Знакомство с буквой Ц, ц
план-конспект урока русского языка (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Cредняя общеобразовательная школа c углубленным изучением
отдельных предметов № 56»
г. Саратова
Конспект урока по русскому языку
в 1 классе
«Знакомство с буквой Ц, ц»
подготовила
учитель начальных классов
Подбельская Надежда Николаевна
г. Саратов
2010
Задачи:
- Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов.
- Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Увеличение объема внимания и памяти.
Цели урока:
- закрепить знания детей о гласных и согласных звуках;
- познакомить с буквой Ц, ц;
- формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами;
- развивать речь, фонематический слух;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- иллюстрации с птицами;
- картинки зимней природы;
- кормушки для птиц, сделанные руками детей;
- карточки с буквами.
Ход урока
- Закрепление пройденного материала.
1. В гостях герой сказки Буратино.
- Из какой сказки герой? Поделимся с Буратино своими знаниями.
- Какая бывает речь? /Устная и письменная/
- Что значит устная речь? /Когда мы говорим и слышим/
- Что значит письменная речь? /Когда мы видим и пишем/
- Из чего состоит речь? /Из предложений/
- Из чего состоят предложения? /Из слов/
- Из чего состоят слова? /Из звуков/
- Какие бывают звуки? /Гласные и согласные/
- Чем отличаются гласные от согласных?
- А на письме звуки обозначены чем? /Буквами/
2. Повторение гласных и парных согласных.
- Буратино хочет узнать, что это за буквы? /Гласные/
- Есть хитрые гласные, назовите. Почему их так называют?
- Как называются эти буквы? /Парные согласные/
Произнесите парные согласные звуки
б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.
- Введение в тему урока.
1. Отгадывание загадки.
Явился в желтой шубке:
- Прощайте, две скорлупки!
- Кто это? /Цыпленок/
- Какой он? /Жёлтый, пушистый, маленький/
- Произнесите первый звук. Во рту есть преграда? Он тянется? Поётся?
Какой он? /Согласный/
- Глухой или звонкий?
- Этот звук всегда твердый.
- Какие твёрдые звуки знаете? /ж, ш/
III. Работа по теме урока.
1. Фонетическая разминка.
- Как подзывают к себе цыплят? /Цып-цып-цып/
- Назовите первый звук.
Вывод: звук /ц/ - согласный, твердый, непарный, глухой.
2. Игра «Кто больше».
- Назовите слова со звуком /ц/.
3. Знакомство с буквой Ц, ц.
- На письме звук /ц/ обозначается буквой Ц, ц.
- Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы Ц.
Есть слова, где Ц - в начале,
Есть слова, где Ц – в конце.
- На что похожа буква Ц, ц?
4. Чтение слогов по «Часовичку».
5. Работа по учебнику. /стр.138/
а). Звукобуквенный анализ слова синица.
- Вы видели синиц? А слышали? Почему их так назвали? /Синицы попискивают: синь-синь/
- Назовите птиц, которые остаются с нами зимовать.
6. Игра «Я знаю птиц»
- Какие бывают птицы? /Перелётные и зимующие/
- Назовите птиц, которые остаются с нами зимовать.
- Легко ли птицам зимой? Как человек может помочь птицам зимой?
- Птиц надо беречь – они наши друзья.
- Какую пользу птицы приносят человеку?
IV. Физкультминутка.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем.
Вдруг мы видим:
Из куста выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём
И назад в гнездо кладём.
7. Чтение слов с доски.
- Прочитать и поставить во множественное число:
синица
цапля
курица
скворец
птица
- Составьте предложение со словом «птицы».
8. Работа по учебнику /стр.140/
а) Составь пары.
9. Работа с текстом /стр.140/ Г.Юдин «Цыпленок Цып».
а) Чтение учителем.
- О ком прочитала? /О цыплёнке/
- Как его звали? /Цып/
- Что он всё время делал? /Всех учил/
б) Чтение текста детьми.
- Кого встречал цыплёнок? /Цветок, гусеница, цапля/
- Каким был цыплёнок?
- Какой совет дала цапля Цыпу?
- Чему учит нас это произведение? /Всему надо учиться/
10. Чтение пословицы.
Учись смолоду,
Пригодится на старость.
- Как понимаете смысл пословицы? /Знания, полученные в раннем возрасте, обязательно пригодятся в жизни/
V. Итог урока.
- С каким звуком познакомились? Какой он? /Согласный, твёрдый, непарный, глухой/
- Что особенно запомнилось на уроке?
- Какие задания было интересно выполнять?
- Поднимите руку, кто считает, что хорошо потрудился на уроке.
Список использованной литературы
- Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 1999. - 208 с.
- Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь: 1 класс: Учебник для уч-ся общеобразовательных учр. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- Клавдиков А.А. Азбуковедение.- М.: «Ученик», 2003.
- Петров Л.И. В гостях у букв.- М.: ООО «Обучение», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с буквой У у, звуком [у]. Письмо заглавной и строчной букв У у.
урок по обучению грамоте и письму по УМК Перспектива...
Знакомство с буквой В (в). Состав числа 10. Письмо печатными буквами.
Интегрированный урок грамоты по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Цели урока: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ -познакомиться с новой согласной буквой; - учить звуковому ана...
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ К (к). РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. СОСТАВЛЕНИЕ И ПИСЬМО СЛОВ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ – интегрированный урок чтения и письма.
Дифференцированное обучение позволяет раскрыть внутренний мир ребенка и предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученик...
Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»
На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...
Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»
Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву Ш (ш); -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...
Знакомство с буквой «В, в». Письмо заглавной и строчной буквы «В, в».
Урок проходил в 1 А классе по образовательной модели «Начальная школа XXI века», учебник «Букварь» Л. Е. Журовой ...
Интегрированный урок чтения и письма. Знакомство с буквой Зз.Письмо букв Зз.
Урок по программе "Начальная школа 21 века"....