Методическая разработка урока по литературному чтению А. Введенский "Ученый Петя" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
В данном материале помещаю личностные, метапредметные, предметные планируемые результаты; ход урока, включающий в себя все этапы работы над стихотворным произведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchyonyy_petya.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2-ом классе по программе «Школа России»
А. Введенский «Учёный Петя»
Камашева Лариса Александровна, учитель начальных классов
Личностные планируемые результаты:
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- высказывать своё отношение к героям прочитанного произведения.
Метапредметные планируемые результаты:
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- уметь прогнозировать содержание произведения;
- подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью;
- придумывать свои вопросы по содержанию;
- находить ответы на вопросы в тексте;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- учиться работать в паре.
Предметные планируемые результаты:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно. правильно, выразительно читать целыми словами;
- размышлять о характере и поступках героя;
- высказывать своё отношение к прочитанному (что почувствовал, о чём захотелось подумать), своего понимания авторского замысла ( о чём думал, что чувствовал автор);
- различать стихотворение, как жанр;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Оборудование: портрет и книги А. Введенского, карточки с заданиями и стихами А. Введенского.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
- Ребята, послушайте случай, который произошёл, как рассказывают, с двумя известными детскими писателями, Даниилом Хармсом и Юрием Владимировым. Однажды Юрий Владимиров дал ехавшему в Москву Даниилу Хармсу две пятирублёвые бумажки. Он попросил купить на одну пятёрку книг, а на другую – рыболовных принадлежностей. Хармс, любивший розыгрыши, вернулся без покупок и сказал, что ничего не купил, потому что забыл, какая купюра на что. Юрий Владимиров не обиделся и вскоре сочинил стихотворение. Какое?
- Послушаем чтение стихотворения Ю. Владимирова наизусть.
III. Работа по теме урока.
1. Рассказ учителя об Александре Введенском.
- Александр Иванович Введенский – автор более 40 стихотворных и прозаических книг для детей. Родился и жил в Петербурге. Получил филологическое образование, прекрасно знал немецкий и французский языки. Это позволило ему стать одним из лучших пересказчиков сказок братьев Гримм и Шарля Перро. Он дружил с Д. Хармсом, Ю. Владимировым.
Его произведения печатались во многих детских журналах, в том числе… (продолжить предложение можно предложить детям) в журнале «Чиж» и «Ёж». Очень часто при создании стихов он опирался на русское народное творчество. Убедимся в этом.
Детям раздаются карточки (1 на парту для работы в паре) со стихотворением А. Введенского и дается время для его прочтения.
Дождик, дождик,
Глянь, глянь!
Дождик, дождик,
Грянь, грянь!
Ждут тебя в саду цветы.
Дождик, дождик,
Где же ты?
Вторая часть стихотворения прочитывается учителем или хорошо читающим учеником.
Ждут поля и ждут березы,
Тополя, дубы и розы,
Незабудки и быки.
Куры, утки, индюки.
И мы тоже дождик ждём,
Будем бегать под дождём!
- Какой жанр устного народного творчества напоминает это стихотворение? Верно, стихотворение похоже на народную песенку-закличку.
Физкультминутка.
2. Работа со стихотворение А. Введенского «Учёный Петя».
- На с. 177-180 рассмотрите иллюстрации к стихотворению, прочитайте его название и предположите, о чём оно?
- Каким вы себе представляете Петю?
- Прочитаем произведение и посмотрим, так ли это? Но сначала поработаем над выразительностью и правильностью речи. Прочитайте радостно:
Вот сидит пред вами Петя,
Он умнее всех на свете,
Все он знает,
Понимает,
Все другим он объясняет.
- А теперь прочитайте тот же текст обиженно.
- Гордо. Устало. Удивленно. Строго.
- Молодцы! А теперь прочитаем это произведение до конца.
Первичное восприятие текста. (Читает учитель или хорошо читающие ученики.)
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какое настроение оно создает?
- Назовите действующих лиц стихотворения.
- Прочитайте, какой первый вопрос задавали дети.
- Что ответил Петя?
- Так ли это, как вы считаете?
-Листья на деревьях опадают осенью потому, что с наступлением холодов корневые волоски не могут всасывать воду с растворенными в ней минеральными веществами. Так как растения испаряют воду с поверхности листьев, то растения могут погибнуть от засухи, если они вовремя не избавятся от листьев. Если на зиму останутся листья, а зима будет снежной, - ветки надломятся под тяжестью снега.
- Найдите и прочитайте второй и третий вопросы, который дети задали Пете.
- Согласны ли Вы с объяснением Пети? Почему?
- Прочитайте 4 и 5 вопросы, которые задают дети.
- Что ответил Петя?
- Как на самом деле происходит смена дня и ночи? В стихотворении нарушены причинно-следственные связи.
- А как живут рыбы под водой?
- Оказывается, есть такая рыбка – трехиглая колюшка, которая строит домик ( у рыб он называется гнездо).Заботу о потомстве берет на себя не только самка, но и самец. Он плавничком гоняет воздух – таким образом, обогощает воду кислородом. В момент опасности самец может спрятать икринки и мальков во рту.
- Какой вопрос в конце произведения ставит автор?
- Как бы вы на него ответили?
- Действительно ли Петя Ученый? Почему?
- Как можно назвать Петю? (фантазер, выдумщик)
- На какой жанр устного народного творчества похожи объяснения Пети? Верно – на небылицы.
- На какое стихотворение, которое мы с вами читали ранее похоже произведение “Ученый Петя”? Чем?( “Вы знаете…” Даниила Хармса.)
- Как надо прочитать название стихотворения? С восхищением, с усмешкой, с грустью?
- Найдите в тексте обращения. Как их надо прочитать?
- С какими интонациями нужно читать слова детей? А слова Пети?
IV. Закрепление изученного.
- Соотнесите фамилии авторов и названия произведений, проведя стрелки. Поработайте в паре. Подчеркните то название, автора которого Вы не можете определить. (Учащимся раздаются карточки)
Д. Хармс, С. Маршак «Чудаки»
А. Введенский «Вы знаете?»
Ю. Владимиров «Весёлые чижи»
Д. Хармс «Кот в сапогах»
«Учёный Петя»
- Почему в правом столбике присутствует название «Кот в сапогах»?
- Если Вы внимательно слушали мой рассказ о А. Введенском, то догадались о том, что сказка французского сказочника Шарля Перро «Кот в сапогах» была пересказана на русский язык именно А. Введенским.
- Выясним: что объединяет этих авторов? Да, они дружили и работали в журнале «Чиж» и «Ёж».
V. Рефлексия.
- Что Вы узнали на уроке?
- За что бы Вы сегодня себя похвалили? Что особенно хорошо у Вас получилось?
VI. Домашнее задание.
- Подготовьте выразительное чтение стихотворения А. Введенского «Учёный Петя».
- Подготовьте свой познавательный вопрос, свой ответ-небылицу и правильный ответ. Оформите с иллюстрацией на листе формата А-4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...
Методическая разработка. Урок по литературному чтению в 3-м классе.М.Ю.Лермонтов"Осень"
Тип урока: усвоение нового материала.Форма урока: урок- исследование.Цели урока:Обучающие: видеть, чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения;Развивающие: совершенствовать ре...
Методическая разработка урока по литературному чтению в 1-а классе
Методическая разработка урока по литературному чтению в 1-а классе...
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...
Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе Арбузова С.С. учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1» города Онеги Архангельской области
Тема: Татарская народная сказка «Три сестры»...
Методическая разработка урока по литературному чтению (внеклассное чтение) в 3 классе по теме «Лес и человек»
Взаимоотношения человека и природы...
Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века
Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века...