Однородные члены предложения. Обобщение.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Тип урока: обобщение изученного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnorodnye_chleny_predlozheniya_obobshchenie.docx | 53.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку Тема: «Однородные члены предложения. Обобщение.» 4 класс |
Тип урока: обобщение изученного материала.
Цель:
- обобщить знания об однородных членах предложения; развивать умение видеть в предложении однородные члены.
Задачи:
- развивать орфографическую зоркость, творческое воображение;
- обогащать словарный запас учащихся;
- воспитывать чувство товарищества, чувство взаимопомощи;
- развивать логическое мышление;
- сохранять здоровье детей.
Используемый материал: карточки с заданиями, «загадочный квадрат», разноцветные листочки.
Ход урока.
- Организационный момент.
-Ребята, у вас на партах лежат разноцветные листочки. На одном из них написано стихотворение. Я его прочитаю, а потом вы мне ответите на вопрос.
-Будьте внимательны.
Осень, осень, в гости просим!
Пришла в гости осень
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем!
-Кого же мы пригласим сегодня в гости?
(Мы пригласили в гости Осень.)
2.Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, посмотрите какой сегодня день?
(Солнечный, теплый, осенний.)
- И к нам в класс заглянуло солнышко, и даже не одно, а целых три.
Вывешиваю 3 картинки солнышек.
- Выберите солнце, которое вам больше всего понравилось.
- Почему?
- Да, сегодня солнечная, теплая погода, в такой день хочется улыбнуться. Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения нашим гостям. Пусть оно сохранится на всем уроке.
Составьте простое предложение о том, какой сегодня день.
(Сегодня теплый день. Сегодня солнечный день. Сегодня осенний день и т.д.)
- Хорошо.
На экране появляется запись.
Сегодня тёплый день
Сегодня солнечный день
Сегодня осенний день
- Из трех предложений составьте одно предложение, в котором не повторялись бы 3 раза слова сегодня и день.
(Сегодня теплый, солнечный, осенний день.)
- Как мы построили новое предложение?
- А теперь подумайте и скажите, о чем сегодня пойдет речь. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
(Однородные члены предложения.)
-Совершенно верно. Мы сегодня обобщим знания об однородных членах предложения, будем учиться находить их в предложениях.
- Сегодня мы с вами будем работать в группах, дружно, помогая друг другу.
(Группы сформированы по уровню знаний детей. Красные- сильные дети, желтые- среднеуспевающие, зелёные- слабые .)
Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения.
И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через
правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой.
Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
- Посмотрите, в каждую группу тоже пришла осень. К вам на одежду упали красивые листочки. У кого красные, у кого желтые, а у кого зеленые.
- Сейчас вы запишите это предложение. “Желтые” будут комментировать, а “красные” следят за тем, чтобы не было ошибок.
(Из группы выбирается один ученик, по согласованию между детьми.)
Записывают предложение.
- Группа красных листочков проверьте работу.
(Ошибок нет.)
- Найдите в этом предложении однородные члены.
(Теплый, солнечный, весенний).
- Докажите, что это однородные члены.
(Они отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову).
- Верно.
- Какой связью соединены однородные члены?
(Бессоюзной).
- Если нет союзов, то как разделяются однородные члены на письме?
(Запятыми).
- А при чтении?
(Интонацией).
- Какими членами предложения являются однородные члены?
(Второстепенными).
- А сейчас, я вам даю 1 минуту – подумайте и вспомните все, что вы знаете об однородных членах предложения? Можно воспользоваться помощью, которая находится в кабинете.
(Развитие монологической речи)
(Дети вспоминают все правила об однородных членах и написании предложений с однородными членами.)
Выводы:
( 1)Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.
2) Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.
3) Однородные члены предложения связаны интонацией перечисления или союзами И, А, Но.
- Ока и Кама- притоки реки Волги.
- Лебеди летели низко над озером, но на воду не садились.
4) Однородные члены предложения отделяются друг от друга запятыми. Запятая не ставится, если два однородных члена связаны союзом И:
В саду поспели яблоки, груши, сливы.
В саду поспели яблоки, груши и сливы.
5) Перед союзами А, НО между однородными членами предложения ставится запятая.
Полил сильный дождь, но быстро перестал.)
3.Работа по теме урока.
- В начале урока мы говорили о том, что день солнечный, яркий, на улице стало тепло, а почему все это происходит мы не выяснили.
Если вы правильно разгадаете «загадочный квадрат», то узнаете слово. Оно спряталось среди этих букв.
(Искомое слово не выделено.)
О | А | О | Е | Р |
И | С | Ж | Ь | З |
Д | И | Е | Ю | К |
Ы | Ч | Т | Н | С |
Я | Г | Й | У | Ь |
В каждую группу выдаю карточку с заданием.
- Чья группа первая найдет слово, поднимите руку.
(Дети из каждой группы называют слово «осень»)
Физкультминутка для глаз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
- Верно.
- Придумайте предложение со словом “осень”, чтобы в нем были однородные члены.
(Каждая группа придумывает свое предложение об осени с однородными членами.)
(1 группа «Для своей работы взяла художник Осень самые яркие краски и отправилась с ними в лес.»
2 группа «Потянулись на юг косяки журавлей, гусей уток.»
3 группа «Опустели поля и луга.»)
-Молодцы. Посмотрите, как вам улыбается солнышко. Оно радо за вас и я тоже.
4. Творческое задание.
- А сейчас я вам предлагаю немного посочинять.
( Каждой группе выдаю карточку с вопросами)
1) Какие звери водятся в лесу?
2) Какие ягоды собирают в лесу?
3) Какие деревья растут в лесу?
4) Какие грибы растут в лесу?
5) Каких птиц можно встретить в лесу?
-Прочтите вопросы в группах.
(Третьей группе предлагаются карточки со словами: дуб, синицы, лисицы, осина, сосна, медведи, чижи, береза, брусника, маслята, земляника, волки, рыжики, щеглы, опята, малина.)
- Дети, у которых зеленые листочки, выберите слова, которые подходят к вашему вопросу.
(Для групп и нужно самостоятельно составить предложения.)
- Запишите ответы на вопросы с комментированием. “Желтые” комментируют, все остальные следят, чтобы не было ошибок.
Проверка.
- Прочитайте ваши предложения. Найдите однородные члены, подчеркните и докажите.
(В лесу водятся лисицы, медведи, волки.
В лесу собирают бруснику и малину.
В лесу растут сосны, осины, березы.
В лесу растут рыжики и опята.
В лесу можно встретить чижей и щеглов.)
- Молодцы!
Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
5. Индивидуальная работа.
-Солнышко любит старательных, давайте еще раз порадуем его!
1. Всем выдаю карточки с текстом.
Задание: списать текст, найти однородные члены и подчеркнуть их.
Зима лютая хотела заморозить людей, зверей, птиц. Но в марте солнце объявило ей войну. Прилетели грачи, скворцы, жаворонки.
2.Всем, у кого желтые листочки, заменить выделенные слова однородными членами и записать полученные предложения.
3. Всем, у кого красные цветы, из слов «растение, листья, осень, птицы, собрать», придумать и записать рассказ, в котором были бы однородные члены предложения. (Творческая работа).
Проверка: “Красные” проверяют “зеленых”, “желтые” - взаимопроверка, а у “красных” я проверю, когда соберу тетради.
6. Итог урока.
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- А какие задания вызвали трудность?
- Что всегда осенью радует глаз?
(Красивые листья.)
- Давайте составим из ваших листочков красивый, осенний букет и поставим его в классе.
Самоанализ урока.
Тема урока «Однородные члены предложения. Обобщение.»
Тип урока- обобщение изученного материала.
Это последний урок по теме: «Однородные члены предложения.»
По психофизической зрелости- к высокой возрастной группе относятся 4 ученика, к стабильной середине-3 ученика, к группе риска- 4 ученика и группа «беда»- 1 ученик.
При планировании урока поставила следующую цель:
- Обобщить знания учащихся об однородных членах предложения; развивать умение видеть в предложении однородные члены.
Для реализации цели использовала традиционную форму урока с дифференцированным подходом к обучению учащихся.(дети были поделены на 3 группы, по уровню обученности учащихся)
Интерес и мотивацию учебной деятельности поддерживала при помощи предлагаемых детям заданий. С этой целью было прочитано стихотворение об осени. Дети повторили все правила о правописании предложений с однородными членами.
С целью развития воображения было предложено задание разгадать «загадочный квадрат» и составить с найденным словом предложение с однородными членами; также было дано «творческое задание»- свое для каждой группы, в котором также отрабатывалось написание предложений с однородными членами.
На уроке представлен большой языковой материал для наблюдений и расширения словарного запаса.
Планируя урок, предусмотрела пропедевтическую работу к изучению основных тем русского языка.
Диалог на уроке построила через дискуссию, групповой подход в обучении.
На уроке поддерживался положительный эмоциональный климат, сохранялось здоровье учащихся, проводились физкультурные паузы, поддерживалась чистота в кабинете, температура и свежесть воздуха.
Считаю, что урок спланирован логично, активное восприятие материала поддерживала за счет смены деятельности. Учила культуре слушания, делать выводы, обобщать, оценивать свой вклад в урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнение в распознавании однородных членов предложения. Запятая в предложении с однородными членами без союзов.
Урок руского языка Т.Г.Рамзаева, 4 класс...
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления".
Урок комбинированного типа. Включает этапы повторения изученного материала, обЪяснения нового материала и закрепление изученного материала. В ходе обЪяснения используются знаковые символы, а также опо...
сценарий урока руского языка по теме "Знакомство с понятием "однородные члены предложения".(Члены предложения бывают однородными)
Учитель: Исенова Мария КалбаевнаКласс: 4Направление: начальная школаПредмет: Русский языкТема урока: Знакомство с понятием «однородные члены предложения». (Члены предложения бывают однородными.)...
Тема Однородные члены предложения. Постановка запятых при однородных членах предложения.
Технологическая карта урока русского языка....
Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».
На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими признаками однородных членов, формирует умение находить однородные члены в предлож...
Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".
Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...
Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Конспект урока русского языка в 4 классе. Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами....
Комментарии
План-конспект урока по русскомй языку