Нетрадиционный урок русского языка по теме: "Урок-путешествие на остров парных согласных". 2-й класс
Тема: Написание слов с парными согласными на конце слова
Цели:
- закрепить знания учащихся о правописании парных согласных; уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
- формировать умение на практике применять правила; развить интерес к русскому языку через игровую форму обучения; обогатить словарный запас учащихся и работать над развитием речи;
- развивать положительное отношение к учебе;
- воспитывать чувство коллективизма, дружбы и сопереживания.
Оборудование:
- таблица "Парные звонкие – глухие согласные";
- карта путешествия;
- карта полушарий;
- слова – опоры;
- карточки для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
– Дорогие ребята, сегодня у нас в гостях учителя школы, и мы должны им показать, чему вы научились за это время. На уроке вы будете выполнять различные задания, давать полные правильные ответы, не забывать о том, что писать надо красиво и грамотно, внимательно слушать учителя и помогать друг другу в трудных ситуациях. Помните пословицу: "Дерево держится корнями, а человек – друзьями". Сели правильно, проверили, все ли готово к уроку из учебных принадлежностей. Сегодня мы продолжим путешествие по океану орфографических знаний. Отправляясь в путешествие, мы должны определить вид транспорта: отгадайте слово на игровом поле по шифру: Г1, Б4, А2, В3, А4 (вывешивается таблица – рисунок 1). Итак, это шхуна – двухмачтовое судно с косыми парусами.
II. Фронтальная работа с классом
Запись даты, вида работы. Знакомство с новым словарным словом.
– Запишите с красной строки с большой буквы слово океаны, в корне которого надо запомнить правописание безударной гласной О в первом слоге и безударную Е во втором слоге.
,
– Составьте предложение с этим словом.
Запись: "В _к_анах ж_вут кр_сивые ры_ки."
Учитель: Слово "океан" означает беспредельное водное пространство, без конца, без границ. Древние греки писали слово океан с большой буквы, считая его великим божеством, коварным и злым. Зато дочери океана – реки, которые текли по суше, – считались добрыми, ведь их вода в отличие от морской и океанской – не соленая, а пресная, годная для питья.
III. Чистописание
– Перед отплытием надо пройти таможенный досмотр. Вы должны приготовить документы и заполнить их чисто и аккуратно.
(Работа в тетрадях по чистописанию).
IV. Устная работа с классом
– Поднимаясь на борт корабля, необходимо предъявить билет. Сейчас каждый из вас вытянет свой билет и, если правильно выполнит задание, станет пассажиром на нашем судне.
(На карточках – слова с пропущенными парными звонкими – глухими согласными. Дети должны объяснить, какую букву нужно вставить и почему).
V. Лексико-орфографическая работа (словарь)
– Отправляясь в далекий путь, необходимо запастись провизией, в том числе и богатыми витаминами овощами. Кто знает отгадку, поднимает руку и проговаривает слово. Записываем:
- Этот овощ получил свое название за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым;
- Огородное растение с крупными семенами – горошинами;
- Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что означает голова;
- Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком;
- Этот овощ был завезен из Южной Америки, клубни его похожи на гриб трюфель, как и трюфель, он растет в земле;
- Про этот овощ сложена загадка: "Красна девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы срывали".
Ответы: огурец, горох, помидор, картофель, морковь, капуста.
– Подчеркните опасные места, поставьте ударение. Почему написание подчеркнутых букв в данных словах надо запомнить?
Вывод:
– Итак, наш путь лежит на остров парных согласных, которым руководит Господин Гласный. Давайте вспомним эти пары. (Дети хором читают пары). Ребята! Вспомните правило проверки парных согласных по звонкости-глухости, если они находятся на конце слова.
VI. Фронтальная работа по вариантам
– Но вот первое препятствие: коралловые рифы. Чтобы их преодолеть, надо правильно выполнить задание по карточкам. (Дети вставляют пропущенную букву и рядом пишут проверочное слово).
VII. Индивидуальная работа у доски:
-орт -очка у-и у-очка ко-а со-а
| -орт -очка у-и у-очка ко-а со-а
|
VIII. Физкультминутка
IX. Выборочный диктант
– Внимание! Впереди – Бермудский треугольник. Здесь бесследно исчезло множество кораблей. Видимо, члены их экипажей плохо учились в школе и не были дружны. Сможем ли мы благополучно миновать это место? Я буду читать предложения, а вы находить слова с парными согласными, требующими проверки: полосатый краб, белый парус, песчаный пляж, колючий ерш, пятнистый осьминог, скалистый берег, много медуз, дружный экипаж.
– Какие способы проверки парных согласных на конце слова вы знаете?
X. Проверка знания орфографии
– А вот перед нами мыс Безграмотландия. Здесь живут те, кто пишет с ошибками. Чтобы не остаться здесь, вы должны доказать, что хорошо знаете правила орфографии. Найдите ошибки и правильно запишите предложение:
« По берегу моря бижыт сабака дружок.»
– Какие правила здесь нарушены? Найдите основу предложения.
XI. Гимнастика для глаз
– Смотрим вдаль – близко (имитация движений). Возьмите в руки бинокли, посмотрим, не виден ли остров? (В разных углах класса развешены фигурки морских обитателей. Дет и по описанию находят их местоположение).
XII. Коллективная работа по вариантам
– Чтобы увидеть желанный остров, надо подняться на мачту и оттуда определить, где находится остров. А чтобы добраться до мачты, мы должны подобрать однокоренные слова.
- I вариант: к слову море,
- II вариант: к слову вода.
– Чем мы сейчас занимались? (Мы образовывали новые слова и разбирали их по составу). – Что такое корень слова? – Как можно назвать записанные слова?
XIII. Устная работа с классом
– Мы приближаемся к острову парных согласных. Жители острова хотят проверить ваше умение понимать язык этой страны. Для этого надо восстановить буквенный облик слов, переводя текст с фонетического на обычный. Нам потребуются переводчики.
На доске:
Слышим
дуп
сат йош глас
| Пишем
|
Дети по желанию выходят к доске и пишут слова.
XIV. Работа с деформированным текстом
– И вот последняя остановка. Надо правильно сделать запись в бортовом журнале.
На доске запись:
дну, морскому, плывет, по, краб. водой, чайки, над, летают.
XV. Подведение итогов урока
– Вот мы и добрались до острова парных согласных. Господин Гласный благодарит вас за проделанную работу. Вы показали, что многое знаете и умеете. Вы – единая команда, и в вашем единстве – сила. А на наш борт пришла телеграмма. Расшифруйте ее!
14 16 13 16 5 24 29
(По алфавиту дети разгадывают слово – молодцы!) |