Письмо строчной буквы ы
план-конспект урока русского языка (1 класс) по теме

Ильясова Хамдия Фаизовна

Разработка урока для 1 класса по обучению грамоте, УМК " Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_strochnoy_bukvy.docx35.11 КБ

Предварительный просмотр:

ПИСЬМО СТРОЧНОЙ БУКВЫ «Ы»

Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы «ы»; учить анализировать предложение и составлять схему предложений; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный звук в слове; закреплять умение перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); закреплять гигиенические навыки при письме; развивать внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.

Оборудование:  Компьютер , проектор , тренажёр « Каллиграфия», пропись №2 , таблицы форм букв ы»: малой печатной и строчной письменной., конверты с шаблонами букв.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Учитель читает стихотворение:

  Вот топор. Полено рядом.

 Получилось то, что надо:

 Получилась буква Ы –

 Все мы знать ее должны.

В. Степанов

– На что похожа буква «ы»?

– Как пыхтит тесто? (Пых – пых…)

– Сегодня на уроке будем учиться писать строчную букву «ы», которая нужна нам для обозначения гласного звука [ы].

III. Повторение звука [ы], изученного на уроке чтения.

– Придумайте как можно больше слов со звуком [ы] в середине. (Дырка, прыгать, забыть, умный, мышь.)

– Дайте характеристику звуку [ы].

  Бывает эта буква

 В конце и в середине,

 В конце капусты, брюквы,

 А в середине дыни.

 В маленькую книжку

 Мы поместим мишку.

 Мы заменим И на Ы –

 Нарисуем мышку.

Е. Григорьева, И. Гамазкова

– Какие слова со звуком [ы] вы встретили в этом шуточном стихотворении?

IV. Формирование зрительного образа строчной буквы «ы» в памяти учащихся.

Учитель демонстрирует таблицу двух форм букв «ы»: малой печатной и строчной письменной.

– Сравните малую печатную и строчную письменную буквы «ы».

– Чем они похожи? Чем отличаются?

– Почему нет заглавной буквы «Ы»?

На магнитной доске учитель конструирует строчную букву «ы».

– Назовите элементы, из которых состоит строчная буква «ы». (Полоска в форме прямой линии с четвертным овалом и полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны.)

– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит строчная буква «ы».

– Выполните конструирование строчной буквы «ы» у себя на столе.

В индивидуальные конверты помимо шаблонов № 49 и № 3, необходимых для конструирования этой буквы, следует положить шаблоны № 5 (№ 6), № 48, № 39, № 38, № 1 (№ 2) для дифференцирования размера и формы элементов.

– Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 1, с. 32.)

– Переконструируйте строчную букву «ы» в строчную букву «и». Объясните, как вы выполнили это задание.

Один из учеников выполняет задание на магнитной доске.

V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания строчной буквы «ы» на доске мелом.

Начинаем на верхней линейке. Сверху вниз пишем прямую (1). Не дойдя немного до нижней линейки, вправо пишем полуовальную линию, коснувшись ее (2). Поднимаем полуовальную линию вверх (3), закругляем влево, коснувшись середины строки (4), опускаем вниз и «закрываем» овал на прямой (5). Делаем повтор в нижней части овала (6), линию повтора продолжаем до верхней линейки, отклоняясь вправо (7). Вниз опускаем прямую (8), не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (9).

Сверху вниз (1), вправо (2), вверх (3), влево (4), вниз (5), вправо (6), вверх, отклоняясь вправо (7), вниз (8), вправо (9).

2. Иллюстрация и объяснение учителем на доске технологии начертания строчной буквы «ы» под счет.

3. Учащиеся выполняют упражнение в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц руки в процессе имитации написания строчной буквы «ы» под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 31).

Подготовка руки к письму.

СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

На первые две строчки – ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки, на следующие строчки – поочередное сгибание пальчиков, начиная с большого.

VI. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов и строчной буквы «ы».

– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки.

При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

VII. Выполнение речеязыкового задания.

– Рассмотрите рисунок в тетради. Кто здесь нарисован?

– Проанализируйте звукобуквенную схему слова «бык».

– Сколько звуков в этом слове?

– На каком месте стоит звук [ы]?

– Перекодируйте звук [ы] в печатную и письменную буквы «ы».

– Проанализируйте звукобуквенную схему слова «рыбы».

– Сколько звуков в этом слове?

– Сколько звуков «ы» в слове «рыбы»?

– Где находятся в этом слове звуки «ы»?

– Перекодируйте звук [ы] в печатную и письменную буквы «ы».

– Рассмотрите схему предложения на доске.

– Составьте свои предложения со словом «рыбы», используя данную схему.

В море много рыбы.

У Никиты красивые рыбы.

VIII. Выполнение логических заданий с буквами.

– Какие буквы написал Почемучка?

– Сравните буквы ы – а. Чем они похожи? Чем отличаются? (У букв есть одинаковый элемент – полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны.)

– Переконструируйте строчную букву «ы» в строчную букву «а». (Один из учеников выполняет задание на магнитной доске.)

– Сравните буквы ы – у. Чем они похожи? Чем отличаются?

Переконструируйте строчную букву «ы» в строчную букву «у». (Один из учеников выполняет задание на магнитной доске.)

– Сравните буквы ы – У. Чем они похожи? Чем отличаются? (У этих букв есть одинаковый элемент – полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны, но этот элемент отличается размером и закругление выполнено в разные стороны.)

– Возможно ли переконструировать строчную букву «ы» в заглавную букву «У»? (Нет.)

– Прочитайте соединение букв «оы».

– Какой вид соединения использован? (Верхнее соединение.)

– При выполнении верхнего соединения линию от предшествующей буквы нужно довести до верхней линейки рабочей строки и после этого писать букву «ы».

IX. Рисование узора-бордюра.

Учащиеся выполняют узор.

– Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Полоска в форме прямой линии с четвертным овалом, полоска в форме прямой линии с петлей.)

X. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по письму на тему: Письмо строчной буквы т. Письмо слогов с буквой т.

Формирование навыка письма, разбор изучаемой буквы, ее письмо, составление и запись слогов....

Урок обучения грамоте : "Гласная буква «Е».Письмо строчной буквы. Упражнения в чтении и письме".

Урок обучения грамоте и письму . 1 класс УМК "Школа 2100" Цели: познакомить с новой буквой и звуком, который она обозначает, научить писать строчную «е»; формировать навык орфоэпического правильного, ...

Урок письма Знакомство с буквами Л, л, М, м Письмо строчной буквы л

   Познакомить с написанием заглавной и строчной букв М, м, Л, л...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ. Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»

Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»   Цель:  формирование понятия о согласных   звуках [т] [т’], букве &laqu...

Конспект интегрированного урока обучения грамоте и письму "Звуки [б’] и [б] и буква «б», письмо строчной буквы «б»"

Цели деятельности учителя: Формирование представления о звуках «б» и «б’», букве «б»; умения писать строчную букву «б» и соединять её с другими бу...