Конспект урока русского языка «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Конобрицкая Ирина Михайловна

Конспект урока русского языка «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]» 3 класс УМК «Начальная школа ХХI век» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов Конобрицкая И. М.

Урок русского языка.

 3  класс УМК «Начальная школа ХХ1 век».

                                                                           

Тема: «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]».

Цель:

 наблюдение за способами обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова, составление  алгоритма написания и закрепление правила, отработка написания слов с изучаемой орфограммой;

 развитие логики, внимания, речи, орфографической зоркости учащихся, творческих способностей,  умения работать в парах, группах;

 формирование интереса к предмету, самостоятельности, аккуратности.

Этапы урока

Ход урока.

УУД

I этап -

чистописание и актуализация знаний

У. Здравствуйте, ребята!

Какие задания вы любите выполнять на уроках русского языка?

Предлагаю вам отгадать слово по его значению.

-  Обозначение наиболее крупных кратеров на поверхности Луны, имеющих очертание близкое к окружности

 -   Место для конных состязаний и соревнований колесниц, для травли животных, боев гладиаторов, кулачных боев и  в Древнем Риме  

-  Помещение  с местами по кругу для зрителей и ареной для представления.

-   Вид искусства, включающий в себя выступления акробатов, эквилибристов, жонглеров, клоунов, дрессированных животных.

 Д. Высказывают разные предположения, кто-то называет правильный ответ. (цирк)

У. Выделите первый звук в этом слове. Дайте ему характеристику. Какой буквой обозначен на письме данный звук?

Напишем сочетания с буквой  Ц.

ЛУУД - широкая мотивационная основа учебной деятельности;

РУУД – принимать и сохранять учебную задачу;

 ПУУД – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

 - строить рассуждения;

КУУД – учитывать разные мнения,

 - формулировать собственное мнение

IIэтап – постановка проблемы

У. Я прочитаю стихотворение.

 Ваша задача - найти и выписать слова, в которых есть выделенный звук ц.

Цыпленок в цирке выступал,

На мотоцикле разъезжал,

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы.

И цифры лихо называл,

Лишь говоря: «Цып-цып».

Д. Два ученика выполнят это задание у доски.

У. – А теперь давайте проверим вашу работу.

- Задание было одно, а как написали?

- Какой звук слышим после звука ц ? Какие буквы написали? Почему же так вышло? Что вы не знаете?

Д. Дети отвечают, что  не знают, как правильно обозначать звук ы после буквы ц.

У. –Постарайтесь сформулировать цель нашего урока?

Д. Дети формулируют тему и цель урока «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]».

Учитель открывает тему урока на доске.

ЛУУД – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

РУУД - учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

 - преобразовывать практическую задачу в познавательную;

III этап – поиск решения

1.Работа по группам.

У.Предлагаю вам поработать в группах.

Задание: прочитать слова, определить место орфограммы. Сделайте вывод.

1 группа

ножниц [ы] - ножницы

синиц [ы] -синицы

птенц [ы] - птенцы

зайц [ы] - зайцы

скворц [ы] - скворцы

2 группа

ц [ы]линдр – цилиндр

ц [ы]рк - цирк

ц [ы]ркуль – циркуль

ц [ы]ркач – циркач

ц [ы]фра - цифра

3 группа

ака ц [ы]я –акация

стан ц [ы]я – станция

поли ц [ы]я – полиция

сек ц [ы]я –секция

ра ц [ы]я – рация

Защита групп.

1 группа

Орфограмма в окончании. Звук ы после буквы ц обозначен буквой ы.

2 группа

Орфограмма в корне. Звук ы после буквы ц обозначен буквой и.

3 группа

Орфограмма в сочетании - ция. Звук ы после буквы ц обозначен буквой и.

У. – Кто может сформулировать вывод об обозначении звука ы после буквы ц?

Дети делают вывод.

2. Работа над правилом.

У. – А теперь откройте учебник. Сравните наш вывод с выводом, который дан в учебнике.

Дети читают правило в учебнике.

У. – Что нового вы узнали из правила?

Д. – Мы узнали, о словах- исключениях.

Безымянный.bmp

Слайд 1

3. Проверка самостоятельной работы, которая была в начале урока.

У.- А теперь давайте проверим, кто же был прав.

Дети проверяют записанные слова, исправляют допущенные ошибки, используя новое правило.

У. –Встретилось ли вы новое слово? Где узнать его значение?  (Цилиндр)

Д. Работа с толковыми словарями. Два ученика находят и зачитывают значение слова из разных словарей.

NewTopHat.jpg

Слайд 2

РУУД – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

 - принимать и сохранять учебную задачу;

 - оценивать правильность выполнения действия;

ПУУД – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

 - обобщать;

 - строить рассуждения;

 - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

КУУД – допускать возможность различных мнений;

 - приходить к общему решению;

 - контролировать действия партнёра;

- учитывать разные мнения;

формулировать собственное мнение;

- строить монологическое высказывание

IV этап – составление алгоритма.

Физминутка.

У.  –Давайте составим алгоритм обозначения звука ы после буквы ц.

Составление опорной схемы.

Дети отвечают.

Учитель вывешивает таблички.

У. -Что надо сделать вначале?

Д. – Надо определить часть слова, в которой есть орфограмма.

На доске появляется алгоритм:

  1.  Слышу в слове  ц [ы] .
  2.  Определяю часть слова, в которой есть орфограмма.
  3. В корне после ц  -  и.

Искл.: цыган, цыпленок, цыц, на цыпочках, цыкать.

            В окончании после ц  -  ы.

В сочетании  -ция   - и.

 

ЛУУД- формировать установку на здоровый образ жизни;

РУУД – планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

 - выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме;

 - учитывать правило в планировании

ПУУД – осуществлять синтез как составление целого из частей;

 - устанавливать причинно-следственные связи;

КУУД

–формулировать собственное мнение;

- строить монологическое высказывание

Vэтап – первичное закрепление.

 Работа по учебнику в парах.

У. –Пришло время поработать в парах и применить данный алгоритм при выполнении задания.

Спишите слова, разделяя их на группы по месту  расположения орфограммы.

Работая вместе, прислушивайтесь к мнению соседа, доказывайте своё.

Проверка работы.

ПУУД – осуществлять анализ объектов, сравнение, обобщение;

использовать  знаково - символические средства для решения задач;

РУУД – принимать и сохранять учебную задачу;

 - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

 - осуществлять контроль итоговый и пошаговый;

КУУД

 – учитывать разные мнения;

 - приходить к общему решению;

 - контролировать действия партнёра;

VI этап – самостоятельная работа

У. – Теперь я предлагаю вам самостоятельно применить полученные знания. На слайде изображены предметы.  Найдите те, в названии которых есть наша орфограмма. Я предлагаю вам два варианта задания:

1вариант – составить  предложения, используя данные слова.

2 вариант – составить словосочетания, используя данные слова.

Слайд 3.

Проверка.

Дети зачитывают свои работы.

У. Назовите слова с новой орфограммой. Докажите.

ПУУД – осуществлять анализ объектов, сравнение, обобщение;

синтез как составление целого из частей;

осознанно и произвольно

строить речевое высказывание в письменной форме;

РУУД – принимать и сохранять учебную задачу;

 - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

 - осуществлять контроль итоговый и пошаговый.

Развитие творческих способностей.

VII  этап -

итог урока.

Рефлексия.

У.- Вспомните цель нашего урока? Достигли  ли мы её? Как мы это делали?

Каким алгоритмом мы будем пользоваться?

Кто может похвалить себя                        (одноклассника) за работу на уроке?

А кто недоволен сегодня своей работой? Почему?  Что вызвало затруднения?

Выставление оценок.

Домашнее задание:

 составить небольшой рассказ на тему «Цирк» (использовать слова с новой орфограммой)

ЛУУД – ориентация на понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

КУУД - формулировать собственное мнение;

 - строить монологическое высказывание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Учимся составлять текст", 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока русского языка "Учимся составлять текст", 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока русского языка "Учимся писать корни и суффиксы"

Данный материал содержит конспект урока - рефлексии по теме "Учимся писать корни и суффиксы" , проведенном во 2 классе по УМК "Начальная школа XXI века". Конспект составлен в соответствии с требования...

Конспект урока русского языка Учимся определять начальную форму. 2 класс

Тип урока: урок открытия нового знания.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универ...

Конспект урока русского языка "Учимся определять начальную форму".

Урок направлен на формирование и развитие ценностного отношения обучающихся по самоопределению через организацию учебного сотрудничества при осуществлении сравнения для подведение под понятие «начальн...

конспект урока русского языка "Учимся писать слова с суффиксами -ик, -ек.

Конспект открытого урока русского языка по теме "Учимся писать слова с суффиксами -ик, -ек....

Конспект урока русского языка "Учимся писать письма"

Конспект урока русского языка "Учимся писать письма"...

Конспект урока русского языка "Учимся применять орфографические правила" (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Учимся применять орфографические правила»Цели деятельности учителя: актуализация знаний по изученным орфографическим правилам написания слов; развитие орфографической зоркости, обог...