Урок русского языка по теме: "Повторение знаний о частях речи"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Терлецкая Наталья Владимировна

Урок русского языка

Класс: 3

ОС: Школа 2100

Тема урока:

Повторение знаний о частях речи

 

Тип урока:

Закрепление изученного

 

Формы работы:

индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

 

Цель урока:

обобщение и закрепление знаний о частях речи.

 

Задачи урока:

развитие коммуникативных навыков через работу в парах, группах, оценку и самооценку деятельности;  развитие речи, орфографической зоркости, воображения; обогащение активного словаря, создание благоприятного психологического климата на уроке.

 

Структура урока:

1. Психологический настрой на урок

2. Мотивация учебной деятельности.

3. Постановка темы, цели урока, составление плана 

4. Минутка чистописания

5. Словарный диктант

6. Обобщение знаний  о частях речи

·         Выборочный диктант

·         Составление предложения

7. Физкультминутка

·         Морфологический разбор частей речи

8. Обобщение знаний о членах предложения

9. Работа в группах

10. Рефлексия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока70.5 КБ
Office presentation icon Презентация1.55 МБ
Microsoft Office document icon Памятки19.5 КБ
Microsoft Office document icon Материал для печати33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Класс: 3

ОС: Школа 2100

Тема урока: 

Повторение знаний о частях речи

Тип урока: 

Закрепление изученного

Формы работы: 

индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Цель урока: 

обобщение и закрепление знаний о частях речи.

Задачи урока:

развитие коммуникативных навыков через работу в парах, группах, оценку и самооценку деятельности;  развитие речи, орфографической зоркости, воображения; обогащение активного словаря, создание благоприятного психологического климата на уроке.

Структура урока:

1. Психологический настрой на урок

2. Мотивация учебной деятельности.

3. Постановка темы, цели урока, составление плана  

4. Минутка чистописания

5. Словарный диктант

6. Обобщение знаний  о частях речи

  • Выборочный диктант
  • Составление предложения

7. Физкультминутка

  • Морфологический разбор частей речи

8. Обобщение знаний о членах предложения

9. Работа в группах

10. Рефлексия.

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Психологический  настрой

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить

Но искорку счастья луча золотистого

Ты сможешь, ты в силах друзьям подарить!

- Подарите, ребята друг другу искорку счастья! Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам

И вот на такой позитивной ноте мы и начнем на сегодняшний урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Показываю картинку (солнышко)

Записывают классная работа

Рассматривают на слайде картинку. Улыбаются.

Формирование эмоциональной отзывчивости

2. Мотивация учебной деятельности.

-Прочитайте девиз нашего урока: «Мир освещается солнцем, а человек - знанием»

-К какому жанру устного народного творчества относится это предложение? Как вы понимаете ее смысл? Для чего человеку нужны знания?

Показываю слайд с пословицей

Высказывают свои мнения.

Работают над смысловым значением пословицы.

Умение высказывать свое предположение на основе данного материала, слушать и понимать речь других.

3. Постановка темы, цели урока, составление плана

В третьем классе  по русскому языку мы получили много новых знаний.  На сегодняшнем уроке мы должны закрепить полученные знания. А вот о чём конкретно мы сегодня будем говорить, вы должны догадаться сами.

Действительно, сегодня мы должны вспомнить всё, что мы знаем о частях речи.

Давайте определим части речи в этой пословице

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Повторение знаний о частях речи»

Давайте составим план нашей деятельности на уроке:

  1. Минутка чистописания
  2. Словарный диктант
  3. Обобщение знаний о частях речи
  4. Части речи и члены предложения
  5. Итоги урока

Над словами пословицы возникают знаки вопроса

На экране появляется

тема урока и

план

Учащиеся высказывают предположения, определяют тему урока.

Определяют части речи

Составляют план деятельности

Определение темы, цели деятельности

с помощью учителя

4. Минутка чистописания

Вспомните девиз нашего урока. Самое важное слово в нём «знание».  Поэтому на минутке красиво письма мы будем писать  букву з в соединении с другими буквами.

за  зи    зд  зв  зн

Обведите зелёным карандашом самое красивое сочетание букв

Подберите слова, которые начинаются с этих сочетаний

Записывают сочетания букв

Устно подбирают слова

5. Словарная работа.

Наш  диктант сегодня будет с  взаимопроверкой.  Будьте внимательны.

подъёмная конструкция,

стеклянный сосуд без ручки для напитков

слово, которое мы используем, когда прощаемся

мельчайшие капли воды в воздухе

цитрусовый плод

падение воды с отвесной скалы

как называют часть луны и единицу времени

цвет

плод

приём пищи между завтраком и ужином

Подчеркните орфограммы.

Возьмите карандаши, обменяйтесь тетрадями со своими соседями по парте, проверьте и помогите мне вставить пропущенные орфограммы.

Итак,  кого в словарном диктанте 3 и более ошибок? 2 ошибки? одна? нет ошибок?

Какое слово лишнее?  Подчеркните его.

Оцените свою работу на словарном диктанте

лестница

стакан

до свидания,

облако

апельсин

водопад

месяц

жёлтый

яблоко

обед

до свидания-предлог

водопад – слож.слово

жёлтый – прилаг.

лестница – непр согл

Умение работать с языковым материалом.

Умение находить орфограмму в слове.

Умение анализировать,  сравнивать, выделять существенные признаки

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Обобщение знаний  о частях речи

Итак, что мы знаем о частях речи?. На какие две группы можно их разделить?

Назовите самостоятельные части речи.

Назовите служебные части речи.

Почему все части речи мы разделили на две группы, чем они отличаются друг от друга?

На экране  появляются части речи.

Умение анализировать,  сравнивать, выделять существенные признаки

Умение слушать и понимать других.

Выборочный диктант

Сейчас мы проверим, как вы знаете части речи. Я буду вам диктовать слова, вы будете записывать не все подряд. А по вариантам: 1 вариант – самостоятельные части речи, 2 вариант  - служебные.

День, жаркий, в, бы, светит, ай, мы, и, на, но, высоко, ох, земля.

Оцените свою работу.

Дети записывают в тетрадях. Два человека работают у доски.

Группировать слова по частям речи.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Составление предложения из слов

Внимание! Перед вами слова: луг, расцветать, белый,  ромашка. Составьте из них предложение.

На лугу расцвели белые ромашки. 

Определите части речи и запишите их над словами.

Физкультминутка

Раз уж сегодня мы говорим о частях речи, наша физкультминутка тоже будет связана с частями речи.

Существительное – руки вверх, прилагательное – в стороны, глагол – присели.

Жираф, добрый, писать, улыбка, плачу, радость, радостный, рисовать, хмурый, бегу, огромный, радуга

Проектор выключить!!!

Морфологический разбор частей речи

В этом предложении нужно разобрать все слова как части речи.  Какую часть речи мы не будем разбирать? Помогут вам при разборе памятки

Все слова разбираем у доски, последнее самостоятельно.

Проверяем и оцениваем свою работу

Вывешиваю на доску памятки

Развиваем умения извлекать информацию из памятки

Части речи и члены предложения

Вспомните, когда мы с вами планировали свою деятельность на уроке, мы говорили, что часто дети путают части речи и члены предложения, давайте вспомним, какие бывают члены предложения. Как мы их обозначаем? Разберите предложения по членам предложения.

Выключить проектор!

Разбирают предложение по членам предложениям

Работа в группах

Ой, смотрите, что произошло! На лугу исчезли ромашки. Мы должны вернуть лугу прежний вид и снова посадить ромашки. Ромашки у меня есть. Но на них есть задания. Задания достаточно сложные, поэтому выполнять мы их будем в группах. На лепестках ромашки нужно записать все признаки той части речи, что записана в центре. Помните, первым к работе приступает самый слабый ученик. Заканчивает работу самый сильный.

Записывают признаки частей речи

Планирование учебного сотрудничества

Умение работать в группе

Дополнительный материал

Корень мой из слова ПРИКРЕПИТЬ,

 Суффиксы, что и в слове ВАРИЛА  ,

 Приставка в слове ЗАПИСКА,

 Окончание в слове КОНЬКИ.

 (Ответ - ЗАКРЕПИЛИ)

Рефлексия.

Наш урок подошёл к концу. Поделимся впечатлениями об уроке.  

 

Зачем нам был нужен этот урок? Какую задачу ставили? Удалось решить поставленные задачи?

За что вы можете похвалить себя? За что похвалите одноклассников?

Оцените свою работу на уроке сигнальной карточкой.

Спасибо за работу на уроке!

Формирование личной ответственности за результат своего труда

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Мир освещается солнцем, а человек - знанием» ? ? ? ? ? ?

Слайд 3

Тема урока: "Повторение знаний о частях речи"

Слайд 4

План нашей деятельности уроке: Минутка чистописания Словарный диктант 3. Обобщение знаний о частях речи 4. Части речи и члены предложения 5. Итоги урока

Слайд 5

Минутка чистописания «Мир освещается солнцем, а человек - знанием» знанием

Слайд 6

Словарный диктант «Мир освещается солнцем, а человек - знанием»

Слайд 17

Лес…ница, ст..кан, до св..дан…, обл..ко, ..п..льсин, в..д..па.., мес..ц, ж..лтый, ябл..ко, ..бе... доволен своей работой НЕ доволен своей работой не очень доволен своей работой Оцените свою работу на словарном диктанте

Слайд 18

Части речи имя существительное имя прилагательное глагол местоимение наречие имя числительное предлог союз частица междометье самостоятельные служебные доволен своей работой не очень доволен своей работой НЕ доволен своей работой

Слайд 19

на луг расцветать белый ромашка

Слайд 20

пред. сущ. глаг. прил. сущ. На лугу расцвели белые ромашки.

Слайд 21

Физкультминутка

Слайд 22

Члены предложения подлежащее сказуемое обстоятельство определение дополнение главные второстепенные

Слайд 23

пред. сущ. глаг. прил. сущ. На лугу расцвели белые ромашки.

Слайд 25

Корень мой из слова СКРЕПКА, Суффиксы, что и в слове ВАРИЛА , Приставка в слове ЗАПИСКА, Окончание в слове КОНЬКИ ЗАКРЕПИЛИ Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

………… - (вопрос), имя сущ., н.ф., одуш. или неодуш., род, число

………… - (вопрос), имя прил., н.ф., род, число

………… - (вопрос), глагол, н.ф., время, число, род (если возможно)



Предварительный просмотр:

Имя существительное

отвечает на вопросы

обозначает

бывает

изменяется

изменяется

Имя

прилагательное

отвечает на вопросы

обозначает

связано с

изменяется

              изменяется

Глагол

отвечает на вопросы

обозначает

изменяется

изменяется

в п.вр. изменяется

Местоимение

отвечает на вопросы

не обозначает, а указывает на

бывают

изменяется

в 3л. ед. ч. изменяется

Имя существительное

отвечает на вопросы

обозначает

бывает

изменяется

изменяется

Имя прилагательное

отвечает на вопросы

обозначает

связано с

изменяется

              изменяется

Глагол

отвечает на вопросы

обозначает

изменяется

изменяется

в п.вр. изменяется


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Части речи в русском языке".

Урок открытия новых знаний. Проводится в технологии критического мышления....

Урок русского языка по теме: "Обобщение знаний о частях речи"(4 класс)

Данный урок позволяет обобщить знания о частях речи. На уроке создаются условия для самостоятельного повторения материала. Используется технология КСО....

Презентация к уроку русского языка по теме "Повторение знаний об имени прилагательном"

Данный материал разработан для урока по УМК "Школа 2100" и способствует более продуктивной работе учащихся на уроке при повторении знаний по теме "Имя прилагательное"...

Урок русского языка 2 класс Обобщение знаний о частях речи

урок закрепления и обобщения знаний по теме "Части речи"...

План-конспект урока по русскому языку "Обобщение и систематизация знаний о частях речи" 3 класс

Игра является необходимым средством обучения учащихся начальных классов. Специально подбираемые к тому или иному уроку игры помогают решению многих учебных задач.На протяжении четырех лет я провожу не...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Повторение по теме Части речи» 2 класс.

Класс: 2 «А»Цель: Повторение по теме «Части речи»Задачи:-формировать у учащихся познавательную мотивацию к изучению русского языка;-обобщить знания учащихся по теме «Част...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: "Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи". УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении;Задачи урокаДидактические:1. учить распознавать личные местоим...