Рабочая программа по русскому языку, 2 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа (русский язык, 2 класс) по теме
Изучение русского языка на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- Овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову.
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта начального образования, программы по русскому языку для 2 класса автора Л. Ф. Климановой (УМК «Перспектива») из расчета 3 часа в неделю (102 часа в год).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа УМК "Перспектива" | 92.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
г. НУРЛАТ НУРЛАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку – 2 класс
УМК «Перспектива»
Мухаметова Лариса Анатольевна, высшая категория
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение русского языка на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- Овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову.
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта начального образования, программы по русскому языку для 2 класса автора Л. Ф. Климановой (УМК «Перспектива») из расчета 3 часа в неделю (102 часа в год).
Предлагаемый курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный процесс. При этом под обучением понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием, во-первых — формирование лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых — совершенствование чувства слова, языковой интуиции детей. Важным компонентом развития школьников считается и становление у них основ учебной самостоятельности, в том числе — потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов. Воспитание связывается, прежде всего, с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием культуры речевого поведения и заботливого отношения к качеству своей речи.
В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку: а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли и грамотно оформлять их в письменной речи.
Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1 -го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.
Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им. В связи с этим в программе делается попытка представить не только понятийное содержание обучения, но и перечень тех основных языковых и речевых действий, которые осваивают учащиеся.
Во втором классе вся начатая работа углубляется и расширяется. Так, в связи с повторением основных проблем русской графики рассматриваются вопросы: а) обозначение мягкости согласных звуков, стоящих перед другими согласными; б) использование ь и ъ разделительных знаков при обозначении звука [й'].
Особенностью знакомства с разделительными знаками является то, что они предъявляются сразу, в одной теме, поскольку выполняют одну функцию. Осознанному выбору знака из двух возможных второклассники научатся в конце учебного года — после изучения состава слова.
Работа над словом как морфологической единицей продолжается на том же уровне, что и в 1-м классе. Отличие состоит лишь в том, что при повторении классификации слов вводится понятие предмет, за которым скрывается категориальное значение всех имен существительных. До этого момента понятие не использовалось.
Особенностью работы над предложением является отказ от знакомства на данном этапе с главными и второстепенными членами предложения — этот компонент формальной грамматики перенесен в 3-й класс. Здесь же учащиеся овладевают понятием предложение, знакомятся с видами предложений по цели и интонации, учатся их построению.
Введение понятия «текст» предусматривает появление и двух других, с ним связанных, — тема и основная мысль. Все понятия служат базой для формирования умения обдумывать текст (при пересказе и создании собственного) и после записи совершенствовать его.
Работа ведется на текстах делового и художественного стилей, преимущественно повествовательного характера, включающих чаще одну микротему, состоящих из одного абзаца с зачином и концовкой. Специально обсуждается роль первого и последнего предложений в тексте.
Центральным направлением работы во 2-м классе является обучение орфографии.
Орфографические темы сгруппированы в два блока, которые разведены во времени: первый — «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?» — изучается сразу после повторения в 1-й четверти, а второй — «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова» — охватывает всю 3-ю четверть. Сущность их различий отражена в названии разделов.
В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с понятием «орфограмма» и уточняют признаки сильных и слабых позиций фонем (понятия «позиционное чередование звуков», «сильная, слабая позиции фонем» не вводятся — работа ведется с опорой на них, но на практическом уровне). Для объединения орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в одну группу, которую они составляют как орфограммы слабых позиций, используется выражение «главные опасности письма». «Главными» они признаются в силу их частотности, в чем учащиеся убеждаются, проведя подсчеты всех известных орфограмм в двух-трех текстах.
На том же этапе вводится особый вид письма — «с окошками», при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, орфограмму пропускают. Короткое время учащиеся тренируются в пропуске всех замеченных орфограмм, а потом переходят на пропуск только тех, на месте которых затрудняются в выборе буквы. (Прием предложен П.С. Жедек и в сотрудничестве с нею разработан В.В. Репкиным; в данном курсе он взят на вооружение, методически интерпретирован и детально проработан.)
Этап изучения правил и обучения решению главных, орфографических задач сознательно отсрочен — отведено время на практическое освоение письма «с окошками», на становление орфографической зоркости учащихся и формирование основ орфографического самоконтроля, на возникновение у них потребности узнать правила, чтобы освоить «взрослое» письмо.
Изучение основных орфографических правил отличается двумя особенностями:
1)Правила правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных изучаются не изолированно, а вместе, так как в их основе лежит одинаковый способ действия: слабую позицию проверяй сильной («опасное место» делай «безопасным»).
2)С учащимися целенаправленно обсуждается вопрос: как искать проверочные слова. Отвечая на него, второклассники осваивают конкретные способы изменения слов разных частей речи и подбора родственных слов. При этом особо выделяется один: объяснение значения слова (сИлач — это тот, кто сИльный и т.п.). Пристальное внимание к этому возможному способу выяснения нужной буквы позволяет органично соединить орфографическую работу с лексической, что повышает эффективность той и другой.
Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на понятия: корень слова, однокоренные (родственные) слова, изменения слов, окончание. Для их введения второму из орфографических разделов предпосылается тема «Размышляем о словах». Другие понятия морфемики (приставка и суффикс) вводятся в 4-й четверти, когда на рассмотрение выносится раздел «Состав слова». После знакомства с приставками завершается работа над темой «Разделительные ь и ъ».
Дополнительный занимательный материал к каждой теме содержится в рубрике «Для любознательных».
Таким образом, во 2-м классе заканчивается освоение вопросов графики, изучаются разделы: «Орфография», «Предложение», «Текст», «Состав слова».
II. Основные блоки изучаемого материала.
1 раздел «Мир общения». Повторение. Даёт целостное представление о языке, о таких его единицах, как звук, буква, слово, предложение, текст. Буква ь для обозначения мягкости согласных в середине слова (перед твердым и мягким согласным); случаи, когда ь не пишется (чк, чн и др. сочетания). Использование букв ь и ъ как разделительных (предупредительных) при обозначении звука [и'].
2 раздел «Звуки и буквы. Слог. Ударение». Основная цель данного раздела связана с освоением орфографических правил и формированием грамотного письма. Понятие орфограмма, необходимость выбора буквы как ее признак. Наиболее частотные орфограммы как «главные опасности письма»: орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Запись с пропуском орфограмм («с окошками») как способ письма без ошибок. Орфографический словарь, его назначение и порядок поиска слов.
Понятие орфографическое правило, применение правил как способ решения орфографических задач. Выбор буквы на конце слов, называющих предметы (сливА, яблонЯ, деревО, морЕ, сливЫ, яблокИ), действия (игралА, игралО, игралИ; играТЬ, играеТ), на месте звука [yl (клУбника, тЮльпан, на сливУ, на яблонЮ). Наличие двух орфограмм в безударных слогах жи-ши (жИвут).
Решение орфографических задач в корнях слов: проверочные слова как помощники при выборе правильной буквы. Общее правило и способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова и перед другими согласными) в названиях предметов, действий, признаков. Пользование орфографическим словарем как способ выяснения непроверяемых написаний.
Возможность непроизносимых согласных звуков в корнях слов и способы решения орфографической задачи. Удвоенные согласные в корне слова и на границе частей слов. Правило выбора разделительного (предупредительного) знака: ь или ъ. Написание наиболее распространенных приставок и суффиксов. Буквы в окончаниях слов при их изменении как еще не решаемые орфографические задачи.
3 раздел «Слово и его значение» посвящен формированию элементарных представлений о лексическом значении слова, его многозначности, синонимах и антонимах. Предмет как общее название слов, отвечающих на вопросы кто? что? Слова и их значения; семьи слова, родственные слова, корень слова, понятие однокоренные слова, слова близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы); отличие однокоренных слов от синонимов и слов с омонимичными («похожими») корнями. Способ нахождения корня в словах. Изменение слов по числам и «по команде вопросов», понятие об окончании, в том числе нулевом (об «окончании-невидимке»). Приставки и суффиксы: их назначение, место в словах. Анализ состава слова, основные действия при его проведении. Разграничение приставок и предлогов. Наиболее распространенные значения приставок и суффиксов, использование их в речи и написание.
4 раздел «Части речи». Внимание учеников переключается с конкретного лексического значения слова на его грамматическое значение. Знакомство с такими грамматическими категориями, как имя существительное, имя прилагательное, глагол.
5 раздел «Предложение. Текст». Назначение предложения, признаки (наличие выраженной мысли и в устной речи интонации ее конца, связь слов); оформление границ предложений в устной и письменной речи. Возможность запятых и других знаков внутри предложений; запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но. Виды предложений по цели: повествовательные, вопросительные, побудительные. Разговор двух людей (диалог), обращение (на уровне общего представления), их оформление в письменной речи (выделение реплик диалога «черточками», восклицательный знак при обращении). Правила вежливости при разговоре по телефону. Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные; их оформление при письме. Способы построения предложений при ответе на вопрос «Почему?»; грамотная их запись (общее знакомство). Побудительные предложения с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произнесения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи. Отличие текста от предложения: развитие мысли и потому наличие нескольких предложений. Тема и основная мысль как стержень текста. Требования к хорошему тексту, правила его обдумывания и улучшения после записи. Пересказ как способ передачи мыслей автора, изложение как письменный пересказ.
В учебник включены небольшие словари различного типа, что позволяет активизировать самостоятельную поисковую деятельность учащихся.
Учебно- тематическое планирование учебного материала
по предмету «Русский язык 2 класс».
Класс 2 «В»
Учитель Мухаметова Лариса Анатольевна
Количество часов:
Всего 102 часа, в неделю 3 часа.
Плановых контрольных уроков –5, тестов – 3ч.,
Административных контрольных уроков – 2 ч.
Планирование составлено на основе УМК «Перспектива» руководитель линии Климанова Л. Ф.,
Учебник Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина «Русский язык 2 класс» издательство «Просвещение», 2008 г.;
Дополнительная литература. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 частях, издательство «Просвещение», 2008 г.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Часть учебника, страницы учебника и рабочей тетради | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Дом. задание двух уровней | Срок проведения | |||
план | факт | |||||||||
Первая четверть (27 ч) Раздел 1 «Мир общения» | ||||||||||
1-2 | Мир общения | стр.4 - 7 стр.8 -9 РТ стр. 4-7 | Урок повторения. Комплексное применение знаний, выработка умения самостоятельно применять знания. | Расширить представление о функциях общения, средствах общения, развивать творческие способности при составлении «рисуночного письма», составление текста-доказательства преимущества звукобуквенного письма. | Текущий контроль: устный опрос, работа с карточками. | 1 уровень стр. 7 № 4 РТ стр. 5 № 3 2 уровень Составить рассказ по серии рисунков РТ стр. 4 | ||||
1 уровень стр. 9 № 7, 2 уровень РТ стр. 7 № 7, составить письмо по рисункам. | ||||||||||
3 | Слово, предложение и текст в речевом общении | Стр. 10-13 РТ стр. 8-10 | Урок повторения. Комплексное применение знаний, выработка умения самостоятельно применять знания. | Повторить изученные в 1 классе орфограммы, познакомить с определением орфограммы, закрепить представления о грамотном письме как обязательном условии письменного общения. | Текущий контроль: устный опрос, работа с карточками. | 1 уровень стр. 13 № 12, правило. 2 уровень Написание письма. Выписать 5 словарных слов по теме «Школа» | ||||
4 | Слово, предложение и текст в речевом общении | Стр. 13-16 РТ стр. 11-12 | Урок изучения нового. | Показать лексическое богатство русского языка, активизировать и обогащать словарь учащихся при работе со словами различных тематических групп, повторить понятие «слова с непроверяемым написанием». | Текущий контроль: устный опрос, работа с карточками, словарный диктант по теме «Школа» | 1 уровень стр. 16 №16, РТ стр. 12 № 14 2 уровень Выписать 5 словарных слов по теме «Живая природа» | ||||
5 | Слово, предложение и текст в речевом общении. Предложения по цели высказывания. | Стр. 17- 18 | Урок изучения нового. | Познакомить с повествовательными, вопросительными и побудительными предложениями, показать цель их высказывания в речи, работа над произносительной культурой при интонировании предложений разного типа. | Текущий контроль: устный опрос, работа с карточками. | 1 уровень стр. 17 № 17, правило, 2 уровень Записать 3 предложения разных по цели высказывания | ||||
6 | Слово, предложение и текст в речевом общении. Различные по интонации предложения. | Стр. 19-21 РТ стр. 13 | Урок изучения нового. | Познакомить с разными по интонации предложениями, ввести термин «Восклицательное, невосклицательное предложение», осознанная постановка знаков препинания в конце предложения, работать над верным интонированием восклицательных предложений. | Текущий контроль: устный опрос, работа с карточками, словарный диктант по теме «Живая природа». | 1 уровень стр. 20 № 21, стр. 19 правило, 2 уровень РТ стр. 13 № 17 | ||||
7-8 | Слово, предложение и текст в речевом общении. Типы текстов. | Стр. 22-25 РТ стр. 14 | Урок изучения нового. Урок закрепления знаний. | Показать смысловую связь предложений в тексте, дать представление о различных типах текстов, учить определять тип текста и составлять собственные тексты. | Текущий контроль: устный опрос, работа с деформированными текстами, тестовые задания. | 1 уровень стр. 23 № 24, правило.2 уровень Составит текст-описание (3-4 предложения) по теме «Моя школа» | ||||
1 уровень стр. 25 № 26 2 уровень РТ стр. 14 № 18 | ||||||||||
9 | Слово, предложение и текст в речевом общении. Типы текстов. | Стр. 26-28 | Урок закрепления знаний, комплексное применение знаний. | Определение типов текстов, составление собственных текстов разных типов, развивать речь при составлении устного рассказа, озаглавливание текста. | Текущий опрос: устный опрос, словарный диктант, словесное творчество. | 1 уровень стр. 28 № 29, стр. 27 правило. 2 уровень Составить текст-описание «Моя любимая игрушка». | ||||
10 | Главный помощник в общении - родной язык | Стр. 29-31 РТ стр. 15-16 | Урок изучения нового. | Показать необходимость владения языком для успешного общения, создать наглядно-образное представление о структуре языка, повторить алфавит. | Текущий опрос: устный опрос, работа по карточкам. | 1 уровень стр. 31 № 32, РТ стр. 16 № 21 2 уровень стр. 31 № 33 | ||||
11 | Контрольная работа по разделу «Мир общения» | Вар 1. Диктант. Вар 2. Работа с текстом по вариантам. Списать, вставляя пропущенные буквы. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Проверка знаний по разделу «Мир общения» | Итоговый контроль: письменная контрольная работа. | Словесное творчество стр. 33-34 | ||||
12 | Работа над ошибками | Стр.35, рубрика «Проверь себя». Ответы записать письменно. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Коррекция знаний по разделу «Мир общения», повторить типы текстов, алфавит. | Текущий опрос, контрольное списывание текста, карточки с заданиями. | 1 уровень РТ стр. 15 № 20 2 уровень Составить текст-сообщение. | ||||
Раздел 2«Звуки и буквы. Слог. Ударение» | ||||||||||
13 | Гласные и согласные звуки и буквы. | Стр. 36-39 РТ стр. 17-18 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, различия звуков и букв, развивать речь при составлении рассказа о звуках и букв. | Текущий контроль: устный опрос, практическая работа. | 1 уровень стр. 39 № 41, РТ стр. 18 № 24 2 уровень. Составить сказку про буквы. | ||||
14 | Гласные и согласные звуки и буквы. | Стр. 40-44 РТ стр. 19 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, различия звуков и букв, развивать речь при составлении рассказа о звуках и букв. Понимание роли алфавита в различных справочниках, повторить правильное употребление заглавной буквы в именах собственных. | Текущий контроль: устный опрос, работа по карточкам, перфокартам. | 1 уровень стр. 43 № 48, РТ стр. 19 № 27 2 уровень написать 5 слов в алфавитном порядке. | ||||
15 | Гласные и согласные звуки и буквы. | Стр. 45-48 РТ стр. 20 | Урок комплексного применения знаний. | Повторить сведения об акустических и артикуляционных различиях гласных и согласных звуков, развитие орфографической зоркости при определении «ошибкоопасных» мест. | Текущий контроль, устный опрос, словарный диктант, словесное творчество. | 1 уровень стр. 46 № 53, правило, РТ стр. 20 № 29 2 уровень Словесное творчество стр. 47 | ||||
16 | Проверочная работа по теме «Гласные и согласные звуки и буквы» | Стр. 50-51 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Проверить умение находить в словах буквы безударных гласных и парных согласных звуков. | Итоговый контроль: письменная проверочная работа, тестовые задания. | Составить рассказ о первом снеге. | ||||
17 | Звук (й) и буква Й | Стр. 52-55 РТ стр. 21-23 | Урок изучения нового. | Показать различия гласного звуки и и согласного й, создание текста- рассуждения при объяснении значения пословицы, правила переноса слов с буквой й. | Текущий контроль: устный опрос, работа с карточками, самостоятельная работа. | 1 уровень стр. 54 № 67, 2 уровень РТ стр. 22 № 31. Составить 2 предложения по рисунку. | ||||
18 | Звук (э) и буква Э | Стр. 56-57 РТ стр. 24-25 | Урок изучения нового. | Работа со словами с буквой э, развивать речь при составлении рассказа по вопросам и опорным словам, произношение согласных звуков перед звуком э. | Текущий контроль: устный опрос, работа по карточкам, тестовые задания. | 1 уровень РТ стр. 25 № 39, 40 2 уровень стр. 57 составить рассказ о семье по вопросам. | ||||
19 | Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме. | Стр. 58-61 РТ стр. 26-28 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Систематизировать знания о парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков, случаи обозначения мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака. | Текущий контроль: устный опрос, самостоятельная работа. | 1 уровень стр. 61 № 79, РТ стр. 27 № 44 2 уровень составить предложения со словами из словаря. | ||||
20 | Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме. | Стр. 62- 65 РТ стр. 29-30 | Урок изучения нового. | Развивать умение подбирать родственные слова разных частей речи, правила переноса слов с мягким знаком, правило написания букв парных по звонкости-глухости согласных звуков в конце слова. | Текущий контроль: устный опрос, работа с карточками, практическая работа с моделями слов. | 1 уровень стр. 65 № 88, правило. 2 уровень стр. 64 составить по схемам слова. | ||||
21 | Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме. | Стр. 66-70 РТ стр. 31-32 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Закрепить навык обозначения мягкости согласных звуков на письме, закрепить умение различать две функции букв ЕЁЮЯ в словах. | Текущий контроль: устный опрос, распределительный диктант. | 1 уровень стр. 68 № 93, стр. 69 правило. 2 уровень РТ стр. 31 № 51 | ||||
22 | Контрольное списывание «Правописание твёрдых и мягких согласных» | Урок оценки, контроля и коррекции знаний | Проверить степень усвоения орфограмм с твёрдыми и мягкими согласными. | Итоговый контроль: диктант с грамматическим заданием. | Игра «Кто быстрее?» РТ № 54 | |||||
23 | Работа над ошибками. Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. | Стр. 71-74 РТ стр. 32-33 | Урок систематизации и обобщения знаний. | . Работа над ошибками, допущенными в диктанте, вспомнить понятие «шипящие согласные звуки», орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу | Текущий контроль: устный опрос, работа по карточкам. | 1 уровень стр. 74 № 102, стр. 73 правило. 2 уровень. Составить рассказ со словами речевого этикета | ||||
24 | Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. | Стр. 75-77 РТ стр. 34-35 | Урок комплексного применения знаний. | Закрепить навык правописания буквосочетаний ча-ща, чу-щу, различать случаи ударного и безударного употребления орфограммы ча-ща. | Текущий контроль: устный опрос, самостоятельная работа, словарный диктант. | 1 уровень стр. 76 № 106, РТ стр. 35 № 57 2 уровень стр. 77 составить текс по опорным словам. | ||||
25 | Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. | Стр. 78-79 РТ стр. 36-37 | Урок закрепления знаний. | Выяснить, почему буквосочетание ЧК, чн, щн являются орфограммами, развивать речь при подготовке к изложению и написании изложения. | Текущий контроль: устный опрос, тестовые задания, краткое изложение. | 1 уровень стр. 79 № 113, правило. 2 уровень РТ стр. 37 № 60 письмо по памяти. | ||||
26 | Контрольный диктант «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.». | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Проверить степень усвоения орфограмм с шипящими согласными. | Итоговый контроль: диктант с грамматическим заданием тестового характера. | РТ стр. 39 словесное творчество. | |||||
27 | Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. | РТ стр. 38-40 | Урок обобщения и систематизации знаний. Работа над ошибками. | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Способствовать активному употреблению слов с изученными орфограммами, развивать речь при работе с прозаическим текстом. | Текущий контроль: устный опрос, словарный диктант, работа с карточками. | Повторить словарные слова. | ||||
2 четверть – 21 час | ||||||||||
28 | Слог. Перенос слова. | Стр. 80-84 РТ стр. 40-41 | Урок повторения. | Повторить правила деления слов на слоги, углубить знания о правилах переноса слов. | Текущий контроль: устный опрос, карточки, практическая работа со схемами. | 1 уровень стр. 84 № 119, РТ стр. 41 № 67 2 уровень стр. 84 словесное творчество. | ||||
29 | Слог. Перенос слова. | Стр. 85 РТ стр. 42-45 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Закрепить навык деления слов на слоги и для переноса, умение находить неверные варианты переноса слов. | Текущий контроль: письменный опрос, самостоятельная работа, практическая работа со схемами. | 1 уровень РТ стр. 44 № 74, 2 уровень выписать из словаря три двусложных слова. | ||||
30 | Ударение. Ударный слог. | Стр. 86-89 РТ стр. 45 | Урок изучения нового. | Показать смыслоразличительную функцию ударения на примере слов-омографов, показать, как важно орфоэпически верно произносить слова при общении. | Текущий контроль: устный опрос, словарный диктант, карточки. | 1 уровень стр. 89 № 129, стр. 87 правило. 2 уровень. Выписать 3 словарных слова с ударением на первом, втором и третьем слоге | ||||
31 | Ударение. Ударный слог. | Стр. 90-91 РТ стр. 46 | Урок закрепления знаний. | Закрепить навык нахождения ударного слога в словах, показать особенность буквы ё, развивать речь при досказывании сказок. | Текущий контроль: самостоятельная работа по вариантам. | 1 уровень стр. 91 № 132, стр. 90 привило. 2 уровень стр. 90 игра «Угадай-ка». | ||||
32 | Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме. | Стр. 92-94 РТ стр. 46-47 | Урок изучения нового. | Формировать умение находить в словах буквы безударных гласных звуков, умение находить проверочные слова путём подбора родственных слов. | Текущий контроль: устный опрос, карточки, перфокарты. | 1 уровень стр. 94 №137, правило. 2 уровень стр. 46 № 78 | ||||
33 | Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме. | Стр. 95-97 РТ стр. 48-49 | Урок изучения нового. | Познакомить с разными способами проверки изучаемой орфограммы, построение текста- доказательства при объяснении выбора проверочных слов. | Текущий контроль: устный опрос, карточки, тестовые задания. | 1 уровень стр. 96 № 142, 2 уровень РТ стр. 49 № 81. | ||||
34 | Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме. | Стр. 98-100 РТ стр. 50 | Урок изучения нового. | Продолжить формирование навыка правописания букв безударных гласных звуков, смысловая связь родственных слов, развитие речи при составлении текста на заданную тему. | Текущий контроль: устный опрос, самостоятельная работа. | 1 уровень стр. 100 № 149, РТ стр. 51 № 84. 2 уровень стр. 100 словесное творчество. | ||||
35 | Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме. | Стр. 101-103 РТ стр. 51 | Урок закрепления изученного материала. | Показать отличие алгоритма объяснения написания букв безударных гласных звуков, проверяемых ударением и непроверяемых ударением, работа с орфографическим словарём | Текущий контроль: устный опрос, словарный диктант, карточки. | 1 уровень стр. 103 № 155 2 уровень РТ стр. 51 письмо по памяти. | ||||
36 | Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме. | Стр. 104-105 РТ стр. 52 | Урок комплексного применения знаний. | Формировать умение проверять слова с двумя безударными гласными, работа со словарями, навык списывания текста. | Текущий контроль: устный опрос, списывание текста. | 1 уровень стр. 105 № 157, 2 уровень РТ стр. 52 № 86 | ||||
37 | Проверочная работа по теме «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме». | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Проверить уровень усвоения темы, умение применять правила в диктанте, умение подбирать проверочные слова. | Итоговый контроль: диктант с грамматическим заданием. | Повторить словарные слова. | |||||
38 | Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме. | Стр. 106-108 РТ стр. 54-55 | Урок повторения. Работа над ошибками. | Выполнить работу над ошибками, допущенными в проверочной работе. Повторить различия между звонкими и глухими согласными звуками, повторить орфограмму – парные по звонкости-глухости согласные в конце слова. | Текущий контроль: устный опрос, карточки, практическая работа со схемами. | 1 уровень стр. 107 № 159, стр. 108 правило. 2 уровень РТ стр. 55 № 89 | ||||
39 | Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме. | Стр. 109-111 РТ стр. 56 | Урок изучения нового. | Разные способы подбора проверочных слов с изучаемой орфограммой, толкование значения пословиц. | Текущий контроль: устный опрос, словарный диктант, карточки. | 1 уровень стр. 111 № 164 2 уровень РТ стр. 56 письмо по памяти. | ||||
40 | Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме. | Стр. 112-115 | Урок изучения нового. | Умение находить и проверять парные согласные в середине слова, наблюдение за значением слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Текущий контроль: устный опрос, карточки, практическая работа со схемами. | 1 уровень стр. 114 № 168 2 уровень стр. 115 творческая переменка. | ||||
41 | Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме. | Стр. 116-118 РТ стр. 57 | Урок закрепления знаний. | Закреплять умение находить и проверять парные согласные в середине слова, показать роль согласных звуков в создании художественного образа (пример аллитерации). | Текущий контроль: письменный опрос, самостоятельная работа. | 1 уровень стр. 118 № 173, стр. 117 правило 2 уровень РТ стр. 57 № 93 | ||||
42 | Проверочная работа по теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Проверить уровень усвоения темы, умение применять правила в диктанте, умение подбирать проверочные слова. | Итоговый контроль: диктант с грамматическим заданием. | Стр. 119 словесное творчество. | |||||
43 | Работа над ошибками. Слова с удвоенными согласными. | Стр. 120-122 РТ стр. 58 | Урок коррекции знаний. Урок изучения нового. | Выполнить работу над ошибками. Знакомство со словами с удвоенными согласными. Правила переноса слов с удвоенными согласными. | Текущий контроль: устный опрос, карточки, практическая работа со схемами. | 1 уровень стр. 122 № 180 2 уровень РТ стр. 58 № 94 | ||||
44 | Слова с удвоенными согласными | Стр. 123-124 РТ стр. 59-60 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Закреплять умение правильно писать слова с удвоенными согласными, развивать речь при составлении рассказа по рисункам. | Текущий контроль: устный опрос, самостоятельная работа. | 1 уровень РТ стр. 60 № 99, 100 2 уровень стр. 124 письмо по памяти. | ||||
45 | Административная контрольная работа за 1 полугодие | Урок контроля и оценки знаний. | Определить уровень знаний учащихся по изученным темам, активизировать словарный запас учащихся при подборе проверочных слов | Итоговый контроль: диктант с грамматическим заданием. | Сочинить загадки, оформить книжку-малышку. | |||||
46 | Работа над ошибками. Непроизносимые согласные | Стр. 125-127 РТ стр. 61-62 | Урок коррекции знаний. Урок изучения нового. | Познакомить с новой орфограммой и способом её проверки, активизировать словарный запас при подборе родственных слов. | Текущий контроль: устный опрос, карточки, практическая работа со схемами. | 1 уровень стр. 127 № 188, стр. 126 правило. 2 уровень РТ стр. 62 № 102 | ||||
47 | Непроизносимые согласные. | Стр. 128 РТ стр. 63 | Урок изучения нового. | Вырабатывать навык проверки изученной орфограммы. Развивать навык орфоэпически верной речи. | Текущий контроль: устный опрос, самостоятельная работа. | 1 уровень стр. 128 № 190 2 уровень РТ стр. 63 письмо по памяти. | ||||
48 | Непроизносимые согласные. | Стр. 129 РТ стр. 64 | Урок закрепления изученных знаний. | Закрепить знания по изученной теме. Систематизировать изученные орфограммы, активизировать способы их поверки. | Текущий контроль: тестирование. | Повторить словарные слова. | ||||
3 четверть – 30 часов | ||||||||||
49 | Разделительный мягкий и твёрдый знаки. | Стр. 130-132 РТ стр. 4-5 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Углубить и систематизировать знания об употреблении разделительного мягкого знака, объяснение пословиц. | Текущий контроль: устный опрос, практическая работа со схемами. | 1 уровень стр. 132 № 197 2 уровень игра «Кто быстрее?» | ||||
50 | Разделительный мягкий и твёрдый знаки. | Стр. 133-134 РТ стр. 6 | Урок комплексного применения знаний. | Разграничить две функции мягкого знака в словах, развивать речь при дописывании предложений. | Текущий контроль: устный опрос, самостоятельная работа, работа со схемами. | 1 уровень стр. 134 № 201 2 уровень РТ стр. 6 № 111 | ||||
51 | Написание поздравительного письма, объявления | Стр. 136-139 | Урок закрепления знаний. | Развивать речь при написании поздравительного письма, объявления, активизировать словарный запас, закрепить навык использования слов с мягким и твёрдым знаками. | Текущий контроль: самостоятельное составление поздравления, объявления. | 1 уровень стр. 138 № 207 2 уровень стр. 139 творческая переменка. | ||||
52 | Контрольная работа по разделу «Звуки и буквы. Слог. Ударение». | Стр. 140 | Урок контроля и оценки знаний. | Проверить и систематизировать основные знания по изученному разделу. | Итоговый контроль: диктант с заданиями стр. 140 «Проверь себя» | Повторить слова из орфоэпического словарика стр. 142 | ||||
3 раздел «Слово и его значение» | ||||||||||
53 | Работа над ошибками. Что рассказало слово. | Стр. 3-7 РТ стр. 7 | Урок коррекции знаний. Урок обобщения и систематизации знаний. | Ценностное отношение к слову, активизация словарного запаса словами разных тематических групп, работа с толковым словарём. | Текущий контроль: устный опрос, работа с карточками, схемами. | 1 уровень стр. 7 № 5 2 уровень стр. 5 творческая переменка | ||||
54 | Что рассказало слово. | Стр. 8-13 | Урок комплексного применения знаний. | Представление о понятийном значении слова. Закрепить представление о слове как двусторонней языковой единице, работа с толковым словарём. | Текущий контроль: письменный опрос, тестовые задания, практическая работа со схемами. | 1 уровень стр. 13 № 11 2 уровень стр. 10 творческая переменка. | ||||
55 | Имена собственные и нарицательные | Стр. 14-16 РТ стр. 8-9 | Урок изучения нового. | Формировать представление об основном назначении имен собственных, закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных. | Текущий контроль: устный опрос, перфокарты, схемы. | 1 уровень стр. 16 № 18, РТ стр. 9 № 115 2 уровень стр. 15 ребусы. | ||||
56 | Имена собственные и нарицательные | Стр. 17-18 РТ стр. 10-11 | Урок закрепления полученных знаний. | Показать разную степень мотивированности кличек животных и имен людей, сопоставление омонимических имен собственных и нарицательных. | Текущий контроль: письменный опрос, самостоятельная работа, карточки. | 1 уровень стр. 18 № 22 2 уровень стр. 17 творческая переменка. | ||||
57 | Слова с несколькими значениями. | Стр. 19-24 | Урок изучения нового. | Условия возникновения переносных значений у слова, учить определять конкретное значение многозначного слова, повторить изученные орфограммы. | Текущий контроль: устный опрос, карточки, словарный диктант. | 1 уровень стр. 21 № 28. 2 уровень стр. 24 словесное творчество. | ||||
58 | Слова похожие, но разные (омонимы). Слова, близкие по значению (синонимы). | Стр. 25-29 РТ стр. 12-13 | Урок изучения нового. | Ввести термин «омонимы», « синонимы», показать роль омонимов и синонимов в речи, развивать речь при составление предложений с данными словами. | Текущий контроль: устный опрос, карточки. | 1 уровень РТ стр. 14 № 121 2 уровень стр. 29 словесное творчество. | ||||
59 | Слова, близкие по значению (синонимы). Слова противоположные по значению (антонимы). | Стр. 30-35 | Урок изучения нового. | Обогащать речь синонимами, антонимами разных частей речи, расширить знания об антонимах, | Текущий контроль: устный опрос, перфокарты. | 1 уровень стр. 35 № 46, стр. 33 правило. 2 уровень составить 3 предложения с антонимами. | ||||
60 | Устойчивые сочетания слов | Стр. 36-38 | Урок изучения нового. | Показать выразительные возможности фразеологических оборотов, обогатить речь фразеологизмами. | Текущий контроль: устный опрос, карточки. | 1 уровень стр. 37 № 49 2 уровень стр. 38 творческая переменка. | ||||
61 | Тематические группы слов. | Стр. 39-40 РТ стр. 15-16 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Классификация слов на основе лексического значения, активизировать словарный запас словами разных тематических групп, подготовка к введению понятия «части речи». | Текущий контроль: устный опрос, самостоятельная работа. | 1 уровень стр. 40 № 52 2 уровень РТ стр. 16 игра «Третий лишний» | ||||
62 | Повторение раздела «Слово и его значение». Контрольный тест. | Стр. 41 | Урок проверки и оценки знаний. | Систематизировать знания по лексике, поверить степень усвоения материала по разделу. | Итоговый контроль: контрольный тест. | Стр. 141 повторить словарные слова. | ||||
4 раздел «Состав слова» | ||||||||||
63 | Как собрать и разобрать слово. | Стр. 42-45 | Урок изучения нового. | Дать общее представление о морфемном составе слова, учить выделять корень в родственных словах, повторить правила написания букв гласных и парных согласных звуков. | Текущий контроль: устный опрос, карточки, перфокарты. | 1 уровень стр. 45 № 56, правило. 2 уровень Составить 3 предложения по рисунку стр. 45 | ||||
64 | Корень- главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. | Стр. 46-48 РТ стр. 17-18 | Урок изучения нового. | Формировать умение выделять корень в родственных словах, развивать навык правильного написания букв безударных гласных звуков в корне слова на основе подбора однокоренных слов. | Текущий контроль: устный опрос, перфокарты, практическая работа со схемами. | 1 уровень стр. 48 № 60, РТ стр. 18 № 127 2 уровень стр. 48 составить по схемам слова. | ||||
65 | Корень- главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. | Стр. 49-52 | Урок изучения нового. | Формирование умения подбирать родственные слова для проверки безударной гласной в корне слова, повторить правила оформления предложений в тексте. | Текущий контроль: устный опрос, словарный диктант, карточки. | 1 уровень стр. 52 № 65, правило. 2 уровень стр. 52 игра «Собери родственников». | ||||
66 | Корень- главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. | Стр. 53-54 РТ стр. 19-20 | Урок закрепления знаний. | Формирование умения подбирать родственные слова для проверки безударной гласной в корне слова, повторить правила оформления предложений в тексте. | Текущий контроль: письменный опрос, перфокарты, самостоятельная работа. | 1 уровень стр. 54 № 68 2 уровень РТ стр. 20 игра «Кто быстрее?» | ||||
67 | Корень- главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Проверочная работа. | Урок проверки и коррекции знаний. | Определить уровень усвоения орфограммы «Безударные гласные в корне слова». | Итоговый контроль: диктант с грамматическим заданием. | Составить устный рассказ о жизни животных зимой. | |||||
68 | Работа над ошибками. Корень- главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. | Стр. 55 РТ стр. 21-23 | Урок коррекции знаний, комплексное применение изученного материала. | Объяснить допущенные в проверочной работе ошибки, повторить правило «Парные по звонкости-глухости согласные звуки в конце слова», вспомнить правила проверки слов с непроизносимыми согласными. | Текущий контроль: устный опрос, тестовые задания, карточки. | 1 уровень РТ стр. 22 № 134 2 уровень. Записать 3 предложения со словосочетаниями стр. 23 | ||||
69 | Приставка. | Стр. 56-58 РТ стр. 23-24 | Урок изучения нового. | Сформировать представление о приставке как значимой части слова, активизировать употребление в речи глаголов и слов речевого этикета. | Текущий контроль: устный опрос, карточки, практическая работа со схемами. | 1 уровень РТ стр. 23 № 136, стр. 56 правило. 2 уровень РТ стр. 24 игра «Кто быстрее?» | ||||
70 | Приставка. Употребление разделительного твёрдого знака. | Стр. 59-60 РТ стр. 25 | Урок изучения нового. | Познакомить с правилом употребления разделительного твердого и мягкого знака, учить конструировать слова из данных морфем. | Текущий контроль: устный опрос, практическая работа со схемами. | 1 уровень стр. 60 № 76 Стр. 59 правило 2 уровень РТ стр. 25 № 139 | ||||
71 | Суффикс. | Стр. 61-64 РТ стр. 26-27 | Урок изучения нового. | Дать представление о суффиксе как значимой части речи, показать роль суффикса в передаче оттенков значения слова и образовании новых слов, группировка слов по значению суффикса. | Текущий контроль: устный опрос, карточки. | 1 уровень стр. 64 № 81 Стр. 61 правило. 2 уровень РТ стр. 27 игра «Кто быстрее?». | ||||
72 | Окончание. | Стр. 65-67 РТ стр. 27 | Урок изучения нового. | Создать представление об окончании как изменяемой части слова, показать роль окончания при связи слов в предложении. | Текущий контроль: устный опрос, самостоятельная работа. | 1 уровень стр. 66 № 84, правило 2 уровень РТ стр. 27 № 142 | ||||
73 | Контрольная работа по разделу «Состав слова» | Стр. 67 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Определить уровень усвоения темы, уровень сформированности умения выделять морфемы в слове, понимания роли каждой части слова. | Итоговый контроль: диктант с грамматическим заданием. | Устно «Проверь себя» стр. 67 | ||||
5 раздел « Части речи» | ||||||||||
74 | Работа над ошибками. Что такое части речи. | Стр. 68-71 РТ стр. 28 | Урок коррекции знаний. Урок изучения нового. | Заложить основы представления о грамматической общности слов, относящихся к определенной части речи, показать роль слов каждой части речи в произведениях словесного творчества. | Текущий контроль: устный опрос, карточки, перфокарты. | 1 уровень стр. 71 № 88, правило. 2 уровень РТ стр. 28 № 143. | ||||
75 | Что такое части речи. | Стр. 72-75 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Активизировать умение различать слова разных частей речи по вопросам. | Текущий контроль: устный опрос, самостоятельная работа. | 1 уровень стр. 74 № 92, стр. 75 правило 2 уровень. Составить три предложения и определить части речи. | ||||
76 | Имя существительное. | Стр. 76-80 | Урок изучения нового. | Ввести понятие «Имя существительное», показать различие между одушевленными и неодушевленными существительными, подготовка к знакомству с местоимением. | Текущий контроль: устный опрос, тестовые задания, словарный диктант. | 1 уровень стр. 79 № 97, стр. 77 правило 2 уровень стр. 80 игра «Кто это? Что это?» | ||||
77 | Имя существительное. | Стр. 81- 83 РТ стр. 29-30 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Вспомнить функциональные различия между именами собственными и нарицательными, активизировать навык употребления заглавной буквы при написании имен собственных различных тематических групп. | Текущий контроль: устный опрос, самостоятельная работа. | 1 уровень стр. 83№ 105 2 уровень РТ стр. 30 «Угадай сказку» | ||||
78 | Имя существительное. | Стр. 84-85 РТ стр. 31-32 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Вспомнить функциональные различия между именами собственными и нарицательными, активизировать навык употребления заглавной буквы при написании имен собственных различных тематических групп. | Текущий контроль: устный опрос, самостоятельная работа. | Стр. 86 Творческая переменка | ||||
4 четверть – 24 часа | ||||||||||
79 | Имя существительное. | Стр. 86-87 РТ стр. 33-35 | Урок закрепления полученных знаний. | Познакомить с категориями числа имени существительного, развивать речь при подборе обобщающих имен существительных, повторить изученные орфограммы. | Текущий контроль: письменный опрос, тестовые задания. | 1 уровень РТ стр. 33 № 151, стр. 87 правило 2 уровень стр. 84 № 107 письмо по памяти. | ||||
80 | Имя существительное | Стр. 88-90 | Урок закрепления полученных знаний. | Работать над верным употреблением имен существительных, имеющих вариативные формы окончаний – в родительном падеже множественного числа, повторить изученные орфограммы. | Текущий контроль: устный опрос, карточки. | 1 уровень стр. 89 № 114, правило. 2 уровень стр. 90 № 115 | ||||
81 | Проверочная работа по теме «Имя существительное». | Урок проверки, оценки и коррекции знаний. | Систематизировать знания об имени существительном, определить уровень усвоения темы. | Итоговый контроль: диктант с грамматическим заданием. | Сочинить сказку про имя существительное. | |||||
82 | Работа над ошибками. Глагол. | Стр. 91-93 РТ стр. 36-37 | Урок изучения нового. | Дать представление о глаголе как части речи, пополнять словарный запас глаголами разных тематических групп. | Текущий контроль: устный опрос, карточки, картинный диктант. | 1 уровень стр. 92 № 118, правило. 2 уровень РТ стр. 37 № 156 | ||||
83 | Глагол. | Стр. 94-95 РТ стр. 38-39 | Урок изучения нового. | Наблюдать за изменением глаголов по числам, формировать представление о коммуникативной важности грамотного сочетания слов в предложении. | Текущий контроль: устный опрос, словарный диктант, карточки. | 1 уровень стр. 95№ 123, 2 уровень стр. 95 творческая переменка | ||||
84 | Глагол. | Стр. 96-97 РТ стр. 40-42 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Наблюдать за изменением глаголов по временам, формировать умение свободно трансформировать текст, изменяя форму времени глагола. | Текущий контроль: письменный опрос, самостоятельная работа. | 1 уровень стр. 96 правило, РТ стр. 42 № 164 2 уровень стр. 97 словесное творчество. | ||||
85 | Глагол. Проверочная работа. | Урок проверки и коррекции знаний. | Систематизировать знания о глаголе, проверить уровень усвоения материала по теме, повторить изученные орфограммы. | Итоговый контроль: работа с деформированным текстом с грамматическим заданием. | Сочинить сказку про глагол. | |||||
86 | Работа над ошибками. Имя прилагательное. | Стр. 98-100 РТ стр. 43-44 | Урок изучения нового. | Дать представление об имени прилагательном как части речи, показать роль имен прилагательных в речи, обогащать словарный запас прилагательными разных тематических групп (размер, форма, цвет, вкус) | Текущий контроль: устный опрос, карточки. | 1 уровень стр. 99 № 129, правило. 2 уровень стр. 100 творческая переменка. | ||||
87 | Имя прилагательное. | Стр. 101-105 РТ стр. 45-46 | Урок изучения нового. | Формировать умение находить имена прилагательные в речи, определить особенности согласования имен существительных и прилагательных в числе, вырабатывать практический навык образования имен прилагательных от слов других частей речи. | Текущий контроль: устный опрос, тестовые задания, карточки. | 1 уровень стр. 103 № 136 2 уровень сочинение- миниатюра «Весеннее утро» | ||||
88 | Имя прилагательное | Стр. 106-109 РТ стр. 47 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Закрепить умение находить имена прилагательные в речи, обогащать речь прилагательными с синонимическими и антонимическими значениями. | Текущий контроль: письменный опрос, словарный диктант, тест. | 1 уровень стр. 109 № 142 2 уровень стр. 108 словесное творчество. | ||||
89 | Имя прилагательное. Проверочная работа. | РТ стр. 48-50 | Урок проверки и коррекции знаний. | Систематизировать знания по теме «Имя прилагательное», проверить умение определять части речи в предложении. | Итоговый контроль: проверочная работа по рабочей тетради. | Стр. 110 творческая переменка. | ||||
90 | Предлог. | Стр. 111-114 РТ стр. 51 | Урок изучения нового. | Показать необходимость использования предлогов для связи слов в предложении и словосочетании, правила написания предлогов с другими словами. | Текущий контроль: устный опрос, карточки, схемы. | 1 уровень стр. 112 № 146, правило 2 уровень РТ стр. 51 придумать сказку по рисунку. | ||||
91 | Предлог. | Стр. 114-118 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Подчеркнуть разницу в написании предлогов и приставок, познакомить со способами различения предлога и приставки. | Текущий контроль: устный опрос, карточки, перфокарты. | 1 уровень стр. 117 № 152, стр. 118 правило 2 уровень стр. 118 «Говори и пиши правильно» | ||||
92 | Части речи. Обобщение знаний. | Стр. 119-121 РТ стр. 52-53 | Урок закрепления полученных знаний. | Закрепить умение определять части речи в связном тексте, проанализировать случаи использования в одном предложении нескольких однокоренных слов. | Текущий контроль: устный опрос, самостоятельная работа, картинный диктант. | 1 уровень стр. 121 «Проверь себя» 2 уровень РТ стр. 53 № 180 | ||||
93 | Контрольная работа по разделу «Части речи» | Урок проверки, оценивания и коррекции знаний. | Проверить уровень сформированности практического умения определять частеречную принадлежность слова, систематизировать знания об изученных частях речи. | Итоговый контроль: административная контрольная работа за 2 полугодие, диктант с грамматическим заданием. | Сочинить сказку про части речи. | |||||
6 раздел «Предложение. Текст» | ||||||||||
94 | Работа над ошибками. Предложение. | Стр. 122-124 РТ стр. 54-55 | Урок изучения нового. | Активизировать знания о типах предложения по цели высказывания и по интонации, дать понятие о главных членах предложения. | Текущий контроль: устный опрос, карточки. | 1 уровень РТ стр. 54 № 181, стр. 124 правило. 2 уровень стр. 124 № 158 | ||||
95- 96 | Предложение. Главные члены предложения. | Стр. 125-128 РТ стр. 56-57 Стр. 129-130 | Урок обобщения и систематизации знаний. Урок закрепления знаний. | Создать представление о сочетании главных членов предложения как грамматической основе предложения, показать роль главных и второстепенных членов предложения, ставить вопросы от одного члена предложения к другому. | Текущий контроль: устный опрос, карточки, перфокарты, самостоятельная работа. | 1 уровень стр. 128 № 165, правило 2 уровень РТ стр. 56 письмо по памяти. | ||||
1 уровень стр. 129 № 166 2 уровень РТ стр. 57 № 185 | ||||||||||
97 | Текст. | Стр. 131-132 РТ стр. 58-59 | Урок изучения нового. | Активизировать знания о трех типах текстов, развивать речь при составлении текста. | Текущий контроль: устный опрос, карточки, словесное рисование. | 1 уровень стр. 131 № 168, стр. 132 правило. 2 уровень РТ стр. 59 № 188 | ||||
98 | Проверочная работа по разделу «Предложение. Текст» | Урок проверки, оценки и корректировки знаний. | Проверить уровень усвоения знаний по изученным в разделе темам, определить уровень сформированности умения составлять предложения и тексты. | Итоговый контроль: контрольное тестирование. | Повторить словарные слова стр. 141 | |||||
99 | Работа над ошибками. Текст (продолжение) | Стр. 137-138 РТ стр. 62 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Формировать мотивацию к общению, образцы лирического общения человека с природой. | Текущий контроль: контрольное списывание текста. | Стр. 138 словесное творчество. | ||||
100- 101 | Текст. Записка. Письмо. Приглашение. | Стр. 133-136 РТ стр. 60 | Урок комплексного применения знаний. | Закрепить умение определить тип текста., познакомить с особенностями построения записки, письма, приглашения. | Текущий контроль: письменный опрос, словесное творчество. | 1 уровень стр. 136 №174 2 уровень РТ стр.60 № 189 | ||||
102 | Повторение. Задание на лето. | Стр. 139-140 | Урок повторения пройденного материала. | Повторить в игровой форме основной материал изученный в течении учебного года. | Текущий контроль: устный опрос, викторина. | Задание на лето стр. 140 № 178 |
IV. Требования к уровню подготовки учащихся.
Обучающиеся должны знать:
пары согласных по глухости-звонкости;
названия частей слова, способы их нахождения (изменение слова, подбор родственных);
изученные орфографические правила написания (способы действия для выбора правильных букв): безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных непроизносимых согласных в корнях слов, удвоенных согласных, разделительных ь или ъ знаков;
виды предложений по цели и интонации.
Умения, формируемые в процессе обучения:
Речевые. Слушать речь одноклассников на уроке, оценивать ее соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хорошей речи»; строить собственные устные высказывания с учетом тех же требований. Выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной речи; соблюдать нормы употребления и произношения слов, помещенных в словаре учебника «Как правильно говорить?».
Самостоятельно (по конкретным установкам) «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, воспроизводить ее, руководствуясь коммуникативными целями, и использовать для решения практических задач.
Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарем учебника.
Создавать предложения, обдумывая предмет речи (о чем или о ком?) и содержание сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?). Среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы; строить предложения с этими значениями и произносить их с соответствующей интонацией.
Отличать текст от группы предложений, объяснять различие. Определять в тексте тему (о чем?) и основную мысль (что ? — в ясных случаях, при ее словесной выраженности), отражать их в заголовках. Наблюдать за развитием мысли и последовательностью сведений при ее раскрытии. Использовать знания о требованиях к хорошему тексту при анализе предлагаемых материалов, редактировать их.
Подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объемом 45—55 слов (после речевой и орфографической подготовки); проверять и улучшать написанное (с опорой на памятку).
Создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку; обдумывать их содержание и языковые средства, а после написания проверять и совершенствовать (с опорой на памятку).
Языковые (фонетико-графические и грамматические).
Проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции): обозначать звуки слова, устно или письменно давать их характеристику, указывать буквы для каждого звука, объяснять, если есть, различие в количестве звуков и букв.
Проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и перестановок букв, а также неправильного обозначения мягкости согласных и звука [й'] ), обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения.
Различать слова по их функции (слова-названия, указатели, помощники), узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим словам-названиям, выбирая правильный: кто? Или что?; какой? Какая ?какое ?какие ?; что делает ? что сделал ? что делала ?или что сделала! И т.п.
Подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, а также слов с омонимичными («похожими») корнями (рис, рисовая — рисовать; гора, гористая — горе, горевать), от изменений одного и того же слова (река, речной — у реки, на реке).
Осознанно действовать, проводя полный и частичный морфемный анализ слов (на основе памятки).
Замечать в текстах слова с наиболее распространенными приставками и суффиксами, объяснять их роль, а в ясных случаях и значение (запеть, заговорить — значение начала действия, вбежать, влететь — движение внутрь чего-то; хвостик, ушки, серенький — уменьшительно-ласкательное и т.п.). Правильно образовывать слова с заданными морфемами, выбирать их в соответствии с указанным значением или с учетом контекста. Замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм (типа кормилки, тихота, учувствовали), встречающиеся в детской речи.
Выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации ее конца).
Давать предложениям характеристику по цели и интонации; правильно ставить знаки на конце предложений при их записи.
Орфографические.
Обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными. Использовать разделительные знаки ь и ъ при обозначении звука [й'] (сначала без их выбора, а потом осуществлять выбор).
Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны.
Замечать буквы, на месте которых сочетается две орфограммы (например, буква безударного гласного звука в начале предложения или собственного имени (Олег, Анюта), в безударном слоге жи или ши (живут, жираф), в позиции мягкого согласного перед мягким, если он парный по глухости-звонкости (лезть, кость).
Указывать на месте орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных варианты букв: а/о, е/и, д/т и т.п., из которых осуществляется их выбор.
Применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ). Грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффиксы: по-, под-, на-, за-, до- , об-, от-, с-, в-; -еньк-, -оны-; -ник-, -тель-.
Пользоваться орфографическим словарем учебника.
Использовать прием письма «с окошками» для сознательного «ухода» от орфографических ошибок при затруднении в применении известного правила или при встрече с орфографической задачей, способ решения которой не изучен.
Списывать и писать под диктовку текст объемом до 45 слов. Соблюдать при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение.
Писать слова с непроверяемыми орфограммами:
апельсин, арбуз, береза, билет, вагон, ванна, деревня, диван, дорога, желать, жжет, жужжит, завтрак, заяц, здоровье, здравствуй(те), интересно, капуста, картина, касса, кастрюля, кефир, килограмм, кипеть, класс, колбаса, комната, компот, конфета, корзина, корова, котлета, лапша, лестница. Лопата, магазин, макароны, мандарин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, обед, огурец, пассажир, печенье, пи рог, помидор, праздник, Россия, русский, сахар, сковорода, сметана, сосиски, стакан, суббота, тарелка, ужин, чувство, молоко, ягода, язык.
Уровень требований стандарта
В результате изучения русского языка ученик должен
знать \ понимать:
--значимые части слова;
--типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
уметь:
--анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова;
--различать произношение и написание слов;
--находить способы проверки слов (в том числе и по словарю);
--без ошибок списывать несложный текст объемом 30-50 слов;
--создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования;
--соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
--адекватного восприятия звучащей речи;
--работы со словарями;
--соблюдения орфоэпических норм;
--создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
--овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.
Список литературы по реализации программы:
- Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева. Русский язык. 2класс (1-4). М.: «Просвещение», 2008г.
- Л.Ф.Климанова. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2класс. М.: «Просвещение», 2008г.
- Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева. Русский язык. Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2008г.
- Тесты по русскому языку Т. Е. Хохлова. Учебное пособие. М.: «Дрофа», 2006 г.
- В. В. Волина Учимся играя. Весёлая грамматика. Учебное пособие. М.: «Новая школа», 2004 г.
- В. В. Волина. Занимательное азбуковедение. Учебное пособие. М.: «Просвещение», 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...