Урок окружающего мира "Тундра - мой край родной!" 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Ниязова Навира Кабдулжановна

 

Беречь природу, любить её - это, значит, проявлять к ней интерес, уметь защитить её. Чувство природы - это самое богатое чувство, оно несёт в себе связь с землёй и солнцем, звёздным небом и отчим домом.

Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому начальная школа занимает особое место в системе непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются основы экологической культуры детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_4_konspekt_uroka_tundra.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока "Тундра- мой край родной!"

Цель:  Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.

Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.

Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с картой.

Воспитывать  любовь к родному краю, формирование экологической  грамотности

Ход урока

I Орг. момент

 Проверка домашнего задания.

ТЕСТ на партах

Фамилия, имя_____________________________________________________

  1. Ими питаются рыбы и огромные морские звери.  ___________________
  2. Полярный житель. не боится белого медведя, имеет могучие клыки, но при этом безобиден.________________________
  3. Птица, обитатель морских базаров, питается рыбой._____________________
  4. Представитель  ластоногих,  прекрасный пловец.________________________

     5.      Морской зверь, достигает в длину15 -18 метров.__________________________

  1. Рыба, обитатель северных морей.___________________________________
  1. Птица, прекрасный рыболов.________________________________________

II  Новая тема

Разгадывание кроссворда.

1. Короткое название ледяной зоны.

2. Птица с небольшим красным клювом.

3. Название острова, на котором расположен заповедник.

. Арктика - царство снега и :.

5. Растения, живущие в толще воды.

6. Вид рыбы, обитающий в северных морях.

- Молодцы! И темой нашего урока ……

Тундра в переводе с финского языка означает "бесплодная", "враждебная".

Так ли это? Сегодня мы опровергнем это высказывание

Почему именно мы должны это сделать?

Мы живем здесь. Это наша  Малая Родина.

III. Целеполагание.

Итак с чего начнем доказательства?

Местонахождение

Погодные условия

Растительный мир

Животный мир

Занятия населения

IV. Работа по новой теме.

1 Работа с картой.

На какой равнине живем мы?

Чем она отличается от других равнин?

И соответственно здесь много воды. Назовите бассейны

(Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Расположена на материке Евразия.)

2 Переходим ко второму вопросу: погоде

 На тысячи километров с запада на восток - холодная безлесная равнина. Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень холодное и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом -замершая земля. Даже летом она оттаивает только на 10 - 50 см., а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.

- Что такое снежная часть года это понятно, а почему вторая часть года мокрая? Ваши предложения.

(Снег и лед, оттаяв, превращается в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.)

- Действительно, по этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная и мокрая. Отчего зависит климат?Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия.

Мы с вами ходили на экскурсию, вспомните эти кадры…

3 -Растения

Как растения приспособились к суровым условиям тундры?

- Как растения приспособились к жизни?

-. Все они очень маленькие, корявые, стреляться по поверхности земли, прячутся от сильного ветра и холода во мхах и лишайниках. Небольшие корни и маленькие листья.

- В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека. Все эти растения низкорослые..

Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

Клюква - стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму.

 Очень много грибов  Попробовать       Какая информация?

Мох-ягель - пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на меленькие деревца или кустики     гербарий

Кто питается ягелем?

4 Физминутка для глаз "Олень"

5 Исследовательская работа (работа с  электронным микроскопом)

Исследуем мех оленя, запись сравнительных характеристик в таблицу

цвет

мягкость жесткость

толщина

ломкость

Мех оленя

Мех норки

В отличие от других волос, волос у оленя внутри пустой.  Там находится воздух и поэтому ему не холодно зимой. Если верблюд -корабль пустыни , то олень- король тундры.

Какие животные еще  здесь обитают? Как они приспособились к жизни в тундре?

6 Работа в группах

- Вы сейчас разобьетесь на две группы, договоритесь о каком животном на странице 88-89 будете рассказывать, подберете о нем материал в Северной энциклопедии на наших компьютерах, согласно памятке и представите нам.

Памятка

1 Название

2 К какому семейству относятся?

3 Длина тела

4 Чем питаются?

5 Являются ли они пищей других?

6 Составьте цепь питания с этим животным

7. Сообщение учащихся.

Лемминги, группа млекопитающих подсемейства полевок. Длина тела 15 см, хвоста до 2 см.

Обыкновенные лемминги распространены в лесах и тундрах Евразии и Северной Америки. Они питаются травой, ягодами, корой; активны весь год.Летом обыкновенные лемминги прокладывают сложные системы горизонтальных ходов и в оттаивающем слое грунта. Там же устраивают гнездовые расширения и выводковые гнезда. Кроме закрытых нор они прокладывают открытые траншеи, выедая вдоль них всю растительность. В углублениях грунта строят и толстостенные гнезда. Зимой поддерживают летние траншеи, которые сверху покрываются снегом.

В периоды пиков численности возникают массовые дальние миграции. Десятки и сотни тысячи леммингов проходят многие десятки километров в поисках новые мест жительства. Не сбиваясь в плотные стаи, лемминги двигаются короткими перебежками в одном направлении, преодолевая на пути различные преграды, в том числе водоёмы - озёра и широкие реки с быстрым течением. Очень много зверьков в период миграции гибнет. Лемминги могут быть переносчиками возбудителей ряда вирусных заболеваний. Эти зверьки - основная пища песца.

        Песец, хищное млекопитающее семейства волчьих. Длина тела до 75 см, хвоста до 50 см, массой обычно около 6кг. Мех зимой пышный, снежно-белый или у немногих (голубых песцов) различных оттенков - от песочного до тёмно-серого с голубоватым отблеском. Летом мех грязно-бурого цвета сверху, жёлтовато-серого снизу. В межсезонье линялые песцы выглядят пятнистыми.Песец обитает в тундре и лесотундре Евразии и Северной Америки. Но на материке он редок, чаще встречается на арктических островах. Песцы всеядные, его обычная пища - тундровые грызуны, прежде всего лемминги, а также птенцы и яйца во множестве гнездящихся в тундре птиц, а также падаль и выбросы моря. Численность популяции подвержена значительным колебанием в зависимости от обилия кормов, в поисках которые песцы могут совершать дальние миграции. Часто песцы используют одни и те же места для рытья нор на протяжении тысяч лет. Самки очень плодовиты - обычно приносят около 10, но и иногда и более 20 щенков. Щенки развиваются очень быстро.Песец подвержен частым эпизоотиям. Это центральный объект пушного промысла и звероводства, особенно голубой песец. Подвид песца, обитающий на острове Медном Командорских островов.

8 Птицы

В тундре обитают птицы: кречет, лебеди, серые гуси, серые журавли, полярная сова, белая куропатка, кулик.

.        Белая куропатка.

          Серый журавль.- символ нашей школы

           Белая сова. - символ  города

9 Население

Из-за суровых природных условий население тундры немногочисленное.

        - Какое основное занятие населения тундры? Вы наверное все бывали на празднике - дне оленевода

(Основное занятие - оленеводство, рыболовство, сбор ягод.

Еще ведется добыча полезных ископаемых - нефти и газа.

10 Экологические проблемы тундры

- Какие экологические проблемы возникли в тундре из-за деятельности человека?

Вы сейчас расшифруете  картинках на листовках, призывающие не губить природу и мы выпустим эти листовки

(От гусениц тракторов и вездеходов нарушается поверхность почвы. Местность загрязняется нефтью во время ее добычи.Незаконная охота - браконьерство. Вытаптываются оленьи пастбища.Необходимо запретить браконьерство,взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.

- Что нужно сделать, чтобы нс допустить нарушения экологических связей в тундре?

(Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники.)

XI. Закрепление.

- Разгадайте кроссворд.

1. Природная зона, которая расположена севернее Арктики.

2. Хищная птица тундры, у которой всегда белое оперение.

3. Небольшие зверушки тундры, роют норки в снегу.

4. Небольшой гусь, который занесен в Красную книгу России: "краснозобая:"

5. Растениеядная птица тундры, меняет оперение в зависимости от времени года.

6. Невысокие тундровые кустарники с синеватыми ягодами.

7. Растение тундры, ягоды которые похожи на малину.

8. Хищник тундры, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками.

9. Основное занятие населения тундры.

10. Зубовато, серовато, по тундре рыщет, оленей ищет.

11. Олений мох.

12. Редкая птица с длинной шеей.

13. Самое крупное травоядное животное тундры.

14. Вечнозеленое растение с красными ягодами

 Слайд 17        Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет.

12Рефлексия

Понравился ли вам урок?

Приклейте красный кружок на листовку -  если да

Если не очень, желтый

Если не понравился, зеленый

13. Итог урока

Наши листовки стали очень яркими от ваших наклееных кружков, а значит мы доказали, что тундра наша не безжизненна и не и бесплодна.

И я приглашаю вас на борт, чтобы еще раз облететь красавицу тундру, которую незаслуженно называют безжизненной.

Фильм "Новый Уренгой"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающий мир "Наш край" 4 класс

Разработка урока о Липецком крае....

Презентация к уроку окружающего мира на тему "Родной край - часть большой страны"(4 класс)

Презентация на тему: «Родной край — часть большой страны»   Республика Адыгея....

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Экономика родного края». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Экономика родного края»Цели урока: познакомить детей  с важнейшей отраслью экономики – промышленностью, учить различать продукцию каждой отрасли промышленности....

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Экономика родного края». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Экономика родного края»Цели урока: познакомить детей  с важнейшей отраслью экономики – промышленностью, учить различать продукцию каждой отрасли промышленности....

Урок окружающего мира по теме: «Родной край - частица Родины», 2 класс

Цели:познакомить учащихся с историческими местами, памятниками родного города Архангельска, а также людьми, прославившими свой край;формировать нравственность учащихся на основе традиционной для ...

Конспект урока окружающего мира "Проект «Экономика родного края»" (3 класс)

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с различными отраслями промышленности Челябинской области.Планируемые результаты:Предметные:-уметь ориентироваться в различных отраслях промышленн...