Урок русского языка 3 класс «Планета Знаний» Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина изд. «Астрель» Тема урока: «Корень — главная значимая часть слова».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 3 класс «Планета Знаний» Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина изд. «Астрель»
Тема урока: «Корень — главная значимая часть слова».
Дидактическая цель: создать условия для расширения понятия о корне как смысловом ядре слова.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Вид урока: урок-исследование.
Задачи урока:
познавательная — создать условия для расширения и углубления знаний о корне как смысловом ядре слова; упражнять в выделении корня, уметь находить отличие однокоренных слов от форм одного слова, от слов имеющих сходную буквенную форму записи;
развивающая — учить выдвигать гипотезы, анализировать, побуждать обучающихся к формированию проблемы и поиску путей её решения; способствовать формированию умения строить речевое высказывание в устной форме;
воспитывающая — способствовать формированию реалистичной оценки индивидуальной деятельности на уроке и коллективной; учить работать в паре, группе, выслушивать разные точки зрения своих одноклассников;
Методы обучения: проблема, исследование.
Формы организации познавательной деятельности: работа в в группе , в паре, индивидуальная, фронтальная работа.
Средства обучения: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, рабочие тетради с печатной основой, карточки для работы в группе и в паре.
Планируемые результаты:
-личностные: формирование учебно-познавательной мотивации учения; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе; умение проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
- предметные: закреплять и при необходимости корректировать изученные способы действий правописания слов с безударными гласными, закреплять и корректировать понятие и умение о родственных словах, формировать навык устной и письменной речи.
Этап урока | Содержание | Деятель ность учителя | Деятель ность обучаю щихся | Формирование УУД |
1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент (психологичес- кий настрой). Постановка учебной задачи. | Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. А вот какие тайны мы сегодня будем открывать вы сейчас узнаете. (на доске слова) сахар, конфета, сахарница Что вы можете сказать про эти слова? Какая это часть речи? Какое слово в данной группе может быть лишним? Почему? Обозначьте корень в однокоренных словах. Кто может нам сказать какие же тайны мы сегодня будем открывать? | Задаёт вопросы. | Отвеча ют на вопросы. | Коммуникат.УУД: готовность к деятельности: слушать и вести диалог; положительная эмоциональная направлен- ность. |
2. Актуализация опорных знаний и мотивация. 3. Открытие нового знания. | Что такое КОРЕНЬ? У каких предметов есть корень?Какие корни вы знаете, видели? Давайте посмотрим в толковом словаре Ожегова что такое «корень»? Какие орфограммы связаны с корнем слова? Задание: соберите семью однокоренных слов. На доске слова: рыба, рыбачить, ловить, рыбка, рыбный, окунь, рыбак. Давайте понаблюдаем можно ли объяснить значение этих слов, используя одно слово? Рыба — животное, дышащее жабрами, с конечностями в виде плавников тело покрыто чешуёй. Рыбачить — ловить рыбу. Какое слово мы использовали для объяснения? (рыба) Рыбка - маленькая рыба. Ловить — стараться схватить, захватывать кого-то что-то. Рыбный суп — сваренный из рыбы. Окунь — речное (морское) животное с красноватыми плавниками. Рыбак — тот, кто ловит рыбу. В каких словах мы использовали для объяснения смысла, слово РЫБА? Рыба, рыбка, рыбачить, рыбак, рыбный. Какие же слова мы будем называть родственными? Запишите в тетрадь только родственные слова и выделите корень.
| задаёт вопросы | Отвечают на вопросы, предлагают свои варианты «КОРНЕЙ» см. работа в тетради. | Познават.УУД: Характеристика объекта по одному или нескольким признакам. Осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение. Определять умения на основе изученного правила. Определить круг своего не знаю на этом этапе урока. Личностн.УУД: применять правила делового сотрудничества. Регулятивн.УУД: оценивать результаты деятельности. |
Ребята, а теперь закройте корень и прочитайте ту часть слова, которая осталась. Понятно о чем идет речь? А теперь сделайте наоборот. Закройте части слова и прочитайте его корни. Можно догадаться о чем идет речь? Какую же функцию выполняет корень? Итак, что же нужно сделать, чтобы найти КОРЕНЬ в слове? | КОРЕНЬ — это главная значимая часть слова, в нём заключается смысл слова. Объяснить значение слова, используя одинаковое (одно) слово. | РУУД: определить цель выполнения заданий на уроке с помощью учителя. КУУД: оформлять свои мысли в монологической речи. | ||
3. Этап учебно – познавательной деятельности. Первичное закрепление. в знакомой ситуации (типовой) 4. Физминутка 5. Включение нового знания в систему знаний и повторение, в изменённой ситуации (конструктивной) 6. Домашнее задание. 7. Рефлексия деятельности. Итог урока. | Стр 92 упр 7 Запишите цепочку слов в тетрадь, выделите корень и значимые части. А какие значимые части слов вы знаете? Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга. А теперь проверим вашу внимательность. Если я буду называть однокоренные слова, вы должны хлопнуть в ладоши. А, если я буду называть не однокоренные слова, тогда вы должны присесть. Желтый, желтенький дорожка, тропинка сосна, сосновый руки, ладошки парта, стол города, пригородный дом, здание машина, автомобиль сова, совушка. Работа в группах. Подумайте являются ли данные слова однокоренными? Докажите почему вы так считаете. Сажать, сажа, саженцы. А теперь еще труднее задание получает каждая пара. Выписать в тетрадь однокоренные, родственные слова, выделить корень. Будьте внимательны, одинаковая часть в слове еще не говорит о их родстве. Работа в парах. Стр 93 упр 11 Подумайте, являются ли слова: родник, родина, народ однокоренными, имеется ли между ними историческое сходство? За консультацией можно обратиться к этимологическому словарю. Какую тайну о корнях слов мы сегодня узнали? Как определить являются ли слова однокоренными? Продолжите фразы... Мне сегодня удалось.... Я теперь умею.... | Предлагает задание направляет деятельность учеников подготовка к следующей теме « исторический корень слов, этимология слова» предлагает задание | Выполняют задание хлопок приседание хлопок приседание приседание хлопок приседание приседание хлопок сажа — это копоть, черный налет КОРЕНЬ — это главная значимая часть слова, в нём заключается смысл слова. Объяснить значение слова, используя одинаковое (одно) слово. | ПУУД: классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи РУУД: определить план выполнения заданий. Контроль, коррекция и оценка выполненных действий при волевой само регуляции. РУУД: ставить учебную задачу, корректировать деятельность, осуществлять пошаговый контроль. ПУУД: анализировать с целью выделения существенных признаков, построение логической цепочки рассуждений. КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданиями и условиями коммуникации РУУД: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс, анализировать. ЛУУД: принимать правила делового сотрудничества. ПУУД: классифицировать объекты: объединять в группы по существенному признаку. Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения. КУУД: Владение монологической и диалогической формами речи. РУУД: оценивать учебные действия, освоение начальных форм познавательной рефлексии. ЛУУД: мотивировать свои действия, выражать положительное отношение к процессу познания. |
4. Физминутка 5. Включение нового знания в систему знаний. б) в изменённой ситуации (конструктивной) 6. Домашнее задание. 7. Рефлексия деятельности. Итог урока. | Проверим вашу внимательность. Если я называю однокоренные слова, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если я называю не однокоренные слова, вы выполняете приседание. Жёлтый, жёлтенький тропинка, дорожка сосна, сосновый вода, водяной дом, здание стол, парта города, пригородный ковёр, палас А как называются слова, близкие по значению? А противоположные? А теперь поработаем в группах. Каждая группа получает цепочку слов. Петя и Маша считают, что ВСЕ слова являются однокоренными, родственными. Правы ли ребята? Докажите это. Сажать, сажа, саженцы. Работа в парах.См. ПРИЛОЖЕНИЕ для тех, кто справится с заданием, на стр 92 упр 9 записать слова, соответствующие данным схема. Стр 93 упр 11 Подумать являются ли слова : родник, родина, народ однокоренными. ПОЧЕМУ? Имеется ли историческое родство между этими словами? Какую тайну однокоренных слов мы открыли на уроке? Какие мы получили результаты? Что на уроке у вас хорошо получалось? Над чем еще нужно поработать?Мне сегодня удалось... Теперь я умею... | хлопок приседание хлопок хлопок приседание приседание хлопок приседание синонимы антонимы Работа в группах Работа в парах Индивидуальная работа. Отвечают, обобщают, подводят итог работы. | РУУД: ставить учебную задачу, корректировать деятельность, осуществлять пошаговый контроль. ПУУД: анализировать с целью выделения существенных признаков, построение логической цепочки рассуждений. КУУД: умение с достаточной полнотой иРУУД: оценивать учебные действия, освоение начальных форм познавательной рефлексии. ЛУУД: мотивировать свои действия, выражать положительное отношение к процессу познания. точностью выражать свои мысли в соответствии с заданиями и условиями коммуникации РУУД: оценивать учебные действия, освоение начальных форм познавательной рефлексии. ЛУУД: мотивировать свои действия, выражать положительное отношение к процессу познания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики 1 класс "Планета знаний" по теме "Больше. Меньше. Столько же"
Цель: раскрытие смысла отношений «столько же», «больше», «меньше»....
урок русского языка УМК "Планета Знаний" тема "Род имён существительных" 3 класс
В презентации дана словарная работа, закрепление по теме "Род имён существительных"...
Урок математики. 4 класс. Планета знаний. Тема. Чтение и запись чисел.
Конспект урока математики. 4 класс. Данный урок повторительно-обобщающий. Урок построен так, чтобы ученики вспомнили всё, что знают о нумерации мнигозначных чисел и проверили себя по данной теме. К ур...
Урок русского языка УМК «Планета знаний» 4 класс, IV четверть Тема урока: «Повторение в конце года. Глагол и его личные формы»
Повторение в конце года...
Конспект урока. Тема "Корень – главная значимая часть слова"
Коспекты уроков, занятий для учителей начальной школы. УМК "Планета Знаний"...
Урок русского языка (УМК Планета знаний)Тема: Упражнение в установлении связи слов в предложении. (3 класс)
Данный урок предназначен для проведения в 3 классе УМК "Планета Знаний"...
Технологическая карта урока русского языка УМК «Планета знаний» Тема: «Орфограммы в корне слова. Слабая и сильная позиция звуков в словах» 2 «В» класс
В ходе урока дети узнают о слабой и сильной позиции (местоположении) звуков в словах, познакомятся с понятием "орфограмма",в результате выполнения ряда заданий коллективно составят алг...