Урок русского языка 3 класс «Планета Знаний» Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина изд. «Астрель» Тема урока: «Корень — главная значимая часть слова».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

 Скороходова Елена Николаевна
Урок русского языка  3 класс «Планета Знаний» Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина изд. «Астрель»
Тема урока: «Корень — главная значимая часть слова».
Дидактическая цель: создать условия для расширения  понятия о корне как смысловом ядре слова.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Вид урока: урок-исследование.
Задачи урока: 
познавательная — создать условия для расширения и углубления знаний  о корне как смысловом ядре слова; упражнять в выделении корня,  уметь находить отличие однокоренных слов от форм одного слова, от слов имеющих сходную буквенную форму записи;
развивающая — учить выдвигать гипотезы, анализировать, побуждать обучающихся к формированию проблемы и поиску путей  её решения;  способствовать формированию умения строить речевое высказывание в устной форме;
воспитывающая — способствовать формированию реалистичной оценки  индивидуальной деятельности на уроке  и коллективной; учить  работать в паре, группе, выслушивать разные точки зрения своих  одноклассников;
Методы обучения:  проблема, исследование.
Формы организации познавательной деятельности: работа в  в группе , в паре, индивидуальная, фронтальная работа.
 Средства обучения: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, рабочие тетради с печатной основой, карточки для работы в группе и в паре.
Планируемые результаты:
-личностные: формирование учебно-познавательной мотивации учения; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе; умение проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
- предметные: закреплять и при необходимости корректировать изученные способы действий правописания слов с безударными гласными, закреплять и корректировать понятие  и умение о родственных словах, формировать навык устной и письменной речи.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon технологическая карта урока43 КБ

Предварительный просмотр:


Урок русского языка  3 класс «Планета Знаний» Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина изд. «Астрель»

Тема урока: «Корень — главная значимая часть слова».

Дидактическая цель: создать условия для расширения  понятия о корне как смысловом ядре слова.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Вид урока: урок-исследование.

Задачи урока:

познавательная — создать условия для расширения и углубления знаний  о корне как смысловом ядре слова; упражнять в выделении корня,  уметь находить отличие однокоренных слов от форм одного слова, от слов имеющих сходную буквенную форму записи;

развивающая — учить выдвигать гипотезы, анализировать, побуждать обучающихся к формированию проблемы и поиску путей  её решения;  способствовать формированию умения строить речевое высказывание в устной форме;

воспитывающая — способствовать формированию реалистичной оценки  индивидуальной деятельности на уроке  и коллективной; учить  работать в паре, группе, выслушивать разные точки зрения своих  одноклассников;

Методы обучения:  проблема, исследование.

Формы организации познавательной деятельности: работа в  в группе , в паре, индивидуальная, фронтальная работа.

 Средства обучения: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, рабочие тетради с печатной основой, карточки для работы в группе и в паре.

Планируемые результаты:

-личностные: формирование учебно-познавательной мотивации учения; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе; умение проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

- предметные: закреплять и при необходимости корректировать изученные способы действий правописания слов с безударными гласными, закреплять и корректировать понятие  и умение о родственных словах, формировать навык устной и письменной речи.

Этап урока

Содержание

Деятель

ность учителя

Деятель

ность обучаю

щихся

Формирование УУД

1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент

(психологичес-

кий настрой). Постановка учебной задачи.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

А вот какие тайны мы сегодня будем открывать вы сейчас узнаете.

(на доске слова)

сахар, конфета, сахарница

Что вы можете сказать про эти слова?

Какая это часть речи?

Какое слово в данной группе может быть лишним? Почему?

Обозначьте корень в однокоренных словах.

Кто может нам сказать какие же тайны мы сегодня будем открывать?

Задаёт вопросы.

Отвеча

ют на вопросы.

Коммуникат.УУД:

готовность к деятельности: слушать и вести

диалог; положительная эмоциональная направлен-

ность.

2. Актуализация опорных знаний и мотивация.

3. Открытие нового знания.

Что такое КОРЕНЬ?

У каких предметов есть корень?Какие корни вы знаете, видели?

 Давайте посмотрим в  толковом словаре Ожегова что такое «корень»?

Какие орфограммы связаны с корнем слова?

Задание: соберите семью однокоренных слов.

На доске слова: рыба, рыбачить, ловить, рыбка, рыбный, окунь, рыбак.

Давайте понаблюдаем можно ли объяснить значение этих слов, используя одно слово?

Рыба — животное, дышащее жабрами, с конечностями в виде плавников тело покрыто чешуёй.

Рыбачить — ловить рыбу. Какое слово мы использовали для объяснения? (рыба)

Рыбка -  маленькая  рыба.

Ловить — стараться схватить, захватывать кого-то что-то.

Рыбный суп — сваренный из рыбы.

Окунь —  речное (морское) животное с красноватыми плавниками.

Рыбак — тот, кто ловит рыбу.

В каких словах мы использовали для объяснения смысла, слово  РЫБА?  Рыба, рыбка, рыбачить, рыбак, рыбный.

Какие же  слова мы будем называть родственными?

Запишите в тетрадь только родственные слова и выделите корень.

 

задаёт вопросы

Отвечают на вопросы, предлагают свои варианты «КОРНЕЙ»

см. работа в тетради.

Познават.УУД:

Характеристика объекта по одному или нескольким признакам. Осуществлять сравнение,

строить логическое рассуждение. Определять умения на основе изученного правила.

Определить круг своего не знаю на этом этапе урока.

Личностн.УУД: применять правила делового сотрудничества.

Регулятивн.УУД:

оценивать результаты деятельности.

Ребята, а теперь закройте корень и прочитайте ту часть слова, которая осталась. Понятно о чем идет речь?

А теперь сделайте наоборот. Закройте части слова и прочитайте его корни. Можно догадаться о чем  идет речь? Какую же функцию выполняет корень?

 Итак, что же нужно сделать, чтобы найти КОРЕНЬ в слове?

КОРЕНЬ — это главная значимая часть слова, в нём заключается смысл слова.

Объяснить значение слова, используя одинаковое (одно) слово.

РУУД: определить цель выполнения заданий  на уроке с помощью учителя.

КУУД: оформлять свои мысли в монологической речи.

3. Этап учебно – познавательной деятельности. Первичное закрепление.

 в знакомой ситуации

(типовой)

4. Физминутка

5. Включение нового знания в систему знаний и повторение,

 в изменённой ситуации

(конструктивной)

6.  Домашнее задание.

7. Рефлексия деятельности. Итог урока.

Стр 92 упр 7

Запишите цепочку слов в тетрадь, выделите корень и значимые части. А какие значимые части слов вы знаете?

Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга.

А теперь проверим вашу внимательность.

Если я буду называть однокоренные слова, вы должны хлопнуть в ладоши. А, если я буду называть не однокоренные слова, тогда вы должны присесть.

Желтый, желтенький

дорожка, тропинка

сосна, сосновый

руки, ладошки

парта, стол

города, пригородный

дом, здание

машина, автомобиль

сова, совушка.

Работа в группах.

Подумайте являются ли данные слова однокоренными? Докажите почему вы так считаете.

Сажать, сажа, саженцы.

 А теперь еще труднее задание получает каждая пара. Выписать в тетрадь однокоренные, родственные слова, выделить корень. Будьте внимательны, одинаковая часть в слове еще не говорит о их родстве.

Работа в парах.

Стр 93 упр 11

Подумайте, являются ли слова: родник, родина, народ однокоренными, имеется ли между ними историческое сходство?

За консультацией можно обратиться к этимологическому словарю.

Какую тайну  о корнях слов мы сегодня узнали?

Как определить являются ли слова однокоренными?

Продолжите фразы...

Мне сегодня удалось....

Я теперь умею....

Предлагает задание

направляет деятельность учеников

подготовка к следующей теме « исторический корень слов, этимология слова»

предлагает задание

Выполняют задание

хлопок

приседание

хлопок

приседание

приседание

хлопок

приседание

приседание

хлопок

сажа — это копоть, черный налет

КОРЕНЬ — это главная значимая часть слова, в нём заключается смысл слова.

Объяснить значение слова, используя одинаковое (одно) слово.

ПУУД:

классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи

РУУД: определить план выполнения заданий.

Контроль, коррекция и оценка выполненных действий при волевой само регуляции.

РУУД: ставить учебную задачу, корректировать деятельность, осуществлять пошаговый контроль.

ПУУД: анализировать с целью выделения существенных признаков, построение логической цепочки рассуждений.

КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданиями и условиями коммуникации

РУУД: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс,

анализировать.

ЛУУД:

принимать правила делового сотрудничества.

ПУУД: классифицировать объекты:

объединять в группы по существенному признаку.

Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

КУУД: 

Владение монологической и диалогической формами речи.

РУУД: оценивать учебные действия, освоение начальных форм познавательной рефлексии.

ЛУУД: мотивировать свои действия,

выражать положительное отношение к процессу познания.

4. Физминутка

5. Включение нового знания в систему знаний.

б) в изменённой ситуации

(конструктивной)

6. Домашнее задание.

7. Рефлексия деятельности. Итог урока.

Проверим вашу внимательность.

Если я называю однокоренные слова, то вы должны хлопнуть в ладоши.

Если я называю   не однокоренные слова, вы   выполняете приседание.

Жёлтый, жёлтенький

тропинка, дорожка

сосна, сосновый

вода, водяной

дом, здание

стол, парта

города, пригородный

ковёр, палас

А как называются слова, близкие по значению?

А противоположные?

А теперь поработаем в группах.

Каждая группа получает цепочку слов. Петя и Маша считают, что ВСЕ слова являются однокоренными, родственными.

Правы ли ребята? Докажите это.

Сажать, сажа, саженцы.

Работа в парах.См. ПРИЛОЖЕНИЕ

 для тех, кто справится с заданием,  на  стр 92 упр 9  записать слова, соответствующие данным схема.

Стр 93 упр 11

Подумать являются ли слова : родник, родина, народ однокоренными. ПОЧЕМУ? Имеется ли историческое родство между этими словами?

Какую тайну однокоренных слов мы открыли на уроке?

Какие мы получили результаты?

Что на уроке у вас хорошо получалось?

Над чем еще нужно поработать?Мне сегодня удалось...

Теперь я умею...

хлопок

приседание

хлопок

хлопок

приседание

приседание

хлопок

приседание

синонимы

антонимы

Работа в группах

Работа в парах

Индивидуальная работа.

Отвечают, обобщают, подводят итог работы.

РУУД: ставить учебную задачу, корректировать деятельность, осуществлять пошаговый контроль.

ПУУД: анализировать с целью выделения существенных признаков, построение логической цепочки рассуждений.

КУУД: умение с достаточной полнотой иРУУД: оценивать учебные действия, освоение начальных форм познавательной рефлексии.

ЛУУД: мотивировать свои действия,

выражать положительное отношение к процессу познания. точностью выражать свои мысли в соответствии с заданиями и условиями коммуникации

РУУД: оценивать учебные действия, освоение начальных форм познавательной рефлексии.

ЛУУД: мотивировать свои действия,

выражать положительное отношение к процессу

познания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики 1 класс "Планета знаний" по теме "Больше. Меньше. Столько же"

Цель: раскрытие смысла отношений «столько же», «больше», «меньше»....

урок русского языка УМК "Планета Знаний" тема "Род имён существительных" 3 класс

В презентации дана словарная работа, закрепление по теме  "Род имён существительных"...

Урок математики. 4 класс. Планета знаний. Тема. Чтение и запись чисел.

Конспект урока математики. 4 класс. Данный урок повторительно-обобщающий. Урок построен так, чтобы ученики вспомнили всё, что знают о нумерации мнигозначных чисел и проверили себя по данной теме. К ур...

Конспект урока. Тема "Корень – главная значимая часть слова"

Коспекты уроков, занятий для учителей начальной школы. УМК "Планета Знаний"...

Урок русского языка (УМК Планета знаний)Тема: Упражнение в установлении связи слов в предложении. (3 класс)

Данный урок    предназначен для проведения в 3 классе  УМК "Планета Знаний"...

Технологическая карта урока русского языка УМК «Планета знаний» Тема: «Орфограммы в корне слова. Слабая и сильная позиция звуков в словах» 2 «В» класс

В ходе урока дети узнают о слабой и сильной  позиции (местоположении) звуков в словах, познакомятся с понятием "орфограмма",в результате выполнения ряда заданий коллективно составят алг...