Методическая разработка урока по литературному чтению "Л.Н.Толстой Детство", 4 класс
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Чернова Ольга Викторовна

Данный урок разработан с целью расширить представления учащихся о жизни и творчестве Л.Н.Толстого, познакомить с произведением "Детство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l.n.tolstoy_detstvo.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению 4 класс

Тема: «Л. Н. Толстой. Детство»

Цели урока:

- расширить знания учащихся о Л.Н.Толстом: его жизни и творчестве

- формировать навык грамотного, осознанного, выразительного чтения

-обеспечить коррекционное развитие произвольной памяти и устной-монологической речи.

- сформировать понятия и основы духовного и нравственного здоровья.

Оборудование: учебники, таблицы с изображением писателя, таблицы с опорными словами

План  урока:

1.Орг.момент

2.Проверка домашнего задания

3.Тренировочные упражнения

4.Вводная беседа

5.Физкультминутка

6.Работа с текстом.

7.Чтение учащихся

8.Итог урока.

9.Д.з

Ход урока

№ п.п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Индивидуальная работа

Примечание

1

Организационный момент

Проверка учащимися готовности к уроку

2

Проверка домашнего задания

Домашние задание- краткий пересказ сказки «Ашик-Кериб»

3-4 учащихся  пересказывают кратко содержание сказки

3

Тренировочные упражнения по формированию навыка чтения

Работа над пословицами

-Прочитайте пословицы и объясните их смысл

-Какой общий смысл имеют эти пословицы? Чему они учат?

Учащиеся прочитывают  и разбирают пословицы

На доске пословицы:

Добрые умирают, да дела их живут

Добрый человек всегда правдой живет

Мудрым никто не родился, а научился

Учение образует ум, а воспитание нравы

4

Вводная беседа о писателе

Ребята, сегодня мы работали над пословицами. По моему мнению их можно отнести к писателю с жизнью и творчеством которого мы знакомы, но на следующих уроках будем узнавать еще больше. Кто из вас догадался о ком пойдет речь?

Откройте учебники. Прочитайте заголовок страницы 114.Расмотрите фотографии, данные в учебнике.

-Что мы уже знаем о писателе. Расскажите. Какие  произведения писателя вы уже читали?

Дополните предложения

-Лев Николаевич Толстой  родился в ….( 1828)году, умер в ……( 1910)году

-Всю свою жизнь он посвятил …(литературе)

-Родился и  большую часть жизни писатель жил в …..(Ясной Поляне)

-Там он  открыл… (школу для крестьянских детей)

-Он сам написал для них …(учебник)

Лев Николаевич Толстой рано остался без родителей, он получил блестящее образование ,его интересы были самыми разносторонними. Он был поразительно способен к иностранным языкам, занимался историей, музыкой, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал. Всю жизнь Толстой пополнял свои знания, был высокообразованным человеком.

В своих произведениях Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, делает добро другим людям, желает добра и помогает окружающим.

Ребята, объясните, как вы понимаете слова о Толстом: русский писатель, мыслитель, гуманист.

Как вы понимаете, кто такой гуманист?

Как вы понимаете слова: « Добро не наука-оно действие»?

Сегодня на уроке мы будем говорить о том, когда человек чувствует себя счастливым.

-Лев Николаевич Толстой.

Дети читают имя писателя и даты его жизни

Дети работают с учебником. Рассматривают иллюстрации

Учащиеся устно дополняют предложения, вспоминая то, что им известно о жизни и творчестве Л.Н.Толстого

Учащиеся записывают краткую информацию о Толстом в тетрадь по чтению.

Учащиеся анализируют термины и высказывания.

На доске таблица с именем и датами жизни писателя, его фотография, изображение дома писателя в Ясной Поляне

На доске таблица «Л.Н.Толстой русский писатель, мыслитель, гуманист»

На доске таблица

«Добро не наука оно действие» Р.Ролан

5

Физкультминутка

Проведение физкультминутки

6

Работа с текстом

-Сегодня мы прочитаем рассказ С. Толстого, внука Льва Николаевича.

-Прочитайте рассказ внимательно про себя, отметьте непонятные слова

-Давайте прочитаем рассказ  еще раз, но на этот раз вслух

_Что нового вы узнали о Льве Николаевиче?

-Сколько лет было внуку когда он впервые увидел своего деда?

-Что особенно поразило и взволновало мальчика в поведении деда?(его уважение к бедным людям, внимание к каждому человеку)

-Чтение учителем  рассказа Л.Н.Толстого «Детство»

-О чем рассказ? Каковы ваши впечатления от прочитанного?

-О ком вспоминает автор? С каким чувством он вспоминает свое детство?

Как вы думаете каким человеком  вырастет герой рассказа? ( добрым, чутким, отзывчивым)

-Почему вы так думаете?

Как  вы думаете какому человеку легче жить на свете доброму, отзывчивому или злому и черствому?

Представьте из школы выходят два мальчика один добрый и радостный, а другой злой и сердитый. Скажите, какой из мальчиков будет смотреть на мир счастливыми глазами?

-Прочитайте текст таблиц и скажите какие качества человека помогут ему почувствовать себя счастливым?

Чтобы быть счастливым, что необходимо делать? (стараться по-доброму смотреть на других, больше замечать хорошее вокруг себя, желать другим добра)

Давайте прочитаем рассказ и отметим моменты, которые говорят о том, что мальчик  счастлив и живет в мире и гармонии с собой и окружающим миром?

Учащиеся  читают рассказ самостоятельно, затем разбирается значение непонятных слов

 Чтение  рассказа вслух

Чтение учащимися рассказа, комментирование прочитанного

Группа слабых учащихся пользуется вспомогательными таблицами для прочтения сложных слов

Учащиеся, в зависимости от навыка чтения читают отрывки разных размеров и сложности.

На доске таблица Счастливый человек

добро доброжелательность

искренность

радость

злость

ненависть

зависть

уныние

7

Итог урока

-С творчеством какого писателя мы снова встретились сегодня?

-Что нового узнали о жизни и творчестве писателя?

- С какими произведениями знакомились?

-Чему учат эти произведения?

 

Учащиеся подводят итог урока

8

Д.з

Читать рассказ «Детство», ответить на вопросы, написать небольшое сочинение  «Если добрый ты»

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Лев

Николаевич

Толстой

(1928-1910)

русский писатель

мыслитель

гуманист

                  Л.Н.Толстой

дом Л.Н.Толстого

           в Ясной Поляне

Л. Н. Толстой

«Детство»

«Добро  не наука оно действие»

(Р.Ролан)

доброта

доброжелательнть

искренность

радость

злость

ненависть

зависть

уныние

счастливый человек

-физическое здоровье

-психологическое здоровье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка. Урок по литературному чтению в 3-м классе.М.Ю.Лермонтов"Осень"

Тип урока: усвоение нового материала.Форма урока: урок- исследование.Цели урока:Обучающие:  видеть, чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения;Развивающие: совершенствовать ре...

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1-а классе

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1-а классе...

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин  «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века...