Урок русского языка в 4 классе. Воспроизведение знаний о частях речи. Использование в речи группы слов на тему «Ярмарка»
статья по русскому языку (4 класс) по теме

Урок русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yarmarka.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

                  Урок русского языка в 4 классе

Воспроизведение знаний о частях речи.

Использование в речи группы слов на тему «Ярмарка»

Цели урока: работать над  уточнением и обогащением словаря учащихся;

                     уточнение знаний о частях речи;

                      развивать орфографическую зоркость и речевые умения.

Оборудование :  толковые словари,  фразеологический словарь, В.Полянчев     «Зарайская энциклопедия», презентация «Ярмарка».

1. Учитель. Сегодня на уроке мы   с вами отправимся  на ярмарку. Побывать там нам помогут иллюстрации,  музыка, тексты, которые мы увидим и услышим на уроке. Здесь же мы вспомним все , что знаем о частях речи и задумаемся над их ролью в нашей речи.

 - Прочитайте слово , записанное на доске   ЯРМАРКА.

- Может кто – то из вас объясните,   что такое ЯРМАРКА?

 - Где мы можем  узнать точное объяснение , толкование этого слова?

- Заглянем в наши словари  и прочитаем в них толкование  слова ЯРМАРКА.

 (торг, базар, который устраивается регулярно, в определенное время  года, на котором бывают различные увеселения).

 - А вот , какую информацию о ярмарке  получила из  Интернета…

   _ А знаете ли вы как образовалось это слово? Ведь  оно пришло к нам из немецкого языка, в слове как  бы две части  ЯР- год, МАРКТ – торг, рынок . базар.

- Запишите слово ЯРМАРКА в тетрадь. Поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную.

-Подумайте , как бы вы проверили написание безударной гласной в корне этого слова, зная его происхождение?

- Придумайте предложение.

2.Послушайте ст.-е  И. Токмаковой «Ярмарка».

Ярмарка, ярмарка,

Огневая, яркая,

Плясовая, жаркая,

Глянешь налево –

Лавки с товаром.

Глянешь направо-

Веселье даром.

- Определите знакомые части речи.

-Какие части речи знаете?

- Какие слова передают дух ярмарки?

-Прочитайте первое предложение еще раз  про себя.

-Проговорим  вслух .

-Теперь запишите по памяти.

Взаимопроверка.

3. Знакомство с закличками.

Наш Зарайск славился и славится своими ЯРМАРКАМИ.

- Вот . что прочитал в зарайской энциклопедии  о ярмарках …

 Зарайские ярмарки славились  многолюдием, обилием  сельхозпродукции и низкими ценами. Традиционными были пять ярмарок в году :Никольская – в мае, Троицкая и Покровская – в июне. Ильинская – в июле и Ивановская – в августе.

Многоголосая , пестрая ярмарка встречала гостей криками зазывал, спорами  торгующих, музыкой и песнями. Крутились карусели, а в балаганах ( постройка) с яркими вывесками выступали артисты. Чтобы люди подходили к лавкам , купцы, приезжающие из разных городов на ярмарку зазывали людей или закликали. Отсюда и появились в устной народной речи  заклички, которые можно было услышать на ярмарке.

-Запишите слова.

Зазывали, закликали, заклички.

-А как можно сказать по- другому? (приглашали)

-Найдите однокоренные слова.

-Вот такие заклички можно было услышать на нашей ярмарке.

Тары- бары  растабары,

Есть хорошие товары

Не товар, а сущий клад-

 Забирайте на расхват!

Иголки не ломки,

Нитки, тесемки.

Румяна, помада

Кому чего надо?!

Кому пирожки

Горячие пирожки?

С пылу, с жару,

Гривенник за пару?   ( монета в 10 копеек)

Эй, девчонки ,эй, мальчишки!

Посмотрите, что за книжки!

Есть рассказы, есть стихи,

Подойди , да и купи!

Колбаски. сосиски

Для вас и вашей киски

Налетай . покупай,

Торговать помогай!

-А можно ли этот текст назвать закличкой ? Почему?

Платки, петушки.

Расписные гребешки!

Небольшой расход!

Подходи честной народ!

-О каких петушках идет речь?

-О гребешках?

-Что значит  небольшой расход?(немного)

-Честной народ?(уважаемый, почтенный)

Запишите текст.

Проверьте.

4.-Представьте,  что мы на торговой площади ярмарки .Какие товары продаются ?

-Какой частью речи пользовались, чтобы назвать товары?

-А теперь представьте, что    купила на ярмарке различные товары ,  она описывает его , указав  его признаки, мы постараемся узнать , что купила  девочка  в лавке или балагане.

  в лавке  купила небольшой, глиняный, расписной…

Красивую  разделочную    доску

Ручные золотые часы

Небольшую глиняную кружку

Сладкие,  шоколадные    конфеты

Красивую, большую       куклу

-Какой  частью речи пользовались , описывая предмет?

Вывод!

5. Ярмарка в самом разгаре. Всюду торг, шум, говор, веселье. Послушайте музыку И. Ф. Стравинского «Петрушка».

-Может быть вам удалось представить как «зашевелилась, заходила, загудела ярмарка»?

-Какими   словами можно передать действия  людей?

-Что делают люди?

-Какой частью речи вы пользовались?

Вывод!

6. Составьте и запишите словосочетания, состоящие из глагола и существительного. Определите падеж имени существительного.

Заиграла (что?) музыка,

зазывали ( кого?) людей,

продавали ( что?) посуду,

любовался ( чем?)  игрушками,

смотрел ( на что?)  на  артистов.

7. Веселый гул стоит на ярмарке. А сколько можно услышать  в народной речи ярких метких выражений .Сейчас я буду вынимать такие сочетания слов из ярмарочного сундучка,  а вы догадайтесь, как объяснить такое выражение.

Вот так штука!   Удивление или разочарование.

Грош цена.    Имеет малую ценность или ничего не стоит.

Не ахти какой.     Не очень хороший

Дешево и сердитою.   Вполне доступно по цене и удовлетворительно по качеству

.

Слюнки потекли. Испытывать сильное желание что- то попробовать , съесть.

Уплетать за обе щеки.  Есть с большим аппетитом.

Хлеб да соль. От славянского обычая   подносить при торжественной  встрече каравай хлеба и соль тому , кого встречают,  в знак уважения.

Ходить на голове. Проказничать, озорничать,  шалить.

 8. Ярмарка .Какое веселое, доброе , звонкое слово.

     Интересно, а что же помнят и знают о ярмарках наши мамы, бабушки и дедушки.

    Послушаем наших одноклассников , которые расспросили своих близких об истории ярмарки и вот , что у них получилось.

8 Итог урока.

- Что запомнили?

-Что понравилось?

Урок  русского языка в 4 классе  по теме:

«  Воспроизведение знаний о частях речи. Использование в речи  группы слов на тему «Ярмарка».

                                       2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Как связаны части сложноподчиненного предложения"

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Как связаны части сложноподчиненного предложения", составленный по учебнику Иванова С.В....

Урок русского языка 1 класс "Планета Знаний". Перенос слов.

Урок русского языка по теме "Перенос слов" 1 класс....

Урок русского языка по теме: "Обобщение знаний о частях речи"(4 класс)

Данный урок позволяет обобщить знания о частях речи. На уроке создаются условия для самостоятельного повторения материала. Используется технология КСО....

Урок русского языка 3 класс «Планета Знаний» Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина изд. «Астрель» Тема урока: «Корень — главная значимая часть слова».

Урок русского языка  3 класс «Планета Знаний» Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина изд. «Астрель»Тема урока: «Корень — главная значимая часть слова».Дидактическая цель: создать условия для расширения ...

Урок русского языка 2 класс Обобщение знаний о частях речи

урок закрепления и обобщения знаний по теме "Части речи"...

Урок русского языка по теме: "Повторение знаний о частях речи"

Урок русского языкаКласс: 3 ОС: Школа 2100Тема урока:Повторение знаний о частях речи Тип урока:Закрепление изученного Формы работы:индивидуальная, работа в парах, работа в группах....

Конспект урока по русскому языку 2 класс Перспектива «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении»

Конспект урока по русскому языку по теме «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении» + презентация...