Урок обучения грамоте
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок года по обучению грамоте. (1 класс)
Потапова Ольга Ивановна, учитель начальных классов
Тема: «Буквы Я, я - повторение».
Цель: 1. Обобщить знания учащихся о буквах Я, я.
2. Работать по совершенствованию навыков чтения,
развитию устной речи.
3. Развивать умения сравнивать, наблюдать и делать выводы.
4. Воспитание доброты, щедрости, умения дружить.
Оборудование: 1. Плакаты со словами, буквами, рисунками.
2. Индивидуальные листы с напечатанными
текстами.
Ход урока.
I. Организационный момент:
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Объявление темы урока:
- Жила-была девочка, которую звали – Катя
Послушаем Катю:
Как хорошо уметь читать,
Не надо к мамам приставать,
Не надо умолять сестрицу,
«Ну, прочитай еще страницу!»
Не надо звать, не надо ждать
А можно взять и прочитать.
- Мы сегодня на уроке покажем, как мы научились читать, расскажем о буквах, которые мы выучили, покажем, какие мы дружные.
- Сегодня к нам на урок заглянуло солнышко. Оно поможет мне оценивать ваши ответы. Если ответ правильный, то солнце ярко светит и дарит вам свой лучик. Если вы ошиблись, то солнышко спрячется за тучку. Но я думаю, этого не случится.
III. Основная работа с учащимися.
1. «Буквы заблудились».
- На перемене мне дежурные передали телеграмму. Кто поможет ее прочитать?
Ученики 1 «В» класса!
К вам обращаются буквы. Помогите нам, пожалуйста! Некоторые
буквы заблудились и не могут найти дорогу домой.
- Ребята, давайте поможем буквам!
- Все буквы заняли свои домики?
- Конечно, нет нашей необычной буквы Я. Может, она у кого на парте
затерялась? Где ее домик?
- А чем эта буква необычна?
Буква Я обозначает два звука, слияние мягкого [й] и гласного [а].
- А в слове Катя, что показывает буква Я?
Если в слиянии после мягкого согласного слышится [а], то пишем
букву Я. Буква Я обозначает мягкость согласного и звук [а].
2. «Лишнее слово».
- Продолжим наблюдать за буквой Я. Прочитайте слово и скажите:
Какое слово лишнее? Почему?
Якорь, ягоды, маяк, Земля.
3. «Разделить на две группы».
- Прочитаем слова, напечатанные на доске.
Яна, дятел, Витя, стая, Таня, змея.
- Что общего у всех слов?
- На какие две группы можно разделить слова?
(На группы где Я обозначает 2 звука и на группы, где Я обозначает
мягкость согласного.)
- Печатаем по вариантам в столбик.
- Проверяем (кивком головы показываем правильный ответ).
- Солнышко радостное, улыбается, все вы знаете о букве Я.
- Сейчас мы проверим ваши знания о других гласных буквах.
4. «Занять свои домики».
- Сейчас я раздам карточки с гласными буквами, Слушаем рассказ:
Погода стояла чудесная, ярко светило солнце, все гласные
вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось
за тучи, начался проливной дождь. Буквы увидели домики и
устремились к ним.
- Правильно буквы заняли свои домики? Почему?
- Солнышко радуется, раздает свои лучики.
5. Многозначность слова «язык».
- К нам в гости пришел герой из сказки, а кто это, вы асами догадаетесь!
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
Всех излечит, исцелит,
Добрый доктор Айболит.
- Зачем доктор просит больного открыть рот?
Язык это орган вкуса.
- Откройте учебник на стр. 120 и прочитайте текст о языке – органе
человека.
- Послушайте стихотворение, которое подготовила наша ученица.
(Стихотворение на немецком языке).
- Вы поняли, о чем стихотворение? Почему?
Иностранный язык – это язык, на котором говорят люди других стран.
- Послушайте это же стихотворение на русском языке.
Найдем текст о разных языках (иностранных).
- Посмотрите, что я вам принесла! Колокольчик, который 1 сентября
звенел для вас первый раз, помните? Молоточек, который ударяется о
края колокола, он называется языком.
Прочитаем о языке в колоколе.
- Ребята, какой праздник приближается у нас? Всеми любимый Новый
год. Вы, наверное, отмечаете праздник всей семьей и ночью зажигаете
свечи. Давайте и мы сегодня зажжем свечу. Посмотрим, как горит
пламя, если я на него подую. Язык пламени дрожит, колышется.
Прочитаем о языке пламени в азбуке.
- Какое необычное слово язык, почему? Звучание одинаковое,
произношение разное. Кто помнит, как называются такие слова?
Омонимы.
Приведите примеры других слов – омонимов.
(Ключ, ручка, коса).
Молодцы!
- Ребята, каким все называют доктора Айболита?
(Добрым доктором Айболитом).
Как все звери в сказке «Айболит» относятся друг к другу?
Давайте и мы споем песню о дружбе, и выполним упражнения.
6. Физкультминутка:
песня «Если с другом вышел в путь».
7. Работа над стихотворением «Яблоко спелое…»(стр. 120).
- Послушайте стихотворение, которое написал Я. Аким.
- О чем стихотворение?
- Найдите слово, которое вам непонятно. (Хрусткое).
Найдите слова с буквой Я. (Яблоко, Я).
- Подготовим выразительное чтение стихотворения. (Конкурс чтецов).
- Задания – рассказать стихотворение руками.
- Чему учит нас это стихотворение?
Конечно, быть добрым, щедрым. Я думаю, у нас в классе все дети
Обладают такими чертами характера, и мне приятно находиться рядом
с такими детьми…
- Среди наших друзей, лесных животных, тоже есть добрые, щедрые,
хорошие друзья.
8. Чтение текста «Яблоко».
- Сейчас мы прочитаем рассказ, который напечатан у нас на листочке.
1. В лесу росла дикая яблоня. Бежал по лесу заяц и увидел
яблоко. Яблоко высоко висит. Смотрит зайчик – на ёлке сидит ворона.
- Ворона, сорви-ка мне яблоко.
Ворона сорвала яблоко, но не удержала его. Яблоко упало на ежа.
- Продолжим рассказ по рисунку.
2. Медведь подумал и сказал:
- Разделите это яблоко на равные части.
- Продолжаем.
3. Медведь спрашивает:
- Мне то за что?
- А за то, что ты нас помирил и уму разуму научил!
- На сколько частей поделил яблоко зайчик? Правильно он сделал?
Вы бы так сделали? Каким мы видим медведя? (Мудрым, умным).
9. Работа с пословицами.
Прочитайте только те пословицы, которые соответствуют теме
«Дружба».
Человек без друга, что земля без воды.
Кто много читает, тот много думает.
Друзья познаются в беде.
Труд человека кормит, а лень портит.
Друга ищи, а найдешь - береги.
10. Инсценировка «Мальвина и Буратино».
А теперь сюрприз! Догадайтесь, кто к нам пришел? Я буду называть
слова, а вы записывайте только первые буквы слова: барабан,
улитка, рука, арбуз, телефон, игла, ножницы, окунь.
- Прочитаем вместе: Б У Р А Т И Н О.
У Буратино есть очень строгая учительница, кто она? Мальвина.
- Давайте пригласим их в гости! (Хлопаем).
Мальвина: Здравствуй, Буратино!
Буратино: Здравствуй, Мальвина!
Мальвина: Что ты невеселый сегодня? Может, задания не выполнил?
Буратино: Плохо я справился с заданием.
Мальвина: А почему?
Буратино: (злобно выкрикивает) Потому что не умею себя
сдерживать.
Мальвина: А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить,
когда ты такой сердитый?
Буратино: Вот еще! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает,
плакать не буду.
Мальвина: Буратино, каким тоном ты разговариваешь?
Буратино: Что значит - каким тоном?
Мальвина: Подожди, Буратино, пусть ребята тебе подскажут,
действительно ли у тебя обыкновенный тон.
Дети: (Раздраженный, высокомерный тон).
Буратино: Буратино: - Не было этого, не было …
Мальвина: Ну вот, опять ты за свое. А когда ты говорил папе Карло:
«Хочу мороженное, хочу мороженное» - разве это было
сказано не капризным, недовольным голосом?
Буратино: Может быть я иногда и говорю немного громко или
капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю
всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот
вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как
хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил
у него: «Ну, как посадка прошла?» Он почему – то
обиделся и ушел. А что я ему плохого сказал? Или вот
ему учительница двойку за кляксу поставила, а я чтобы
его утешить спел: «Клякса – вакса – гуталин, на носу
горячий блин!» Что тут было? Он очень рассердился. А я
ведь развеселить его хотел.
- Нехорошо он поступил, правда дети?
Дети: (Смеяться над чужими ошибками нельзя.)
Мальвина: Я думаю, что ребята правы: ты поступил плохо. Нужно
всегда вначале подумать, не обидишь ли ты человека тем,
что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.
Буратино: Я разве один так разговариваю? Да я можно сказать, учусь
у ребят. Потому что многие из них очень похожи на меня.
Да я сам слышал! Из – за мелочей называют друг друга
грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу.
Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше
себя ведет, а просто все станем добрее. Хорошо я
придумал, Мальвина?
Мальвина: Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят
«Слово лечит, слово и ранит». Запомните это.
- Ребята, вы согласны с Мальвиной и Буратино, что всем нужно стать
добрее?
У каждого из вас есть маленький лучик – это доброта.
Добрый человек это тот, который любит людей и помогает им.
IV. Итог урока.
- Ребята, сегодня на уроке отсутствовали… Как вы расскажете
ему (им) о том, чем занимались на уроке?
- Что вам понравилось на уроке?
Отгадайте загадку:
Есть у радости подруга
В виде полукруга,
На лице она живет
То куда – то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится
Пусть тоска ее боится!
(Улыбка)
Давайте поднимем лучики, как светло стало! Улыбнемся друг
другу, еще светлее! Улыбнемся нашим гостям – совсем
ослепили своей добротой!
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...
Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения
В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...
УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС
Тема: Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму
Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....