Мы искали и нашли - три склонения прошли.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 4 классе. Закрепление знаний о трех склонениях имен существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Rus.yaz_Tri_skloneniya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» с. Сергиевское Грачевского района Ставропольского края
Урок русского языка Тема: « Мы искали и нашли три склонения прошли».
Подготовила учитель начальных классов Гордеева Нина Викторовна. Сергиевское 2011 |
Гордеева Нина Викторовна,
учитель начальных классов
1 категории
МОУ СОШ №5 с.Сергиевское
Грачевского района
Ставропольского края.
Тема: Мы искали и нашли - три склонения прошли.
Цель: - обобщить и углубить знания уч-ся о трех типах склонения имен
существительных;
- развитие умения сопоставлять, выделять существенные признаки,
по которым можно различать слова;
- развивать умения уч-ся работать в группах.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2.Минута чистописания.
Мм Мм Мм
МА мо му ми ме мы мя
Маша Москва Молоко мир
3. Словарная работа.
- Отгадать загадки, написать отгадку и указать склонение.
Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И наконец совсем исчез. ( календарь )
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (дерево )
Не живая - а идет.
Неподвижна - а ведет. (дорога )
4. Сообщение темы урока.
Класс делится на команды.
На доске:
« Страна Части Речи » |
Учитель: На уроке русского языка мы часто бываем в стране Частей речи.
Мы уже познакомились со многими жителями этой страны.
Не раз мы гостили у Имени Существительного. Много рассказала
О себе эта часть речи: как живет, чем занимается, с кем дружит.
Не так давно мы с вами узнали о типах склонения. Это и будет
Темой нашего урока- игры.
5. Конкурсная часть.
Конкурс « Домашнее задание»
- Наша игра начинается с проверки домашнего задания. Расскажите, что вы
узнали о трех типах склонения.
Уч-ся рассказывают о трех типах склонения. Вывешивают опору на доску.
1 скл. ж.р.- а, -я м.р. - а, -я | 2 скл. М. р. - С. р. -о, -е. | 3 скл. Ж. р. - ь |
- Приведите примеры. Что нужно сделать, чтобы определить склонение? Как
определить склонение у существительного, если оно стоит в косвенном
падеже?
Дети отвечают на вопросы и приводят примеры. Подводятся итоги.
« Найди слово»
Каждая команда получает карточку.
- Ребята, перед вами карточка со словом. Образуйте от данного слова три
однокоренных существительных 1,2,3 скл. Разберите слова по составу.
Уч-ся работают коллективно. Один человек от команды пишет на доске.
команда 1 старый 1 старушка 2. старик 3. старость |
Команда 2 хитрый 1. хитринка 2. хитрец 3. хитрость |
Команда 3 бедный 1. бедняжка 2. бедняк 3. бедность |
Проверка. Подведение итогов.
Конкурс « Аукцион»
- Догадайтесь, о чем идет речь, и замените одним словом. Определите
склонение, покажите нужную карточку.
а) с/ машина, с помощью которой пашут землю. (трактор )
б) дорогой нержавеющий металл желтого цвета. ( золото)
в) хлебное растение, из семян которого получают пшеничную муку.
( пшеница)
г) помещение, в котором хранятся и выдаются книги. ( библиотека )
д) человек, совершивший подвиг. ( герой )
е) подземная железная дорога. ( метро)
ж) населенный пункт в сельской местности ( деревня)
з) Хвойное дерево. ( ель)
Конкурс « Кто быстрее и точнее?»
Каждому ученику выдается карточка с заданием.
- К именам существительным подберите и напишите антонимы, относящиеся
к другому склонению.
Уч-ся работают самостоятельно, затем обсуждают и дают готовый ответ.
Команда 1 2 3 героизм -(трусость ) 3 1 ложь - ( правда) 2 3 трудолюбие - (лень) 3 2 радость - (горе) 2 1 поражение - ( победа ) |
Команда 2 1 2 скука - ( веселье) 3 2 ночь - (день ) 1 3 сила - (слабость) 3 1 злость - (доброта ) 1 2 тишина - (шум)
|
Команда 3 1 3 Ласка - (грубость) 1 2 война - (мир) 1 2 темнота - (свет) 1 2 нищета - (богатство ) 1 2 польза - (вред) |
Подводятся итоги.
Конкурс « Просклоняй-ка»
- Что значит « просклонять слово»?
- Итак, вы должны просклонять слова.
На доске.
Команда 1 - осина Команда 2 - графин Команда 3 - озеро |
Выполненное задание проверяется.
« Загадочный сосуд»
- У меня в руках деревянный сосуд. Особенность этого сосуда в том, что он
не тонет в воде. И вот в таком сосуде обнаружилось письмо путешественника, которое он положил в эту бутылку и отправил по воде. Я переписала начало этого письма и размножила для вас. Достаньте из конверта и прочитайте его.
Дети читают.
« Я в ужасном положении. Мой корабль потерпел крушение. Я высадился
на необитаемый остров в океане.»
- Вторая часть письма размыта водой, сохранились лишь отдельные слова.
Вот они.
На доске карточки со словами:
Страх, дом, помощь, смекалка, климат, корабль, умение, выдержка, возвращение, строительство, удача, путешественника в беде. |
- Попробуйте придумать продолжение этой истории, употребив в своем рассказе эти слова. Выиграет та команда, которая составит самый интересный рассказ.
Каждый ученик самостоятельно пишет письмо, затем в группах дети обсуждают и
зачитывают самый интересный текст.
- Какие имена существительные 1 скл. использованы в тексте? Как определить склонение? Назовите существительные 2 скл., 3 скл.
Дети отвечают на вопросы.
4. Итог урока.
Литература.
- Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Владос, 2001 г.
- Бетенькова Н. М. Фомин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. Астрель, М. 2006.
- Шклярова Т.В. Учимся в школе и дома. Русский язык. М. Грамотей, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока литературного чтения в 1 классе "Как Малышу нашли маму"
Данный урок является вторым уроком курса литературного чтения в 1 классе по программе «Начальная школа 21 века» УМК Н.Ф. Виноградовой раздела «Читаем сказки, пословицы, считалки». Тема рассчитан...
Урок литературного чтения : «Чтоб тебе нашлись друзья, ты должен сам уметь дружить» Образ «доброй» хозяюшки в произведении В.Осеевой «Добрая хозяюшка».
Урок литературного чтения был проведен во 2 классе по программе "Гармония"...
Конспект (нашла на просторах интернета) и презентация(составила сама) по музыке, тема "Опера"
Урок-знакомство с терминами : опера, увертюра, финал, либретто. Урок построен на основе оперы" Руслан и Людмила" М.И. Глинка...
Конспект (нашла на просторах интернета) и презентация(составила сама) по музыке, тема "Опера"
Урок-знакомство с терминами : опера, увертюра, финал, либретто. Урок построен на основе оперы" Руслан и Людмила" М.И. Глинка...
«Как малышу маму нашли» В.Орлов
Методическая разработка...
Прект: "Как собака нашла себе хозяина" ( Создание мультипликационного фильма)
В рамках городского конкурса "Мастерская сказки" был создан проект: "Как собака нашла себе хозяина" (создание мультипликационного фильма).Цель которого, узнать как создаются мультф...
Конкурс для учащихся "Алло, мы нашли таланты!"
Данный сценарий служит помощью для вовлечения обучающихся младшей школы в творческий процесс самосовершенствования, формированию коммуникативных умений, эстетического вкуса, развитию ораторских способ...