Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Решаем жизненные задачи. Путешествие на остров Пасхи»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Захарова Любовь Вячеславовна

Исследовательская деятельность на уроках окружающего мира в 4 классе (ОС "Школа 2100")

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ostrov_paskhi_prezentatsiya.zip62.63 КБ
Package icon paskha.zip62.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе

по теме «Решаем жизненные задачи. Путешествие на остров Пасхи»

1.Мотивация исследовательской деятельности.

Слайд 1

-Внимание на доску. Что вы видите перед собой? (карту)

-Что изображено на ней ? (океан)

-Какой? (Тихий)

-Что еще изображено на карте ? (материки)

-Как называется этот материк ? (обращаю внимание на материк Южная Америка)

-А сейчас что вы видите ? (появляется изображение острова, которое быстро превращается в маленькую точку)-(остров)

-Что вы можете о нем рассказать ? (появляется стрелка, запись 3700 км) (небольшой остров в Тихом океане, удален от Южной Америки на расстоянии 3700 км)

-Как же называется этот остров ? (версии)(остров Пасхи)

2.Формулировка темы.

Слайд 2

- Кто догадался о теме нашего занятия? (Путешествие на остров Пасхи)

- А почему этот остров имеет такое название?( предположения)

-В 1772 году корабль голландского путешественника Якоба Рогевена приплыл к затерянному острову в Тихом океане. Это событие произошло в первый день Пасхи. Отсюда и происходит такое название острова.

3.Постановка целей и задач исследования.

-Что вам известно об этом острове?(остров овеян тайнами)

-До сих пор остров хранит в себе много загадок и тайн. Он привлекал и привлекает внимание и историков, и географов, и путешественников, поэтов и писателей. И не случайно этому острову посвятил свое стихотворение известный поэт Валерий Брюсов. Послушайте отрывок:

Слайд 3.(выразительное чтение)  

О прошлом никто не споет нам.    

Но грозно, на каменной груде,

Стоите, в молчаньи дремотном,

Вы, страшные, древние люди!

Храня океан и утесы,

Вы немы навек, исполины!..

О, если б на наши вопросы

Вы дали ответ хоть единый!

И только, когда над волнами

Даль гаснет огнем запоздалым,

Блуждаю один я меж вами,

По древним, рассеченным скалам.

- Чем же привлекает этот остров?

- Подумайте, какова цель нашего занятия ?

-Да, мы приоткроем сегодня завесу над тайной острова Пасхи.

4.Формулировка рабочей гипотезы.

Слайд 4.(видео во время сообщения)

- Послушайте небольшую справку об этом острове и сформулируйте возникшие вопросы.

(видеоролик  во время сообщения)

Остров Пасхи (остров Рапа-Нуи) издавна был населен людьми. Первозаселенцами острова считаются полинезийцы, приплывшие к нему на плотах.

Много столетий назад остров был богат разнообразной растительностью, морскими животными, птицами. В данный момент на острове лишь около 47 видов растений , среди которых нет ни одного дерева. Среди домашних животных лишь только куры; нет  ни змей, ни летучих мышей, ни ящериц.

Всего на острове живут около 3000 человек, которые ничего не могут рассказать о своих предках.

А ведь всего лишь 600-900 лет назад остров заселяли от 7000 до 20 000 человек, изготовлявших  статуи-исполинов (моаи) весом в несколько тонн и высотой от 3 до 20 м , которые впоследствии аккуратно расставляли по всему острову.

-Какие противоречия вы заметили в моем рассказе ? (уменьшение количества пасхальцев, изготовление статуй (с какой целью изготовляли, как передвигали), изменение флоры и фауны острова)

-Какие у вас возникли вопросы? Можете вы на них ответить?

5.Планирование работы по данной теме  .

- Сформулируем   основные вопросы , на которые будем искать ответы.

1 вопрос. Почему резко сократилась численность населения острова ?

2 вопрос. Для чего изготовляли статуи-моаи и  с какой целью их расставляли их по всему острову ?

3 вопрос. Каким образом пасхальцы в 1200-1500 годах передвигали статуи без помощи современной техники?

4 вопрос .Почему произошли резкие изменения в флоре и фауне острова ?

-Что нам поможет для решения этих вопросов ? (интернет –ресурсы, географические справочники, географические журналы, энциклопедии, документальные фильмы)

6. Анализ полученных результатов , формулирование выводов.

- Я предлагаю вам работу в группах.

1 и 2 группы –историки. Первой группе нужно найти ответ на первый вопрос, второй группе на второй. Третья группа –ваяльщики -вы попробуете ответить на 3 вопрос. И ответ на 4 вопрос будет искать  четвертая группа- палеонтологи.

(ставлю карточки –названия групп)

-Вам предлагается карточка с инструкцией и необходимой информацией. Выберите ту информацию, которая ,на ваш взгляд ,является достоверной.

-На эту работу вам отводится 5 минут.

 (раздаю инструкционные карточки)

7.Отчет о проделанной работе , формулирование собственных выводов.

-Время истекло.

-Итак, какую версию для ответа на свой вопрос выбрала первая группа?

-Второй группе было предложено на выбор 3 гипотезы.С какой они согласились , сейчас мы узнаем.

-Так, каким же образом пасхальцы передвигали статуи? Слово третьей группе.

-Ответ на четвертый вопрос нам дадут палеонтологи.

-Нашли ли мы ответы на наши вопросы ?

-Да, на поставленные вопросы мы нашли ответы, но открытых вопросов остается много.

Слайд 5.

 -Если хотите узнать побольше об острове, то можно обратиться к следующим источникам…(журналам, фильмам ВВС, сайтам)

8.Подведение итога работы.

-Как, по-вашему, можно вернуть былое величие острову ? Каким образом ?(предложения)

-Чему учит нас опыт пасхальцев ?

-Опыт пасхальцев показывает, что по вине человека может произойти экологическая катастрофа, т.к. здесь была нарушена экология острова. Это как бы предостережение для всего остального мира: «Остров Пасхи одинок в Тихом океане, как Земля в космосе».

-Я предлагаю вам продолжить работу дома. Соберите дополнительную информацию по интересующим вас вопросам для проекта «Тайны острова Пасхи».

 

9.Рефлексия.

- Сегодня мы с вами побывали на острове Пасхи .У вас на столах карты острова.(перед участниками карта острова, разделенного на части  , имеющие названия Скука, Мечта,  Страх,  Задумчивость,  Познание)

На нем, как и в любом другом месте проживания, есть любимые места, куда хочется приходить вновь и вновь. Заштрихуйте, закрасьте, отметьте место , где вы сегодня побывали и куда захочется прийти вновь.

-На этом наше путешествие подошло к концу.

Слайд 6.

-Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе

по теме «Решаем жизненные задачи. Путешествие на остров Пасхи»

1.Мотивация исследовательской деятельности.

Слайд 1

-Внимание на доску. Что вы видите перед собой? (карту)

-Что изображено на ней ? (океан)

-Какой? (Тихий)

-Что еще изображено на карте ? (материки)

-Как называется этот материк ? (обращаю внимание на материк Южная Америка)

-А сейчас что вы видите ? (появляется изображение острова, которое быстро превращается в маленькую точку)-(остров)

-Что вы можете о нем рассказать ? (появляется стрелка, запись 3700 км) (небольшой остров в Тихом океане, удален от Южной Америки на расстоянии 3700 км)

-Как же называется этот остров ? (версии)(остров Пасхи)

2.Формулировка темы.

Слайд 2

- Кто догадался о теме нашего занятия? (Путешествие на остров Пасхи)

- А почему этот остров имеет такое название?( предположения)

-В 1772 году корабль голландского путешественника Якоба Рогевена приплыл к затерянному острову в Тихом океане. Это событие произошло в первый день Пасхи. Отсюда и происходит такое название острова.

3.Постановка целей и задач исследования.

-Что вам известно об этом острове?(остров овеян тайнами)

-До сих пор остров хранит в себе много загадок и тайн. Он привлекал и привлекает внимание и историков, и географов, и путешественников, поэтов и писателей. И не случайно этому острову посвятил свое стихотворение известный поэт Валерий Брюсов. Послушайте отрывок:

Слайд 3.(выразительное чтение)  

О прошлом никто не споет нам.    

Но грозно, на каменной груде,

Стоите, в молчаньи дремотном,

Вы, страшные, древние люди!

Храня океан и утесы,

Вы немы навек, исполины!..

О, если б на наши вопросы

Вы дали ответ хоть единый!

И только, когда над волнами

Даль гаснет огнем запоздалым,

Блуждаю один я меж вами,

По древним, рассеченным скалам.

- Чем же привлекает этот остров?

- Подумайте, какова цель нашего занятия ?

-Да, мы приоткроем сегодня завесу над тайной острова Пасхи.

4.Формулировка рабочей гипотезы.

Слайд 4.(видео во время сообщения)

- Послушайте небольшую справку об этом острове и сформулируйте возникшие вопросы.

(видеоролик  во время сообщения)

Остров Пасхи (остров Рапа-Нуи) издавна был населен людьми. Первозаселенцами острова считаются полинезийцы, приплывшие к нему на плотах.

Много столетий назад остров был богат разнообразной растительностью, морскими животными, птицами. В данный момент на острове лишь около 47 видов растений , среди которых нет ни одного дерева. Среди домашних животных лишь только куры; нет  ни змей, ни летучих мышей, ни ящериц.

Всего на острове живут около 3000 человек, которые ничего не могут рассказать о своих предках.

А ведь всего лишь 600-900 лет назад остров заселяли от 7000 до 20 000 человек, изготовлявших  статуи-исполинов (моаи) весом в несколько тонн и высотой от 3 до 20 м , которые впоследствии аккуратно расставляли по всему острову.

-Какие противоречия вы заметили в моем рассказе ? (уменьшение количества пасхальцев, изготовление статуй (с какой целью изготовляли, как передвигали), изменение флоры и фауны острова)

-Какие у вас возникли вопросы? Можете вы на них ответить?

5.Планирование работы по данной теме  .

- Сформулируем   основные вопросы , на которые будем искать ответы.

1 вопрос. Почему резко сократилась численность населения острова ?

2 вопрос. Для чего изготовляли статуи-моаи и  с какой целью их расставляли их по всему острову ?

3 вопрос. Каким образом пасхальцы в 1200-1500 годах передвигали статуи без помощи современной техники?

4 вопрос .Почему произошли резкие изменения в флоре и фауне острова ?

-Что нам поможет для решения этих вопросов ? (интернет –ресурсы, географические справочники, географические журналы, энциклопедии, документальные фильмы)

6. Анализ полученных результатов , формулирование выводов.

- Я предлагаю вам работу в группах.

1 и 2 группы –историки. Первой группе нужно найти ответ на первый вопрос, второй группе на второй. Третья группа –ваяльщики -вы попробуете ответить на 3 вопрос. И ответ на 4 вопрос будет искать  четвертая группа- палеонтологи.

(ставлю карточки –названия групп)

-Вам предлагается карточка с инструкцией и необходимой информацией. Выберите ту информацию, которая ,на ваш взгляд ,является достоверной.

-На эту работу вам отводится 5 минут.

 (раздаю инструкционные карточки)

7.Отчет о проделанной работе , формулирование собственных выводов.

-Время истекло.

-Итак, какую версию для ответа на свой вопрос выбрала первая группа?

-Второй группе было предложено на выбор 3 гипотезы.С какой они согласились , сейчас мы узнаем.

-Так, каким же образом пасхальцы передвигали статуи? Слово третьей группе.

-Ответ на четвертый вопрос нам дадут палеонтологи.

-Нашли ли мы ответы на наши вопросы ?

-Да, на поставленные вопросы мы нашли ответы, но открытых вопросов остается много.

Слайд 5.

 -Если хотите узнать побольше об острове, то можно обратиться к следующим источникам…(журналам, фильмам ВВС, сайтам)

8.Подведение итога работы.

-Как, по-вашему, можно вернуть былое величие острову ? Каким образом ?(предложения)

-Чему учит нас опыт пасхальцев ?

-Опыт пасхальцев показывает, что по вине человека может произойти экологическая катастрофа, т.к. здесь была нарушена экология острова. Это как бы предостережение для всего остального мира: «Остров Пасхи одинок в Тихом океане, как Земля в космосе».

-Я предлагаю вам продолжить работу дома. Соберите дополнительную информацию по интересующим вас вопросам для проекта «Тайны острова Пасхи».

 

9.Рефлексия.

- Сегодня мы с вами побывали на острове Пасхи .У вас на столах карты острова.(перед участниками карта острова, разделенного на части  , имеющие названия Скука, Мечта,  Страх,  Задумчивость,  Познание)

На нем, как и в любом другом месте проживания, есть любимые места, куда хочется приходить вновь и вновь. Заштрихуйте, закрасьте, отметьте место , где вы сегодня побывали и куда захочется прийти вновь.

-На этом наше путешествие подошло к концу.

Слайд 6.

-Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира"Обобщение по теме"Путешествие по природным зонам России"

Это обобщающий урок по теме "Путешествие по природным зонам России" УМК "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку окружающего мира. 4 класс Тема: "Путешествие в горы".

Презентация к уроку окружающего мира по учебнику О. Т. Поглазовой "Окружающий мир" содержит материал, который знакомит обучающихся 4 класса с горами России, с растительным и животным миром, чем занима...

Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).Тема: «Путешествуем с археологами». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.Планируемые результаты:Предмет...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Путешествие по материкам». УМК "Школа России"

Тема урока: «Путешествие по материкам». Цели деятельности учителя: знакомство с понятием «физическая карта мира»; сравнение глобуса и карты; знакомство с океанами и матери...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Путешествие по Москве". УМК «Школа России».

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Путешествие по Москве". УМК «Школа России»....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Путешествие по Москве". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний учащихся о столицей нашей Родины – Москвой, с историей её возникновения,  с достопримечательностями Москвы....