Донской край - казачий край. Доноведение, 3 класс. Занятие
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Занятие по духовно-нравственному направлению
(МБОУ СОШ№3)
Учитель: Вожжова Виктория Александровна.
Дата проведения урока:
Класс: 3
Предмет: доноведение
Тема: «Донской край- казачий край».
Триединая дидактическая цель занятия:
Образовательная:
- продолжить изучение детьми прошлого нашего края;
- познакомить обучающихся с различными версиями появления казачества на Дону
Развивающая:
- через обобщение (синтез) и выделение отличительного признака (анализ) способствовать развитию логического мышления;
- развивать индивидуальные способности ребят, умение использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач;
- развивать диалогическую речь учащихся;
- способствовать развитию памяти, внимания учащихся;
- совершенствование коммуникативных навыков – совершенствование умения слушать другого человека.
Воспитательная:
-вырабатывать у детей умение работать в коллективе, ответственно относиться к своему труду и уважительно - к труду своих одноклассников;
- воспитание чувства гордости за свой край, за талантливых людей, взращенных на донской земле;
- воспитывать патриотические чувства;
- умение увидеть прекрасное в окружающем мире.
Тип занятия: изучения новых знаний.
Форма занятия: исследование.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
- словесно-логический;
- метод самостоятельной работы учащихся
Виды деятельности и формы работы:
- фронтальная работа;
- работа в парах;
- работа в группах;
- работа с учебником;
- индивидуальная работа на местах;
- практическая работа.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, музыкальный центр, презентация, наглядный материал
Межпредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство, музыка, окружающий мир.
Этапы занятия | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примеча-ние |
I.Организа-ционный момент. | Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологи-чески настроить ребят на совместную деятельность. | -Ребята, вы обратили внимание, какой сегодня замечательный солнечный день и сколько у нас на занятии гостей? -Давайте со всеми поздороваемся! Здравствуй, солнце золотое Здравствуй, небо голубое Здравствуй, Матушка, Земля Здравствуйте, уважаемые, учителя! -Садитесь. «Улыбка» Вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, которое вам улыбается. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу . Подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство, злость. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Какие чувства у вас возникли, когда вы улыбались друг другу? Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! Я желаю вам хорошего настроения и удачи на нашем занятии. Наше занятие будет необычное. Это будет занятие – исследование. Значит, сегодня мы - юные исследователи. Нам будут нужны ваши знания, внимание, поддержка и помощь. Вам на занятии придется работать в парах и группах. Давайте вспомним правила нашего учебного сотрудничества. | Настраиваются на урок. Поднимают руки вверх и опускают Поднимают руки вверх и опускают Рисуем вверху руками круг Повернуться к учителям и раскинуть руки в стороны Улыбаются друг другу. Чувства радости, доброты, хорошего настроения. Внимательно читать (слушать задание-инструкцию). Работать так, чтобы не мешать другим. Выслушивать мнение каждого члена группы (пары). Пользоваться дополнительной литературой. Соблюдать отведенное время. Распределить роли для работы. Презентовать выполненную работу. Соблюдать правило поднятой руки. | Слайд1. Слайд 2. |
III.Форму-лировка темы и целей занятия | Подвести учащихся к формулирова-нию темы занятия. Выявление места и причины затруднения, постановка цели занятия. | - Как вы думаете, о ком пойдет речь на занятии? - Какие задачи нам предстоит решить? - Какова тема нашего занятия? Девиз урока «Казаки умеют с врагами сражаться, И народу служить своему. Лучше быть, чем казаться, Жизнь – Отечеству, Честь – никому!» | Речь на занятии пойдет о казаках. Задачи: - продолжить изучение прошлого нашего края; - познакомиться с различными версиями появления казачества на Дону. Формулируют тему урока: «Донской край –казачий край» | Слайд 5. Тема занятия. |
IV.Мотива-ция учебной деятель-ности. | Формирование начальных знаний о казаках. Развитие познавательной активности, формирование начальных знаний и умений литературовед-ческого характера. | На прошлых занятиях мы пытались заглянуть в прошлое и разгадать тайны донской земли, узнать, что за люди жили в наших степях, чем они занимались. Донской край называют казачьим краем. - Что обозначает слово «КАЗАК»? Вот сейчас и попросим нам рассказать наших гостей: казака и казачку. Нет единого толкования слова «казак». Одни исследователи считают, что «казак» состоит из двух монгольских «ко» ‐ броня, латы, защита; и «зах» ‐ граница т.е. «казак» ‐ защитник границы, другие, что название произошло от народов, живших когда-то вблизи Дона (касоги, х(к)азары, от турецкого («каз» (гусь). | Выступают казак и казачка. | Слайд 6. |
V.Восприя-тие и осознание нового материала. | Построение нового знания. Формирование мотивации учения и обучения. Реализация принципа деятельности. Соотнесение работы на слайде, на доске и в заданном порядке по плану готовит учащихся к одновременной работе с книгой, не забывая основной цели работы (метод «виртуальной памяти») | Откуда же появились казаки? (Просмотр видеоролика «Казачья быль») - Из каких источников мы можем узнать более подробно о далёком прошлом нашего края ? Вы правы, о прошлом могут рассказать различные источники. Но казаки в начале своего расселения в донских степях не вели летописей. Сегодня на занятии мы более подробно познакомимся с двумя версиями о происхождении казачества: Казаки – потомки скифов; Казаки – потомки бродников. Откуда мы на занятии может найти необходимую информацию о происхождении казаков? | Казаки - военные люди, защитники. Возможно, они жили здесь всегда. Казаки – потомки скифов. Казаки – потомки бродников. Казаки – потомки русских поселенцев из завоеванных монголо-татарами земель. Казаки – потомки смельчаков, которые убегали от власти помещиков к вольной жизни. Казаки – люди вольные. Источники: -ученые производят раскопки, они находят разные предметы быта и узнают, как жили люди; -из книг или документов; -спросить у взрослых; -посмотреть фильмы. Необходимую информацию мы можем найти в наших книгах «Природа и история родного края». | Слайд 7. |
V.Релакса-ция | Снятие напряжения | Дружно встали! Раз! Два! Три! Мы теперь казаки. Буквой Л расставим ноги Точно в танце руки в боки Наклонились влево – вправо Получается на славу! | Выполняют движения. |
VI. “Откры-тие” детьми нового знания. Работа по учебнику с.93-97 | Применение полученных знаний на практике, развитие самостоятель-ности. Включение “открытия” в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Работа в группах:
3. Сравните рисунки скифского воина и донского казака. - Есть ли что общего во внешнем облике? - Какое оружие использовали воины в ближнем бою? - А какое оружие подходило лучше для дальнего боя? Сделайте вывод. 4. Сравните рисунки бродника- воина и донского казака. - Есть ли что общего во внешнем облике? - Какое оружие использовали воины в ближнем бою? - А какое оружие подходило лучше для дальнего боя? Сделайте вывод. В результате выступлений на доске появляется запись: Казаки – потомки скифов. Казаки – потомки бродников. - Соотнесите рисунок с надписью. При изучении темы мы пытались ответить на вопрос о происхождении казаков. Подтвердились ли наши предположения? | (Каждая группа знакомится с одной версией и готовится изложить её классу) 1,3 группа – знакомят с версией «Казаки – потомки скифов». 2,4 группа – знакомят с версией «Казаки – потомки бродников». Да, казаки были хорошими воинами. Им приходилось часто воевать. Если казаки – потомки скифов, то они живут здесь с очень давних времен. | Слайд 8. Слайд 9. |
VII.Закрепление и осмысление знаний. | Поддерживать интерес к изучению природы и истории донского края Развивать индивидуаль-ные способности ребят, умение использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач | Любимый край степной... Пословицы и поговорки не знают границ, живут они веками и были у казаков на все случаи жизни. Сколько народной мудрости, житейского опыта заключено в короткой фразе!. А вы хорошо знаете казачьи пословицы? Сейчас мы посмотрим... Я буду читать первую половину пословицы, а вы заканчиваете ее. Если пословица хорошо вам известна, можно отвечать хором. Вы слышали, как на Дону поют и танцуют Седые старики, участники походов? А видели, как горько слёзы льют, Друзей припоминая и погодков? Но вот, смахнув слезу с морщинистой щеки, Поднимает дед с вином игристым чашу И скажет: - Будя. Будя, казаки! Кум, заводи. А ну, станцуем нашу! | Работа с пословицами Казак скорей умрет… чем с родной земли сойдет. Казак без коня… что воин без ружья. Казак сам не съест… а коня накормит. Где тревога… туда казаку и дорога. Казак в бою… как орёл в небе. Казачий танец | Слайд 10. Слайд 11. |
VIII. Итог занятия, рефлексия | Учить самостоятельно подводить итог занятия; -оценить уровень усвоения знаний и способов деятельности всего класса. | Итак, ребята, наш урок-исследования подходит к концу. - Какие цели мы ставили перед собой вначале занятия? - Как вы думаете, добились этих целей? -Откуда же появились казаки? - Что нового вы узнали на уроке? - Что бы ещё хотели узнать? Сейчас мы превратим табло наших желаний в табло результатов урока. Присоедините , пожалуйста, к центральной фигуре. карточки самых удавшихся своих действий на уроке. Я очень довольна вами и вашей работой на занятии. Если вам было интересно на занятии и всё было понятно поднимите – синий прямоугольник; если вам было интересно, но возникали, трудности при ответах на вопросы – жёлтый; если вам было не интересно и всё было непонятно - красный. Соедините эти прямоугольники, синий- желтый- красный. Что у вас получилось? Звучит гимн Ростовской области. | - продолжить изучение прошлого нашего края; - познакомиться с различными версиями появления казачества на Дону Заполняют табло результатов (примерно). Флаг Ростовской области. | Слайд 12. Слайд 13. Слайд 14. |
IX. Домаш-нее задание | Применение полученных знаний. Развитие самостоятель-ности. | Расскажите родителям о разных версиях возникновения казачества и выясните, какая, на их взгляд, наиболее верная. Расскажите об этом на следующем занятии. Наше занятие я хочу закончить высказыванием: «КАЗАКОМ НАДО РОДИТЬСЯ! КАЗАКОМ НАДО СТАТЬ! КАЗАКОМ НАДО БЫТЬ!» | Слайд 15. Слайд 16. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кубанский край - казачий край.
Тема. Устный журнал «Кубанский край - казачий край»Цель .Дать представление о казачестве, познакомить с традициями казаков; прививать любовь к малой Родине и её прошлому, развивать интерес учащи...
Внеклассное занятие "Моя Родина - Донской край"
Занятие поможет ребятам расширить свои знания о Донском крае и систематизировать их....
Внеклассное занятие: "Кубанский край-казачий край".
Внеклассное занятие...
Донской край - мой край
Технологическая карта внеурочного занятия "Донской край - мой край"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КРАЯ» Основное общее образование (базовый уровень), 5 класс
Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, ув...
Занятие по внеурочной деятельности доноведение "Славься наш край! Казачьи посиделки.
Тема: Славься наш край! Казачьи посиделки.Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств у обучающихся, на основе знаний о казаках, развития в детях интереса к истории родного края....