Конспект урока по русскому языку 2 класс. «Традиционное чередование звуков» УМК системы Эльконина - Давыдова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления о традиционном чередовании звуков.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать находить позиционно чередующиеся гласные звуки;
Уметь писать слова с помощью транскрипции; определять сильные и слабые позиции гласных звуков.
Личностные:
Воспитание навыков культурного общения, культуры речи, аккуратности; развитие самостоятельности и самоконтроля.
Тип урока: «открытие» нового знания
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 22.09.2020 Школа: №148 Класс: 2б Кабинет: 222 |
ФИО учителя: Трашкова Е.В. ФИО студента: Казакова И. Ю. 46 группа ФИО методиста: Кошкарова Л.С. |
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: «Традиционное чередование звуков»
Цели деятельности учителя: формирование представления о традиционном чередовании звуков.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать находить позиционно чередующиеся гласные звуки;
Уметь писать слова с помощью транскрипции; определять сильные и слабые позиции гласных звуков.
Личностные:
Воспитание навыков культурного общения, культуры речи, аккуратности; развитие самостоятельности и самоконтроля.
Тип урока: «открытие» нового знания
Оборудование: учебник «Русский язык», 2 класс, В.В.Репкин; презентация, раздаточный материал.
Этап урока | Хроно- метраж | Содержание урока | УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
1.Этап самоопределения к деятельности Словестный: беседа | 1 минута | Здравствуйте ребята! Меня зовут Ирина Юрьевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь. | Приветствуют учителя. | Р: Саморегуляция |
2.Актуализация знаний и мотивация Слобесный: беседа Наглядный: презентация Практический: работа в тетради | 5 минут | Фронтальная форма работы -А сейчас мы проверим, умеете ли вы любой звук обозначать буквой. Откройте тетради, запишите число классная работа. - Запишите вместе с Машей, Алешей и Петей два высказывания: КОТЫ ЛЮБЯТ РЫБУ. А НАШ КОТ ЛЮБИТ БАНАНЫ. - Ребята, в ваших работах всё записано одинаково, кроме слова КОТЫ. - У Маши, Алеши и Пети слово КОТЫ оказалось записано по-разному. - «Петя написал «КАТЫ» - Поднимите руку те, у кого это слово написано, так же как и у Пети. - Можете объяснить почему? « Петя объяснил, что звук [А] в слове КОТЫ, он обозначил буквой «А». «Маша написала КОТЫ, - Поднимите руку те, у кого так же как у Маши. - Можете объяснить почему? «Маша объяснила, что КОТ и КОТЫ - это одно и то же слово, поэтому она его написала одинаково с буквой «О». -«Алёша вместо гласной буквы в слове КОТЫ поставил знак вопроса? - Кто-нибудь написал так же? - « Алёша объяснил, что он не знает можно ли два разных гласных звука обозначать одной буквой. - О каких разных звуках говорит Алёша? -Чтобы ответить на этот вопрос, запишите слова КОТ - КОТЫ звуками. [КОТ], [КАТЫ] | -открывают тетради, записывают число, классная работа. Коты любят рыбу. А наш кот любит бананы. Поднимают руку -потому что в слове «коты» звук А Поднимают руку -потому что в слове «коты» звук А, но пишем мы букву О Поднимают руку | П: структурирование знаний; построение логической цепочки рассуждений. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
3.Постановка учебной задачи Словесный: беседа Наглядный: презентация | 2 минуты | Фронтальная форма работы Как вы считаете, какая тема нашего урока? Какую цель мы поставим сегодня на уроке? Как вы думаете, каков план нашей работы? | Тема: традиционное чередование звуков Цель: узнать, какие звуки могут чередоваться. План: 1) Поработать в учебнике 2) Поработать в тетради 3) Выполнить самостоятельную работу и при этом быть внимательным и ответственным за свои результаты. | Р: целеполагание; планирование; коррекция. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; подведение под понятие. |
4.Открытие нового знания Словесный: беседа Наглядный: презентация и учебник Практический: работа в тетради | 10 минут | Фронтальная форма работы -О каких же разных звуках говорит Алёша? -Откройте страницу учебника 29 . Прочитайте правило. Откройте страницу 33 задание №28 Прочитайте задание. Что нам нужно сделать? Давайте разберём первое слово. [бот] - [боты] Какой звук в первом слове? Какой звук во втором слове? Подходит нам это слово? Верно, нет. [м’ач’] - [м’ич’и] Какой звук в первом слове? Какой звук во втором слове? Подходит нам это слово? Верно. Перепишите эти слова себе в тетрадь. Сейчас по цепочке анализируем каждое слово, так же как мы это делали сейчас. | -Звук О и звук А Открывают учебник Читают правило -нужно выписать только такие изменения слов, в которых вместо одного звука появляется другой. -Звук О -Звук О -нет [гном] - [гномы] – не будем записывать, так как галсный звук не чередуется. [л’эс] - [л’иса] – эти слова мы запишем, так как гласный звук чередуется. [жэст] - [жэсты] – не будем записывать, так как галсный звук не чередуется. [хвост] - [хвасты] – эти слова мы запишем, так как гласный звук чередуется. [м’эч’] - [м’ич’и] – эти слова мы запишем, так как гласный звук чередуется. [ст’эп’] - [ст’эп’и] – не будем записывать, так как галсный звук не чередуется. [лос’] - [лос’и] – не будем записывать, так как галсный звук не чередуется. [стол] - [сталы] – эти слова мы запишем, так как гласный звук чередуется. [бок] - [бака] – эти слова мы запишем, так как гласный звук чередуется. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
5.Первичное закрепление во внешней речи Словесный: беседа Наглядный: презентация Практический: работа в парах | 5 минут | Парная работа Сейчас ваша задача в парах обсудить, в каких словах чередуется звук, а в каких нет. Потом проверим Шест – шесты [шэст] - [шысты] Лес-леса [л’эс] - [л’эса] Тетрадь – тетради [т’итрат’] - [т’итрад’и] Стол – столы [стол] - [сталы] Книга – книги [кн’ига] - [кн’иг’и] По цепочке проверяем, отвечает один от пары. Верно! | Обсуждают в паре. Шест – шесты [шэст] - [шысты] чередуется Лес-леса [л’эс] - [л’эса] не чередуется Тетрадь – тетради [т’итрат’] - [т’итрад’и] Не чередуется Стол – столы [стол] - [сталы] чередуется Книга – книги [кн’ига] - [кн’иг’и] не чередуется | П: структурирование знаний. Р: принимать и сохранять учебную задачу. |
Физминутка | 1 минута | - Шли по крыше три кота - Три кота Василия. (Ходьба.) - Поднимали три хвоста - Прямо в небо синее. (Поднимание рук.) - Сели киски на карниз, - Посмотрели вверх и вниз. (Приседание) - И сказали три кота: - Красота! Красота! (Хлопки в ладоши.) | ||
6.Самостоятельная работа с самопроверкой Словевесный: беседа Наглядный: карточки Практический: работа в карточках | 10 минут | Индивидуальная форма работы У вас на столах у каждого карточки, ваша задача самостоятельно подписать в какой паре слов звук чередуется, а в какой нет. [ слон ] [ сланы] [ л эщ ] [ лищи ] [грач ] [грачи] [ сыр] [ сыры] Обменяйтесь листочками с соседом. Посмотрите на экран, проверяем. [ слон ] [ о] [ сланы] [ а ] [ л эщ ] [ э ] [ лищи ] [ и ] [грач ] [ а ] [грачи] [ а ] [ сыр] [ ы ] [ сыры] [ ы ] 0 ошибок – 5 1 ошибка – 4 2 ошибка - 3 | Выполняют работу на листочках Обмениваются листочками, проверяют. | Р: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. П: структурирование знаний. |
7.Включение в систему знаний Словесный: беседа | 2 минуты | Посмотрите на экран. Прочитайте предложения. [й'ужный' к'ит был бол’шых разм'эраф]. [к’иты плыл’и оч’ин’ дал'ико́]. Южный кит был больших размеров. Киты плыли очень далеко. Какие слова здесь похожи? Какой звук в первом слове? Чередуется гласный звук? Верно. | Читают предложения - Кит, киты -и -и -нет | П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия. |
8.Рефлексия деятельности Словесный: беседа Наглядный: презентация | 4 минута | Чем мы занимались на уроке, по какой теме? Как называется замена звуков в одном и том же слове? Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Как вы думаете, мы достигли её? Оцените свою работу на уроке с помощью лесенки Верхняя ступень - всё сделал правильно и могу помочь соседу. Средняя ступень - я справился, но возникли трудности. Нижняя ступень - у меня ничего не получилось. Откройте дневники, запишите домашнее задание. Учебник страница 33 упражнение 27. | Тема: традиционное чередование звуков -позиционным чередованием звуков Цель: узнать, какие звуки могут чередоваться. - мы достигли цели Оценивают свою работу на уроке Записывают домашнее задание | П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КАТЫ КОТЫ К?ТЫ
[КОТ ], [КАТЫ ].
Тема : традиционное чередование звуков Цель : узнать , какие звуки могут чередоваться
План: 1) Поработать в учебнике 2) Поработать в тетради 3) Выполнить самостоятельную работу и при этом быть внимательным и ответственным за свои результаты.
[КОТ ], [КАТЫ ].
Шест – шесты [ шэст ] - [ шысты ] Лес-леса [ л’эс ] - [ л’эса ] Тетрадь – тетради [ т’итрат ’] - [ т’итрад’и ] Стол – столы [стол] - [ сталы ] Книга – книги [ кн’ига ] - [ кн’иг’и ]
Самостоятельная работа [ слон ] [ о] [ сланы] [ а ] [ л эщ ] [ э ] [ лищи ] [ и ] [грач ] [ а ] [грачи] [ а ] [ сыр] [ ы ] [ сыры] [ ы ]
[й'ужный' к'ит был бол’шых разм'эраф]. [ к ’иты плыл’и оч’ин’ дал'ико́].
Тема : традиционное чередование звуков Цель : узнать , какие звуки могут чередоваться
Домашнее задание Учебник страница 33 упражнение 27.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку по теме: "Гласные звуки и буквы"
Данный урок формирует умение отличать буквы от звуков....
Урок математики во 2 классе. Программа Э.И. Александровой (Система Эльконина-Давыдова).
Показан урок математики, на котором ученики создавали задачи на разностное сравнение по модели....
Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 касс...
Конспект урока по русскому языку на тему "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Беглые гласные"
УМК "ПНШ"...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Гласные звуки. Какие звуки называются гласными" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Гласные звуки. Какие звуки называются гласными " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Согласные звуки" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Согласные звуки" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...