проект «Энциклопедия одного слова», а посвятить его слову «корова».
(помощник у доски вписывает в энциклопедию ответы учащихся)
Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал».
VIII. Итог урока. Оценивание учащихся.
Сегодня на уроке мы узнали…
Мне было интересно…
Вызвало затруднение…
Домашнее задание: стр. 12 упр. 7
Разработать проект «Энциклопедия одного слова» с любым словом из словаря.
- У нас всё получилось!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вставьте пропущенные буквы: б _ гаж п _ мидор г _ рох к _ рова с _ лома к _ нверт г _ зета гв _ здика л _ пата ур _ жай з _ вод в _ гон а о о о а о а о о о о а
к о рова Как корова языком слизала.
Подлежащее, выраженное одушевленными и неодушевленными именами существительными.
Серёжа (О, о)рлов увидел в небе (О, о)рлов. Вот (Ш, ш)арик поймал воздушный (Ш, ш)арик. Петя (С, с)кворцов сделал домик для (С, с)кворцов. Серёжа Орлов увидел в небе орлов. Вот Шарик поймал воздушный шарик. Петя Скворцов сделал домик для скворцов. Поставь нужную букву:
Юра и Гриша занимаются в театральной студии. Света с мамой часто гуляют в соседнем парке. В углу комнаты на подстилке возились два щенка.
Божья коровка
Сегодня на уроке мы узнали… Вызвало затруднение… Мне было интересно… Домашняя работа: С. 12 упр. 7
Литература: 1. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: «АРГО», 1996. 2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. – М.,2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка "Повторение о простых предложениях с однородными членами и сложных предложениях", 4 класс, "Школа 2100"
Урок представляет собой мини-исследование традиций и обычаев русского народа. На материале публицистических статей учащиеся полу...
Урок русского языка Тема: Однородные члены предложения.
Урок русского языка по теме Однородные члены предложения. Урок посвящён Дню пожилых людей...
Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».
На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими признаками однородных членов, формирует умение находить однородные члены в предлож...
Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".
Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...
презентация к уроку русского языка. Тема: Главные члены предложения.
Тема: Главные члены предложенияЦель урока: введение понятия «подлежащее» и «сказуемое»; отработка алгоритма поиска главных...
Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при однородных членах»
Общие сведения о проектеНазвание учебного предмета: Русский язык.Класс: Четвертый.УМК: «Гармония»Тема урока: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при...