Урок русского языка по теме: "Обобщение знаний о частях речи"(4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Данный урок позволяет обобщить знания о частях речи. На уроке создаются условия для самостоятельного повторения материала. Используется технология КСО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 4 классе | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Урока русского языка в 4-м классе по теме: «Обобщение знаний о частях речи»
(программа «Школа России»)
Цель: усовершенствование знаний об особенностях имен существительных, прилагательных, глаголов; развитие умения сравнивать части речи по их существенным признакам, распознавать их и правильно употреблять в речи; развитие умения правильно писать безударные окончания глаголов, имен существительных и прилагательных.
Планируемые результаты:
Предметные: повторить изученный материал по теме: «Части речи»
Личностные УУД: осознание роли языка и речи в жизни людей
Познавательные УУД: распознавать части речи и определять их морфологические признаки
Коммуникативные УУД : умение строить сообщения в устной и письменной форме
Регулятивные УУД : умение анализировать, делать выводы, сравнивать
Ход урока
1. Вводно-мотивационный этап(психологический настрой) 1мин.
Прозвенел уже звонок Начинается урок А теперь все повернитесь И друг другу улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям И садитесь по местам. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие Захотели вновь прийти.
2. Актуализация ранее изученного
Прочитайте пословицу: Грамоте учиться - всегда пригодится»
- Объясните написание глаголов.
Дети записывают пословицу в прописях, работая над каллиграфией
- Как вы понимаете написанное? (Грамота нужна, чтобы учиться дальше)
-Объясните лексическое значение слова грамота? Где можно найти толкование этого слова?( в толковом словаре В. И. Даля)Грамота – от греч. чтение и письмо – умение читать и писать.
-Для чего нужно быть грамотным человеком? В народе издавна говорят: «Грамота – второй язык», «Ученье свет, а неученье тьма».
-Как вы понимаете слова «грамотный ученик» (этот ученик умеет правильно читать и писать)
-Что значит «грамматически правильно писать и говорить? Словарь дает такое толкование:
Грамматика – наука о строении языка, включает два раздела: морфологию и синтаксис.
-Что изучает морфология? (части речи)
-Что изучает синтаксис? (способы соединения слов в словосочетаниях и предложениях)
- Какие части речи вы знаете? На какие две группы их можно разделить (самостоятельные и служебные)
3. Сообщение темы урока
Всему название дано-
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным - полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,-
И все, что в памяти у нас,-
Означено словами.
Попробуйте сформулировать тему урока. (Обобщение и систематизация знаний о частях речи)
- Запишите слова в 3 столбика по типам орфограмм.
- На какие группы еще можно разделить эти слова?
Св…тить, лё…кий, ро…кий, со…нце, з…л…неет, цв…тут, сер…це, мя…кий, праз…ник.
Учитель: Вспомним все, что мы знаем о частях речи. Для этого разделимся на группы. Первая группа соберет весь материал о существительном, вторая о прилагательном, третья о глаголе, четвертая о местоимении, числительном и наречии, а пятая поработает над служебными частями речи. Каждой группе дается 5 минут для сбора информации. Затем каждая группа выступит с сообщением. (1 человек по очереди читает вопрос, все вместе обсуждаете какой ответ правильный, 1 человек записывает ответ.)
(Приложение № 1) .
Дети выступают с сообщениями.( 5-7мин)
Закрепление материала. Работа по учебнику (упр. 296). Записать части речи по группам Задание по вариантам (1в. – сущ, 2 в. – прилаг., 3 в.- глаголы. 4 в. – наречия, 5в. – числ. и местоимения. 6в. – предлоги, частицы, союзы.) Дети меняются тетрадями и пользуясь словарем проверяют написание слов.
Подводится итог работы:
«+» - я справился с работой
«-» - не справился с работой
- Найдите среди записанных слов такое, которым можно подписать рисунок.(пейзаж)
4. Закрепление и обобщение материала
1.Работа в парах сменного состава.
Записать с комментированием предложение и выполнить морфологический разбор слов
Один ученик – консультант(пользуется карточкой), второй выполняет задание.
Выдаются карточки с заданием. (приложение № 2)
Подводится итог работы:
«!» знак – у меня все получилось, я уверен в своих знаниях;
«?»знак – материал не доучил, помогали товарищи;
Знак «-» - материал не выучил, надо приложить усилия
2. Письмо от имени одной из частей речи. Дети читают письмо, обсуждают и приходят к выводу, какая часть речи написала это письмо.
- Привет! Я – самостоятельная часть речи. У меня есть число, падеж и род. Род у меня постоянный, он не меняется. Я могу обозначать явления природы, растения или животных. А в предложении я часто стою рядом с предлогом, мы дружим. Догадались, кто я?
- Добрый день! Я – самостоятельная часть речи. Дети знают, что у меня есть падеж, число и род. Только они у меня непостоянные. Обычно у меня есть слово-командир. Оно командует, в каком числе роде или падеже мне стоять. У меня есть очень хорошие и ласковые слова, как, например, «пушистый», «гладкий». Узнали меня?
- Здравствуйте! Я – самостоятельная часть речи. У меня может быть род, время, лицо, число. Род есть только в прошедшем времени, а лицо только в настоящем и будущем. Меня очень легко отличить от других частей речи – по времени. Например, изменяем слово «мастерить»: вчера мастерил, сейчас мастерю и завтра буду мастерить. Узнали меня?
- Привет! Я – служебная часть речи. Я не обозначаю ни действия, ни предмета, зато я служу для связи слов в предложении. Мои друзья – имя Существительное и имя Прилагательное . Они самостоятельные части речи, а я служебная. Но это не мешает нашей дружбе. Только тексты телеграмм могут без меня обойтись. А в остальных случаях, чтобы речь была красивой и связной, я становлюсь в нужных местах. Это моя работа! Узнали меня?
Ответы: 1. Имя существительное. 2. Имя прилагательное. 3. Глагол. 4. Предлог.
5.Работа по учебнику упр.297
- Прочитайте стихотворение М. Моравской. Спишите, укажите над словами части речи.
-Подготовьтесь объяснить по каким признакам вы определили части речи.
6. Итог урока. Рефлексия.
-Каждый оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. На доске записаны две пословицы.
«Дело мастера боится»
«Добрый разум не наживают сразу»
-Выбираем и записываем ту пословицу, которая соответствует вашим знаниям.
Приложение №1
Имя существительное
1. Что обозначает?
2.На какой вопрос отвечает?
3.Как изменяется?
4. Какие грамматические признаки имеет?
5. Какая форма является начальной у имени существительного?
6. Чем является в предложении?
Имя прилагательное
1. Что обозначает?
2.На какой вопрос отвечает?
3.Как изменяется? Имя прилагательные обычно командует или подчиняется?
4.Какие грамматические признаки имеет?
5. Какая форма является начальной у имени прилагательного?
6. Чем является в предложении?
Глагол
1. Что обозначает?
2.На какой вопрос отвечает?
3.Как изменяется?
4. Какие грамматические признаки имеет?
5. Какая форма является начальной у глагола?
6. Чем является в предложении?
Наречие
1. Что обозначает?
2.На какой вопрос отвечает?
4. Как изменяется?
5. Чем является в предложении?
Имя числительное
1. Что обозначает?
2. На какие группы делится?
Местоимение
1.На что указывает?
2. Как изменяется?
3.Какие грамматические признаки имеет?
4. Какая форма является начальной?
5.Чем является в предложении?
Служебные части речи.
1. Что выражает, связывает, вносит?
2.Для чего служит?
Приложение № 2
1 вариант
1. Записать предложение по диктовку.
2. Объяснить орфограммы.
3.Сделать морфологический разбор слов.
Осиновый3 листок дрожал на ветру3.
Осиновый – осина слов. слово, суффикс -ов-; листок – лист; дрожал – дрожь, орфограмма пробел - на сильном ветру, ветер слов. слово.
Осиновый – прилаг, (какой?), н.ф. – осиновый, м.р., в И. п., в ед.ч., опред.
На ветру – сущ., (на чем?),н.ф. ветер, нариц, неодуш, м.р., 2 скл., в П. п., в ед ч., дополн.
Разобрать предложение по членам, надписать части речи*
2 вариант
1. Записать предложение по диктовку.
2. Объяснить орфограммы.
3.Сделать морфологический разбор слов
По широкому шоссе мчались3 машины3.
Предлог по относится к сущ., широкому – ши пиши с и, окончание – ому (какому?), шоссе – слов. слово, мчались – ча пишу с а, ь знак показатель мякг. звука, машины – ши пиши с и, слов. слово.
Мчались – глаг. (что делали?), н.ф. – мчаться, 1 спр., в прош. вр., во мн. ч., 3 л., несов. вида, невозвр., сказ.
Машины – сущ., (что?), н.ф. - машина, нариц., неодуш, во мн. ч. , 1 скл., в И. п., подл.
Разобрать предложение по членам, надписать части речи*
3 вариант
1. Записать предложение по диктовку.
2. Объяснить орфограммы.
3.Сделать морфологический разбор слов
Весной ласковое солнце пригревает3 мокрую землю3.
Весной – вёсны, ласковое – какое? ср. р., суффикс -ов-; солнце - солнечный , пригревает – прист. при-, греть, 1 спр. окончание –ет, мокрую – какую?
Пригревает – глаг., (что делает?), н.ф. – пригревать, соверш.вида, невозврат., 1 спр., в наст. вр., в 3 л., в ед.ч., сказуемое.
Землю – сущ.. (что?), н.ф. – земля, нариц, неодуш, ж.р., 1 скл.,в В п., в ед.ч., дополн.
4 вариант
1. Записать предложение по диктовку.
2. Объяснить орфограммы.
3.Сделать морфологический разбор слов
Тяжелый самолет3 летит над морским3 заливом.
Тяжелый – тяжесть, самолет – сам, соединительная о в сложном слове, летит – полёт, предлог над относится к сущ., морским – море. Заливом – приставка за-, В Т.п. – оконч. –ом.
Самолет – сущ., (что?), н.ф. – самолет, нариц., неодуш, м. р., 2 скл., в И. п., в ед.ч., подлеж.
Морским – прилаг., (каким?), н. ф. – морской, м.р, в ед. ч., в Т. п., 1 скл., опред.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ урока русского языка по теме: "Имя существительное как часть речи" 3 класс
Самоанализ урока русского языка по теме: "Имя существительное как часть речи" 3 класс "Школа России" ФГОС...
План-конспект урока по русскому языку "Обобщение и систематизация знаний о частях речи" 3 класс
Игра является необходимым средством обучения учащихся начальных классов. Специально подбираемые к тому или иному уроку игры помогают решению многих учебных задач.На протяжении четырех лет я провожу не...
Урок русского языка по теме: "Повторение знаний о частях речи"
Урок русского языкаКласс: 3 ОС: Школа 2100Тема урока:Повторение знаний о частях речи Тип урока:Закрепление изученного Формы работы:индивидуальная, работа в парах, работа в группах....
Технологическая карта урока русского языка на тему: «Повторение по теме Части речи» 2 класс.
Класс: 2 «А»Цель: Повторение по теме «Части речи»Задачи:-формировать у учащихся познавательную мотивацию к изучению русского языка;-обобщить знания учащихся по теме «Част...
Конспект урока русского языка по теме: "Разбор глагола как части речи" 3 класс УМК "Перспектива"
План-конспект урока русского языка (3 класс)Тема: Разбор глагола как части речиЦель: формирование представления о разборе глагола как части речиПланируемые результаты:Педметные:-знать грамматическое п...
Конспект урока русского языка по теме: "Имя прилагательное как часть речи", 3 класс, УМУ "Перспектива"
Цели деятельности учителя: формирование языковой компетентности младших школьников посредством углубления, обобщения и систематизации знаний об имени прилагательном и выработки практ...
Ссылка на урок русского языка по теме "Имя существительное как части речи" 2 класс "Школа России".
https://yadi.sk/i/wqRCIbWsNvCgeg...