Разработка урока русского языка "Повторение о простых предложениях с однородными членами и сложных предложениях", 4 класс, "Школа 2100"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Урок представляет собой мини-исследование традиций и обычаев русского народа. На материале публицистических статей учащиеся получают сведения об истории некоторых традиций и одновременно повторяют изученный материал. Разработку можно использовать при проведении Дня открытых дверей в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока русского языка по теме «Повторение о простых предложениях с однородными членами и о сложных предложениях», 4 класс, образовательная программа «Школа 2100». Туделева Светлана Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1» пгт Уренгой Пуровского района.
Цель: закрепление знаний учащихся об основных признаках простых предложений с однородными членами и сложных предложениях и оформлении их на письме.
Задачи:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- развивать умение учащихся различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения и пунктуационно правильно оформлять их на письме;
- формировать орфографическую зоркость;
- обучать работать с различными источниками информации (словари, публицистические статьи);
- привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;
- создавать положительный эмоциональный фон в классе.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор.
Предварительная работа: деление присутствующих на группы (родители и две команды учащихся). Самостоятельное определение своего присутствия в той или иной команде в соответствии с названием и кратким описанием рода деятельности команд, которые представлены на подготовленных табличках.
ХОД УРОКА
- Организационный момент. Вводное слово учителя.
СЛАЙД 1.
Уч: Здравствуйте, дорогие ученики! Я не случайно именно так обращаюсь ко всем вам, потому что сегодня не только вы, ребята – ученики на уроке, но и ваши мамы и папы, все вместе мы отправляемся в путь за знаниями. Сегодня не только вы, ребята, но и ваши родители вспомнят о том, какие предложения являются простыми, а какие – сложными, вспомнят, как оформляются такие предложения на письме.
- Актуализация знаний.
- Словарная работа.
Уч: Доброй традицией стало в нашей школе в ноябре проводить День открытых дверей. Вот уже на протяжении многих лет наша школа гостеприимно распахивает свои двери, и ваши родители приходят к нам не просто узнать, как вы учитесь, а сами садятся за парты, вновь становясь учениками, участвуют в различных мероприятиях.
Уч: Традиция… А что это такое? Давайте постараемся побольше узнать об этом слове.
СЛАЙД 2.
Запись : ТР_ДИЦ_Я.
СЛАЙД 3.
Задания для команд:
Команда «Филологи»: вставить пропущенные буквы, назвав орфограммы, подобрать однокоренное имя прилагательное.
Команда «Знатоки»: дать краткую фонетическую характеристику слову (количество слогов, ударный слог, количество букв и звуков, объяснить разницу в количестве букв и звуков).
Команда «Эрудиты»: найти в толковом словаре значение слова «традиция», а в словаре синонимов найти синоним данному слову.
Работа команд, представление результатов работы.
СЛАЙДЫ 4 - 5.
2.Составление предложений.
А сейчас команды должны будут составить предложения, состоящие не менее чем из 7 слов, используя слова: «Филологи» - традиция, «Знатоки» - обряд, «Эрудиты» - традиционный.
Представление результатов работы.
- Повторение пройденного материала.
- Работа над простыми предложениями с однородными членами.
Уч: А какие традиции вы знаете?
(Ответы учащихся и родителей)
Уч: Мы говорим, что различные традиции и обряды дошли до нас с давних времен. Сегодня на уроке мы поговорим о некоторых из них. А для этого давайте вспомним уроки «Окружающего мира». Как назывались наши предки в давние времена? (Славяне). Много воды утекло с тех пор, как впервые вступили на землю, что зовется Россией, наши предки. Богаты были эти земли, но и людям приходилось немало трудиться, чтобы здесь выжить. Оттуда, из тех времен дошла до нас традиция уважительно относиться к хлебу. А почему, вы узнаете из этого текста.
СЛАЙД 6.
Хлеб для славян был священным даром Богов. А стол считался Божьими ладонями, поэтому бить кулаком по столу запрещалось. Славяне верили хлебу и поклонялись ему. Зерно, из которого делали хлеб, называли «жито», что означало «жизнь». На славянских свадьбах часто перемешивали хлеб, испечённый в доме жениха, с тем, что принесли из дома невесты. Вот почему даже сегодня жениха и невесту зерном, то есть жизнью, посыпают. С тех давних пор хлеб у славян – всему голова.
Задание к тексту: найти в тексте предложение с однородными сказуемыми, выписать его. «Филологи»: обозначить части речи, «Знатоки»: дать характеристику предложению, «Эрудиты»: составить схему предложения.
Представление результатов работы.
Уч: Традиционным блюдом нашего народа является каша. И эта традиция тоже дошла к нам от древних славян. Давайте познакомимся со следующим текстом.
СЛАЙД 7.
Любили славяне варить каши. Чтобы сварить простейшую кашу, нужно обеспечить союз Огня, Воды и зерна – продукта Земли. Все эти три сути для славян были Божествами, всем трём поклонялись. Каши приправлялись молоком или маслом. Сладкая (сваренная на меду) каша, заправленная ягодами, являлась древнейшей ритуальной едой: она несла мощную идею плодородия, победы над Смертью, торжества Жизни. Славяне верили, что зерно «воскресает и только радуется своим «похоронам».
СЛАЙД 8.
Задание к тексту: выбрать и выписать предложение, соответствующее схеме
Запишите данное предложение, дайте ему характеристику.
Уч: Отправляемся дальше. Скажите, что такое Масленица? (Это праздник проводов зимы и встречи весны). Это праздник тоже пришел к нам от наших предков. Прочитаем об этом:
СЛАЙД 9.
У славянских народов есть особый праздник – Масленица, когда празднуется победа над злой богиней Мораной – холодом, смертью и тьмой, приветствуется воскрешение Солнца, Жизни, Весны. В этот день люди зиму провожают а блинами призывают весну и солнышко в свою землю. «Приди, весна, с радостью с великой милостью со льном высоким с корнем глубоким с хлебом обильным!» А чтобы были блины вкуснее, славяне поливали их маслом запивали напитком из мёда.
В некоторых предложениях пропущены запятые. Ваша задача – поставить запятые и объяснить их постановку.
- Работа над сложными предложениями.
Уч: Знаете ли вы, кто такой домовой? Обычай привечать домового очень давний. Это – отголосок верований древних славян. Узнаем об этом, прочитав следующий текст:
СЛАЙД 10.
Свой дух имелся у каждой славянской избы. Звали его домовой. Обычно Домовой походил на хозяина дома, но только был он ростом мал, бородат и волосат. Если Домового вовремя покормить и не обижать, то в доме и хлеб, и соль, и мёд не иссякнут и ссоры из избы сами уйдут. Когда семья переходила в другой дом, хозяева торжественно приглашали Домового сесть в стоптанный лапоть и отпраздновать новоселье.
Задание командам: найти в тексте сложное предложение с союзом но, выписать его и выполнить синтаксический разбор.
Уч: А сейчас, не задумываясь, скажите, какой у вас самый любимый праздник? Подавляющее большинство назвали Новый год. За что вы любите этот праздник? А знаете ли вы, что славяне тоже праздновали Новый год, но только было это вовсе не 1 января. Когда славяне праздновали Новый год?
СЛАЙД 11.
Во все времена и у всех народов наступление нового года считалось праздником но не всегда этот день приходился на 1 января. Впервые календарь, в котором новый год начинался 1 января, ввёл римский император Юлий Цезарь. У славян новый год начинал отсчёт с 1 марта а на Руси он начинался 1 сентября. И только в 1700 году царь Пётр I своим указом перенёс празднование Нового года на 1 января.
В этом тексте пропущены запятые в сложных предложениях. Найдите эти предложения и исправьте в них пунктуационные ошибки.
СЛАЙД 12.
- Итог урока (рефлексия).
Уч: Сейчас я прошу вас составить небольшие рассказы по следующим темам:
«Филологи» - «Что нового узнали на уроке».
«Знатоки» - «Какую работу выполняли на уроке».
«Эрудиты» - «Что понравилось на уроке».
Каждая команда записывает свои рассказы и потом представляет их классу.
Уч: Наш урок окончен. Я благодарю вас всех за работу. А напоследок я хочу сказать, что у нас есть ещё добрая традиция: приглашать вас, уважаемые взрослые, посещать школу чаще, не только на День открытых дверей. Вы можете прийти в любой день, пообщаться с преподавателями, ребятами, поучаствовать в работе школы. И мы говорим вам: «Добро пожаловать в школу!».
ЛИТЕРАТУРА.
- История России: энциклопедия для детей. – Т.5. – М: АВАНТА ПЛЮС, 1995.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.
- Решетникова Г.Н., Стрельников Н.И. Окружающий мир. 3 класс: занимательные материалы. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Семенова М. Мы – славяне! – СПб: Азбука, 1998.
- Сиповский В.Д. Родная старина. – М: Современник, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/08/02/picture-670.jpg)
конспект урока окружающего мира "Человек и его строение" (Школа2100)
Тип урока: урок повторение изученного Форма урока: игра «Крестики - нолики». В урок включены разноуровневые, творческие задания, используется занимательный материал....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/22/picture-265-1374483014.jpg)
рабочая программа по русскому языку 3 класс "Школа2100"
рабочая программа полезна для учителей работающих по программе "Школа 2100"...
![](/sites/default/files/pictures/2010/08/08/picture-821.jpg)
урок по окр. миру "что такое общество?" школа2100
урок презентация на основе деятельностного метода по УМК "Школа2100"...
тематическое планирование " школа2100" 1 класс
Математика - Петерсон, Обучение грамоте - Бунеевы, Окр. мир - Плешаков и т. д....
Урок по окружающему миру 4 класс"Школа2100":Раздел1 "Как работает организм человека" по теме"Многранный мир чувств"
Урок по окружающему миру «Человек и природа». 4 класс. Программа «Школа 2100»Раздел 1 «Как работает организм человека»Тема: Многогранный мир чувств....
Презентация к уроку по окружающему миру 4 класс"Школа2100""Многранный мир чувств"
презентация к уроку по окружающему миру «Человек и природа». 4 класс. Программа «Школа 2100»Раздел 1 «Как работает организм человека»Тема: Многогранный мир чувств....
тематическое планирование 1 класс ОС школа2100
тематическое планирование 1 класс ОС школа2100...