Азбука Смоленского края
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему
4 класс. Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_smolenskogo_kraya_4_klass_rabochaya_programma.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к курсу «Азбуки Смоленского края»
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных стандартов второго поколения и программа « Азбука Смоленского края» под редакцией Болотовой С. А.
Цели курса – формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно – историческим наследием и природно – географическим богатством Смоленского края.
Задачи курса:
Формирование знаний о природных особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; умении ориентироваться в своём родном городе (селе), знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представление об экологических проблемах края.
Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко – природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими и географическими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины во II ступени образования.
Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город (село) в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.
Объём программы: Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Учебно-методический комплект:
С. А. Болотова Азбука Смоленского края: часть I. Мир природы: учебное пособие по краеведению.- Смоленск, 2010.
С. А. Болотова Азбука Смоленского края: методическое пособие для учителя.- Смоленск, 2010.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу 4 класса дети должны знать:
По природно – географическому краеведению
Географическое положение, границы и территорию Смоленской области;
Особенности рельефа, климата, почв Смоленщины;
Названия важнейших полезных ископаемых родного края, их использование;
Названия некоторых рек озер Смоленской области;
Названия некоторых растений, грибов, животных Смоленского края;
Меры по охране природы в Смоленской области;
Правила поведения в природе.
По культурно – историческому краеведению
Предков смолян, их занятия;
Торговые связи смолян в древности;
Названия древних городов Смоленщины;
Современную символику Смоленщины;
Причины возведения в Смоленске крепостной стены;
Названия некоторых башен Смоленской крепости;
Героические страницы смоленской земли: польская интервенция 17 в., Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.;
Памятные места и памятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины;
Награды Смоленска и области;
Имена некоторых земляков, прославивших родной край;
Этнографические особенности жизни наших предков: жилища, одежда, пища, игры, праздники, верования;
Историю возникновения письменности у наших предков;
Элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест истории и культуры.
К концу 4 класса дети должны уметь:
По природно – географическому краеведению
Определять, находить и показывать на географических картах изученные географические объекты;
Различать важнейшие полезные ископаемые родного края;
Различать распространенные в Смоленском крае растения и животных;
Различать охраняемые растения и животных Смоленского края;
Выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
Подготовить рассказ, сообщение, доклад, реферат природно – краеведческого содержания на основе материалов учебника, а также дополнительных источников;
Проводить самостоятельные наблюдения в природе;
Оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели.
№ п/п | Программная тема | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата |
1 | Вводное занятие. | 1 |
2 | Мир природы | Природные особенности Смоленской области. | 1 |
3 | Полезные ископаемые. | 1 |
4 | Водоёмы Смоленщины. | 1 |
5,6 | Растения нашего края. | 2 |
7 | Грибы. | 1 |
8 | Смоленский лён. | 1 |
9,10 | Животные нашего края. | 2 |
11 | Охрана природы. | 1 |
12 | Проверочный урок. | 1 |
13 | Мир истории | Наши предки. | 1 |
14 | «Из варяг в греки». | 1 |
15 | Города Смоленщины. | 1 |
16 | Герб и флаг нашей области. | 1 |
17 | Смоленская крепостная стена. | 1 |
18,19 | Военное прошлое Смоленщины. | 2 |
20 | Награды Смоленщины и города Смоленска. | 1 |
21 | Места боевой славы. | 1 |
22.23 | Наши земляки. | 2 |
24 | Проверочный урок. | 1 |
25 | Мир культуры | Жилища и предметы быта. | 1 |
26 | Как одевались в старину. | 1 |
27 | Что ели наши предки. | 1 |
28 | Праздники. | 1 |
29 | Игры и хороводы. | 1 |
30 | Письменность. | 1 |
31 | Храмы и монастыри Смоленщины. | 1 |
32 | Культура Смоленщины сегодня. | 1 |
33 | Проверочный урок. | 1 |
34 | Обобщение пройденного за год. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока по азбуке Смоленского края и трудовому обучению "Крестьянский дом. Изготовление макета избы из подручного материала"
Цели урока: 1. ознакомить с жилищем крестьян в России;2. формировать умение создавать макет избы из бумаги;3. развивать познавательную активность и творческие способности младших школ...
Азбука Смоленского края
3 класс. Рабочая программа...
Урок по курсу Азбука Смоленского края " Награды Смоленщины"
Учащиеся узнают о наградах Смоленщины. В основе урока-деятельностный подход обучения....
Календарно- тематическое планирование "Азбука Смоленского края" 3 класс
Календарно- тематическое планирование "Азбука Смоленского края" 3 класс.МБОУ Стодолищенская СШ Лубова Г.А....
Азбука Смоленского края (детские презентации)
Материал презентаций может быть использован на уроках по изучению Смоленского края в начальных классах....
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Азбука Смоленского края"
В этом материале даны цели и задачи внеурочной деятельности, принципы построения курса, календарно-тематическое планирование и используемая литература....
Внеурочная деятельность.Рабочая программа "Азбука Смоленского края"
Рабочая программа "Азбука Смоленского края"...