Мы искали и нашли - три склонения прошли.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект урока русского языка  в 4 классе. Закрепление знаний о трех склонениях имен существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Rus.yaz_Tri_skloneniya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

с. Сергиевское Грачевского района Ставропольского края

   

      Урок русского языка

 Тема: « Мы искали и нашли

    три склонения прошли».

   

Подготовила

учитель начальных классов

Гордеева Нина Викторовна.

Сергиевское 2011

Гордеева Нина Викторовна,

учитель начальных классов

1 категории

МОУ СОШ №5 с.Сергиевское

Грачевского района

Ставропольского края.

Тема: Мы искали и нашли - три склонения прошли.

Цель: - обобщить и углубить знания уч-ся о трех типах склонения имен

              существительных;

            - развитие умения сопоставлять, выделять существенные признаки,

              по которым можно различать слова;

            - развивать умения уч-ся работать в группах.

                                                       Ход урока.

1. Оргмомент.

2.Минута чистописания.

Мм Мм Мм

МА мо му ми ме мы мя

Маша Москва Молоко мир

3. Словарная работа.

- Отгадать загадки, написать отгадку и указать склонение.

Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес

И наконец совсем исчез. ( календарь )

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (дерево )

Не живая - а идет.

Неподвижна - а ведет. (дорога )

4. Сообщение темы урока.

Класс делится на команды.

На доске:

                           « Страна Части Речи »

Учитель: На уроке русского языка мы часто бываем в стране Частей речи.

Мы уже познакомились со многими жителями этой страны.

Не раз мы гостили у Имени Существительного. Много рассказала

О себе эта часть речи: как живет, чем занимается, с кем дружит.

Не так давно мы с вами узнали о типах склонения. Это и будет

Темой нашего урока- игры.

5. Конкурсная часть.

                                 Конкурс « Домашнее задание»

- Наша игра начинается с проверки домашнего задания. Расскажите, что вы

узнали о трех типах склонения.

Уч-ся рассказывают о трех типах склонения. Вывешивают опору на доску.

                 1 скл.        

ж.р.- а, -я        

м.р. - а, -я                

                  2 скл.

М. р. -

С. р. -о, -е.

                3 скл.

Ж. р. - ь

- Приведите примеры. Что нужно сделать, чтобы определить склонение? Как

определить склонение у существительного, если оно стоит в косвенном

падеже?

Дети отвечают на вопросы и приводят примеры. Подводятся итоги.

                                          « Найди слово»

Каждая команда получает карточку.

- Ребята, перед вами карточка со словом. Образуйте от данного слова три

однокоренных существительных 1,2,3 скл. Разберите слова по составу.

Уч-ся работают коллективно. Один человек от команды пишет на доске.

                 команда 1

                   старый

               1 старушка

               2. старик

               3. старость

                 Команда 2

                   хитрый

               1. хитринка

               2. хитрец

               3. хитрость

                Команда 3

                  бедный

               1. бедняжка

               2. бедняк

               3. бедность

Проверка. Подведение итогов.

                                       

                                                 Конкурс « Аукцион»

- Догадайтесь, о чем идет речь, и замените одним словом. Определите

склонение, покажите нужную карточку.

а) с/ машина, с помощью которой пашут землю. (трактор )

б) дорогой нержавеющий металл желтого цвета. ( золото)

в) хлебное растение, из семян которого получают пшеничную муку.

( пшеница)

г) помещение, в котором хранятся и выдаются книги. ( библиотека )

д) человек, совершивший подвиг. ( герой )

е) подземная железная дорога. ( метро)

ж) населенный пункт в сельской местности ( деревня)

з) Хвойное дерево. ( ель)

                                 Конкурс « Кто быстрее и точнее?»

Каждому ученику выдается карточка с заданием.

- К именам существительным подберите и напишите антонимы, относящиеся

к другому склонению.

Уч-ся работают самостоятельно, затем обсуждают и дают готовый ответ.

                     Команда 1

           2                         3

       героизм        -(трусость )

            3                           1

         ложь            -        ( правда)

           2                           3

       трудолюбие -             (лень)

             3                         2

        радость   -             (горе)

           2                           1

       поражение -      ( победа )

                     Команда  2

                 1                          2

             скука     -        ( веселье)

                3                     2

              ночь      -          (день )

               1                      3

            сила    -      (слабость)

              3                     1  

         злость            -     (доброта )

              1                     2

         тишина   -             (шум)

               

  Команда 3

        1                          3

        Ласка      -        (грубость)

            1                    2

        война     -        (мир)

             1                    2

       темнота   -         (свет)

              1                     2

        нищета    -        (богатство )

              1                   2

         польза     -        (вред)

Подводятся итоги.

                                   Конкурс « Просклоняй-ка»

- Что значит « просклонять слово»?

- Итак, вы должны просклонять слова.

На доске.

    Команда 1 - осина

    Команда 2 - графин

    Команда 3 - озеро

Выполненное задание проверяется.

                                                  « Загадочный сосуд»

- У меня в руках деревянный сосуд. Особенность этого сосуда в том, что он

не тонет в воде. И вот в таком сосуде обнаружилось письмо путешественника, которое он положил в эту бутылку и отправил по воде. Я переписала начало этого письма и размножила для вас. Достаньте из конверта и прочитайте его.

Дети читают.

« Я в ужасном положении. Мой корабль потерпел крушение. Я высадился

на необитаемый остров в океане.»

- Вторая часть письма размыта водой, сохранились лишь отдельные слова.

Вот они.

На доске карточки со словами:

Страх, дом, помощь, смекалка, климат,

корабль, умение, выдержка, возвращение,

строительство, удача, путешественника в

беде.

- Попробуйте придумать продолжение этой истории, употребив в своем рассказе эти слова. Выиграет та команда, которая составит самый интересный рассказ.

Каждый ученик самостоятельно пишет письмо, затем в группах дети обсуждают и

зачитывают самый интересный текст.

- Какие имена существительные 1 скл. использованы в тексте? Как определить склонение? Назовите существительные 2 скл., 3 скл.

Дети отвечают на вопросы.

4. Итог урока.

Литература.

  1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.  Владос, 2001 г.
  2. Бетенькова Н. М. Фомин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. Астрель, М. 2006.
  3. Шклярова Т.В. Учимся в школе и дома. Русский язык. М. Грамотей, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока литературного чтения в 1 классе "Как Малышу нашли маму"

Данный урок является вторым уроком курса литературного чтения в 1 классе по программе «Начальная школа 21 века» УМК Н.Ф. Виноградовой раздела «Читаем сказки, пословицы, считалки». Тема рассчитан...

Конспект (нашла на просторах интернета) и презентация(составила сама) по музыке, тема "Опера"

Урок-знакомство с терминами : опера, увертюра, финал, либретто. Урок построен на основе оперы" Руслан и Людмила" М.И. Глинка...

Конспект (нашла на просторах интернета) и презентация(составила сама) по музыке, тема "Опера"

Урок-знакомство с терминами : опера, увертюра, финал, либретто. Урок построен на основе оперы" Руслан и Людмила" М.И. Глинка...

«Как малышу маму нашли» В.Орлов

Методическая разработка...

Прект: "Как собака нашла себе хозяина" ( Создание мультипликационного фильма)

В рамках городского конкурса "Мастерская сказки" был создан проект: "Как собака нашла себе хозяина" (создание мультипликационного фильма).Цель которого, узнать как создаются мультф...

Конкурс для учащихся "Алло, мы нашли таланты!"

Данный сценарий служит помощью для вовлечения обучающихся младшей школы в творческий процесс самосовершенствования, формированию коммуникативных умений, эстетического вкуса, развитию ораторских способ...