Проект "Мой край" - 3-4 классы
проект (4 класс)

Кельзина Вера Валерьевна

Изучение родного края.

Проект краеведческой и патриотической направленности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ «Мой край. Варна » - ч.1 Подготовили: Обучающиеся 4 «В» класса под руководством Кельзиной В.В. МОУ СОШ №1 с. Варны

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                          Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                «Средняя общеобразовательная школа № 1»

                               имени Героя Советского Союза Русанова М.Г.

           Рабочая   программа

                           по курсу  внеурочной деятельности  

« Мой край»

                        духовно – нравственное  направление

                           срок  реализации:   2  года

       возрастная  категория  обучающихся:    9 - 11  лет

                           

               

                                  

Рабочая программа

                  внеурочной проектной деятельности   «Мой  край»  

   количество часов в  год – 68 ч,  в  неделю – 2 ч.

                    

 Планируемые   результаты

Личностные,   метапредметные,   предметные   результаты

3 класс

Личностные

метапредметные

предметные

1.Формирование у детей мотивации к обучению,

самоорганизации и саморазвитии

2.Развитие познавательных навыков учащихся

3.Формирование умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном  пространстве

4.Развитие критического  и творческого мышления

5.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

6.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

7.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

8.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества

9.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

10.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

1.Формирование в сотрудничестве с учителем планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

2.Формирование умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска анализа и интерпретации информации

3.Формирование добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу

4.Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

5.Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и  несущественных признаков

6.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

7.Умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию

8.Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

9.Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

10.Задавать вопросы

11.Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной

12.Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах

1.Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, 2.Формирование потребности в систематическом чтении;

3.Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;

4.Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных текстов

5.Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации

6.Читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного

7. Читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки

8. Прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения

9.Читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного

10. Ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл,  определять главную мысль (при чтении вслух и про себя, при прослушивании)

11. Определять основные события и устанавливать их последовательность

12. Создание целостного образа села, родного края

13. Осуществление ненавязчивого патриотического, эстетического и экологического воспитания

4  класс

Личностные

метапредметные

предметные

1.Формирование у детей мотивации к обучению,

самоорганизации и саморазвитии

2.Развитие познавательных навыков учащихся

3.Формирование умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном  пространстве

4.Развитие критического  и творческого мышления

5.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

6.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

7.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

8.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества

9.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

10.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

11.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

1.Формирование в сотрудничестве с учителем планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

2.Формирование умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска анализа и интерпретации информации

3.Формирование добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу

4.Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

5.Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и  несущественных признаков

6.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

7.Умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию

8.Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

9.Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

10.Задавать вопросы

11.Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении  и взаимодействии,

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

12.Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах

1.Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, 2.Формирование потребности в систематическом чтении;

3.Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;

4.Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных текстов

5.Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации

6.Читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного

7. Читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки

8. Прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения

9.Читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного

10. Ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл,  определять главную мысль (при чтении вслух и про себя, при прослушивании)

11. Определять основные события и устанавливать их последовательность

12. Создание целостного образа села, родного края

13. Повысить  интерес учащихся к самостоятельному изучению родного края

14. Осуществление ненавязчивого патриотического, эстетического и экологического воспитания

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов 

Второй уровень результатов 

Третий уровень результатов

предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.

 Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.

 Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем  проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены 

через презентации проектов, альбомы, брошюры.

                                                     

         Содержание  изучаемого курса

       Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из библиотеки,  рассказы взрослых, беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности,  экскурсии и интернет ресурсы.

Экскурсии   в краеведческий музей  с. Варны, в детскую библиотеку.

Информация  из  Википедии.

           Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.

         Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

 Итог работы над темой — собранная и систематизированная копилка по проектной деятельности в направлении краеведческой и патриотической работы.

                                               

                                                      Программа   курса 3 класс

Тема 1:    Введение  (1ч)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.

Тема 2: “Мой край на карте Родины”.(2 ч)

  1.Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.    

   2.  Творческая работа «Загадочный мир названий»

Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.

Тема 3: “Я и моя семья.  Герб моей семьи.”.(5 ч)

- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их  родители.

Творческий  конкурс  - «Старая фотография рассказала…»

-Моя родословная - нарисовать родословное древо.

Тема 4: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить”.(2 ч )

1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.

2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа)  с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.

Тема 5: “Моя улица”.(3 ч)        

Урок-экскурсия по улицам села. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.

Рассказ о своей улице – в честь кого она названа.

Форма контроля: эссе «Прогулка по улицам моего района».

Тема 6: “Наша школа”. (4 ч)

- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).

-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.

Тема 7: “Моя малая Родина”.(3 ч)

1. Экскурсия  по селу.

2. Знакомство с историческими памятниками, архитектурными объектами.

Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ.

Тема 8: “Природа нашего края”.(7  ч)

  1. Занятие проводится в форме  путешествия в растительный и животный мир .  

Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.

2. Памятники природы района.

3.Объекты природы своей области.

4. Климат

Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.

Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление «розы ветров» за месяц и за сезон; выводы о различиях в  климате на территории города, района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении)

Практические занятия:

- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;

а)– в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;

б)– в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);

в) – операция “Чистый двор”, «Кормушка»

Тема 9: «Обычаи  и  традиции  моего  села» (7ч) (Экскурсия, поход в музей, накопление материала из различных источников – энциклопедия, Википедия, рассказы родителей).

Тема 10: « Исторические  памятники культуры  моего села»  (12ч)

Тема 11:“Что дает наш край стране”.(7 ч)

1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.

2. Экскурсия на предприятия.

3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.

Форма контроля: сочинение-рассуждение «Что дает наш край стране».

Тема 12: “Наш край богат талантами”.(3 ч)

Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.

Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков

Тема 13: «Герои  моего  края (в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.)» (8 ч)

Форма урока: видеоурок,  беседа.

1.  События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.

2.  Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.

3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

4. Экскурсия силами детей в места боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.

Тема 14: “Герб района”.(2 ч)

  1. Лекция по геральдике.
  2. Творческая работа по созданию символа (герба) своего района.

Тема 15: “Красная книга родного края”.(2 ч)

Совместно с учителями географии, биологии обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.

Творческая работа-создание Красной книги микрорайона.

                                     

                             

        

                                                Тематическое  планирование  3 класс

Тема

Дата

Количество часов

всего часов

теория

практика

экскурсии

массовые мероприятия

1. Введение

1

-

-

-

1

2. Мой край на карте Родины

1

1

-

-

2

3 . Я и моя семья. Герб моей семьи.

2

3

-

5

4. Дом, в котором я живу или хотел бы жить

1

1

2

5. Моя улица

1

1

1

-

3

6. Наша школа

1

2

1

4

7. Моя малая Родина

1

1

1

3

8. Природа нашего края

3

3

1

-

7

9.Обычаи  и  традиции  моего  села

2

4

1

7

10. Исторические  памятники культуры  моего села.

3

6

3

12

11. Что дает наш край стране

3

3

1

-

7

12. Наш край богат талантами

2

1

3

13. Герои  моего края (в годы Великой отечественной войны 1941 – 1945 гг.)

2

4

1

1

8

14. Герб района

1

1

2

15. Красная книга родного края.

1

1

2

Всего часов:

23

33

11

1

68

                                           

                                                                 4 класс

                                                      Программа   курса

Тема 1:    Моя малая родина.  Символика  Варненского  района.  3ч

  1. Лекция по геральдике  Варненского  района.
  2. История  возникновения  символов нашего  края.
  3. Творческая работа по созданию символов  своего района.

Тема 2:   Моя малая родина.  Символика  Челябинской  области. 3ч

  1. Лекция по геральдике  Челябинской  области .
  2. История  возникновения  символов  Челябинской  области.
  3. Творческая работа по созданию символов  своей  области.

Тема 3:   Моя  родина.  Символика  Российской  Федерации. 3ч

  1. Лекция по геральдике  Российской  Федерации.
  2. История  возникновения  символов  Российской  Федерации.
  3. Творческая работа по созданию символов  своей страны.

Тема  4:  Природа моего края.  3ч

1.Занятие проводится в форме  путешествия в растительный и животный мир – Викторина.

Состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.

2. Памятники  природы  района.

3.Объекты природы  области,  района.

4. Климат

Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.

Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление «розы ветров» за месяц и за сезон; выводы о различиях в  климате на территории села, района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении)

Практические занятия:

- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;

а)– в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;

б)– в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);

в) – операция “Чистый двор”, «Кормушка»

Тема  5:  Соседи  Варны  и  Варненского  района.  5ч

1.Сбор информации  о  населённых  пунктах,  соседствующих  с  районом и  с  селом.

2.Практическая  работа:  составление  карты  «Соседи  Варны и Варненского  района».

Тема  6:  Соседи  Челябинска  и  Челябинской  области.  5ч

1.Сбор информации  о  населённых  пунктах Челябинской  области и пунктах,   соседствующих  с областью.

2.Практическая  работа:  составление  карты  «Соседи  Челябинска  и  Челябинской  области ».

Тема  7:  Российская  Федерация  и  соседи  России.  5ч

1.Сбор информации  о  населённых  пунктах  Российской  Федерации и пунктах,   соседствующих  со страной.

2.Практическая  работа:  составление  карты  «Российская Федерация. Соседи  России».

Тема  8:  Я – журналист. Детские  образовательные  учреждения  нашего  села.  5ч

1. Экскурсия  в  детские  образовательные  учреждения  Варны:  детские  сады  и  школы.

2.Сбор информации  об  образовательных  учреждениях  нашего  села.

3.Практическая  работа:  оформление  плаката  или  подготовка  презентации  по  теме.

Тема 9:   Достопримечательности  Варненского   района.  5ч

1. Экскурсия  по селу.

2.Знакомство с историческими памятниками, архитектурными объектами  родного  края.

3.Практическая работа: сбор и оформление материала о достопримечательностях  Варненского   района

Тема 10:   Достопримечательности  Челябинской  области.  5ч

1.Знакомство с историческими памятниками, архитектурными объектами  родного  края.

2.Практическая работа: сбор и оформление материала о достопримечательностях  Челябинской  области.

Тема 11:   Достопримечательности   Российской  Федерации .  5 ч

1.Знакомство с историческими памятниками, архитектурными объектами  нашей  страны.

2.Практическая работа: сбор и оформление материала о достопримечательностях  Российской  Федерации.

Тема 12:   Герои  нашего  края.  5ч

1.  События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.

2.  Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.

3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

Тема 13:  Предприятия  Варненского района   5ч

1.Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством нашего  села,  района,   его предприятиями,  их история.

2. Экскурсия на предприятия.

3. Встречи с передовиками  производства,  ветеранами  труда.

4.Рисунок предприятий.

5. Форма контроля: сочинение-рассуждение «Что дает наш край стране».

6.Проект:  изготовление предприятий (творческая работа)  с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала. Рассказ  о  предприятиях.

Тема 14:  Предприятия  Челябинской  области. 5ч

1.Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством нашей  области,   её  предприятиями,  их история.

2.Презентация  о  предприятиях.

3.Рисунок предприятий.

4. Форма контроля: сочинение-рассуждение «Что дает наша  область  стране».

5.Проект:  изготовление предприятий (творческая работа)  с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала. Рассказ  о  предприятиях.

Тема 15:  Промышленные  предприятия  Российской  Федерации.  3ч

1.Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством,  предприятиями  нашей  страны.

2. Презентация о  предприятиях  через  ИКТ  или  создание  информационного  плаката.

3.Рисунок  предприятий.

4.Проект:  изготовление предприятий (творческая работа)  с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала. Рассказ  о  предприятиях.

Тема 16:  Олимпийцы  нашего  края.  3 ч

1.Лекция о  спортивных  достижениях  нашего  края,  о  выдающихся спортсменах,  чемпионах  района,  области.

2. Практическая работа: сбор  и  оформление   материала  об Олимпийцах   нашего  края.

3. Проект:  изготовление   плаката  об Олимпийцах   нашего  края,  о развитии  спорта в  родном  крае.

 

                                   

                                     

                                           Тематическое  планирование  4  класс

Тема

Дата

Количество часов

всего часов

теория

практика

экскурсии

массовые мероприятия

1.Моя  малая  родина. Символика  Варненского  района.

2

1

2. Моя  малая  родина. Символика  Челябинской  области.

2

1

3. Моя  малая  родина. Символика  Российской  Федерации.

2

1

4.Природа  моего  края.

1

1

1

5.Соседи  Варны  и  Варненского  района.

1

3

1

6.Соседи  Челябинска  и  Челябинской  области.

1

3

1

7.Российская  Федерация  и  соседи  России.

1

3

1

8.Я - журналист. Детские  образовательные  учреждения  нашего  села.

1

3

1

9.Достопримечательности  Варненского   района

1

1

3

10.Достопримечательности  Челябинской  области.

1

1

3

11.Достопримечательности  Российской  Федерации.

1

1

3

12.Герои  нашего  края.

1

1

2

1

13.Предприятия  Варненского  района  

1

1

3

14. Предприятия  Челябинской  области.

 

1

1

3

15. Промышленные  предприятия  Российской  Федерации.

1

2

16.Олимпийцы  нашего  края.

1

2

Всего  часов

19

26

19

4

68ч

                Оценочный материал по проведению группового проекта.

Оценивается не результат – то есть не собственно проект, созданный учащимися, оценивается процесс группового взаимодействия.

Каждый проект предполагает оценку основных регулятивных, коммуникативных, познавательных и личностных действий.

             Критерии оценки проектной деятельности:

  1. Значимость и актуальность темы.
  2. Самостоятельность работы над проектом.
  3. Полнота и правильность раскрытия темы.
  4. Оригинальность решения проблемы.
  5. Артистизм и выразительность выступления при защите проекта.
  6. Раскрытие содержание проекта во время презентации.
  7. Ответы на вопросы во время защиты проекта.
  8. Качество выполнения продукта проектной деятельности.

Оценочный лист формирования УУД младших школьников  в проектной деятельности

I этап - Организация проектно-исследовательской работы

Цели:

УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.

Обсуждение и постановка исследовательского вопроса

Слушает и понимает речь других, выражает свои мысли

2.

Определение предмета и объекта исследования

Ставит цель,  

формулирует задачи совместно со взрослыми

3.

Формулирование цели и задач проекта

4.

Составление плана работы

Определяет последовательность действий с учетом конечного результата (план)

II этап - Поисково-исследовательская работа

Цели:

УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.

Поисково-собирательная работа

Добывает новые  знания через различные источники информации,

2.

Обработка собранного материала

Перерабатывает информацию (сравнивает, группирует, делает выводы)

3.

Планирование работы по изготовлению продукта и его изготовление

 

Принимает и выполняет практические задачи

С помощью взрослого прогнозирует промежуточные цели с учетом конечного результата

Работает по плану;

Контролирует выполнение задания;

Вносит коррективы.

При помощи взрослых устанавливает рабочие отношения в группе, эффективно сотрудничает с одноклассниками

III этап - Презентация проектно -исследовательской работы

Цели:

УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.

Подготовка презентационного мероприятия (продумывает формы мероприятия: компьютерная презентация, стенгазета, спектакль и др.)

Мобилизует волевые усилия (волевая саморегуляция)

2.

Проведение презентационного мероприятия

Преобразовывает объект  в знаково-символическую модель при помощи взрослого

Использует различные языковые средства для высказывания своих мыслей  и чувств

3.

Подведение итогов проектно-исследовательской работы

(самооценка, рефлексия)

Свободно и аргументировано оценивает решенные им задачи  

 Оценочный лист формирования УУД в проектной деятельности  Уч- ся ____ класса       Фамилия Имя ___________________________________________________

Регулятивные УУД

3  класс

( + за каждое сформированное УУД)

1.

Определяет последовательность действий

с учетом конечного результата (план)

2

Принимает и выполняет практические задачи

3

Прогнозирует с помощью взрослого промежуточные цели с учетом конечного результата

4

Работает по плану;

5

Контролирует выполнение задания;

6

Вносит коррективы.

7

Мобилизует волевые усилия (волевая саморегуляция)

8

Свободно и аргументировано оценивает решенные им задачи  

Количество +:

Познавательные УУД

1

Ставит цель, формулирует задачи совместно со взрослыми

2

Добывает новые  знания через различные источники информации,

3

Перерабатывает информацию (сравнивает, группирует, делает выводы)

4

Преобразование объекта в знаково-символическую модель при помощи взрослого

Количество +:

Коммуникативные УУД

1

Слушает и понимает речь других, выражает свои мысли

2

Устанавливает  при помощи взрослых рабочие отношения в группе, эффективно сотрудничает с одноклассниками

3.

Использует различные языковые средства для высказывания своих мыслей  и чувств

Количество +:

                                                   

                                                             Лист самооценки

Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

 А. Да, все работали одинаково.

 Б. Нет, работал только один.

 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

 А. Работали дружно, ссор не было.

 Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

 В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

 А. Да, все получилось хорошо.

 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

 В. Нет, не нравится.

  1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.

                                                 Базовый уровень.

Учащийся, достигший базового уровня, может организовать собственную деятельность:

  • понять и принять цель;
  • принять реальное участие  в обсуждении  общего замысла и его воплощения;
  • высказать свою точку зрения и услышать мнение партнёра;
  • спланировать свои действия и выполнить взятую на себя часть работы;
  • участвовать в презентации результата работы.

Ноне берёт на себя ведущую роль ни в оформлении замысла, ни в планировании, ни в реализации, и даже если проявляет стремлению к лидерству, не может координировать общие усилия, работать в команде, подчиняя лидерские амбиции целям групповой деятельности.

                                           Повышенный уровень

 Учащийся, достигший повышенного уровня:

  • активно участвует во всех этапах проекта;
  • способен разумно организовать не только собственные действия, но и работу группы в целом;
  • слушает и учитывает позиции и других участников группы;
  • может работать в команде на вторых ролях, подчиняться решению группы в интересах дела.

                         

                              Ниже базового уровня

Учащийся, не достигший базового уровня:

  • участвует в отдельных  этапах проекта;
  • прислушивается к другим участникам группы;
  • но не берёт на себя инициативу, ответственность за результат групповой работы;
  • ограничивается исполнительскими функциями, причём зачастую не согласуясь с общим планом, не контролируя соответствия своих действий договорённостям в группе;
  • испытывает значительные трудности с другими участниками и публичном выступлении.

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация проводится  на основании Приказа №40 от 27. 08. 2015 года   « Положения о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации».

« Особенностями системы оценки обучающихся по ФГОС является комплексный подход к оценке результатов образования. Поэтому для этих обучающихся промежуточная аттестация включает оценку достижения метапредметных и предметных результатов. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе процедур:

- учебное проектирование (путем внутренней, персонифицированной, дихотомической оценки: зачтено/ не зачтено).

         Защита проектов проходит в третьей- четвёртой четвертях текущего учебного года. Учебные проекты являются обязательной составляющей промежуточной аттестации в 1 – 4 классах.

Оценка в бальной системе (от 0 до 5 баллов) по каждому критерию выставляется членами жюри, присутствующими на защите проекта. В дальнейшем возможна самооценка и оценка одноклассников.

        Самостоятельность работы над проектом

        Актуальность и значимость темы

        Полнота раскрытия темы

        Оригинальность решения проблемы

        Артистизм и выразительность выступления

        Раскрытие содержания проекта на презентации

        Использование средств наглядности, технических средств

При прохождении всех этапов проекта выставляется рейтинговая оценка проекта  по результатам выполнения  групповых проектов.

Критерии оценки

Само

оценка

Оценка педагога

Оценка одноклас

сников

Оценка родителей

1. Достигнутый результат

15 б.

 

 

 

2. Оформление проекта

15 б.

 

 

 

Защита проекта

15 б.

3. Представление

 

 

 

4. Ответы на вопросы

 

 

 

Процесс проектирования

10 баллов по каждому параметру

5. Интеллектуальная активность

 

 

 

6. Творчество

 

 

 

7. Практическая деятельность

 

 

 

8. Умение работать в команде

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

Среднеарифметическая величина

 

от 85 до 100 баллов – «5»

от 70 до 85 баллов – «4»

от 50 до 70 баллов – «3»

менее 50 баллов – «2»

Оценка

 

                                                              Приложение 1

Занятие 1. Тема: “Герб и флаг России”.

Программное содержание. 

  1. Формировать устойчивый интерес и желание изучать государственную символику родного государства.
  2. Расширять и обогащать знания детей о гербе и флаге России.
  3. Обобщить элементарные представления детей о происхождении и функциональном назначении российского герба и флага, символическом значении цвета и образов (орёл, всадник).
  4. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, высказывать собственное мнение.
  5. Закрепить умение и навыки в самостоятельной художественной деятельности, умение передавать в рисунке свое представление, добиваясь выразительности.
  6. Воспитывать чувства патриотизма, любви к России, родному городу, гордости за родное отечество.

Наглядные пособия и материалы: 

  • рисунки герба и флага России;
  • эмблемы детских команд; фишки для викторины;
  • изобразительный материал;
  • музыкальное сопровождение.

Материал и оборудование: 

  • альбомные листы,
  • гуашь, кисти,
  • баночки с водой,
  • салфетки,
  • цветные карандаши и.т. д.

Итак, внимание, вопросы викторины: 

  1. Какие отличительные знаки нашей Родины вы знаете? (Флаг и герб)
  2. Что означает Российский флаг? (Единство страны)
  3. Сколько цветов в Российском флаге?
  4. Что означает белый цвет? (Мир и чистоту совести).
  5. Синий цвет? (Небо, верность и правду).
  6. Красный цвет? (Огонь и отвагу).
  7. Что изображено на гербе? (Двуглавый орёл).
  8. Что изображено на монетах?
  9. Как называются монеты, на которых изображён всадник? (Копейка).
  10. Для чего нужен герб? (Чтобы отличить одно государство от другого, монеты своей страны от иностранных монет, для печатей и т.д.)

 Занятие 2. Тема: “Знакомство с гербом и флагом родного города

Программное содержание. 

  1. Формировать устойчивый интерес и желание изучать государственную символику родного города.
  2. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, высказывать собственное мнение.
  3. Совершенствовать умения владеть простейшими приемами техники “Цветные нитки”, самостоятельно выполнять работу по образцу.

Наглядные пособия и материалы.

  1. Иллюстрации флага и герба Российской федерации, родного города.

Приложение 2. Занятие на тему «Древо рода. Родственные связи. Виды и степени родства»

Цель:

  1. Знакомство с понятием родства кровного и духовного (свойство, близочество) и с другими родственными наименованиями.
  2. Изучение родственных связей по восходящей линии и боковым трех видов.
  3. Продолжение работы над своей родословной.

Базовые понятия:

  • кровное родство;
  • духовное родство;
  • крестный.

  Формы организации деятельности учащихся:

  • беседа;
  • музейная лекция;
  • лекция;
  • встреча со священником;
  • самостоятельная работа.

Задачи, прогнозируемый результат:

  1. Установи личности, имена, фамилии, годы жизни, место рождения, места жительства, образование, род занятий, национальность своих прямых предков.
  2. Разбери подробно свои родственные связи – восходящую, боковые трех видов, нисходящую, смешанную восходящую.
  3. Распиши по наименованиям своих родственников.
  4. Продолжи заполнение таблицы прямого родословия.
  5. Начни заполнение таблицы поколенных росписей.

  Задания, прогнозируемый результат:

•  Составление карты расселения членов рода.

•  Сбор галереи фото пейзажей, рисунков, полотен, связанных с географией твоего рода.

•  Исследование происхождений фамилий твоего рода, формулирование гипотезы появления твоей фамилии или запись истории ее возникновения.

•  Установление религиозной принадлежности членов семьи (рода).

•  Выделение в рабочих записях фактов, рассказывающих об обычаях, традициях, праздниках семьи (рода).

•  Описание наиболее ярких членов твоего рода (характеры, привычки, увлечения, творчество, чудачество, болезни, добродетели, пороки, благочестивость, любимые песни, мелодии, книги, пословицы и т.д.).

•  Выделение в своих рабочих записях фактов, граничащих с легендами, домыслами, загадками.

•  Построение хронологической схемы жизненного пути самых ярких представителей вашей семьи (рода), запись биографии.

•  Построение синхронной хронологической таблицы событий в стране и мире, используя семейный календарь и схему прямого родословия.

 

                                      Приложение 3. «Природа родного края»

Цели занятия:

  • познакомить с разнообразием растительного и животного мира  нашего края Дидактический материал, используемый на занятии:

а) рисунки и репродукции растений и животных;

б) иллюстрации  «Лекарственные растения»;

в) экологические игры:

  • «Угадай по описанию животных»,
  • «Угадай по описанию деревья и кустарники»,
  • игра–лото «Редкие и исчезающие виды  животных и растений».

План занятия

I. Знакомство с растительным и животным миром  нашего края:

                  а) деревья и кустарники (показ иллюстраций, репродукций);

                  б) травянистые растения.

II. Растения, находящиеся под охраной закона.

С помощью открыток и репродукций, ребята знакомятся с исчезающими растениями.

III. Проведение игр для закрепления пройденного материала.

а) Угадай по описанию растения и кустарник

  1. Многолетнее травянистое растение до 50 см высоты с одной или несколькими цветочными стрелками. Листья широкояйцевидной формы, черешковые, составляют розетку. Мелкие невзрачные цветки собраны в цилиндрические колосья. Плод – коробочка. Размножается семенами. Используют в медицине при желудочных заболеваниях и в качестве отхаркивающего средства (подорожник).
  2. Одно или двулетнее травянистое растение 10 – 40 см высоты. Стебли прямостоячие, простые или ветвистые. Листья очередные с крупными раздельными трилистниками; нижние – широкояйцевидные, черешковые, верхние – продолговатые, почти сидячие. Цветки одиночные. Верхние и боковые лепестки – сине – фиолетовые, нижний лепесток – всегда жёлтый. Плод – многосеменная коробочка. Цветёт с апреля до осени, плоды начинают созревать с июня. Размножается только семенами (фиалка трёхцветная (Иван – да – Марья)).
  3. Многолетнее травянистое растение до 60 – 100 (150) см высоты с длинным ползучим корневищем и мелкими зеленоватыми цветками, собранными в длинные ветвистые колосовидные соцветия. Стебель покрыт мелкими мягкими шипами. Цветёт с июня до октября; плоды созревают в июле – октябре. Используют в медицине листья, собранные в период цветения (май – сентябрь). В листьях содержатся: аскорбиновая кислота, каротин, витамин К, дубильные вещества, муравьиная кислота (крапива двудомная).

б) Игра – лото «Редкие и исчезающие растения нашего края»

Учащимся раздаётся игровое поле. Педагог показывает открытку с изображением растений, дети находят такое же изображение на своём поле и закрывают картинку фишкой, при этом давая правильное название растению. Результаты подводятся по тому, кто быстрее и внимательнее закроет своё поле.

в) Угадай по описанию животных.

  1. Хищный хитрый зверь с рыжеватым пушистым мехом. Его можно встретить во всех странах мира. Питается птицами и мелкими зверьками (лиса).
  2. Это крупное сильное дикое животное обитает в лесах Европы, Северной Африки. Его тело покрыто грубой щетиной. Питается желудями, насекомыми, грызунами (кабан).
  3. Лесной зверёк, распространенный во многих странах. К зиме меняет окраску меха с буро – серого цвета на белый. Питается травой, листьями, древесной корой и корнями растений (заяц – беляк).
  4. Пушной зверёк с шелковистым мехом. В нашей стране разводится в заповедниках. По берегам рек и озёр роет норы или строит хатки. Питается корой осины, ивы, водными растениями (бобр).
  5. Хищник семейства куньих. Распространён в Европе и Азии. У нас в стране встречается повсюду. У него длинная, блестящая шерсть, две чёрные полосы на голове. Живёт в норах. Уничтожает насекомых – вредителей, принося большую пользу сельскому хозяйству (барсук).
  6. Самый крупный зверь наших лесов. Питается орехами и ягодами, но иногда нападает на мелких животных. Разрывает муравейники и гнёзда диких пчёл (медведь).

IV. Подведение итогов занятия, поощрение самых активных.

Приложение  4.  Занятие  «Знакомимся с  предприятиями села»

Цель занятия:

  • познакомиться с  предприятиями села;
  • знакомство с интересными людьми.
  • познакомиться с достопримечательностями села.

Беседа по дороге к месту экскурсии:

- Кто знает, какие предприятия находятся в нашем селе?

- А как правильно называется это предприятие?

- Вот мы подошли к первому предприятию. Прочитайте на воротах, как оно называется.

- Какая техника здесь находится?

- Для чего нужна эта техника?

- Мы подошли, как вы говорили, к гаражу с автобусами. Какая надпись есть на воротах?

Далее знакомство происходит с АЗС (автозаправочная станция), РЭС (районная электростанция). Ребята увидели и узнали названия тех предприятий и организаций, которые часто встречаются на их пути, но не знакомы (гостиница, типография, РОВД (милиция), военкомат, сбербанк, музыкальная школа, КХП, Центр досуга, Мемориал погибшим воинам и др.) 

Список использованных источников

  1. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
  3.  Концепция духовно-нравственного развития  и воспитания личности гражданина России/ Под редакцией Данилюка А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.- М.: Просвещение, 2009.
  4. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающего мира»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008.
  5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. – М.: 2009.
  6. Урюпина Е.А. Программа проектной деятельности. – Агрыз, 2010.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ  № 373  от 6.10. 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Введение в изучение родного края", 2-4 класс

Рабочая программа по краеведению "Введение в изучение родного края", 2-4 класс...

Растительность Краснодарского края. Кубановедение 2 класс

ЦЕЛИ:Познакомить учащихся с некоторыми растениями Краснодарского края.Показать детям необыкновенное богатство и пользу растительного мира.Воспитывать доброе, гуманное отношение ко всему живому....

рабочая программа факультативного курса "Экология родного края" для 2 класса.

Программа факультативного курса "Экология родного края" направлена на формирование у младших школьников эмоционально- насыщенного образа родного севера и начальных представленийо самобытности и значим...

Урок по региональному курсу «Наш край» во 2 классе.

Урок по теме "Былинные герои" №8(комбинированный)...

Урок окружающего мира "Тундра - мой край родной!" 4 класс

Беречь природу, любить её - это, значит, проявлять к ней интерес, уметь защитить её. Чувство природы - это самое богатое чувство, оно несёт в себе связь с землёй и солнцем, звёздным небом и отчи...

Рабочая тетрадь по курсу "Наш край" для 2 класса

Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса школ города Владимира и Владимирской области...