Конспект (нашла на просторах интернета) и презентация(составила сама) по музыке, тема "Опера"
презентация к уроку по музыке (4 класс) по теме

Ахметжанова Гульнара Абдулловна

Урок-знакомство с терминами : опера, увертюра, финал, либретто. Урок построен на основе оперы" Руслан и Людмила" М.И. Глинка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект "Опера"17.12 КБ
Office presentation icon Презентация "Опера"2.1 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ.

Тема: «Опера»

Опера – самый значительный жанр вокальной музыки

Цели урока:

Формировать познавательный интерес к самому значительному жанру вокальной музыки - опере как синтетическому виду искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия   интонаций, музыкальных тем. 

Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты композиторов, иллюстрации картин, фото.

Слайд 1 (оперная сцена «Руслан и Людмила»)

- Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке музыки я вас познакомлю с одним из самых значительных жанров вокальной музыки.

- Ребята, собираясь к вам на урок, я захватила три предмета.( на столе дерево, цепь и маска кота, показываешь на них) Внимательно рассмотрите и скажите, с каким литературным произведением они у вас ассоциируются.

Слайд 2 (иллюстрация к поэме, слова вступления)

- Правильно, они нам сразу напомнили о вступлении в поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Давайте попробуем инсценировать вступление и мне понадобится 2 человек, которые будут изображать дуб, кота, цепь. По 3 человека с каждого ряда. А остальные будут читать слова автора: 1 ряд первые две строчки, 2 ряд вторые две строчки и 3 ряд оставшиеся строчки. Пока вы тихо, самостоятельно репетируете слова, нарядим наших артистов. Ты будешь дуб – руки раскинешь в стороны, руки на ширине плеч, ты – кот, будешь ходить направо и налево. А вы будете изображать цепь на дубе. Итак, все готовы?  Тогда начинаем.

1 ряд: У лукоморья дуб зелёный;

        Златая цепь на дубе том:

2 ряд: И днём и ночью кот учёный

        Всё ходит по цепи кругом;

3 ряд: Идёт направо – песнь заводит,

        Налево сказку говорит.

- Как вы думаете, текст с наложением на него музыки будет восприниматься легче или она будет мешать?

Дети отвечают: легче.

- Тогда давайте эти же строки исполним ещё раз, но в музыкальном темпе. Какой темп мы с вами выберем? Какой подойдет лучше? Медленный, быстрый, спокойный?

- Итак, дуб, цепь и кот не забывают о своих ролях и могут присоединиться к нам при исполнении текста.

- Молодцы ребята, спасибо, садитесь.

Какие виды искусства мы с вами использовали в театрализации эпизода?

Дети отвечают: театр, литература, музыка.

(на доску вешаются таблички: театр, литература, музыка)

- Стремление усилить воздействие сказанного через театрализованные музыкальные элементы возникло в очень далёкие времена.

Слайд 3(зрелища в Греции)

На открытом воздухе в Древней Греции происходили праздничные театральные представления. Актёры в масках, в особой обуви, увеличивающей их рост, декламировали нараспев трагедии, прославляющие силу человеческого духа.  Так зарождался жанр в музыке – ОПЕРА.

- Тема нашего урока  «Опера – самый значительный жанр вокальной музыки». Ребята, запишите тему в тетради.

В современном понятии опера начала развиваться в Италии в XVI веке. Предки современной оперы отличались тем, что в них пение чередовалось с обычной разговорной речью. Отличительной же чертой современной оперы является то, что текст в ней с начала и до конца поётся.

Слайд 4(Определение оперы)

- Таким образом, опера – это….

Слайд5(портрет композитора)

- Одним из основоположников русского музыкального театра является композитор Михаил Иванович Глинка. Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» вдохновила его написать одноименную оперу, которой он посвятил пять лет. Предлагаю посмотреть, как Глинка работал над вступлением, которое мы инсценировали в начале урока.

Видеофрагмент 1 Глинка пишет оперу.

- Вы заметили, что темп у Глинки отличается от нашего темпа? (Дети: - Да)

- Содержание оперы всегда отличается от оригинала литературного произведения, возможно отсутствие части эпизодов и изменение речи героев.

Сейчас мы в этом ещё раз убедимся. У вас на столах карточки с отрывком из поэмы «Р и Л». Зачитаем его вслух. А теперь сравните его со сценой из оперы М. Глинки.

Видеофрагмент 2  оперы М.Глинки

- А как вы думаете, зачем понадобилось композитору изменить текст Пушкина?

Дети отвечают: для облегчения исполнения, так как герои все слова поют)

- Верно, в литературном произведении слово произносится, а в опере распевается. Чтобы музыкальный образ получился полноценным. Требуется время – время музыкального звучания, поэтому литературный первоисточник упрощается композитором, а новый вариант текста называется ЛИБРЕТТО.

Слайд 6 (определение либретто)

Игра «Кот ученый» для закрепления материала. Выстроить детей вокруг среднего ряда в импровизированный круг, пустить по кругу игрушечного кота под музыку, когда музыка смолкнет, задавать вопросы ребенку, на котором кот остановился. Вопросы на понятия: театр, музыка, литература, опера, либретто, Древняя Греция, Глинка.

- Спасибо, ребята, займите свои места. Вы молодцы, тему усвоили. Я вам раздам памятки с основными определениями, прозвучавшими на занятии. Вклейте их в тетради.

- Мне очень понравилось с вами работать, но хотелось бы узнать и ваше мнение. Я буду называть характеристики нашего занятия, а вы, если согласны, хлопайте в ладоши.

- Мне понравилось занятие.

- Я узнал сегодня новое и интересное.

- Я расскажу об этом занятии своим друзьям и родителям.

- Бурными аплодисментами заканчивается наша встреча. Большое спасибо!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опера Корина Илона Викторовна

Слайд 2

Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» Корина Илона Викторовна

Слайд 3

Корина Илона Викторовна 1 ряд: У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: 2 ряд: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; 3 ряд: Идёт направо – песнь заводит, Налево сказку говорит.

Слайд 4

Стремление усилить воздействие сказанного через театрализованные музыкальные элементы возникло в очень далёкие времена. Корина Илона Викторовна

Слайд 5

На открытом воздухе в Древней Греции происходили праздничные театральные представления. Актёры в масках, в особой обуви, увеличивающей их рост, декламировали нараспев трагедии, прославляющие силу человеческого духа. Так зарождался жанр в музыке – ОПЕРА. Корина Илона Викторовна

Слайд 6

Самый богатый и сложный жанр музыки -опера. Слово « орега » в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы. Корина Илона Викторовна

Слайд 7

Корина Илона Викторовна

Слайд 8

Корина Илона Викторовна

Слайд 9

Корина Илона Викторовна Руслан и Людмила А.С.Пушкин М.И.Глинка

Слайд 10

Корина Илона Викторовна Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой. В толпе могучих сыновей, С друзьями, в гриднице высокой Владимир-солнце пировал; Меньшую дочь он выдавал За князя храброго Руслана И мед из тяжкого стакана За их здоровье выпивал. Не скоро ели предки наши, Не скоро двигались кругом Ковши, серебряные чаши С кипящим пивом и вином.

Слайд 11

ЛИБРЕТТО- словесный текст театрализованного музыкально-вокального произведения. Корина Илона Викторовна

Слайд 12

Корина Илона Викторовна Увертюра От французского «открывать» Музыкальное вступление к опере или балету

Слайд 13

Корина Илона Викторовна Сказочный дворец Черномора

Слайд 14

Корина Илона Викторовна Во дворце Черномора

Слайд 15

Корина Илона Викторовна

Слайд 16

Корина Илона Викторовна Финал Финал - окончание оперы Как в любой сказке, в опере всё заканчивается счастливым концом, Руслан и Людмила вместе

Слайд 17

Корина Илона Викторовна

Слайд 18

Корина Илона Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "составь слова"

данная презентация используется на уроках русского языка при изучении темы "сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ"...

Конспект (нашла на просторах интернета) и презентация(составила сама) по музыке, тема "Опера"

Урок-знакомство с терминами : опера, увертюра, финал, либретто. Урок построен на основе оперы" Руслан и Людмила" М.И. Глинка...

Коллекция шаблонов-пазлов (хорошая находка на просторах интернета)

Данная презентация поможет учителю в создании дидактической игры на любом предмете....

Конспект занятия «Родные просторы» «Реки» во 2 классе по программе «Истоки»

Конспект занятия «Родные просторы» «Реки» во 2 классе по программе «Истоки». Продолжение изучения темы....

Конспект занятия внеурочной деятельности "Интернет. Правила безопасного интернета"

Цель занятия: воспитание грамотного и ответственного пользователя сети интернет, знакомство детей с основными правилами безопасного использования интернета....

Конспект классного часа "Просторы интернета" (2 класс)

Цели деятельности учителя: обеспечение информационной безопасности обучающихся в сети Интернет ;Планируемые образовательные результаты:Предметные:-Развитие универсальных учебных действий;-Формирование...

Конспект классного часа "Просторы интернета" (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся умения использовать интернет с пользой.Планируемые образовательные результаты:Предметные:- выявить интересы младших школьников в интернете;-развивать...