Азбука Смоленского края
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Андреенкова Елена Ивановна

4 класс. Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_smolenskogo_kraya_4_klass_rabochaya_programma.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к курсу «Азбуки Смоленского края»

   Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных стандартов второго поколения и программа « Азбука Смоленского края» под редакцией Болотовой С. А.

   Цели курса – формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно – историческим наследием и природно – географическим богатством Смоленского края.

Задачи курса:

Формирование знаний о природных особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; умении ориентироваться в своём родном городе (селе), знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представление об экологических проблемах края.

            Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко – природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими и географическими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины во II ступени образования.

         Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город (село) в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.

       Объём программы:  Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

       Учебно-методический комплект:

С. А. Болотова Азбука Смоленского края: часть I. Мир природы: учебное пособие по краеведению.- Смоленск, 2010.

С. А. Болотова Азбука Смоленского края: методическое пособие для учителя.- Смоленск, 2010.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

К концу 4 класса дети должны знать:

По природно – географическому краеведению

Географическое положение, границы и территорию Смоленской области;

Особенности рельефа, климата, почв Смоленщины;

Названия важнейших полезных ископаемых родного края, их использование;

Названия некоторых рек озер Смоленской области;

Названия некоторых растений, грибов, животных Смоленского края;

Меры по охране природы в  Смоленской области;

Правила поведения в природе.

По культурно – историческому краеведению

Предков смолян, их занятия;

Торговые связи смолян в древности;

Названия древних городов Смоленщины;

Современную символику Смоленщины;

Причины возведения в Смоленске крепостной стены;

Названия некоторых башен Смоленской крепости;

Героические страницы смоленской земли: польская интервенция 17 в., Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.;

Памятные места и памятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины;

Награды Смоленска и области;

Имена некоторых земляков, прославивших родной край;

Этнографические особенности жизни наших предков: жилища, одежда, пища, игры, праздники, верования;

Историю возникновения письменности у наших предков;

Элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест истории и культуры.

К концу 4 класса дети должны уметь:

По природно – географическому краеведению

Определять, находить и показывать на географических картах изученные географические объекты;

Различать важнейшие полезные ископаемые родного края;

Различать распространенные в Смоленском крае растения и животных;

Различать охраняемые растения и животных Смоленского края;

Выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;

Подготовить рассказ, сообщение, доклад, реферат природно – краеведческого содержания на основе материалов учебника, а также дополнительных источников;

Проводить самостоятельные наблюдения в природе;

Оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели.


п/п

Программная

тема

Тема урока

Кол-во

часов

Домашнее

задание

Дата

1

Вводное занятие.

1

2

Мир

природы

Природные особенности Смоленской

области.

1

3

Полезные ископаемые.

1

4

Водоёмы Смоленщины.

1

5,6

Растения нашего края.

2

7

Грибы.

1

8

Смоленский лён.

1

9,10

Животные нашего края.

2

11

Охрана природы.

1

12

Проверочный урок.

1

13

Мир

истории

Наши предки.

1

14

«Из варяг в греки».

1

15

Города Смоленщины.

1

16

Герб и флаг нашей области.

1

17

Смоленская крепостная стена.

1

18,19

Военное прошлое Смоленщины.

2

20

Награды Смоленщины и города

Смоленска.

1

21

Места боевой славы.

1

22.23

Наши земляки.

2

24

Проверочный урок.

1

25

Мир

культуры

Жилища и предметы быта.

1

26

Как одевались в старину.

1

27

Что ели наши предки.

1

28

Праздники.

1

29

Игры и хороводы.

1

30

Письменность.

1

31

Храмы и монастыри Смоленщины.

1

32

Культура Смоленщины сегодня.

1

33

Проверочный урок.

1

34

Обобщение пройденного за год.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по азбуке Смоленского края и трудовому обучению "Крестьянский дом. Изготовление макета избы из подручного материала"

Цели урока:  1. ознакомить с  жилищем крестьян в России;2. формировать умение создавать макет избы из бумаги;3. развивать познавательную активность и творческие способности младших школ...

Азбука Смоленского края

3 класс. Рабочая программа...

Урок по курсу Азбука Смоленского края " Награды Смоленщины"

Учащиеся узнают о наградах Смоленщины. В основе урока-деятельностный подход обучения....

Календарно- тематическое планирование "Азбука Смоленского края" 3 класс

Календарно- тематическое планирование "Азбука Смоленского края" 3 класс.МБОУ Стодолищенская СШ Лубова Г.А....

Азбука Смоленского края (детские презентации)

Материал презентаций может быть использован на уроках по изучению  Смоленского края в начальных классах....

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Азбука Смоленского края"

В этом материале даны цели и задачи внеурочной деятельности, принципы построения курса, календарно-тематическое планирование и используемая литература....