Конспект (нашла на просторах интернета) и презентация(составила сама) по музыке, тема "Опера"
презентация к уроку по музыке (4 класс) на тему

Ахметжанова Гульнара Абдулловна

Урок-знакомство с терминами : опера, увертюра, финал, либретто. Урок построен на основе оперы" Руслан и Людмила" М.И. Глинка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект "Опера"17.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ.

Тема: «Опера»

Опера – самый значительный жанр вокальной музыки

Цели урока:

Формировать познавательный интерес к самому значительному жанру вокальной музыки - опере как синтетическому виду искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия   интонаций, музыкальных тем. 

Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты композиторов, иллюстрации картин, фото.

Слайд 1 (оперная сцена «Руслан и Людмила»)

- Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке музыки я вас познакомлю с одним из самых значительных жанров вокальной музыки.

- Ребята, собираясь к вам на урок, я захватила три предмета.( на столе дерево, цепь и маска кота, показываешь на них) Внимательно рассмотрите и скажите, с каким литературным произведением они у вас ассоциируются.

Слайд 2 (иллюстрация к поэме, слова вступления)

- Правильно, они нам сразу напомнили о вступлении в поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Давайте попробуем инсценировать вступление и мне понадобится 2 человек, которые будут изображать дуб, кота, цепь. По 3 человека с каждого ряда. А остальные будут читать слова автора: 1 ряд первые две строчки, 2 ряд вторые две строчки и 3 ряд оставшиеся строчки. Пока вы тихо, самостоятельно репетируете слова, нарядим наших артистов. Ты будешь дуб – руки раскинешь в стороны, руки на ширине плеч, ты – кот, будешь ходить направо и налево. А вы будете изображать цепь на дубе. Итак, все готовы?  Тогда начинаем.

1 ряд: У лукоморья дуб зелёный;

        Златая цепь на дубе том:

2 ряд: И днём и ночью кот учёный

        Всё ходит по цепи кругом;

3 ряд: Идёт направо – песнь заводит,

        Налево сказку говорит.

- Как вы думаете, текст с наложением на него музыки будет восприниматься легче или она будет мешать?

Дети отвечают: легче.

- Тогда давайте эти же строки исполним ещё раз, но в музыкальном темпе. Какой темп мы с вами выберем? Какой подойдет лучше? Медленный, быстрый, спокойный?

- Итак, дуб, цепь и кот не забывают о своих ролях и могут присоединиться к нам при исполнении текста.

- Молодцы ребята, спасибо, садитесь.

Какие виды искусства мы с вами использовали в театрализации эпизода?

Дети отвечают: театр, литература, музыка.

(на доску вешаются таблички: театр, литература, музыка)

- Стремление усилить воздействие сказанного через театрализованные музыкальные элементы возникло в очень далёкие времена.

Слайд 3(зрелища в Греции)

На открытом воздухе в Древней Греции происходили праздничные театральные представления. Актёры в масках, в особой обуви, увеличивающей их рост, декламировали нараспев трагедии, прославляющие силу человеческого духа.  Так зарождался жанр в музыке – ОПЕРА.

- Тема нашего урока  «Опера – самый значительный жанр вокальной музыки». Ребята, запишите тему в тетради.

В современном понятии опера начала развиваться в Италии в XVI веке. Предки современной оперы отличались тем, что в них пение чередовалось с обычной разговорной речью. Отличительной же чертой современной оперы является то, что текст в ней с начала и до конца поётся.

Слайд 4(Определение оперы)

- Таким образом, опера – это….

Слайд5(портрет композитора)

- Одним из основоположников русского музыкального театра является композитор Михаил Иванович Глинка. Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» вдохновила его написать одноименную оперу, которой он посвятил пять лет. Предлагаю посмотреть, как Глинка работал над вступлением, которое мы инсценировали в начале урока.

Видеофрагмент 1 Глинка пишет оперу.

- Вы заметили, что темп у Глинки отличается от нашего темпа? (Дети: - Да)

- Содержание оперы всегда отличается от оригинала литературного произведения, возможно отсутствие части эпизодов и изменение речи героев.

Сейчас мы в этом ещё раз убедимся. У вас на столах карточки с отрывком из поэмы «Р и Л». Зачитаем его вслух. А теперь сравните его со сценой из оперы М. Глинки.

Видеофрагмент 2  оперы М.Глинки

- А как вы думаете, зачем понадобилось композитору изменить текст Пушкина?

Дети отвечают: для облегчения исполнения, так как герои все слова поют)

- Верно, в литературном произведении слово произносится, а в опере распевается. Чтобы музыкальный образ получился полноценным. Требуется время – время музыкального звучания, поэтому литературный первоисточник упрощается композитором, а новый вариант текста называется ЛИБРЕТТО.

Слайд 6 (определение либретто)

Игра «Кот ученый» для закрепления материала. Выстроить детей вокруг среднего ряда в импровизированный круг, пустить по кругу игрушечного кота под музыку, когда музыка смолкнет, задавать вопросы ребенку, на котором кот остановился. Вопросы на понятия: театр, музыка, литература, опера, либретто, Древняя Греция, Глинка.

- Спасибо, ребята, займите свои места. Вы молодцы, тему усвоили. Я вам раздам памятки с основными определениями, прозвучавшими на занятии. Вклейте их в тетради.

- Мне очень понравилось с вами работать, но хотелось бы узнать и ваше мнение. Я буду называть характеристики нашего занятия, а вы, если согласны, хлопайте в ладоши.

- Мне понравилось занятие.

- Я узнал сегодня новое и интересное.

- Я расскажу об этом занятии своим друзьям и родителям.

- Бурными аплодисментами заканчивается наша встреча. Большое спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "составь слова"

данная презентация используется на уроках русского языка при изучении темы "сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ"...

Конспект (нашла на просторах интернета) и презентация(составила сама) по музыке, тема "Опера"

Урок-знакомство с терминами : опера, увертюра, финал, либретто. Урок построен на основе оперы" Руслан и Людмила" М.И. Глинка...

Коллекция шаблонов-пазлов (хорошая находка на просторах интернета)

Данная презентация поможет учителю в создании дидактической игры на любом предмете....

Конспект занятия «Родные просторы» «Реки» во 2 классе по программе «Истоки»

Конспект занятия «Родные просторы» «Реки» во 2 классе по программе «Истоки». Продолжение изучения темы....

Конспект занятия внеурочной деятельности "Интернет. Правила безопасного интернета"

Цель занятия: воспитание грамотного и ответственного пользователя сети интернет, знакомство детей с основными правилами безопасного использования интернета....

Конспект классного часа "Просторы интернета" (2 класс)

Цели деятельности учителя: обеспечение информационной безопасности обучающихся в сети Интернет ;Планируемые образовательные результаты:Предметные:-Развитие универсальных учебных действий;-Формирование...

Конспект классного часа "Просторы интернета" (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся умения использовать интернет с пользой.Планируемые образовательные результаты:Предметные:- выявить интересы младших школьников в интернете;-развивать...