Программа по нравственно - патриотическому воспитанию младших школьников "Смоленский край, навек любимый!"
рабочая программа (1, 2 класс) на тему
Представлена программа по первоначальному ознакомлению детей дошкольного возраста и 1 - 2 классов по ознакомлению с основами истории, культуры, быта, фольклора Смоленской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_smolensk.doc | 207 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию младших школьников
«Смоленский край, навек любимый!»
г. Смоленск
Оглавление
I. Паспорт программы «Смоленский край, навек любимый!».
III. Тематическое планирование по программе «Смоленский край, навек любимый!».
Блок 2. «Мой любимый детский сад».
Блок 3. «Город, в котором я живу».
Блок 4. «Край мой Смоленский».
IV. Содержание программы «Смоленский край, навек любимый!»
Блок 2. «Мой любимый детский сад».
Блок 3. «Город, в котором я живу».
Блок 4. «Смоленский край, навек любимый!»
V. Методическое обеспечение программы «Смоленский край, навек любимый!».
I. Программа «Смоленский край, навек любимый!».
Название | Воспитательная программа «Смоленский край, навек любимый!». |
Цель Программы | Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к родному городу, к Смоленскому краю, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего города, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей. |
Задачи Программы |
|
Период реализации | С 2012года. |
Нормативно-правовая база |
|
Ожидаемые результаты | Наличие у детей знаний об истории возникновения города Смоленска, их достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике; возникновение стойкого интереса к будущему родного города и края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семей воспитанников к нравственно-патриотическому воспитанию детей. |
II. Пояснительная записка
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, к его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Д.С. Лихачев
Мы живем в век коммуникаций и мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы больше знаем о себе и стране, больше видим, над большим задумываемся. Между тем продолжается дискуссия о том, нужно ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса высказывающие на этот счет негативное суждение. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, чтобы каждому захотелось ее полюбить. Но можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться и гордиться ее достижениями и болеть ее горестями?
Чувство любви к Родине – это одно из сильнейших чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Чтобы дети стали носителями, продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности, приобщить к ним, выработать привычку следовать им. Нужно так продумать программу воспитания, чтобы поднять на более высокий уровень знание детьми обычаев и традиций своего города и края.
Отсюда вытекают следующие проблемы:
- какие должны быть формы и содержание воспитательно-образовательного процесса, чтобы воспитать чувство любви, ответственности, гордости за свой край?
- какие формы воспитательной работы могут сформировать потребность заботиться об окружающих людях, дадут возможность для самостоятельной творческой самореализации.
Потенциал младшего школьного возраста уникален. В поздние периоды наверстать упущенное в детстве не удается, а от восприятия ребенком окружающего мира в детстве зависят его жизненные успехи.
Младший школьник воспринимает окружающее эмоционально, патриотические чувства к родному краю у него проявляются в восхищении своим городом. Воспитание патриотизма невозможно без привязанности к месту рождения и жительства, кругу людей, который расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, города, работниками школы и Дома творчества, библиотек, музеев, при знакомстве с достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо воспитывать положительное отношение к местам, где он родился и живет, развивать умение видеть красоту окружающей жизни, желание узнать больше о родном городе, первых строителях города, культуре, истории и окружающей природе.
Процесс ознакомления с родным краем, длительное время ограничивался ознакомлением с родной страной, родным городом, воспитанием бережного отношения к природе, любви к Родине и был идеологизированным.
В программе «Смоленский край, навек любимый!» нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями города, лучшими людьми города (героями труда и ВОВ, культуры и искусства); с достопримечательностями, традициями, православными центрами нашего города и области.
Новизна программы - в интеграции образовательных линий: православной, культурологической, экологической – в единое образовательное содержание. В программе - большое разнообразие тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных и культурных ценностей, лежащих в основе православных традиций и обычаев города и края.
Программа разработана с учетом следующих источников:
- Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”, основной целью которой было создание системы патриотического воспитания;
- Программа Князевой О.Л. и Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам народной культуры».
- Программа Кузьмина И.А. по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Истоки».
- Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом». Под ред. Оверчук Т.И.
- Программа Баранниковой О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду».
- Программа Фесюковой Л.Б. «Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет».
Программа, предполагая работу с детьми, не предъявляет требований к объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.
Программа состоит из 4 блоков: «Моя семья», «Мой любимый детский центр», «Город, в котором я живу», «Край мой Смоленский», которые тематически взаимосвязаны и реализуются в образовательной, самостоятельной, совместной деятельности со взрослым.
Данная программа предполагает сочетание разнообразных методов и приемов: беседа, рассказ педагога, работа с иллюстративным, аудио- и видеоматериалами, с текстами, рисование, презентации, проектная деятельность, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
Формы проведения занятий: беседы, открытые занятия, участие в концертах, инсценировка сюжетов, выставка детских работ, конкурсы, викторины, экскурсии, заочные путешествия.
Цель программы - формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к городу, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей города и края.
Задачи программы:
- Заложить основы нравственно-патриотической личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным краем.
- Развить гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
- Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости края.
- Воспитать уважение к традициям и обычаям нашего края.
- Сформировать толерантное отношение к представителям других национальностей.
Ожидаемый результат:
Наличие у детей: знаний об истории города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике города, области; стойкого интереса к прошлому и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма; привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
К концу реализации программы дети должны:
- Знать свой домашний адрес, название города, области.
- Знать краткие сведения об истории города и края.
- Знать символику города Смоленска и Смоленской области.
- Узнавать на фотографиях достопримечательности города и области, уметь рассказать о них.
- Знать и узнавать основные культурные объекты города и области.
- Знать о почетных гражданах города Смоленска и родного края.
- Знать стихи поэтов, работы художников Смоленской области.
- Знать профессии своих родителей
- Иметь элементарные представления об охране природы.
- Осознавать себя полноправным членом общества.
III. Тематическое планирование по программе «Смоленский край, навек любимый!».
Блок 1. «Моя семья».
Цель: сформировать целостное представление о семье, подчеркивая связь прошлого, настоящего, будущего.
Блок «Моя семья» состоит из 7 тематических занятий, которые проводятся в форме экскурсий, целевых прогулок, бесед, выставок, совместной работы с родителями, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
Содержание | Задачи | Формы работы | Методы и приемы |
Семь Я | Воспитывать любовь к близким людям; чувство гордости за свою семью. | Занятия, досуг с родителями, игры КВН, праздники, выставки, вечера встреч. | Беседы, составление рассказов, чтение художественной литературы, проекты. |
Место работы моих родителей | Прививать уважение к труду, закреплять знание профессий и понимание их значимости. | Экскурсии на предприятия города, встречи, сюжетно-ролевые, дидактические игры. | Беседы, составление рассказов о профессиях, чтение стихотворения «А что у вас?» С. Михалкова, рисование. |
Дедушка и бабушка – верные друзья | Воспитывать доброжелательное отношение в семье; учить заботиться о пожилых и уважать их. | Занятия, праздники, сюжетно-ролевые игры, конкурсы. | Беседы, чтение книг, рассматривание фотографий, изготовление поделок. |
Уклад и традиции семьи | Знакомить с семейными традициями; учить уважать интересы каждого в семье. | Театрализация, игры, концерты, семейный клуб «Солнышко». | Беседы «Книга, прочитанная всей семьей", праздник «Все мы можем сообща». |
Древо семьи | Познакомить детей с родословной их семьи. | Занятия, выставки, сюжетно-ролевые игры. | Беседа «Мои дедушка и бабушка», рисование древа семьи. |
Родной очаг | Прививать любовь к родному дому; учить отображать свои видения в рисунках. | Посещение семей сверстников, сюжетно-ролевые игры. | Рисование «Герб моей семьи», беседы. |
Защитники Отечества | Воспитывать чувство гордости и уважения к защитникам нашей Родины. | Занятия, встречи, праздники, сюжетно-ролевые игры. | Беседы с ветеранами; рассматривание фотографий, изготовление творческих работ. |
Блок 2. «Мой любимый детский центр».
Цель: сформировать представление о детском центре, как социуме и объекте культуры.
Блок состоит из 5 тематических занятий, которые проводятся в форме экскурсий, целевых прогулок, бесед, выставок, совместной работы с родителями, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
Содержание | Задачи | Формы работы | Методы и приемы |
По дороге в детский центр | Вызывать желание посещать детский центр, встречаться с друзьями; учить запоминать дорогу, называть адрес. | Занятия, сюжетно-ролевые игры. | Рисование детского сада, группы, друзей, игровой площадки, любимых игрушек и т.д. |
История детского центра | Познакомить детей с историей создания ЦДиК. | Час воспоминаний. | Беседы, рассматривание фотоальбомов, слайдов, проекты, презентация «Давайте познакомимся». |
Традиции детского центра | Познакомить с традициями детского центра. | День рождения детского центра, праздники, конкурсы, соревнования. | Вечера встреч, дни рождения, беседы, рассматривание фото. |
Территория детского центра | Знакомить с игровыми площадками детского центра; учить поддерживать порядок, бережно относиться к оборудованию и игрушкам, ухаживать за растениями. | Прогулки; экологические тропинки на территории детского центра, трудовые поручения. | Беседы, моделирование площадки. |
Заботливые люди (профессии сотрудников детского центра) | Воспитывать уважение к сотрудникам детского центра, уважение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь. | Экскурсии по д/ц: на кухню, в прачечную, медицинский кабинет; дидактическая игра «Угадай профессию!»; сюжетно-ролевые игры. | Беседы, чтение художественной литературы о профессиях, встречающихся в детском центре, рисование. |
Блок 3. «Город, в котором я живу».
Цель: воспитать чувство привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой; вызывать в детях чувство гордости за свой город, интерес к его истории и стремление сделать свой город богаче и краше.
Блок состоит из 11 тематических занятий, которые проводятся в форме экскурсий, целевых прогулок, бесед, выставок, совместной работы с родителями, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
Содержание | Задачи | Формы работы | Методы и приемы |
История возникновения города Смоленска | Сформировать представления об истории города, познакомить с картой города Смоленска. | Занятия, экскурсии по городу, в музеи, выставки, работа с картой г. Смоленска | Беседы, рассказы о городе, рассматривание карты, фотоальбомов, презентация «Любимый город на Днепре». |
Символика родного города | Познакомить с гербом и флагом, с историей их создания. | Занятия, посещение музея, библиотеки. | Беседы, конкурсы рисунков, рассматривание иллюстраций. Рисование гербов, флагов. |
Традиции нашего города | Познакомить с традициями Смоленска, научить детей их соблюдать и уважать. | Занятия, экскурсии, проекты. | Беседы, рассматривание иллюстраций, рисование, презентации. |
Памятники воинам, погибшим в годы ВОВ | Вызвать желание подражать воинам, быть такими же мужественными, смелыми. | Экскурсия к памятным местам, возложение цветов в памятные даты. | Беседы, рассматривание фотоальбомов. |
Монастыри и храмы Смоленска | Познакомить с духовной жизнью Смоленска, воспитывать культуру и патриотизм. | Экскурсии: Успенский собор, "Монастыри и Храмы Смоленска". | Беседы, рассматривание фото и слайдов, проектная деятельность. |
Катынь - памятник жертвам тоталитарных репрессий | Познакомить с историческим местом города, воспитывать уважение к истории родного края и страны. | Экскурсия к памятнику | Беседы, экскурсии |
Почетные жители Смоленска | Познакомить с жизнью и трудовой деятельностью почетных смолян | Экскурсия к памятникам, в музеи, библиотеки. | Беседы, встречи с интересными людьми, просмотр фото - и видео материалов |
Наследие веков: храмы 12 века: | Приобщить детей к православной культуре и истории родного города и русского народа. | Экскурсии в храмы 12 века: Петра и Павла, Михаила Архангела, Иоанна Богослова | Беседы, экскурсии, уроки творчества, проектная деятельность. |
Культура Смоленска (музеи, ДК, библиотеки, театры) | Развивать творческие способности, формировать представление об объектах культуры города и области. | Экскурсии, посещение занятий кружков, участие в городских мероприятиях. | Беседы, встречи, праздники, экскурсии, уроки творчества, игры. |
Растительный мир | Знакомить с растительным миром области; исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе. | Занятия, дидактические игры, экологические игры, труд на природе. | Опыты, рассматривание картин, слайдов о природе, рисование, беседы. |
Животный мир | Знакомить с животным миром области; исчезающими видами животных и птиц; прививать бережное, заботливое отношение к животному миру. | Экологические тропы, организация зимних столовых для птиц, занятия, игры. | Наблюдение, чтение литературы, рисование. |
Днепр - главная водная артерия Смоленщины | Дать представление о главной реке города и области, разнообразии растительного и животного мира; учить соблюдать правила поведения на водоемах. | Экологические тропы, прогулки, праздники. | Наблюдения, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, беседы. |
Уроки безопасности | Познакомить с ядовитыми растениями, правилах поведения на природе. | Занятия «Уроки доктора Айболита», экологические тропы. | Дидактические и подвижные игры. |
Блок 4. «Край мой Смоленский».
Цель: воспитать любовь и уважение к родному краю; развить в детях чувство гордости за свой край; вызвать интерес к истории и традициям родной Смоленщины.
Блок состоит из 7 тематических занятий, которые проводятся в виде заочных путешествий, бесед, выставок, совместной работы с родителями, дидактических и сюжетно-ролевых игр.
Содержание | Задачи | Формы работы | Методы и приемы |
История Смоленского края | Сформировать представление об истории Смоленского края. Учить работать с картой Смоленской области. | Занятия, заочные путешествия, выставки, экскурсии в краеведческий музей. | Беседы, рассказы о Смоленске и городах области, рассматривание карты области, фотоальбомов. |
Достопримечательности Смоленского края и г.Смоленска | Познакомить с достопримечательностями родного края (Новоспасское, Талашкино, Хмелита). | Занятия, заочные путешествия, КВН, творчество. | Беседы, рассматривание иллюстраций. |
Знаменитые люди Смоленщины | Вызвать у детей интерес и гордость за знаменитых людей области. | Занятия, выставки. | Беседы, рассказы, рассматривание фотоальбомов, чтение стихов смоленских поэтов, прослушивание музыки Глинки. |
Изучение родной природы | Расширить знания о животном и растительном мире края, его своеобразии и особенностях. Воспитать желание заботиться о животных и растениях; бережное отношение к природе, умение видеть и чувствовать красоту родного края; познакомить с Красной книгой Смоленской области. | Занятия, викторины, экскурсии, целевые прогулки, дидактические игры, труд на природе. | Рассматривание картин, иллюстраций книг, фотоальбомов о Смоленской области; разучивание стихов о природе. |
Традиции и обычаи Смоленщины | Познакомить детей с традициями и обычаями Смоленщины; развивать высокий культурный уровень; приобщить детей к православным традициям русского народа; развивать творческие способности детей. | Экскурсии, занятия, кружок по духовно-нравственному воспитанию «Истоки», утренники, уроки добродетели, участие в городских мероприятиях. | Беседы, рассказы воспитателей, встречи, праздники, игры, чтения, экскурсии. |
Символика родного края | Познакомить детей с символикой Смоленской области, с историей и происхождением герба, флага. | Занятия, посещение музея, библиотек. | Беседы, конкурсы рисунков, рассматривание иллюстраций, рисование, проектная деятельность. |
«Никто не забыт, ничто не забыто» | Воспитать интерес к изучению истории области; познакомить с памятниками ВОВ и войны 1812 года; воспитать уважение к ветеранам ВОВ и героям. | Экскурсии к памятниками, в музей, занятия, выставки. | Рассказы, встречи с ветеранами ВОВ, праздники, возложение цветов в памятные даты. |
IV. Содержание программы «Смоленский край, навек любимый!»
Блок 1. «Моя семья».
Цель: сформировать целостное представление о семье, подчеркивая связь прошлого, настоящего, будущего.
Блок дает представление о семье. Семья состоит из близких и дальних родственников. Близкие родственники: мать и отец, братья и сестры. Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. О них все в семье заботятся. Поддержание в семье родственных связей (переписка, разговор по телефону, посещения), проявление в семье заботы, любви, уважения друг к другу.
В дружной семье все счастливы, рады встрече, скучают в разлуке и заботятся друг о друге. Каждый человек имеет право высказать свое мнение, но окончательное решение принимают взрослые.
В каждой семье есть вещи, напоминающие о важных событиях. Есть праздники, называющиеся семейными (дни рождения, годовщины, свадьбы, юбилеи), традиции семьи, реликвии, любимые увлечения. Старшее поколение знакомит детей со своей родословной. В семье важны и необходимы все.
Семья является персональной средой жизни ребенка от рождения, которая во многом определяет его гражданское становление как члена общества и его части.
Для сотрудничества с родителями необходимо было сформировать у них следующие убеждения:
- Чтобы учить, необходимо много знать и уметь самим.
- Тот, кто занимается воспитанием ребенка, должен верить в себя и в своего ребенка.
- Необходимо верить в силу гуманной педагогики.
На этих трех «китах» держатся главные принципы:
- терпение,
- созидательная любовь,
- сотрудничество.
Блок 2. «Мой любимый детский центр».
Цель: сформировать представление о детском центре, как о социуме, объекте истории и культуры.
Младшее школьное детство - важная ступень в развитии личности ребенка.
Блок знакомит детей с центром как вторым домом. Здесь они могут реализовать свои потребности, должны благополучно и интересно жить, решать свои проблемы.
Центр дорог каждому ребенку. Люди, которые в нем работают, заботятся об их физическом и психическом, интеллектуальном здоровье. Каждый ребенок с уважением относится к сотрудникам: называет по имени отчеству, здоровается и прощается, улыбается при встрече и не забывает поздравлять с праздниками.
Каждый ребенок должен стараться оказать посильную помощь и сделать приятное (собрать игрушки, убрать мусор и т.д.). Он учится общаться с взрослыми и сверстниками, усваивает основы культуры поведения: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, помощь друг другу, дружбу и справедливость.
В этом возрасте необходимо уделить внимание знакомству с сотрудниками центра , работу которых дети не могут непосредственно наблюдать: кладовщик, оператора стиральных машин, сторожа, повара, ведь эти люди так же заботятся о детях, как и другие сотрудники.
В центре есть традиции, с которыми дети не только знакомятся, но активно участвуют. Это выставки творческих работ, в которой принимают участие дети, родители, театральные постановки, праздники Рождества, День защитника Отечества, День Матери, национальные календарные праздники: Масленица, Коляда, Сороки, целевые прогулки и экскурсии по территории детского центра, дети привлекаются к труду по благоустройству игровой площадки.
Блок 3. «Город, в котором я живу».
Цель: воспитать чувство любви к родному городу, восхищение его красотой; вызывать чувство гордости за свой город, интерес к его истории и стремление сделать свой город краше.
Блок знакомит детей с родным городом. У каждого города есть своя история, своя символика. Как и у человека, у города есть свое имя, которое что-то обозначает, есть день рождения (дата основания) и есть много других дат, значимых для истории. В городе есть много музеев, экспонаты которого рассказывают о его истории и современности.
Основная цель - воспитание чувства гордости, уважения и любви к месту, в котором он живёт. На этом этапе собирается, анализируется и доводится до детей вся интересная информация о месте, где они живут (город, микрорайон), в том числе:
- исторические факты местного значения;
- окружающая природа;
- достопримечательности нашего города;
- наши знаменитые земляки.
Воспитывая любовь к своему городу, необходимо подвести к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- люди трудятся на благо страны ;
- соблюдают традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
- живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Быть патриотом — это быть интернационалистом. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Блок 4. «Смоленский край, навек любимый!»
Цель: воспитать чувство любви к своему родному краю, восхищение его красотой; вызывать чувство гордости за свой край, воспитывать интерес к его истории и стремление сделать свой край краше.
Цель - формирование системы знаний о Смоленской области.
В блоке представлены: природоведческие и географические сведения (формы земной поверхности, климат, природа), сведения о жизни людей (особенности быта, труда, культуры), сведения о культуре (местный фольклор), исторические сведения (жизнь смолян в разные исторические периоды, подвиги жителей города и области в годы войн), сведения об архитектуре (знание исторических памятников города Смоленска).
В ходе накопления знаний, предполагается формирование у детей:
- умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности,
- умение принять участие в общественно полезном труде,
- умение бережно относится к природе, результатам труда других людей,
- умение отразить знания в речи, при общении со взрослыми и сверстниками.
Воспитание любви к родному краю идет через беседы, рассказы, экскурсии, иллюстрации, просмотр фотографий и открыток, коллективные творческие дела и проектную деятельность. Содержание материала отбирается с учетом посильности и значимости для ребенка.
Важно, чтобы материал был понятен, вызывал живой интерес, желание посетить эти места и узнать больше сведений. В обобщающей беседе «За что я люблю свой край» дети вспомнят то, что о нем узнали.
Критерии результативности обучения:
- Знать и проявлять интерес к истории, быту, традициям Смоленского края.
- Использовать в активной речи фольклор.
- Уметь играть в русские народные игры.
- Знать памятники культуры, историю возникновения г. Смоленска.
- Знать представителей животного и растительного мира края.
- Знать наиболее важные исторические события родного края.
- Знать символику г.Смоленска.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Планирование работы
Месяцы | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Чтение отрывка из стихотворения Б. Житкова «Что я видел». Коллективная работа «С днем рождения, любимый город». | Занятие «Мужчины и женщины в семье». Знакомство с символикой Смоленской области и г.Смоленска. | Беседа «Талантливые люди нашего города». Знакомство с картой Смоленской области. | Художественное творчество «Флаг г.Смоленска». Выставка детских работ «Мой любимый город». |
Октябрь | Конкурс рисунков «Мой любимый детский центр». Д/и «Из чего построен дом». | Экскурсия по экологической тропе (растительный мир города). Рассматривание фотографий «Растительный мир Смоленского края». | Занятие «Истоки возникновения родного Смоленска». Утренник «Осенины». | Работа по карте Смоленской области «Где я живу?». Д/и «Жилое-нежилое». |
Ноябрь | Занятие «История детского центра». С/р игра «Я работаю поваром». | Д/и «Все работы хороши – выбирай на вкус» (о профессиях). | Придумывание герба группы. Занятие «Я, семья, род, народ». | Праздник, посвященный Дню Матери. Рассматривание фотовыставки «Сердце матери – в детях». |
Декабрь | Д/и «Кто живет в деревне?». Конкурс поделок «Волшебный сундучок». | Изготовление поделок к Новому Году. Изготовление альбома «Знаменитые люди Смоленщины». | Занятие «Мы - граждане Смоленской области». Конкурс макетов игровых площадок. | Рассказ о традиции встречать Новый Год. Утренник для детей и родителей «Здравствуй, здравствуй, Новый год!». |
Январь | Занятие «Генеалогическое древо моей семьи». Тематическое занятие «Водоемы Смоленской области». | Занятие «Чем богат Смоленский край?». Беседа о правилах дорожного движения «Светофорик». | Сюжетно-ролевая игра «Почта» (знание адреса, дома, детского центра). Рассказ «Фольклор Смоленского края». | Конкурс рисунков «Герб моей семьи». Занятие «А. Твардовский». Чтение отрывков стихотворений. |
Февраль | Просмотр видеофильмов «Защитники Отечества». Рассказ приглашенного ветерана о защитниках Отечества. | Занятие «Край, в котором мы живем» (географическое положение, климат). «Лекарственные растения нашей области». | Конкурс рисунков «Мой папа на работе». Беседа «Город-герой Смоленск». | Спортивное развлечение «Папа может!». Работа с картой Смоленской области. |
Март | Конкурс «А ну-ка, девочки!». Изготовление подарков для мам и бабушек. | Занятие «Мир природы». Занятие «Семейные реликвии». | Рисование «Портрет мамы». Д/и «Какая она, моя мама?». | Чтение рассказа В.Осеевой «Кто хозяин?». Занятие «Как рубашка в поле выросла». |
Апрель | Посещение Успенского собора. Работа с картой Смоленской области. | Экскурсия к памятнику Ю. А. Гагарина. Тематическое занятие «Ю.А.Гагарин». | Занятие «Дорога к Звездам». Занятие «Вспомним историю Смоленска». | «День взаимопомощи» - уборка территории детского центра. Изготовление подарков для ветеранов. |
Май | Встреча с ветеранами ВОВ г.Смоленска. Участие в традиционной городской праздничной программе, посвященной Дню Победы. | Музыкально-литературная композиция «Вечно живые». Д/и «Узнай наш герб, узнай наш флаг». | Итоговое занятие «Край мой Смоленский». Итоговое занятие кружка по духовно-нравственному воспитанию «Истоки». | Занятие «Голубок ленок – символ Смоленщины». Познавательная игра «Что я знаю о Смоленщине?». |
Диагностика детей по программе
«Смоленский край, навек любимый!».
Уровни освоения программы:
На начало и конец учебного года педагогами проводится срез знаний детей по трем уровням: высокий, средний и низкий.
Дети с низким уровнем знаний испытывают трудности в общении, слабо ориентируются в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками наблюдаются частые проявления негативного поведения. Выражено отставание в развитии связной речи, в следствии чего ребенок не может внятно выражать свои мысли, слабые знания о себе, семье, своей Родине.
Дети со средним уровнем знаний имеют представление о правилах культуры поведения и выполняют их в привычной для них обстановке. Однако в новых условиях могут испытывать скованность, потребность в поддержке и направлении взрослых, осуществлять элементарный самоконтроль. Ребенок со средним уровнем знаний знает и называет членов своей семьи, знает местонахождение детского центра, имя и отчество учителя, воспитателя, младшего воспитателя, логопеда, психолога. Знает и называет профессии, название города, в котором он живет, его достопримечательности, транспорт на улицах города, знает некоторых почетных жителей города Смоленска. Называет и участвует в праздниках, организуемых в детском центре.
Дети с высоким уровнем знаний хорошо ориентированы в правилах культуры поведения, охотно вступают в общение, поведение и общение ребенка устойчиво, положительно направленно. Отличается высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел, умеет сам выдвинуть идеи, составить план действий, организовать партнеров. Ребенок проявляет активный познавательный интерес к миру. Хорошо знает и называет членов своей семьи, родственников, сотрудников детского центра. Умеет высказываться о знаменитых земляках, знает профессии горожан, название видов транспорта, достопримечательности родного города, знаменитых людей Смоленской области, названия 4-5 городов Смоленской области. Умеет работать с картой Смоленской области.
Диагностика детей по программе «Смоленский край, навек любимый!».
Блоки ФИО ребенка | «Моя семья» | «Мой любимый детский сад» | «Город, в котором я живу» | «Край мой Смоленский» | Уровень знания детей | |||||||||||||||||||||||||
Знание членов семьи и умение их называть | Место работы родителей | Соблюдение порядка личных вещей | Стремление к труду | Знание названия детского сада и его местонахождение. | Знание имени, отчества сотрудников детского сада. | Участок детского сада | Профессии в детском саду | Знание названия города, где он находится | Достопримечательности города | Знание некоторых почетных граждан города | Профессии горожан | Курган Славы | Мемориал жертвам Чернобыля | Памятник Б.М. Реве | Памятник А. Федосову | Растения | Животные | Правила поведения в природе | История родного края | Умение работать с картой Смоленской области, находить 4-5 городов | Знание кратких сведений об истории г.Смоленска | Знание символики Смоленской области | Достопримечательности родного края | Знаменитые люди Смоленщины | Растительный мир Смоленского края | Животный мир Смоленского края | Водоемы | Знание правил поведения на природе и на улицах города | ||
- Баевский В.С. Поэты земли Смоленской. – Смоленск, 2001.
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007г.
- Васильева – Гангус Л.П. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1989.
- Воспитательная система «Маленькие россияне». Под общ. ред. Оверчук Т.И. Ред.-сост. Арапова-Пискарева Н.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М., 1982.
- Гагарин В. Мой брат Юрий. – М., 1979.
- Головкина А.В. Край мой Смоленский. – Смоленск, 1995.
- Города России. Большая Российская Энциклопедия. – М.: 1994.
- Дошкольное воспитание. Ребенок в детском саду. № 3. 2006.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: Скрипторий 2003, 2010.
- Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований: Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.
- Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. – М.:АСТ, 2007.
- Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 1998.
- Красная книга Смоленской области. – Смоленск, 1994.
- Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников: Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания. – М.: Амрита, 2010.
- Лубячов М.Д. Смоленск. – М.: 1988.
- Махалева Н.Е. Расскажу о городе своем. – М., 2009.
- Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Оверчук Т.И. Авт.-сост. Арапова-Пискарева Н.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
- Мосалова Л.Л. Я и мир. – М.: Детство – пресс, 2009.
- Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. Авт.-сост. Антонов Ю.Е. – М.: АРКТИ, 2010.
- От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
- Ражнев Г. Герб Смоленска. – Смоленск, 1993.
- Справочник старшего воспитателя. № 1. 2007.
- Фалькович Г.А., Барылкина Л.П. Край мой Смоленский. – Смоленск, 1995.
- Фесюкова Л.Б. Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет. – Х.: ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2010.
- Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду. – М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по нравственно -патриотическому воспитанию младших школьников.
Программа по нравственно- патриотическому воспитанию младших школьников. Проблема нравственно - патриотического воспитания волнует и учителей ,и родителей . В своей программе я попыталась затронуть вс...
Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".
Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...
Роль краеведения в нравственно-патриотическом воспитании младших школьников
Роль краеведения в нравственно-патриотическом воспитании младших школьников...
Проблема по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников в деятельности группы продленного дня"
Проблема по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников в деятельности группы продленного дня"...
Гражданское и нравственно-патриотическое воспитание младших школьников
Воспитание Гражданина является общей целью образовательной системы России...
Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников через народные игры и национальную культуру
Перед нами педагогами стоит важная задача - воспитать у школьников начиная с первого класса уважение к историческому прошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти, националь...
Рабочая программа нравственно-патриотического воспитания младших школьников " Мы - патриоты Великой страны!" 1 класс 2022-2023 уч.г.
Рабочая программа нравственно-патриотического воспитания младших школьников. Составитель воспитатель ГПД Матвиенко Алла Ивановна....