конспект урока русского языка в 1 классе
план-конспект урока русского языка (1 класс) на тему

Тема: буквосочетание ЖИ-ШИ

Тип урока: Знакомство с правилом.

Цель урока:

1. Формирование знаний учащихся о шипящих.

2. Формирование умения правильно обозначать при письме сочетание с шипящими звуками.

3. развитие речи. памяти, расширение кругозора.

4. Обогащение словарного запаса.

5. Воспитание любви и интереса к родному языку.

1. орг. момент

2. Актуализация знаний.

начнём урок с отгадывния загадки.

Ждут люди меня с нетерпеньем

И смотрят на небо с волненьеи,

но стоит меня им заслышать,

Как прячутся сразу под крышу.   (дождь)

- как догадались?

_Посмотрите, как интересно легли капли дождя на асфальте. На что похожи они?

(учитель показывет рисунок,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Буквосочетание ЖИ – ШИ.

Тип урока: Знакомство с правилом.

Цель:

  1. Формирование знаний учащихся о шипящих
  2. Формирование умения правильно обозначать при письме сочетания с шипящими.
  3. Развитие речи, внимания, памяти, расширения кругозора.
  4. Обогащение словарного запаса.
  5. Воспитание любви и интереса к русскому языку.
  1. Орг. Момент.
  2. Актуализация знаний.

 - Начнём урок с загадки.

Ждут люди меня с нетерпеньем

И смотрят на небо с волненьем,

Но стоит меня им услышать,

Как прячутся сразу под крышу. (дождь)

- Как догадались?

- Посмотрите, как интересно легли капли дождя на асфальте. На что они похожи?

                      (учитель показывает рисунок с изображением букв Ж, Ш виде капель)

3.Минутка чистописания.

- Как догадались, какие буквы мы будем писать?

(Правильно, мы будем писать буквы Ж Ш)

- Какие элементы используем в минутке чистописания?

- А почему  по две буквы? (одна заглавная, другая строчная)

Дети пишут элементы с доски.

- Что общего между звуками, которые обозначают данные буквы?

(обозначают согласный, всегда твёрдый звук)

- Чем отличаются звуки, которые обозначают эти буквы? (звонкий и глухой)

  1. Новая тема.

 Я хочу рассказать вам сказку. Однажды в лесу собрались звери. Были объявлены соревнования. Бельчонок, лисёнок, зайчонок (картинки появляются на доске) стартовали. Они получили такое задание: стоят ЛЫ, необходимо выбрать продолжение слова.

- Как вы думаете, кто придёт первым, если бельчонок выбрал ЖИ, лисёнок – ЖЫ, зайчонок – ЖЕ. (Победил бельчонок)

Но соревнования продолжаются. Вот второе задание. Стоят ГАЛО…. Но зайчонок и лисенок сошли с дистанции. А что допишет бельчонок? Он опять справился!

- А что такое ГАЛОШИ? (ответы детей, показ иллюстрации)

Словарь С. Ожегова даёт такое определение….. (учитель или дети зачитывают из словаря).

- А вы согласны с бельчонком, он правильно поставил сочетание? Почему мы соглашаемся с ним?

(Мы знаем правило………..)

- Как вы думаете, какую цель надо поставить на нашем уроке? (ответы детей)

- А зачем придумали такое правило, может лучше и без него?

   Для удобства. Ведь если бы мы писали так, как говорим, то получилась бы большая путаница. Ничего бы не было понятно. Люди договорились, и вы запомните, что буквы Ж и Ш дружат с И (появляется таблица)

                Ж                                 Ш

                                  И

- бельчонок тоже знал это правило, а ещё и удивительное стихотворение -запоминалку. Это стихотворение им на уроке в лесной школе читала мудрая сова. Сейчас вы его услышите. Будьте внимательны.

Жи – ши, жи – ши

С буквой и всегда пиши.

Мыши, ёжики, ужи,

Лыжи, лужи, камыши.

- Кто запомнил слова с сочетанием ЖИ – ШИ? Запишите слова, которые запомнили?

Проверка проходит по заранее заготовленным записям на доске.

_ Кто не сделал ни одной ошибки? А кто затруднялся, когда писал?

- какой вывод мы для себя сделаем? (Надо тренироваться в написании слов с данной орфограммой, а вместе с нами будут учиться лисёнок с зайчонком, в лесной школе они эту тему пропустили)

Физминутка.

Класс встаёт. Задания на внимательность, если учитель называет слово с ЖИ – хлопаем в ладоши, с ШИ – топаем, НЕТ – замираем)

  1. Упражнения на закрепление умения правильно писать сочетание.

 - Ой, посмотрите, что это бельчонок для нас принёс из лесной школы. (конверт, а в конверте длинное слово)

СНЕЖИНКАРАНДАШИПОВНИК

- Что же это такое, кто догадался?

Последний слог предыдущего слова является началом следующего.

- напишем слова правильно. На какое правило они? Подчеркните офограмму, проговаривая правило.

Снежинка, карандаши, шиповник.

- Какое слово, по-вашему «лишнее»?

Карандаши – 4 слога

Карандаши – употреблено во множественном числе

 Шиповник – заканчивается на согласную

Физминутка.  Изобрази животное.

  1. Работа по развитию речи.

 - Пока мы с вами играли, зайка ускакал, но оставил следы.  (поиск зайки) Надо найти зайку. А следы не простые, а словесные.

- Что можно составить из этих слов – следов?

У Маши жил рыжий кот.

- почему это можно назвать предложением?

Записываем с комментированием, отмечаем орфограмму.

- Кто справился с заданием без ошибок? Почему стало больше ребят с правильно выполненным заданием?

Найдём и подчеркнём в предложении главные члены.

- А вот что для нас приготовил лисёнок. Но он так торопился, что потерял некоторые слова. Догадались, какие?

Хвост у него ………………….., а ……………………………… белый.

Запишите предложение с пропущенными словами, отметьте орфограмму.

Кто правильно написал? Почему все справились? (мы трудились, были внимательными)

Почитайте, что у нас получилось? (рассказ) Попробуйте его продолжить.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

 Лисёнок и зайчонок благодарят вас. Правило изучено.

- а вам какое задание понравилось?

- Что показалось самым трудным?

- В чём ещё надо потренироваться?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...