Конспект урока по русскому языку, 1 класс, программа Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Бусыгина Нина Александровна

Разработка урока по русскому языку, 1 класс, по теме "Работа согласных и гласных букв. Обобщение." учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа согласных и гласных букв23.13 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Бусыгина Нина Александровна

Автор УМК: Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова

Автор учебника: В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, русский язык, 1 класс

Тема урока: «Работа согласных и гласных букв. Повторение.»

Тип урока: систематизация знаний, отработка умений

Цель:  обобщить и актуализировать знания учащихся о работе гласных и согласных букв,

 тренировать  учащихся  в  распознавание  работы  гласных  букв  в  разных  позициях.

 УУД

Предметные: 

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, мотивируют свои действия, выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, выражают положительное отношение к процессу познания.

Метапредметные:

регулятивные: оценивают собственные успехи , планируют шаги по устранению пробелов

познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, формулируют ответы на вопросы учителя; выполняют знаково-символические действия ( работа с моделями)

коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, согласовывают действия с партнером.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

- Здравствуйте. Успокаиваемся. Вдохнули, выдохнули. Посмотрели друг на друга. Улыбнулись. Посмотрите на меня. Я тоже дарю вам свою улыбку. Садитесь.

Постановка цели и задач урока.

- Чем мы занимались на прошлом уроке русского языка?

- Какие задачи мы поставили на этот урок?

- Учились давать характеристику звукам, говорили о том, какую работу выполняют звуки.

- Продолжать работать со звуками.

Актуализация субъективного опыта учеников 

- Из чего состоят слова?

- Что такое звук?

- На какие две группы делим звуки?

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?

- Чем звуки обозначаются на письме?

- Чего больше в русском языке – гласных букв или гласных звуков? Почему?

- Чего больше в русском языке согласных букв или согласных звуков?

- Чем на письме обозначается твердость/мягкость согласного?

- Как вы думаете, какая тема урока сегодня?

- Да, конечно. Тема нашего урока: «Работа согласных и гласных букв. Повторение»

- Из звуков человеческой речи.

- Звук – это то, что мы произносим и слышим.

- На гласные и согласные.

- Гласные – ртооткрыватели, а согласные – ртосмыкатели.

- Звуки на письме обозначаются буквами.

- Гласных букв больше, т.к. один звук может обозначать две буквы.

- Согласных звуков больше, т.к. два согласных звука (твердый и мягкий) могут обозначаться одной буквой.

- гласными второго ряда и мягким знаком.

- Повторение?

Закрепление знаний в знакомой ситуации

- Посмотрите на слово на доске и скажите, сколько в слове разных согласных звуков? Утята

А как они обозначены на письме? Одной буквой или разными?

- Как обозначена твердость/мягкость этих звуков?

- Два. [ т ], [ т ,]

- Одной буквой «т»

- Гласной «а» и гласной «я»

Применение знаний в проблемной ситуации.

- Посмотрите на следующие два слова:

мел – мель

- Какое слово длиннее? Маша считает, что мель. А Алеша считает, что они равны. С кем вы согласитесь? Почему?

- Хорошо. А почему звуковые записи равны?

- Продолжаем работать по теме урока и следить за работой букв. Посмотрите на следующее задание, которое лежит перед вами. Посовещавшись в паре, выберите подходящую букву гласного и объясните свой выбор.

- Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием! Пользуясь полученными знаниями, вам будет легко справиться со следующим заданием. Как вы думаете, что нужно сделать?

- Правильно, нужно перевести звуковую запись (транскрипцию) в буквенную запись.

- Если считать буквы, то права Маша, а если считать звуки, то прав Алеша. [ м , э л ] - [ м ,  э л , ]

- Мягкий знак не обозначает звука. Это буква для обозначения мягкости согласного звука.

        о-      а                  у        ы-

       ё        я-                ю-      и

      э-        а-

      е         я

- Записать буквами.?

- [а п р , э л , ] - апрель

  [ т ,  у л , э н ,] – тюлень

  [ п ,  э н к а ] - пенка

  [ б  у р , а ] - буря

  [ р  ы  с , ] - рысь

  [ к  л , о н ] - клён

  [ п л , а с к а ] - пляска

  [ м , и р ] - мир

Физкультминутка

Физкультминутка на внимание. Если вы услышите слово, которое начинается с мягкого согласного звука, вы подпрыгиваете. Если слово начинается с твердого согласного звука, вы хлопаете в ладоши. А если слово начинается с гласного, вы приседаете. Запомнили? Готовы?

Солнце, небо, мама, улыбка, радость, весна, подснежник.

Контроль и самоконтроль, коррекция 

- Сам Самыч все это время очень внимательно вас слушал и запоминал. Посмотрите, как он применил полученные знания:

мчят             чяс                 точька         шына

щюка            тучька           жыр             чящя

- Какие ошибки допустил Сам Самыч и почему?

- Молодцы! Вы так хорошо сегодня работаете, что, мне кажется, в классе стало светлее. А может быть это солнышко заглядывает к нам класс и освещает нашу весеннюю полянку?. Посмотрите, какие красивые цветы на ней распустились. А какие весенние цветы вам знакомы?

- Хорошо. Вот и Маша с Алешей отправились погулять в лес и нашли там целую полянку ландышей. Они набрали букет и подарили его маме.

- Запишем под диктовку с комментированием у доски.            

- Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные зеленым карандашом, а буквы, которые обозначают твердые согласные - синим карандашом.

- Какие буквы вам помогут?              

- [ ч , ], [ щ ,] всегда мягкие, поэтому на мягкость указывать не надо.

- [ ж ], [ ш ] – всегда твердые, поэтому на твердость указывать не надо.

- Подснежники, ландыши, тюльпаны.

- Весной в лесу цветут ландыши. Маша и Алеша подарили маме букет душистых цветов.

- Гласные.

Подведение итогов урока. Рефлексия

- Наш урок подходит к концу и я хочу проверить, кто сегодня был самым внимательным. Готовы?

- Откройте учебник на странице 31 упражнение17. Посовещавшись в паре, вставьте в текст пропущенные слова. Прочитайте получившиеся фразы.

- Что нового узнали?

- Что было интересно?

- Что не поняли?

- Над чем еще нужно поработать?

- Оцените свою работу на уроке.

Всем большое спасибо.

- Ученики с помощью сигнальных карт оценивают свою работу и работу одноклассников, объясняя свой выбор.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- А домашнее задание будет таким: рассказать дома родителям о работе гласных и согласных букв.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Конспект урока по русскому языку по программе "Школа 2100" "Способы обозначения мягкости согласных на письме" 2 класс

Урок русского языка 2 класса начала II полугодия. Урок из раздела повторение изученного в первом классе, идет отработка изученных правил и их применение на практике. На уроке проводится работа по всем...

Конспект урока по русскому языку по программе "Школа 2100" "Способы обозначения мягкости согласных на письме" 2 класс

Урок русского языка 2 класса начала II полугодия. Урок из раздела повторение изученного в первом классе, идет отработка изученных правил и их применение на практике. На уроке проводится работа по всем...

Конспект урока по русскому языку по программе УМК "Гармония" по теме "Буква на месте звука, которого нет." 2 кл.

Познакомить уч-ся с новой орфографической задачей "Непроизносимые согласные в корне слова"...

Конспект урока обучения грамоте 1 класс. (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Тема. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.

Тема урока. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.Тип урока. Урок решения частных задач.Цель урока. Продолжить работу над формированием действий чтения и письма.Задачи урока.1) ...

План конспекта урока по русскому языку по программе ПНШ на тему "Правописание приставок" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание приставок". План конспекта содержит в себе технологическую карту урока, в которую вхродят этапы урока, материал используемый на уроке, УУД....