Конспект урока русского языка «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока русского языка «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]» 3 класс УМК «Начальная школа ХХI век»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
knobritskaya_i._m._konspekt_uroka_rus._yazyka_3_klass_umk_nachalnaya_shkola_hh1_vek.docx | 355.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов Конобрицкая И. М.
Урок русского языка.
3 класс УМК «Начальная школа ХХ1 век».
Тема: «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]».
Цель:
наблюдение за способами обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова, составление алгоритма написания и закрепление правила, отработка написания слов с изучаемой орфограммой;
развитие логики, внимания, речи, орфографической зоркости учащихся, творческих способностей, умения работать в парах, группах;
формирование интереса к предмету, самостоятельности, аккуратности.
Этапы урока | Ход урока. | УУД |
I этап - чистописание и актуализация знаний | У. Здравствуйте, ребята! Какие задания вы любите выполнять на уроках русского языка? Предлагаю вам отгадать слово по его значению. - Обозначение наиболее крупных кратеров на поверхности Луны, имеющих очертание близкое к окружности - Место для конных состязаний и соревнований колесниц, для травли животных, боев гладиаторов, кулачных боев и в Древнем Риме - Помещение с местами по кругу для зрителей и ареной для представления. - Вид искусства, включающий в себя выступления акробатов, эквилибристов, жонглеров, клоунов, дрессированных животных. Д. Высказывают разные предположения, кто-то называет правильный ответ. (цирк) У. Выделите первый звук в этом слове. Дайте ему характеристику. Какой буквой обозначен на письме данный звук? Напишем сочетания с буквой Ц. | ЛУУД - широкая мотивационная основа учебной деятельности; РУУД – принимать и сохранять учебную задачу; ПУУД – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - строить рассуждения; КУУД – учитывать разные мнения, - формулировать собственное мнение |
IIэтап – постановка проблемы | У. Я прочитаю стихотворение. Ваша задача - найти и выписать слова, в которых есть выделенный звук ц. Цыпленок в цирке выступал, На мотоцикле разъезжал, Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы. И цифры лихо называл, Лишь говоря: «Цып-цып». Д. Два ученика выполнят это задание у доски. У. – А теперь давайте проверим вашу работу. - Задание было одно, а как написали? - Какой звук слышим после звука ц ? Какие буквы написали? Почему же так вышло? Что вы не знаете? Д. Дети отвечают, что не знают, как правильно обозначать звук ы после буквы ц. У. –Постарайтесь сформулировать цель нашего урока? Д. Дети формулируют тему и цель урока «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]». Учитель открывает тему урока на доске. | ЛУУД – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; РУУД - учитывать выделенные учителем ориентиры действия; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; |
III этап – поиск решения | 1.Работа по группам. У.Предлагаю вам поработать в группах. Задание: прочитать слова, определить место орфограммы. Сделайте вывод. 1 группа ножниц [ы] - ножницы синиц [ы] -синицы птенц [ы] - птенцы зайц [ы] - зайцы скворц [ы] - скворцы 2 группа ц [ы]линдр – цилиндр ц [ы]рк - цирк ц [ы]ркуль – циркуль ц [ы]ркач – циркач ц [ы]фра - цифра 3 группа ака ц [ы]я –акация стан ц [ы]я – станция поли ц [ы]я – полиция сек ц [ы]я –секция ра ц [ы]я – рация Защита групп. 1 группа Орфограмма в окончании. Звук ы после буквы ц обозначен буквой ы. 2 группа Орфограмма в корне. Звук ы после буквы ц обозначен буквой и. 3 группа Орфограмма в сочетании - ция. Звук ы после буквы ц обозначен буквой и. У. – Кто может сформулировать вывод об обозначении звука ы после буквы ц? Дети делают вывод. 2. Работа над правилом. У. – А теперь откройте учебник. Сравните наш вывод с выводом, который дан в учебнике. Дети читают правило в учебнике. У. – Что нового вы узнали из правила? Д. – Мы узнали, о словах- исключениях. Слайд 1 3. Проверка самостоятельной работы, которая была в начале урока. У.- А теперь давайте проверим, кто же был прав. Дети проверяют записанные слова, исправляют допущенные ошибки, используя новое правило. У. –Встретилось ли вы новое слово? Где узнать его значение? (Цилиндр) Д. Работа с толковыми словарями. Два ученика находят и зачитывают значение слова из разных словарей. Слайд 2 | РУУД – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - принимать и сохранять учебную задачу; - оценивать правильность выполнения действия; ПУУД – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - обобщать; - строить рассуждения; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы; КУУД – допускать возможность различных мнений; - приходить к общему решению; - контролировать действия партнёра; - учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение; - строить монологическое высказывание |
IV этап – составление алгоритма. | Физминутка. У. –Давайте составим алгоритм обозначения звука ы после буквы ц. Составление опорной схемы. Дети отвечают. Учитель вывешивает таблички. У. -Что надо сделать вначале? Д. – Надо определить часть слова, в которой есть орфограмма. На доске появляется алгоритм:
Искл.: цыган, цыпленок, цыц, на цыпочках, цыкать. В окончании после ц - ы. В сочетании -ция - и. |
ЛУУД- формировать установку на здоровый образ жизни; РУУД – планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме; - учитывать правило в планировании ПУУД – осуществлять синтез как составление целого из частей; - устанавливать причинно-следственные связи; КУУД –формулировать собственное мнение; - строить монологическое высказывание |
Vэтап – первичное закрепление. | Работа по учебнику в парах. У. –Пришло время поработать в парах и применить данный алгоритм при выполнении задания. Спишите слова, разделяя их на группы по месту расположения орфограммы. Работая вместе, прислушивайтесь к мнению соседа, доказывайте своё. Проверка работы. | ПУУД – осуществлять анализ объектов, сравнение, обобщение; использовать знаково - символические средства для решения задач; РУУД – принимать и сохранять учебную задачу; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - осуществлять контроль итоговый и пошаговый; КУУД – учитывать разные мнения; - приходить к общему решению; - контролировать действия партнёра; |
VI этап – самостоятельная работа | У. – Теперь я предлагаю вам самостоятельно применить полученные знания. На слайде изображены предметы. Найдите те, в названии которых есть наша орфограмма. Я предлагаю вам два варианта задания: 1вариант – составить предложения, используя данные слова. 2 вариант – составить словосочетания, используя данные слова. Слайд 3. Проверка. Дети зачитывают свои работы. У. Назовите слова с новой орфограммой. Докажите. | ПУУД – осуществлять анализ объектов, сравнение, обобщение; синтез как составление целого из частей; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме; РУУД – принимать и сохранять учебную задачу; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - осуществлять контроль итоговый и пошаговый. Развитие творческих способностей. |
VII этап - итог урока. Рефлексия. | У.- Вспомните цель нашего урока? Достигли ли мы её? Как мы это делали? Каким алгоритмом мы будем пользоваться? Кто может похвалить себя (одноклассника) за работу на уроке? А кто недоволен сегодня своей работой? Почему? Что вызвало затруднения? Выставление оценок. Домашнее задание: составить небольшой рассказ на тему «Цирк» (использовать слова с новой орфограммой) | ЛУУД – ориентация на понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; КУУД - формулировать собственное мнение; - строить монологическое высказывание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Учимся составлять текст", 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Конспект урока русского языка "Учимся составлять текст", 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока русского языка "Учимся писать корни и суффиксы"
Данный материал содержит конспект урока - рефлексии по теме "Учимся писать корни и суффиксы" , проведенном во 2 классе по УМК "Начальная школа XXI века". Конспект составлен в соответствии с требования...
Конспект урока русского языка Учимся определять начальную форму. 2 класс
Тип урока: урок открытия нового знания.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универ...
Конспект урока русского языка "Учимся определять начальную форму".
Урок направлен на формирование и развитие ценностного отношения обучающихся по самоопределению через организацию учебного сотрудничества при осуществлении сравнения для подведение под понятие «начальн...
конспект урока русского языка "Учимся писать слова с суффиксами -ик, -ек.
Конспект открытого урока русского языка по теме "Учимся писать слова с суффиксами -ик, -ек....
Конспект урока русского языка "Учимся писать письма"
Конспект урока русского языка "Учимся писать письма"...
Конспект урока русского языка "Учимся применять орфографические правила" (Начальная школа XXI века, 2 класс)
Тема: «Учимся применять орфографические правила»Цели деятельности учителя: актуализация знаний по изученным орфографическим правилам написания слов; развитие орфографической зоркости, обог...