Конспект (нашла на просторах интернета) и презентация(составила сама) по музыке, тема "Опера"
презентация к уроку по музыке (4 класс) на тему
Урок-знакомство с терминами : опера, увертюра, финал, либретто. Урок построен на основе оперы" Руслан и Людмила" М.И. Глинка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект "Опера" | 17.12 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ.
Тема: «Опера»
Опера – самый значительный жанр вокальной музыки
Цели урока:
Формировать познавательный интерес к самому значительному жанру вокальной музыки - опере как синтетическому виду искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем.
Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты композиторов, иллюстрации картин, фото.
Слайд 1 (оперная сцена «Руслан и Людмила»)
- Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке музыки я вас познакомлю с одним из самых значительных жанров вокальной музыки.
- Ребята, собираясь к вам на урок, я захватила три предмета.( на столе дерево, цепь и маска кота, показываешь на них) Внимательно рассмотрите и скажите, с каким литературным произведением они у вас ассоциируются.
Слайд 2 (иллюстрация к поэме, слова вступления)
- Правильно, они нам сразу напомнили о вступлении в поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Давайте попробуем инсценировать вступление и мне понадобится 2 человек, которые будут изображать дуб, кота, цепь. По 3 человека с каждого ряда. А остальные будут читать слова автора: 1 ряд первые две строчки, 2 ряд вторые две строчки и 3 ряд оставшиеся строчки. Пока вы тихо, самостоятельно репетируете слова, нарядим наших артистов. Ты будешь дуб – руки раскинешь в стороны, руки на ширине плеч, ты – кот, будешь ходить направо и налево. А вы будете изображать цепь на дубе. Итак, все готовы? Тогда начинаем.
1 ряд: У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
2 ряд: И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
3 ряд: Идёт направо – песнь заводит,
Налево сказку говорит.
- Как вы думаете, текст с наложением на него музыки будет восприниматься легче или она будет мешать?
Дети отвечают: легче.
- Тогда давайте эти же строки исполним ещё раз, но в музыкальном темпе. Какой темп мы с вами выберем? Какой подойдет лучше? Медленный, быстрый, спокойный?
- Итак, дуб, цепь и кот не забывают о своих ролях и могут присоединиться к нам при исполнении текста.
- Молодцы ребята, спасибо, садитесь.
Какие виды искусства мы с вами использовали в театрализации эпизода?
Дети отвечают: театр, литература, музыка.
(на доску вешаются таблички: театр, литература, музыка)
- Стремление усилить воздействие сказанного через театрализованные музыкальные элементы возникло в очень далёкие времена.
Слайд 3(зрелища в Греции)
На открытом воздухе в Древней Греции происходили праздничные театральные представления. Актёры в масках, в особой обуви, увеличивающей их рост, декламировали нараспев трагедии, прославляющие силу человеческого духа. Так зарождался жанр в музыке – ОПЕРА.
- Тема нашего урока «Опера – самый значительный жанр вокальной музыки». Ребята, запишите тему в тетради.
В современном понятии опера начала развиваться в Италии в XVI веке. Предки современной оперы отличались тем, что в них пение чередовалось с обычной разговорной речью. Отличительной же чертой современной оперы является то, что текст в ней с начала и до конца поётся.
Слайд 4(Определение оперы)
- Таким образом, опера – это….
Слайд5(портрет композитора)
- Одним из основоположников русского музыкального театра является композитор Михаил Иванович Глинка. Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» вдохновила его написать одноименную оперу, которой он посвятил пять лет. Предлагаю посмотреть, как Глинка работал над вступлением, которое мы инсценировали в начале урока.
Видеофрагмент 1 Глинка пишет оперу.
- Вы заметили, что темп у Глинки отличается от нашего темпа? (Дети: - Да)
- Содержание оперы всегда отличается от оригинала литературного произведения, возможно отсутствие части эпизодов и изменение речи героев.
Сейчас мы в этом ещё раз убедимся. У вас на столах карточки с отрывком из поэмы «Р и Л». Зачитаем его вслух. А теперь сравните его со сценой из оперы М. Глинки.
Видеофрагмент 2 оперы М.Глинки
- А как вы думаете, зачем понадобилось композитору изменить текст Пушкина?
Дети отвечают: для облегчения исполнения, так как герои все слова поют)
- Верно, в литературном произведении слово произносится, а в опере распевается. Чтобы музыкальный образ получился полноценным. Требуется время – время музыкального звучания, поэтому литературный первоисточник упрощается композитором, а новый вариант текста называется ЛИБРЕТТО.
Слайд 6 (определение либретто)
Игра «Кот ученый» для закрепления материала. Выстроить детей вокруг среднего ряда в импровизированный круг, пустить по кругу игрушечного кота под музыку, когда музыка смолкнет, задавать вопросы ребенку, на котором кот остановился. Вопросы на понятия: театр, музыка, литература, опера, либретто, Древняя Греция, Глинка.
- Спасибо, ребята, займите свои места. Вы молодцы, тему усвоили. Я вам раздам памятки с основными определениями, прозвучавшими на занятии. Вклейте их в тетради.
- Мне очень понравилось с вами работать, но хотелось бы узнать и ваше мнение. Я буду называть характеристики нашего занятия, а вы, если согласны, хлопайте в ладоши.
- Мне понравилось занятие.
- Я узнал сегодня новое и интересное.
- Я расскажу об этом занятии своим друзьям и родителям.
- Бурными аплодисментами заканчивается наша встреча. Большое спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "составь слова"
данная презентация используется на уроках русского языка при изучении темы "сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ"...
Конспект (нашла на просторах интернета) и презентация(составила сама) по музыке, тема "Опера"
Урок-знакомство с терминами : опера, увертюра, финал, либретто. Урок построен на основе оперы" Руслан и Людмила" М.И. Глинка...
Коллекция шаблонов-пазлов (хорошая находка на просторах интернета)
Данная презентация поможет учителю в создании дидактической игры на любом предмете....
Конспект занятия «Родные просторы» «Реки» во 2 классе по программе «Истоки»
Конспект занятия «Родные просторы» «Реки» во 2 классе по программе «Истоки». Продолжение изучения темы....
Конспект занятия внеурочной деятельности "Интернет. Правила безопасного интернета"
Цель занятия: воспитание грамотного и ответственного пользователя сети интернет, знакомство детей с основными правилами безопасного использования интернета....
Конспект классного часа "Просторы интернета" (2 класс)
Цели деятельности учителя: обеспечение информационной безопасности обучающихся в сети Интернет ;Планируемые образовательные результаты:Предметные:-Развитие универсальных учебных действий;-Формирование...
Конспект классного часа "Просторы интернета" (2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся умения использовать интернет с пользой.Планируемые образовательные результаты:Предметные:- выявить интересы младших школьников в интернете;-развивать...