Рабочая программа по ОРКиСЭ "Основы религиозных культур и светской этики" 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Данный материал будет полезен учителям четвертых классов при составлении программы по предмету ОРКиСЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_orki_se.docx_gotovaya.docx | 41.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 446
Колпинского района Санкт-Петербурга
«Согласовано» руководитель МО учителей начальных классов__________ /В.А. Чубук/ протокол № _____ от «__» ________ 2015 | «Рекомендовано к использованию» Педагогическим советом ГБОУ гимназии № 446 Протокол № _______ «__» __________ 2015 | «Утверждаю» Директор гимназии _____________________ /И.А. Лев/ «__» _____________ 2015 |
Рабочая программа учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
для учащихся 4 «В» класса
Составитель: учитель начальной школы
ГБОУ гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Клюкина Виктория Викторовна
Санкт-Петербург
- учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа соответствует требованиям ФГОС НОО, образовательной программе начального общего образования и учебному плану ГБОУ гимназии № 446, Примерной программе начального общего образования по ОРКиСЭ, составлена с учётом выбора модуля родителями на основе учебной программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» группы авторов Р.Н.Бунеева, Д.Д.Данилова, И.И. Кремлева.
Цель модульного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи модульного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»
1. Знакомство обучающихся с основами светской этики;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Общая характеристика учебного предмета:
Одна из особенностей этой программы – формулирование целей изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» в виде линий развития личности школьника средствами этого курса. Под линией развития мы понимаем группу взаимосвязанных умений по работе с содержанием, позволяющих человеку решать определённый класс жизненно-практических задач. Иными словами, это вариант ответа на вопрос, который часто задают дети в школе: «Зачем изучать этот предмет? Где он может мне пригодиться?» Линии развития как цели изучения данного курса определяются во взаимосвязи с линиями развития предметов «Окружающий мир» и «Обществознание».
Обозначая цели через линии развития, результаты освоения основной образовательной программы по этому предмету более понятны ребёнку. Использование доступных для детского восприятия формулировок необходимо для осознания детьми нравственных правил и реальных действий в соответствии с этими правилами.
Обозначенные выше линии развития личности средствами предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» имеют своё начало в курсе «Окружающий мир» для 1–4 классов[1]*. Он направлен на формирование целостной картины мира (познавательные результаты) и умения вырабатывать своё отношение к миру (личностные результаты). Использованный в этом курсе деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие ребёнка вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, позволяющие объяснить устройство мира.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом, курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» изучается в 4 классе один час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа. Особое место занимают проекты и практические работы. Они предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.
В ходе изучения данного курса будут использоваться следующие технологии и методики:
- технология развивающего обучения
- технология проблемного обучения
- технология поэтапного формирования умственных действий
- технология коллективного взаимодействия
- технология разноуровнего обучения
- технология проектного обучения
Учащиеся данного класса имеют разноуровневую подготовку, достаточную для освоения данной программы и будут осваивать программный материал каждый на своем уровне и в своем темпе.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:
- Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
- Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
- Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
- Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
- Совместно с учителем составлять план решения задачи.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
- Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.
К 1-й линии развития относятся следующие из них:
- Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
- Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
- Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России.
- Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.
Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:
- Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
- Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс (34 часа)
Раздел | Название разделов | Кол – во часов |
1 | Введение. Россия – наша Родина. | 2 |
2 | Как отличить добро от зла? | 14 |
3 | Каковы истоки правил морали? | 10 |
4 | Какие правила морали особенно важны в школе? | 8 |
Введение. Россия – наша Родина! (2 часа) Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех нас? Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности. Идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир человека.
Как отличить добро от зла? (14 часов) Граница между добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и плохие поступки. Представления о добре и зле. Культура. Мораль. Нравственность. Этика. Долг и совесть. Профессиональный долг. Моральный долг. Чувство вины, чувство стыда. Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. Счастье и смысл жизни. Стремления и мечты человека. Ради чего живёт человек? Справедливость и милосердие. «Золотое правило нравственности». Ценные качества человеческой души. Представление проектов по теме.
Каковы истоки правил морали? (10 часов) Род. Семья. Ценность рода и семьи. Как появилась семья? Чувство любви. Семейные традиции. Что даёт человеку семья? Народы. Образцы культуры народов. Различия в культурах разных народов. Обычаи нравственной культуры. Взгляд светский и взгляд религиозный. Религия. Правила морали разных религий. Религиозная община. Атеисты. Светские правила. Представление проектов по теме.
Какие правила морали особенно важны в школе? (8 часов) Правила поведения в школе. Что значит играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей школьника. Новые ситуации – новые правила. Этикет – форма для содержания этики. Форма в отношениях между людьми в школе. Действия – форма для поступков. Представление проектов по теме.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате изучения модуля «Основы светской этики» выпускник научится:
-основным понятиям светской этики;
-определять основные исторические моменты возникновения светской этики;
-нормам морали; понятию формирования чувства гордости за свою Родину;
-понятию формирования образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
-определять национальности, религии;
- уважительно относиться к разным светским и духовным традициям.
-методам нравственного самосовершенствования.
В результате изучения модуля «Основы светской этики» выпускник получит возможность научиться:
-отстаивать свою точку зрения;
-грамотно формулировать свои мысли,
-мотивировать свою точку зрения;
-анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морального правила
ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс: 4 «В»
Учебный год: 2015-2016
Часов в год: 34 часа (1 час в неделю)
Название и автор программы: «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» Р.Н. Бунеев
Учебник: «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» Р.Н. Бунеев, Москва, 2014 год
№ | Название разделов и тем программы | Количество часов по плану | Фактически дано | Примечание |
1. | Введение. Россия – наша Родина! Как работать с учебником | 2 1 | ||
2. | Введение. Россия – наша Родина! | 1 | ||
3. | Как отличить добро от зла? Граница между добром и злом | 14 1 | ||
4. | Граница между добром и злом | 1 | ||
5. | Долг и совесть | 1 | ||
6. | Долг и совесть | 1 | ||
7. | Честь и достоинство | 1 | ||
8. | Честь и достоинство | 1 | ||
9. | Счастье и смысл жизни | 1 | ||
10. | Счастье и смысл жизни | 1 | ||
11. | Справедливость и милосердие | 1 | ||
12. | Справедливость и милосердие | 1 | ||
13. | Обобщение главы 1 | 1 | ||
14. | Обобщение главы 1 | 1 | ||
15. | Представление проектов | 1 | ||
16. | Представление проектов | 1 | ||
17. | Каковы истоки правил морали? Ценность рода и семьи | 10 1 | ||
18. | Ценность рода и семьи | 1 | ||
19. | Образцы культуры народов | 1 | ||
20. | Образцы культуры народов | 1 | ||
21. | Взгляд светский и взгляд религиозный | 1 | ||
22. | Взгляд светский и взгляд религиозный | 1 | ||
23. | Обобщение главы 2 | 1 | ||
24. | Обобщение главы 2 | 1 | ||
25. | Представление проектов | 1 | ||
26. | Представление проектов | 1 | ||
27. | Какие правила морали особенно важны в школе? Правила поведения в школе | 8 1 | ||
28. | Этикет – форма для содержания этики | 1 | ||
29. | Этикет – форма для содержания этики | 1 | ||
30. | Обобщение главы3 | 1 | ||
31. | Обобщение главы3 | 1 | ||
32. | Представление проектов | 1 | ||
33. | Представление проектов | 1 | ||
34. | Обобщение курса за год | 1 | ||
Итого: | 34 часа |
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Уровень обученности на данных уроках не оценивается в виде баллов. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – словесная оценка учителя в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для учащихся:
Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева – М. Баласс, 2014
Для учителя:
«Уроки основ духовно-нравственной культуры народов России и светской этики. Методические рекомендации для учителя. 4 класс. Кремлева И.И. – М. Баласс, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса уровень базовый
Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этики(модуль «Основы светской этики»)для 4 классауровень базовый...
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Светская этика» для 4 класса
Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этикимодуль «Светская этика» для 4 класса...
Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4
Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики) в 4 классе
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы светской э...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры народов России", 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпредмета «Основы религиозных культур и светской этики»,модуль «Основы православной культуры народов России» 4 класс...
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль « Основы светской этики») для 4 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяна Ивановна
Для учителя 4-5 классов по Основам светской этики...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» 4 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ", МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" 4 КЛАСС...