Путешествие на остров сочетания жи-ши.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

• Помогла  усвоить  учащимся правописания гласных после шипящих, добилась  усвоение учащимися правильного применения правила при письме.

• Разширить словарный запас учащихся.

• Развивала внимание, наблюдательность,  познавательную активность учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_na_ostrov_sochetaniya_zhi-shi..doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Путешествие на остров сочетания жи-ши  (урок путешествие)

Задачи урока:

  1. Образовательные.
  1. Обеспечить усвоение учащимися правописания гласных после шипящих, добавиться усвоение учащимися правильного применения правила при письме.
  2. Формировать навыки правописания и самоконтроля.
  1. Разширить словарный запас учащихся.

  1. Воспитательные
  1. Развитие умения обосновать правильность написания.
  2. Прививать любовь к русскому языку.
  3. Воспитывать активную личность.

  1. Развивающие
  1. Развивать речь, орфографическую зоркость.
  2. Развивать внимание, наблюдательность.
  3. Развить познавательную активность учащихся

Оборудование: плакат корабля; название островов; таблицы для чистописания; эмблемы; сочетания «жи-ши», осьминоги.

Ход урока

1.Оргмомент.        

Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу.  Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости, только такое настроение нам понадобится сегодня для работы.

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы отправляемся в путешествие по океану знаний «сочетание жи-ши». Познакомимся с местными жителями буквами и звуками.

У. Представьте, что наш класс - красивый корабль с алыми парусами, вы юнги на этом корабле, я ваш капитан.

У. Чтоб ход кораблю набрать

Слово вам предстоит прочитать

Я думаю; это не трудный вопрос

Слово, сложи из весёлых загадочных букв.    (г а м т е р  й о)

У. Так будет называться наш корабль.

У. Вам интересно , каким будет наше путешествие?

Д.  ДА

У. Откроем тетради и запишем число

У. Итак, отправляемся в наше научное путешествие по океану знаний. И остановками, нам будут острова.

У. Во время плавания, вспомним некоторые законы грамотного письма.

У. Поднять паруса!

Д. Есть, поднять паруса!

У. Полный вперёд

Д. Есть, полный вперёд!

У. Погода отличная, океан спокойный.

У. Отправляемся в путешествие, мореплаватели берут с собой запас провизии и спасательные средства. Нашими спасательными средствами будут хорошие знания правил, грамотное письмо и красивый почерк.

У. Наш корабль взял курс к острову «Пиши красиво»

У. а) Минутка чистописания.

Отгадайте загадки.

  1. Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздух кружусь,

Там уж вдоволь на жужжусь. (жук)

  1. Вязанная или меховая,

Зимой голову согревает.  ( шапка)

У. Какие звуки вы здесь видите? (ш, ж)

У. Какие они? ( согласные; шипящие; твёрдые)

У. Подвиньте листы. ( Учитель раздает листы с прописанными элементами и буквами)

У. Пропишите их.

У. Следующий остров «Вспоминайка»

У. –Сколько слогов в слове «живот»? (2 слога)

Какой слог стоит на первом месте? (жи)

-Назовите звуки второго слога? (  ж ы )

-Давай        те охарактеризуем звук (ж)

Д. ( всегда твёрдый и звонкий, парный, согласный)

У. Какой у него парный глухой  согласный звук. Что мы о нём знаем?

Д.(ш- всегда твёрдый, шипящий, согласный, глухой)

У. А что знаем о правописании сочетаний «ши»  в словах?

Д.( всегда пишем с буквой «и»)

У. А как пишется сочетание «жи»?

Д. С буквой «и»

У. Так какие же звуки возьмём для  составления слога «жи»?

Д. (ж) и (и)

У. Мы у острова «составь слова»

 Из длинного слова надо найти и записать слова, с изученной орфограммой. Но помните, что последний слог предыдущего слова является началом второго слова. Снежинкарандашиповник

У. На какое правило встретились слова?

Д. «жи-ши»

Физминутка - «В лес по грибы»

И идём в лес по грибы. Встали рано утром. Потянулись. Сделали зарядку. (несколько движений), улыбнулись (имитация) оделись, взяли корзинки  и пошли. Идём по лесу. Деревья большие раздвигаем ветки (имитация)  Чтобы найти гриб, надо наклониться. Увидели. Присели, срезали, положили в корзинку. Пошли дальше. Ещё гриб: наклонились, присели, срезали, положили в корзинку. Полная корзинка.

У. Наше плавание продолжается. Полный вперёд!

Д. Есть, полный вперёд!

У. Наш радист получил тревожное сообщение: «Некоторых жителей нашего острова захватили в плен гигантские осьминоги. Помогите!

Чтобы помочь, надо отгадать слова.

1.Не поедет без бензина

Ни автобус, ни (машина)

2. Кот живёт у нас на крыше

А в чулане живут (мыши)

3. Каждою весною лапы еловые

Старые лампы меняют на новые (шишки)

4.Красива она и кружевна.

На руку ложится и тает она (снежинка)

5. Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын (жираф)

6. Две курносые подружки

Не отстали друг от дружки

Обе по снегу бегут,

Обе песенки поют! (лыжи)

7. По полям бегут ручьи,

На дорогах (лужи)

8. Лежебока рыжий кот

Отлежал себе (живот)

У. На горизонте остров. Жители этого «Острова» шипящие звуки.

У. Назовите их.

Д. «Ж и Ш »

У. По каким законам они живут?

У. С какими гласными дружат?

Д. «ж» с «и»

«ш» с «и»

У. Следующий остров по пути следования «Расскажи сказку»

  1. Жили, были на свете шипящие ж, ш, а неподалёку были гласные и, ы. Жили дружно.
  2. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки
  3. Выпало водить шипящим, гласные побежали прятаться
  4.  Сидят буквы в потайных местах, ждут,  когда их искать будут
  5. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищют, шуршат кругом - нашли гласную и
  6. Вот только никак не могут найти гласную ы.  
  7. Искали -искали с ног сбились, до вечера проискали.
  8. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой.  
  9. Проходя мимо соседнего домика они увидели , что ы, как ни в чём не бывало, сидит, смеётся, телевизор смотрит.
  10. Обиделись шипящие с тех пор у них и дружба врозь.
  11. Никогда ни стоят шипящие ж и ш  рядом с ы.
  12. Именно с того самого момента  шипящие ж и ш отвердели и стали дружить только с «и»  

У. (говорит ученица)Ребята! Как пишутся сочетания

«жи-ши»?

Д. С буквой «и»

(жи ши) дети держат плакат

У. Жители острова «жи – ши» приготовили для нас игру «Волшебное дерево» (вставить нужную букву)

У. Все задания выполнены. Я думаю, мы оставили о себе неплохое впечатление у жителей этого острова. А теперь пора домой. Поднять якоря! Полный вперёд!

Д. Есть полный вперёд!

У. Путь далёкий нелёгок. Нужно проплыть по узкому проливу между скалами и островом «Безграмотландия» захваченным пиратами. Они задерживают всех, требуя выкуп. Нашим выкупом будут наши знания , так как они бесценны. Пираты малограмотны. Если мы исправим ошибки в предложении, они нас пропустят.

у Машы жыл рыжый кот

У. Молодцы! Наш корабль «Грамотей» взял курс домой в Россию. Как видите наши знания - надёжное спасательное средство.

Итог:

  1. Лыжи, мыши и ужи,

Шины ёжики, чижи.

Жи да ши, жи да ши.

С буквой и всегда пиши

  1. Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи,

Шиповник, шины, камыши,

Машины и карандаши.

  1. Кружить, служить, дружить и жить

Спешить, шипеть, смешить и шить.

Все сочетания жи и ши

Ты только с буквой и пиши!

  1. Все сочетания жи-ши.

Только и всегда пиши!

Вот мы и дома «За морем теплее, а дома светлее»

Наш урок подошёл к концу.

Что нового узнали вы на уроке?

Чему научили своего друга?

Как вы думаете хорошо ли мы работали на уроке?

Рефлексия. Если понравился урок, возьмите кораблики и прикрепите рядом с кораблём, если нет то на островки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Решаем жизненные задачи. Путешествие на остров Пасхи»

Исследовательская деятельность на уроках окружающего мира в 4 классе (ОС "Школа 2100")...

«Урок – путешествие на остров парных согласных». 2 класс

Аннотация к  уроку  по русскому языку по теме:«Урок – путешествие на остров парных согласных»....

«Путешествие на остров Словинск, веселое и опасное». КВН для 2-х классов (неделя русского языка и литературы).

Сценарий мероприятия с презентацией к нему и приложениями в виде раздаточного материала....

Большая психологическая игра "Путешествие на остров «Дружба»"

создавая условия для взаимодействия детей друг с другом, способствующие формированию навыка сотрудничества, положительного отношения друг к другу, предоставить возможность проявления взаимовыручки, др...

Внеурочное занятие Путешествие на остров Сокровищ с друзьями

Конспект занятия и презентация + диагностика на компьтере...

конспект урока по математике на тему "Путешествие на остров Робинзона Крузо"

Тема: Урок – путешествие на остров Робинзона Крузо. Цель: 1. закрепление навыков умножения и деления на числа оканчивающихся нулями, решение задач, уравнений сложного вида, выполнять умноже...

конспект урока по математике на тему "Путешествие на остров Робинзона Крузо"

Тема: Урок – путешествие на остров Робинзона Крузо. Цель: 1. закрепление навыков умножения и деления на числа оканчивающихся нулями, решение задач, уравнений сложного вида, выполнять умноже...