Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Решаем жизненные задачи. Путешествие на остров Пасхи»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Исследовательская деятельность на уроках окружающего мира в 4 классе (ОС "Школа 2100")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ostrov_paskhi_prezentatsiya.zip | 62.63 КБ |
paskha.zip | 62.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе
по теме «Решаем жизненные задачи. Путешествие на остров Пасхи»
1.Мотивация исследовательской деятельности.
Слайд 1
-Внимание на доску. Что вы видите перед собой? (карту)
-Что изображено на ней ? (океан)
-Какой? (Тихий)
-Что еще изображено на карте ? (материки)
-Как называется этот материк ? (обращаю внимание на материк Южная Америка)
-А сейчас что вы видите ? (появляется изображение острова, которое быстро превращается в маленькую точку)-(остров)
-Что вы можете о нем рассказать ? (появляется стрелка, запись 3700 км) (небольшой остров в Тихом океане, удален от Южной Америки на расстоянии 3700 км)
-Как же называется этот остров ? (версии)(остров Пасхи)
2.Формулировка темы.
Слайд 2
- Кто догадался о теме нашего занятия? (Путешествие на остров Пасхи)
- А почему этот остров имеет такое название?( предположения)
-В 1772 году корабль голландского путешественника Якоба Рогевена приплыл к затерянному острову в Тихом океане. Это событие произошло в первый день Пасхи. Отсюда и происходит такое название острова.
3.Постановка целей и задач исследования.
-Что вам известно об этом острове?(остров овеян тайнами)
-До сих пор остров хранит в себе много загадок и тайн. Он привлекал и привлекает внимание и историков, и географов, и путешественников, поэтов и писателей. И не случайно этому острову посвятил свое стихотворение известный поэт Валерий Брюсов. Послушайте отрывок:
Слайд 3.(выразительное чтение)
О прошлом никто не споет нам.
Но грозно, на каменной груде,
Стоите, в молчаньи дремотном,
Вы, страшные, древние люди!
Храня океан и утесы,
Вы немы навек, исполины!..
О, если б на наши вопросы
Вы дали ответ хоть единый!
И только, когда над волнами
Даль гаснет огнем запоздалым,
Блуждаю один я меж вами,
По древним, рассеченным скалам.
- Чем же привлекает этот остров?
- Подумайте, какова цель нашего занятия ?
-Да, мы приоткроем сегодня завесу над тайной острова Пасхи.
4.Формулировка рабочей гипотезы.
Слайд 4.(видео во время сообщения)
- Послушайте небольшую справку об этом острове и сформулируйте возникшие вопросы.
(видеоролик во время сообщения)
Остров Пасхи (остров Рапа-Нуи) издавна был населен людьми. Первозаселенцами острова считаются полинезийцы, приплывшие к нему на плотах.
Много столетий назад остров был богат разнообразной растительностью, морскими животными, птицами. В данный момент на острове лишь около 47 видов растений , среди которых нет ни одного дерева. Среди домашних животных лишь только куры; нет ни змей, ни летучих мышей, ни ящериц.
Всего на острове живут около 3000 человек, которые ничего не могут рассказать о своих предках.
А ведь всего лишь 600-900 лет назад остров заселяли от 7000 до 20 000 человек, изготовлявших статуи-исполинов (моаи) весом в несколько тонн и высотой от 3 до 20 м , которые впоследствии аккуратно расставляли по всему острову.
-Какие противоречия вы заметили в моем рассказе ? (уменьшение количества пасхальцев, изготовление статуй (с какой целью изготовляли, как передвигали), изменение флоры и фауны острова)
-Какие у вас возникли вопросы? Можете вы на них ответить?
5.Планирование работы по данной теме .
- Сформулируем основные вопросы , на которые будем искать ответы.
1 вопрос. Почему резко сократилась численность населения острова ?
2 вопрос. Для чего изготовляли статуи-моаи и с какой целью их расставляли их по всему острову ?
3 вопрос. Каким образом пасхальцы в 1200-1500 годах передвигали статуи без помощи современной техники?
4 вопрос .Почему произошли резкие изменения в флоре и фауне острова ?
-Что нам поможет для решения этих вопросов ? (интернет –ресурсы, географические справочники, географические журналы, энциклопедии, документальные фильмы)
6. Анализ полученных результатов , формулирование выводов.
- Я предлагаю вам работу в группах.
1 и 2 группы –историки. Первой группе нужно найти ответ на первый вопрос, второй группе на второй. Третья группа –ваяльщики -вы попробуете ответить на 3 вопрос. И ответ на 4 вопрос будет искать четвертая группа- палеонтологи.
(ставлю карточки –названия групп)
-Вам предлагается карточка с инструкцией и необходимой информацией. Выберите ту информацию, которая ,на ваш взгляд ,является достоверной.
-На эту работу вам отводится 5 минут.
(раздаю инструкционные карточки)
7.Отчет о проделанной работе , формулирование собственных выводов.
-Время истекло.
-Итак, какую версию для ответа на свой вопрос выбрала первая группа?
-Второй группе было предложено на выбор 3 гипотезы.С какой они согласились , сейчас мы узнаем.
-Так, каким же образом пасхальцы передвигали статуи? Слово третьей группе.
-Ответ на четвертый вопрос нам дадут палеонтологи.
-Нашли ли мы ответы на наши вопросы ?
-Да, на поставленные вопросы мы нашли ответы, но открытых вопросов остается много.
Слайд 5.
-Если хотите узнать побольше об острове, то можно обратиться к следующим источникам…(журналам, фильмам ВВС, сайтам)
8.Подведение итога работы.
-Как, по-вашему, можно вернуть былое величие острову ? Каким образом ?(предложения)
-Чему учит нас опыт пасхальцев ?
-Опыт пасхальцев показывает, что по вине человека может произойти экологическая катастрофа, т.к. здесь была нарушена экология острова. Это как бы предостережение для всего остального мира: «Остров Пасхи одинок в Тихом океане, как Земля в космосе».
-Я предлагаю вам продолжить работу дома. Соберите дополнительную информацию по интересующим вас вопросам для проекта «Тайны острова Пасхи».
9.Рефлексия.
- Сегодня мы с вами побывали на острове Пасхи .У вас на столах карты острова.(перед участниками карта острова, разделенного на части , имеющие названия Скука, Мечта, Страх, Задумчивость, Познание)
На нем, как и в любом другом месте проживания, есть любимые места, куда хочется приходить вновь и вновь. Заштрихуйте, закрасьте, отметьте место , где вы сегодня побывали и куда захочется прийти вновь.
-На этом наше путешествие подошло к концу.
Слайд 6.
-Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе
по теме «Решаем жизненные задачи. Путешествие на остров Пасхи»
1.Мотивация исследовательской деятельности.
Слайд 1
-Внимание на доску. Что вы видите перед собой? (карту)
-Что изображено на ней ? (океан)
-Какой? (Тихий)
-Что еще изображено на карте ? (материки)
-Как называется этот материк ? (обращаю внимание на материк Южная Америка)
-А сейчас что вы видите ? (появляется изображение острова, которое быстро превращается в маленькую точку)-(остров)
-Что вы можете о нем рассказать ? (появляется стрелка, запись 3700 км) (небольшой остров в Тихом океане, удален от Южной Америки на расстоянии 3700 км)
-Как же называется этот остров ? (версии)(остров Пасхи)
2.Формулировка темы.
Слайд 2
- Кто догадался о теме нашего занятия? (Путешествие на остров Пасхи)
- А почему этот остров имеет такое название?( предположения)
-В 1772 году корабль голландского путешественника Якоба Рогевена приплыл к затерянному острову в Тихом океане. Это событие произошло в первый день Пасхи. Отсюда и происходит такое название острова.
3.Постановка целей и задач исследования.
-Что вам известно об этом острове?(остров овеян тайнами)
-До сих пор остров хранит в себе много загадок и тайн. Он привлекал и привлекает внимание и историков, и географов, и путешественников, поэтов и писателей. И не случайно этому острову посвятил свое стихотворение известный поэт Валерий Брюсов. Послушайте отрывок:
Слайд 3.(выразительное чтение)
О прошлом никто не споет нам.
Но грозно, на каменной груде,
Стоите, в молчаньи дремотном,
Вы, страшные, древние люди!
Храня океан и утесы,
Вы немы навек, исполины!..
О, если б на наши вопросы
Вы дали ответ хоть единый!
И только, когда над волнами
Даль гаснет огнем запоздалым,
Блуждаю один я меж вами,
По древним, рассеченным скалам.
- Чем же привлекает этот остров?
- Подумайте, какова цель нашего занятия ?
-Да, мы приоткроем сегодня завесу над тайной острова Пасхи.
4.Формулировка рабочей гипотезы.
Слайд 4.(видео во время сообщения)
- Послушайте небольшую справку об этом острове и сформулируйте возникшие вопросы.
(видеоролик во время сообщения)
Остров Пасхи (остров Рапа-Нуи) издавна был населен людьми. Первозаселенцами острова считаются полинезийцы, приплывшие к нему на плотах.
Много столетий назад остров был богат разнообразной растительностью, морскими животными, птицами. В данный момент на острове лишь около 47 видов растений , среди которых нет ни одного дерева. Среди домашних животных лишь только куры; нет ни змей, ни летучих мышей, ни ящериц.
Всего на острове живут около 3000 человек, которые ничего не могут рассказать о своих предках.
А ведь всего лишь 600-900 лет назад остров заселяли от 7000 до 20 000 человек, изготовлявших статуи-исполинов (моаи) весом в несколько тонн и высотой от 3 до 20 м , которые впоследствии аккуратно расставляли по всему острову.
-Какие противоречия вы заметили в моем рассказе ? (уменьшение количества пасхальцев, изготовление статуй (с какой целью изготовляли, как передвигали), изменение флоры и фауны острова)
-Какие у вас возникли вопросы? Можете вы на них ответить?
5.Планирование работы по данной теме .
- Сформулируем основные вопросы , на которые будем искать ответы.
1 вопрос. Почему резко сократилась численность населения острова ?
2 вопрос. Для чего изготовляли статуи-моаи и с какой целью их расставляли их по всему острову ?
3 вопрос. Каким образом пасхальцы в 1200-1500 годах передвигали статуи без помощи современной техники?
4 вопрос .Почему произошли резкие изменения в флоре и фауне острова ?
-Что нам поможет для решения этих вопросов ? (интернет –ресурсы, географические справочники, географические журналы, энциклопедии, документальные фильмы)
6. Анализ полученных результатов , формулирование выводов.
- Я предлагаю вам работу в группах.
1 и 2 группы –историки. Первой группе нужно найти ответ на первый вопрос, второй группе на второй. Третья группа –ваяльщики -вы попробуете ответить на 3 вопрос. И ответ на 4 вопрос будет искать четвертая группа- палеонтологи.
(ставлю карточки –названия групп)
-Вам предлагается карточка с инструкцией и необходимой информацией. Выберите ту информацию, которая ,на ваш взгляд ,является достоверной.
-На эту работу вам отводится 5 минут.
(раздаю инструкционные карточки)
7.Отчет о проделанной работе , формулирование собственных выводов.
-Время истекло.
-Итак, какую версию для ответа на свой вопрос выбрала первая группа?
-Второй группе было предложено на выбор 3 гипотезы.С какой они согласились , сейчас мы узнаем.
-Так, каким же образом пасхальцы передвигали статуи? Слово третьей группе.
-Ответ на четвертый вопрос нам дадут палеонтологи.
-Нашли ли мы ответы на наши вопросы ?
-Да, на поставленные вопросы мы нашли ответы, но открытых вопросов остается много.
Слайд 5.
-Если хотите узнать побольше об острове, то можно обратиться к следующим источникам…(журналам, фильмам ВВС, сайтам)
8.Подведение итога работы.
-Как, по-вашему, можно вернуть былое величие острову ? Каким образом ?(предложения)
-Чему учит нас опыт пасхальцев ?
-Опыт пасхальцев показывает, что по вине человека может произойти экологическая катастрофа, т.к. здесь была нарушена экология острова. Это как бы предостережение для всего остального мира: «Остров Пасхи одинок в Тихом океане, как Земля в космосе».
-Я предлагаю вам продолжить работу дома. Соберите дополнительную информацию по интересующим вас вопросам для проекта «Тайны острова Пасхи».
9.Рефлексия.
- Сегодня мы с вами побывали на острове Пасхи .У вас на столах карты острова.(перед участниками карта острова, разделенного на части , имеющие названия Скука, Мечта, Страх, Задумчивость, Познание)
На нем, как и в любом другом месте проживания, есть любимые места, куда хочется приходить вновь и вновь. Заштрихуйте, закрасьте, отметьте место , где вы сегодня побывали и куда захочется прийти вновь.
-На этом наше путешествие подошло к концу.
Слайд 6.
-Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира"Обобщение по теме"Путешествие по природным зонам России"
Это обобщающий урок по теме "Путешествие по природным зонам России" УМК "Перспективная начальная школа"...
Презентация к уроку окружающего мира. 4 класс Тема: "Путешествие в горы".
Презентация к уроку окружающего мира по учебнику О. Т. Поглазовой "Окружающий мир" содержит материал, который знакомит обучающихся 4 класса с горами России, с растительным и животным миром, чем занима...
Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс тема " Путешествие Тучки по Европе"
конспект урока по окружающему миру 2 класс УМК "Школа 2100"...
Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).Тема: «Путешествуем с археологами». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.Планируемые результаты:Предмет...
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Путешествие по материкам». УМК "Школа России"
Тема урока: «Путешествие по материкам». Цели деятельности учителя: знакомство с понятием «физическая карта мира»; сравнение глобуса и карты; знакомство с океанами и матери...
Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Путешествие по Москве". УМК «Школа России».
Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Путешествие по Москве". УМК «Школа России»....
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Путешествие по Москве". УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний учащихся о столицей нашей Родины – Москвой, с историей её возникновения, с достопримечательностями Москвы....