Урок русского языка в 4 классе по системе Л.В.Занкова
методическая разработка (русский язык, 4 класс) по теме
Урок русского языка в 4 классе по системе Л.В.Занкова провела учитель начальных классов МБОУ "СОШ №20" г.Альметьевск РТ Ризатдинова Л.Д.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Л.Д.Ризатдинова учитель начальных классов средней школы № 20 г.Альметьевск РТ
Урок русского языка в 4 А классе по системе Л.В.Занкова.
Тема. Глаголы – исключения.
Цели. Познакомить с глаголами – исключениями.
Закреплять умение писать частицу НЕ с глаголами.
Развивать память и связную речь учеников.
1. Словарно-орфографическая работа.
-Составьте слова. Игра «Путаница».
НАДЕНЕТЬВИ РОПАЛЬ ДГОЯА ВОТЬНЕЛИ ТТРЕРПО
ненавидеть пароль ягода неволить портрет
-На какие группы можно поделить слова? (1 группа - имена существительные, 2 группа – глаголы).
-О какой группе слов это стихотворение? (о глаголах – 2 группа слов).
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
–Что общего у слов 1 группы? (имена существительные)
- Что общего у слов 2 группы? (глаголы)
-Что вы можете сказать о правописании частицы НЕ? (Отрицательная частица НЕ пишется с глаголами раздельно. Есть глаголы, которые не употребляются без НЕ, пример тому ненавидеть, неволить).
Запись словарных слов под диктовку.
2. Чистописание
- Запиши, продолжив закономерность.
/ н / е // не
Не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь.
Во время чистописания индивидуальная работа на доске.
1) Найди среди словарных слов слово со значением: «Секретное условное слово для своих патрульных, а также в конспиративных организациях».
И выполни морфологический разбор этого слова. (пароль)
2) Инфинитив неволить замени глаголом 2 лица единственного числа и выполни морфологический разбор полученного слова. (неволишь)
3) Найди среди словарных слов, слово, в котором есть гласная буква, обозначающая два звука и произведи фонетический разбор этого слова. (ягода)
3. Выборочное списывание.
- Выпишите глаголы в два столбика, вставив пропущенные буквы.
Когда попада…шь в пустыню, тебя сразу поража…т это фантастическое дерево. Дерево выгляд…т необычно. На ветках нет листьев. Ветер кача…т ветки, снос…т их в бок и гон…т, а по песку ёрза…т узорчатая тень. Побеги саксаула зелены и сочны. Если подав…шь на побег, на тебя брызн…т солёная влага.
С наступлением холодов побеги опада…т. Опавшие веточки внос…т в землю много соли.
1-попадаешь 2-выглядит
поражает сносит
качает гонит (исключение)
ёрзает подавишь
брызнет вносят
опадают
- На какие две группы разделили глаголы? Что заметили? ( Глагол «гонит» имеет личное окончание –ит, а инфинитив на –ать.)
- Этот глагол относится к глаголам-исключениям. И сегодня на уроке речь пойдёт об этих глаголах.
4. Работа над новой темой.
1) Грамматическая сказка.
-Вспомните сказку о царе Глаголе и его сыновьях.
О спряжении глаголов.
Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:
- Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам я три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.
-И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью.
Но эта весть не всех обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пришли они к царю с просьбой:
- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.
- Что случилось?
- По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши старые родители – в царстве 2 спряжения. Разреши нам остаться с ними.
- Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.
- Смилуйся, государь, сделай исключение.
Не мог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя они не оканчиваются на –ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению.
2) Наблюдение над глаголами-исключениями.
Упражнение 153, страница 99.
- Какие глаголы на –ить относятся к первому спряжению? (Терпеть, смотреть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, обидеть, дышать, слышать, держать, гнать.)
- Почему эти глаголы называют глаголами-исключениями?
3) Работа над правилом.
Страница 99.
- Чтобы легче их запомнить есть рифмованное упражнение.
Гнать. Держать,
Смотреть и видеть,
Дышать, слышать,
Ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –Е спрягать нельзя!
5.Закрепление.
1) Списывание.
Страница 98, упражнение 152.
- Объясните правописание слов с пропущенными буквами.
2) Творческое задание.
- Образуйте однокоренные слова. Гнать, держать, слышать, дышать, видеть. У-, при-, от (ото)-, до-, с (со)-, по-, на-, о-, под-.
- Запишите полученные слова, разберите по составу.
6. Домашнее задание.
Упражнение151, страница 98, правило страница 99.
7.Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие глаголы-исключения вы уже запомнили?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка 4 класс по системе Занкова+ презентация
урок руссокого языка (4 класс по системе Занкова, учебник А.В.Поляковой)...
Технологическая карта урока русского языка ,2 класс,УМК "Система Занкова Л.В,"
Урок представлен в форме технологической карты. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. ...
Урок русского языка 2 класс (Развивающая система Л.В. Занкова)
Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению предполагают установление взаимосвязи между процессами обучения и использования языка. Язык – универсальное средство общения, речь – функц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 1 класс УМК «Система Л.В. Занкова»
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 1 класса составлена на основе Примерной прогр...
Коспект урока русского языка 4 класс по системе Л.В. Занкова по теме "Имя прилагательное"+ Презентация"
«В Царстве Будущего, среди еще не родившихся детей. Люди не подозревают о существовании этой страны, нам же благодаря алмазу все будет явственно видно, и, по всей вероятности, мы здесь – т...
Урок русского языка 4 класс по системе Л.В.Занкова. "Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой"
Урок изучения нового материала - окончания прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой, переход одной части речи в другую - несет в себе воспитательную направленность (бережное отношение ...
Конспект урока по русскому языку 2 класс по системе Л.В.Занкова
Конспект урока по русскому языку во втором классе по системе Л.В.Занкова по учебнику А.В.Поляковой....