Урок литературного чтения : «Чтоб тебе нашлись друзья, ты должен сам уметь дружить» Образ «доброй» хозяюшки в произведении В.Осеевой «Добрая хозяюшка».
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Урок литературного чтения был проведен во 2 классе по программе "Гармония"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
Чаликова Любовь Ивановна
Учитель начальных классов
МОУ лицей №9 Волгоград
Тема: «Чтоб тебе нашлись друзья, ты должен сам уметь дружить»
Образ «доброй» хозяюшки в произведении В.Осеевой «Добрая хозяюшка».
1. Жанр: литературная сказка.
2. Художественная задача текста:
на примере литературного героя раскрыть содержание понятий: настоящий друг, умение ценить дружбу; дать возможность детям оценить себя и свои поступки.
3. Цели урока:
- учиться находить главную мысль текста, характеризовать поступки героев;
- уметь осознавать авторское и собственное отношение к персонажам, выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
- учиться восстанавливать деформированный картинный план, составлять пересказ по измененному плану;
- воспитывать дружелюбие, чувство ответственности перед друзьями.
4. Тип урока: комбинированный.
5. Обдумывание этапа антиципации.
1. После проверки домашнего задания (игра «Радиотеатр» по сказке Н.Сладкова «Медведь и Солнце», учитель предлагает детям посмотреть на доску.
Слайд 3. На нем представлены произведения одного автора. Дети читают названия произведений:
«Синие листья»
«Просто старушка»
«Три товарища»
«Волшебное слово»
«Хорошее»
- Кто автор этих произведений? (В.Осеева)
- Какие произведения мы уже читали во 2 классе? В 1 классе?(Синие листья).
(«Просто старушка», «Три товарища», «Кто наказал его?»)
- Какая тема объединяет все эти рассказы?
(О детях, об их поступках – хороших и плохих и др.)
- Какое произведение вам больше всего запомнилось? Почему?
(Ответы детей)
- Что можете сказать об авторе?
(Добрая, …..)
- Познакомимся с ней поближе. Слайд 4.
(Ответы детей)
3. Прочитайте тему нашего урока (тема на доске).
- Догадались, о чем сегодня будем читать?
- Какую цель поставим?
(На примере литературного героя раскрыть понятие: настоящий друг, кто он.)
4. Прогнозирование содержания текста по заголовку.
Учитель предлагает детям открыть учебник с.79 и прочитать заголовок. Слайд 5.
- Как вы понимаете название произведения?
(Произведение будет о девочке, у нее есть, наверное, тот о ком она заботится, ….)
- Какой вы представляете себе добрую хозяюшку?
(Заботливая, ухаживает за своими питомцами, играет с ними, отзывчивая …)
- Мы с вами спрогнозировали содержание произведения, а сейчас мы прочитаем и проверим наш прогноз.
6. Вид первичного чтения: чтение учащимися вслух законченных по смыслу отрывков.
Чтение эпизода о петушке.
По ходу чтения объясняется значение слова «завалинка» Слайд 6.
- Как жили девочка и петушок?
(Жили дружно, заботились друг о друге, им вместе быль весело, радостно …)
- Почему петушок опустил голову?
(Девочка меняет его на курочку)
- Почему она отдала петушка?
(Понравилась курочка)
Чтение эпизода о курочке.
- Хорошо ли девочке с курочкой?
(Ответы детей)
- Чем закончилась эта дружба?
(Ответы детей)
Чтение эпизода об уточке.
- Может быть, дружба с уточкой получилась?
(Нет, она уточку тоже обменяла)
Чтение последнего эпизода.
- Как развивались события дальше?
(Щенок убежал от девочки)
- Почему же девочка осталась одна?
(Не умеет она дружить, не умеет дружбой дорожить)
Проверка своих предположений о содержании прочитанного (рефлексия)
- Давайте определим наше настроение от прочитанного. Выберите настроение - «мордашку».
Дети показывают карточку с «мордашкой»
- Почему прогноз был не точен?
(Ответы детей)
- Определите жанр произведения. Обоснуйте свое мнение.
(Это сказка, потому что …)
7. Перечитывание.
Детям предлагается самостоятельно выполнить задание 2:
установить порядок в сказке: поставить рядом с изображением каждого персонажа цифру в том порядке, в каком эти герои встречаются в сказке.
Проверка. Слайд 7.
8. Обобщающая беседа.
- Кто вам понравился в сказке? Почему?
(Щенок, все звери, которые были у девочки)
- Действительно ли девочка – добрая хозяюшка?
(Нет, она недобрая хозяюшка, она злая хозяюшка, ….)
- Почему девочка кажется плохой, злой? Разве она бьет животных, которые у нее живут? Может она им есть не дает?
(Нет, она их и поит, и кормит)
- Так чем же она их обижает?
(Она их не любит)
Обобщение Cлайд 8.
Зло, оказывается, в том, что девочка своих животных не любит. Она ими забавляется, а надоедят – бросит, отдаст соседям, обменяет. А они- то ее любят, искренне о ней заботятся. И это очень больно, когда на любовь отвечают безразличием, когда обманывают в дружбе. Это очень большое зло. Причинить его способен только недобрый, нехороший человек.
- Ребята, а почему же В.Осеева назвала сказку «Добрая хозяюшка»? Может быть это ошибка?
(Она нарочно доброй назвала)
- Как вы думаете, нравится автору эта девочка?
(Ответы детей)
- Какие чувства вложила автор в свою сказку: уважение, иронию, насмешку, гордость?
(Ответы детей)
- Конечно, В.Осеева нарочно назвала девочку доброй, чтобы заставить своих читателей задуматься над ее поступками.
- Обратимся к теме и цели нашего урока. Настоящий друг, кто он?
(Ответы детей)
- Вы бы хотели дружить с этой девочкой? Почему?
(Ответы детей)
- Чтобы вы посоветовали девочке?
(Ответы детей)
- В сказке В.Осеева показала взаимоотношения человека и животных. А возможны ли такие же ситуации между людьми?
(Ответы детей)
- Подумайте, может ли вас кто-то назвать настоящим другом?
- Какие пословицы о дружбе вы знаете?
(дети называют пословицы)
Слайд 9.
9. Творческое задание.
Урок можно закончить песней «Настоящий друг».
10. Домашнее задание. Пересказ сказки на основе картинного плана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения в 3 классе по теме "Н.Некрасов "Дед Мазай и зайцы" (знакомство с произведением).
конспект урока по литературному чтению для классов компенсирующего обучения...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Я и мои друзья" и мультемедийная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Я и мои друзья» Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся со стихами о друзьях, о друж¬бе; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, п...
Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Умел ошибиться, умей и поправиться» по рассказу Н. Носова «На горке»
Структура урока соответствует жанру изучаемого произведения, его размерам, теме читаемого произведения. На уроке реализовывался познавательно – образовательный аспект. У детей формировалось умен...
Технологическая карта открытого урока литературного чтения "Я и мои друзья. Обобщение по теме", 2 класс
Обобщение по теме....
Обобщающий урок литературного чтения " Я и мои друзья " 2 класс
Сам урок и карточки к уроку. Для индивидуальной работы и работа по группам....
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему ".В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. Особенность заголовка произведения"(УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Б.В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. Особенность заголовка произведения» Цели деятельности учителя: формирование представлений у...
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Знакомство с разделом Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». Особенность заголовка произведения» (УМК «Школа России», 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о биографии автора; организация чтения в классе; формирование понимания заголовка и смысла произведения. Планируемые результаты Предметные: - знать смысл...