Урок семейного общения по теме "Праздники Смоленского края"
план-конспект урока (4 класс)
Технологическая карта
урока семейного общения
по теме «Праздники Смоленского края»
(с использованием материалов и экспонатов историко-краеведческого музея МБОУ Богородицкой СШ с целью гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания младших школьников)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnikismolenskogo_kraya.docx | 277.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Богородицкая средняя школа
Смоленского района
Смоленской области
Технологическая карта
урока семейного общения
по теме «Праздники Смоленского края»
(с использованием материалов и экспонатов историко-краеведческого музея МБОУ Богородицкой СШ с целью гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания младших школьников)
Составила и провела: Духовская Елена Леонидовна
учитель начальных классов
МБОУ Богородицкой СШ
д.Богородицкое
Технологическая карта
урока семейного общения
по теме «Праздники Смоленского края»
(с использованием материалов и экспонатов историко-краеведческого музея МБОУ Богородицкой СШ с целью гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания младших школьников)
Предмет: Внеурочная деятельность «Азбука Смоленского края»
Класс: 4
Учитель: Духовская Елена Леонидовна
Тема занятия: Урок семейного общения «Праздники Смоленского края»
Тип занятия: Усвоение новых знаний
Форма проведения: Устный журнал
Цель урока: познакомить с особенностями подготовки и проведения праздников у славян, развивать речь, память, мышление, смекалку, чувство юмора, воображение, умение слушать, воспитывать бережное отношение и уважение к традициям и обрядам своих предков.
Оборудование
- ММ-презентация на интерактивной доске
- Экспонаты историко-краеведческого музея МБОУ Богородицкой СШ: народные костюмы - сарафаны, рубахи, кушаки, украшения, деревянная утварь, прялка, самовар, лапти.
- Предметы старины: cкатерти, полотенца, рушники, вышивка, половики для оформления кабинета, предоставленные Валентиной Ивановной - бабушкой ученика класса Гусарова Евгения.
- Дополнительные элементы к костюмам учеников для инсценировок.
- Выставка книг о народных и обрядовых праздниках древних славян.
- Набор фонограмм для музыкального сопровождения урока.
Подготовка к уроку
1)Посещение историко - краеведческого музея МБОУ Богородицкой СШ с целью знакомства с бытом наших предков и гражданско - патриотического воспитания младших школьников
2)Подбор и разучивание русских народных песен, танцев
3)Подбор и разучивание стихотворений, потешек, закличек
4)Подбор пословиц и поговорок
5)Изготовление костюмов для инсценировок
6)Подготовка презентации
7)Оформление кабинета для проведения урока семейного общения
8)Изготовление приглашений для гостей
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся |
Актуализация знаний учащихся Эмоциональный настрой Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Усвоение новых знаний Рефлексия.Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя. | -Здравствуйте, ребята, уважаемые родители, дорогие гости! Сегодня у нас в классе много народа. Ребята, а как вы думаете, что объединяет всех нас? -Да, для всех нас понятие «дом» - это нечто гораздо большее, чем квартира. Дом - это место, где мы живем, учимся, работаем. И для нас с вами этим общим домом является наша гостеприимная Смоленская земля. -Посмотрите на карту. Смоленская область напоминает нам символическое изображение сердца, которое вся наша огромная страна - Россия - бережно держит в своих ладонях. -У нашего края есть своя история, которая жива памятью - памятью, сохранившейся в самом народе, в традициях, песнях, в сердцах народа, населяющего наш Смоленский край. -Сегодня на уроке мы продолжим изучать наш дивный край, где живут прекрасные трудолюбивые гостеприимные люди. Я очень благодарна тем мамам и бабушкам, которые нашли время и пришли к нам в класс, чтобы пообщаться. Я уверена в том, что им есть чем с нами поделиться. -Ребята, прочитайте тему урока. Что вы ждете от сегодняшнего урока? На какие вопросы хотите услышать ответ? -Да, ребята, мы с вами сегодня обобщим и повторим то, что уже знаем о традициях отмечать праздничные дни и узнаем новое о праздниках наших предков - славян. А родители нам в этом помогут. Я желаю вам всем успеха. -Наш урок будет необычным. Родители изготовили для нас журнал, путешествуя по страницам которого мы продолжим узнавать о жизни и культуре наших предков - славян. -Итак, называется журнал «Праздники «Смоленского края». Давайте вспомним, что означает слово «праздник»? Какие праздники были у наших предков? -Да, праздничными были особые дни, когда люди отдыхали, не работали. В праздник все старались на людей посмотреть и себя показать. К празднику усердно готовились. -Предпраздничные заботы сплачивали людей. О том, как готовились к празднику наши предки, расскажет Валентина Ивановна - бабушка Гусарова Жени, которая вот 74 года проживает на Смоленщине. 20 лет из них живет в нашем Козинском сельском поселении, в деревне Алтуховка. -Итак, прежде чем приходил праздник, люди кропотливо и много трудились. Народ сложил об этом свои пословицы и поговорки. -Перевернем страницу журнала и прочитаем их. -И вот наступал праздник. В праздничные дни пели песни, рассказывали сказки, заводили хороводы, загадывали загадки. Икизли Лев и Дима Захаров вместе со своими мамами приготовили для нас потешки. Галина Павловна и Светлана Николаевна - обе выпускницы нашей Богородицкой школы. Галина Павловна родилась в деревне Селифоново Козинской сельской администрации, работает в нашем сельском магазине продавцом. Светлана Николаевна родилась и проживает в деревне Богородицкое, трудится медсестрой в Дрюцком доме-интернате для инвалидов. -На какие группы делятся праздники? -Следующая страница журнала «Календарные праздники» нам об этом расскажет. Что вы знаете о календарных праздниках? Какие календарные праздники знаете? -Да, ребята, календарных праздников существует много. И говорить о них можно долго. Давайте остановимся на тех, которые связаны со временем года - Весна. Об одном таком празднике «Масленице» расскажет Казмирчук Юлия. -Давайте заведем хоровод и споем песню про блины «Ой, блины мои, блины!» -Сегодня, ребята, 14 марта тоже календарный праздник - Евдокия. О нем расскажет мама Лысиченковой Марины - Олеся Валентиновна, уроженка нашей Смоленской области, которая работает на Племобъединении. В это время встречают весну и поют. Давайте и мы споем песню о весне Смоленской губернии «А вясна, вясна» -Перевернем страницу журнала. Что вы знаете о религиозных праздниках? -Самые почитаемые религиозные праздники - это Рождество и Пасха. Давайте остановимся на главном религиозном празднике - Пасхе, к которому готовятся христиане. Сейчас идет Великий пост. В этом году праздник будет отмечаться 8 апреля. Что вы знаете об этом празднике? -Об этом замечательном празднике расскажет нам мама Димы Захарова - Шакалова Светлана Николаевна. -Дети в этот день обращались к солнцу с помощью заклички. Давайте одну из них вспомним. -Со Святой Пасхальной недели начинаются весенние хороводы. И сейчас мы исполним один из них «В хороводе были мы» -Как всякий большой праздник - Пасха заполнена различными забавами, играми. Все ждали радостный праздник. К нему готовились особенно: вставали рано, чтобы успеть приготовить традиционные пасхальные угощения. Традиционными блюдами были и остаются крашеные яйца, куличи, пасхи. Яйцо - это знак жизни. -Давайте поиграем в игру «Не урони яйцо» -Следующая игра «Чье яйцо крепче?» Я уверена,что после сегодняшнего занятия, вы будете иметь большее представление о праздновании Пасхи. -Откроем следующую страницу нашего журнала, которая называется «Семейные праздники». Среди семейных праздников, которые отмечались на Руси, считались Родины, Именины, Свадьбы, Новоселье.Об одном из них расскажет Галина Павловна Икизли - мама Икизли Льва. -О семье сложено много пословиц и поговорок. Вы дома подбирали некоторые из них. Давайте прочитаем. -Какие праздники отмечаются в вашей семье? -Ни один веселый праздник не обходится без частушек. Давайте исполним семейные частушки. -Итак, ребята, наш урок семейного общения подошел к концу и я хочу у вас спросить. Что нового вы сегодня узнали? С каким настроением вы уходите c урока? -Дорогие ребята! Заканчивая наш урок, я хочу вам сказать, что наш замечательный устный журнал не заканчивается. Его страницы будут постепенно пополняться в процессе изучения нашего Смоленского края. На страницах журнала мы еще с вами познакомимся с праздником Сороки. Изучим песни Смоленской губернии. А наши родители расскажут об обрядах и традициях этого праздника. Мы отведаем вкусных «жаворонков»,выйдем на улицу и покличем весну. -Я благодарю всех, кто мне сегодня помогал в проведении урока. Говорю спасибо вам, дети, за участие. Вы просто молодцы! -А закончим мы наш урок веселым танцем «Барыня» | Отвечают на вопрос. -Объединяет то, что мы живем на Смоленщине, у нас как бы общий дом. Ученица читает стихотворение: Смоленский край - заветный край России, Земля легенд и сказок старины. В твои просторы, зори молодые Мы с детских лет всем сердцем влюблены. Рассуждают: Я читаю тему урока и думаю, что.... Слушают рассказ Валентины Ивановны По очереди читают пословицы и поговорки. Кончил дело-гуляй смело. Делу время - потехе час. Гуляй, да не загуливайся. У наших ворот, всегда хоровод. Рассказывают потешки. 1)-Фома, у тебя в избе тепло? -Тепло. В шубе на печи согреться можно. 2)-Сынок, сходи за водицей на речку! -Брюхо болит. -Сынок, иди кашу есть! -Ну, раз мама велит, надо идти. 3)-Ты пирог съел? -Нет, не я. -Еще хочешь? -Хочу! 4)-Что делаешь? -Ничего. -А он что? -Помогать пришел. 5)-Федул, что губы надул? -Кафтан прожег. -Зашить можно? -Да иглы нет. -А велика ли дыра? -Один ворот остался. 6)-Фома, что из леса не идешь? -Медведя поймал. -Так веди сюда. -Да он не идет. -Так иди сам! -Да он не пускает. 7)-Андрей, детка, чего плачешь? -Об ворота головой ударился. -Ну-ка, скажи, когда это было? -Вчера вечером. -Почему же ты плачешь сегодня? -Так ведь вчера дома никого не было. Рассказ ученицы. -Масленица - древнейший праздник проводов зимы. В эти дни прощаются с холодами, длинными ночами, зимними развлечениями, встречают весеннее яркое солнышко, кличут весну. Давайте и мы покличем весну. Весна, весна, красная! Приди, весна, с радостью! С доброй радостью! С великой милостью! Со льном высоким, С корнем глубоким, С дождями сильными, С хлебами обильными! Дети кличут весну. -Главным обычаем Масленицы всегда было выпекание блинов с самыми разнообразными начинками: с медом, с маслом, икрой. Блины с давних пор были символом солнца.Блином встречали славяне бога солнца - Ярилу. Танцуют в хороводе и поют песню. Слушают рассказ Олеси Валентиновны Поют песню «А вясна, вясна» Отвечают: -Они связаны с историей Иисуса Христа. Слушают рассказ Светланы Николаевны. Кличут солнце: Солнышко, солнышко! Красное ведрышко! Выгляни из-за горы, Выгляни до вешней поры! Водят хоровод и поют песню. Ученики вместе с мамами играют в игру (2 команды) Участвуют по 2 человека. Слушают рассказ Галины Павловны. Читают свои пословицы и опускают их в конверт. Рассказывают о праздниках в своих семьях. Исполняют частушки. Начинают свои ответы со слов «Сегодня я не напрасно пришел сюда, т.к...... Поднимают соответствующий настроению смайлик. Все дети и родители танцуют под музыку, сидя на стульях. |
Приложение
Праздничные одежды славян
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока по азбуке Смоленского края и трудовому обучению "Крестьянский дом. Изготовление макета избы из подручного материала"
Цели урока: 1. ознакомить с жилищем крестьян в России;2. формировать умение создавать макет избы из бумаги;3. развивать познавательную активность и творческие способности младших школ...
Азбука Смоленского края
3 класс. Рабочая программа...
Азбука Смоленского края
4 класс. Рабочая программа...
Урок по курсу Азбука Смоленского края " Награды Смоленщины"
Учащиеся узнают о наградах Смоленщины. В основе урока-деятельностный подход обучения....
Программа по нравственно - патриотическому воспитанию младших школьников "Смоленский край, навек любимый!"
Представлена программа по первоначальному ознакомлению детей дошкольного возраста и 1 - 2 классов по ознакомлению с основами истории, культуры, быта, фольклора Смоленской области....
Календарно- тематическое планирование "Азбука Смоленского края" 3 класс
Календарно- тематическое планирование "Азбука Смоленского края" 3 класс.МБОУ Стодолищенская СШ Лубова Г.А....
Азбука Смоленского края (детские презентации)
Материал презентаций может быть использован на уроках по изучению Смоленского края в начальных классах....