Урок окружающего мира "Тундра - мой край родной!" 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Беречь природу, любить её - это, значит, проявлять к ней интерес, уметь защитить её. Чувство природы - это самое богатое чувство, оно несёт в себе связь с землёй и солнцем, звёздным небом и отчим домом.
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому начальная школа занимает особое место в системе непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются основы экологической культуры детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_4_konspekt_uroka_tundra.docx | 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока "Тундра- мой край родной!"
Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.
Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.
Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с картой.
Воспитывать любовь к родному краю, формирование экологической грамотности
Ход урока
I Орг. момент
Проверка домашнего задания.
ТЕСТ на партах
Фамилия, имя_____________________________________________________
- Ими питаются рыбы и огромные морские звери. ___________________
- Полярный житель. не боится белого медведя, имеет могучие клыки, но при этом безобиден.________________________
- Птица, обитатель морских базаров, питается рыбой._____________________
- Представитель ластоногих, прекрасный пловец.________________________
5. Морской зверь, достигает в длину15 -18 метров.__________________________
- Рыба, обитатель северных морей.___________________________________
- Птица, прекрасный рыболов.________________________________________
II Новая тема
Разгадывание кроссворда.
1. Короткое название ледяной зоны.
2. Птица с небольшим красным клювом.
3. Название острова, на котором расположен заповедник.
. Арктика - царство снега и :.
5. Растения, живущие в толще воды.
6. Вид рыбы, обитающий в северных морях.
- Молодцы! И темой нашего урока ……
Тундра в переводе с финского языка означает "бесплодная", "враждебная".
Так ли это? Сегодня мы опровергнем это высказывание
Почему именно мы должны это сделать?
Мы живем здесь. Это наша Малая Родина.
III. Целеполагание.
Итак с чего начнем доказательства?
Местонахождение
Погодные условия
Растительный мир
Животный мир
Занятия населения
IV. Работа по новой теме.
1 Работа с картой.
На какой равнине живем мы?
Чем она отличается от других равнин?
И соответственно здесь много воды. Назовите бассейны
(Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Расположена на материке Евразия.)
2 Переходим ко второму вопросу: погоде
На тысячи километров с запада на восток - холодная безлесная равнина. Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень холодное и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом -замершая земля. Даже летом она оттаивает только на 10 - 50 см., а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.
- Что такое снежная часть года это понятно, а почему вторая часть года мокрая? Ваши предложения.
(Снег и лед, оттаяв, превращается в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.)
- Действительно, по этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная и мокрая. Отчего зависит климат?Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия.
Мы с вами ходили на экскурсию, вспомните эти кадры…
3 -Растения
Как растения приспособились к суровым условиям тундры?
- Как растения приспособились к жизни?
-. Все они очень маленькие, корявые, стреляться по поверхности земли, прячутся от сильного ветра и холода во мхах и лишайниках. Небольшие корни и маленькие листья.
- В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека. Все эти растения низкорослые..
Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.
Клюква - стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму.
Очень много грибов Попробовать Какая информация?
Мох-ягель - пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на меленькие деревца или кустики гербарий
Кто питается ягелем?
4 Физминутка для глаз "Олень"
5 Исследовательская работа (работа с электронным микроскопом)
Исследуем мех оленя, запись сравнительных характеристик в таблицу
цвет | мягкость жесткость | толщина | ломкость | |
Мех оленя | ||||
Мех норки |
В отличие от других волос, волос у оленя внутри пустой. Там находится воздух и поэтому ему не холодно зимой. Если верблюд -корабль пустыни , то олень- король тундры.
Какие животные еще здесь обитают? Как они приспособились к жизни в тундре?
6 Работа в группах
- Вы сейчас разобьетесь на две группы, договоритесь о каком животном на странице 88-89 будете рассказывать, подберете о нем материал в Северной энциклопедии на наших компьютерах, согласно памятке и представите нам.
Памятка
1 Название
2 К какому семейству относятся?
3 Длина тела
4 Чем питаются?
5 Являются ли они пищей других?
6 Составьте цепь питания с этим животным
7. Сообщение учащихся.
Лемминги, группа млекопитающих подсемейства полевок. Длина тела 15 см, хвоста до 2 см.
Обыкновенные лемминги распространены в лесах и тундрах Евразии и Северной Америки. Они питаются травой, ягодами, корой; активны весь год.Летом обыкновенные лемминги прокладывают сложные системы горизонтальных ходов и в оттаивающем слое грунта. Там же устраивают гнездовые расширения и выводковые гнезда. Кроме закрытых нор они прокладывают открытые траншеи, выедая вдоль них всю растительность. В углублениях грунта строят и толстостенные гнезда. Зимой поддерживают летние траншеи, которые сверху покрываются снегом.
В периоды пиков численности возникают массовые дальние миграции. Десятки и сотни тысячи леммингов проходят многие десятки километров в поисках новые мест жительства. Не сбиваясь в плотные стаи, лемминги двигаются короткими перебежками в одном направлении, преодолевая на пути различные преграды, в том числе водоёмы - озёра и широкие реки с быстрым течением. Очень много зверьков в период миграции гибнет. Лемминги могут быть переносчиками возбудителей ряда вирусных заболеваний. Эти зверьки - основная пища песца.
Песец, хищное млекопитающее семейства волчьих. Длина тела до 75 см, хвоста до 50 см, массой обычно около 6кг. Мех зимой пышный, снежно-белый или у немногих (голубых песцов) различных оттенков - от песочного до тёмно-серого с голубоватым отблеском. Летом мех грязно-бурого цвета сверху, жёлтовато-серого снизу. В межсезонье линялые песцы выглядят пятнистыми.Песец обитает в тундре и лесотундре Евразии и Северной Америки. Но на материке он редок, чаще встречается на арктических островах. Песцы всеядные, его обычная пища - тундровые грызуны, прежде всего лемминги, а также птенцы и яйца во множестве гнездящихся в тундре птиц, а также падаль и выбросы моря. Численность популяции подвержена значительным колебанием в зависимости от обилия кормов, в поисках которые песцы могут совершать дальние миграции. Часто песцы используют одни и те же места для рытья нор на протяжении тысяч лет. Самки очень плодовиты - обычно приносят около 10, но и иногда и более 20 щенков. Щенки развиваются очень быстро.Песец подвержен частым эпизоотиям. Это центральный объект пушного промысла и звероводства, особенно голубой песец. Подвид песца, обитающий на острове Медном Командорских островов.
8 Птицы
В тундре обитают птицы: кречет, лебеди, серые гуси, серые журавли, полярная сова, белая куропатка, кулик.
. Белая куропатка.
Серый журавль.- символ нашей школы
Белая сова. - символ города
9 Население
Из-за суровых природных условий население тундры немногочисленное.
- Какое основное занятие населения тундры? Вы наверное все бывали на празднике - дне оленевода
(Основное занятие - оленеводство, рыболовство, сбор ягод.
Еще ведется добыча полезных ископаемых - нефти и газа.
10 Экологические проблемы тундры
- Какие экологические проблемы возникли в тундре из-за деятельности человека?
Вы сейчас расшифруете картинках на листовках, призывающие не губить природу и мы выпустим эти листовки
(От гусениц тракторов и вездеходов нарушается поверхность почвы. Местность загрязняется нефтью во время ее добычи.Незаконная охота - браконьерство. Вытаптываются оленьи пастбища.Необходимо запретить браконьерство,взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.
- Что нужно сделать, чтобы нс допустить нарушения экологических связей в тундре?
(Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники.)
XI. Закрепление.
- Разгадайте кроссворд.
1. Природная зона, которая расположена севернее Арктики.
2. Хищная птица тундры, у которой всегда белое оперение.
3. Небольшие зверушки тундры, роют норки в снегу.
4. Небольшой гусь, который занесен в Красную книгу России: "краснозобая:"
5. Растениеядная птица тундры, меняет оперение в зависимости от времени года.
6. Невысокие тундровые кустарники с синеватыми ягодами.
7. Растение тундры, ягоды которые похожи на малину.
8. Хищник тундры, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками.
9. Основное занятие населения тундры.
10. Зубовато, серовато, по тундре рыщет, оленей ищет.
11. Олений мох.
12. Редкая птица с длинной шеей.
13. Самое крупное травоядное животное тундры.
14. Вечнозеленое растение с красными ягодами
Слайд 17 Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет.
12Рефлексия
Понравился ли вам урок?
Приклейте красный кружок на листовку - если да
Если не очень, желтый
Если не понравился, зеленый
13. Итог урока
Наши листовки стали очень яркими от ваших наклееных кружков, а значит мы доказали, что тундра наша не безжизненна и не и бесплодна.
И я приглашаю вас на борт, чтобы еще раз облететь красавицу тундру, которую незаслуженно называют безжизненной.
Фильм "Новый Уренгой"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающий мир "Наш край" 4 класс
Разработка урока о Липецком крае....
Презентация к уроку окружающего мира на тему "Родной край - часть большой страны"(4 класс)
Презентация на тему: «Родной край — часть большой страны» Республика Адыгея....
Конспект урока окружающего мира. Тема: «Экономика родного края». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Экономика родного края»Цели урока: познакомить детей с важнейшей отраслью экономики – промышленностью, учить различать продукцию каждой отрасли промышленности....
Конспект урока окружающего мира. Тема: «Экономика родного края». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Экономика родного края»Цели урока: познакомить детей с важнейшей отраслью экономики – промышленностью, учить различать продукцию каждой отрасли промышленности....
Урок окружающего мира по теме: «Родной край - частица Родины», 2 класс
Цели:познакомить учащихся с историческими местами, памятниками родного города Архангельска, а также людьми, прославившими свой край;формировать нравственность учащихся на основе традиционной для ...
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Родной край" 4 класс УМК Школа России.
Москва Глазами архитектора....
Конспект урока окружающего мира "Проект «Экономика родного края»" (3 класс)
Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с различными отраслями промышленности Челябинской области.Планируемые результаты:Предметные:-уметь ориентироваться в различных отраслях промышленн...