рабочая программа факультативного курса "Экология родного края" для 2 класса.
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Нечаева Ольга Геннадьевна

Программа факультативного курса "Экология родного края" направлена на формирование у младших школьников эмоционально- насыщенного образа родного севера и начальных представлений

о самобытности и значимости культуры малой родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_no_kraevedeniyu.docx38.45 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Статус документа

Курс программы по экологии родного края и программы краеведения «Морянка» основан на концепции регионального компонента Архангельской области федерального государственного стандарта общего образования с учетом действующих в начальной школе   программ.

Основная идея - конкретизировать содержание федерального компонента с учетом межпредметных и внутренних связей, возрастных особенностей, а также удовлетворить познавательные интересы младших школьников, проживающих на территории Архангельской области.

Содержание программы 2 – 4 класса направлено на осознание школьниками взаимосвязей человека и природы, на воспитание у детей эмоционально-нравственного отношения к природе.

Общая характеристика курса

Курс программы по экологии родного края и «Морянка» несёт в себе большой развивающий потенциал, обеспечивает условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся в начальной школе. Знания, формируемые посредством учебного курса, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Культурное ядро программы составляют универсальные общечеловеческие, национальные, региональные ценности.

Содержание курса программы по экологии родного края включает разделы:

Природа-источник существования человека.

Природа –источник творческой деятельности.

Природа и деятельность человека.

Задачи программы:

1 год обучения.

- формирование представлений о природной и социальной среде жизнидеятельности организма;

- воспитание элементарной экологической культуры;

--воспитание элементарной экологической культуры

2 год обучения.

- расширение знаний детей  и формирование начальных  представлений о жизни природных сообществ;

- формирование практических умений по наблюдению разнообразных природных явлений, нгавыка работы с живым природным материалом.

 3 год обучения.

- осознание взаимосвязей человека и природы

- формирование практических умений по наблюдению разнообразных природных явлений, нгавыка работы с живым природным материалом

Материал выстроен на основе краеведческого принципа, позволяющего обучающимся осмысливать важные взаимосвязи и взаимозависимости, которые существуют между человеком, окружающей и социальной средой.

В программе соблюден принцип природосообразности. Изучение материала начинается с ближайшего его окружения - дома, семьи, самого себя, затем следует расширение содержания и акценты перемещаются на деревню, село, город, в котором живут ученики, область как часть мирового пространства.

В основу курса краеведения положены системный, ценностный, культурологический, компетентностный и деятельностный подходы. При этом, согласно концепции регионального компонента Архангельской области, системный, ценностный и культурологический подходы являются основными: знания о регионе конкретизируют общие знания об окружающей действительности и обусловливают ориентацию личности в системе ценностей: чем больше их обмен и систематичность, тем шире кругозор обучаемого и тем больший круг объектов может войти в систему его личностных ценностей. Изучение курса строится на деятельностной основе -через «открытие» новых знаний, применение их в общении (свободном и деловом), в условиях преднамеренно созданных учебных ситуаций. Компетентностный подход проявляется через специально организованное решение проектных задач, выполнение целостных проектов и исследований, где ученик не только «присваивает» учебное содержание, но и получает возможность воспользоваться им в конкретной учебной, а также и реальной, жизненной, ситуациях.

Цель курса «Морянка»: содействовать формированию у младших школьников эмоционально насыщенного образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости культуры малой родины, являющихся частью национальной культуры.

Реализация цели предполагается через систему задач:

   - формирование у младших школьников бережного отношения к культурному и историческому прошлому нашей Родины через их приобщение к культуре и истории родного края, основанном на первичном опыте и деятельностном подходе;

- формирование системы ценностных ориентиров через изучение краеведческого материала и его использование в учебных ситуациях.

В программе   курса   представлены   следующие   содержательные

 «Вот  она  какая,   дорогая родина моя»  -  посвящена  истории родного края и направлена на становление личности, принимающей близко судьбу малой родины.

«Родом из поморской славной стороны» - приобщает детей к самобытной культуре, духовным традициям Русского Севера.

«Славные поморы» — знакомит школьников со знаменитыми и талантливыми   людьми   нашего   края,   с   теми,   кто   в   годы   Великой Отечественной   войны   ковал   победу   нашей   Родину   и   способствует
формированию нравственного идеала поморов.

«Мой Север, скупой чародей!» — помогает учащимся всмотреться в окружающую жизнь глазами художников, писателей, поэтов, музыкантов, ощутить себя частицей малой родины. Задуматься не только о пользе, но и красоте родной природы. Понять, что природу надо любить и охранять.

«Вырастешь большой, будешь хороший и баской» - посвящена самому     школьнику,     растущему и развивающемуся на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

Обучение рассчитано на использование в учебном процессе книги для чтения «Морянка» и рабочих тетрадей на печатной основе.

Место предмета в базисном учебном (образовательном) плане

Курс представлен как самостоятельная единица образовательного процесса, обеспечивающая непрерывность образования детей 2-4 классов по краеведению.

Программа рассчитана на три года обучения (2-4 классы) по 17 часов в год (по 1 часу за две недели или по 0,5 часа в неделю),- всего 51 час за три года. Для реализации курса используется время, определяемое вариативной частью (национально-региональный компонент) Базисного учебного плана для шестидневной учебной недели.

При пятидневной учебной неделе курс реализуется как часть нескольких учебных дисциплин (литературное чтение, ИЗО, технология (труд), окружающий.

Данная программа реализуется через факультатив «Экология родного края. Морянка» 1 час в неделю.

Структура документа

Программа курса включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую статус документа, характеристику, цель его изучения, основные содержательные линии и место учебного курса в базисном учебном (образовательном) плане; содержание обучения с примерным распределением учебных тем и часов по классам и планируемые предметные результаты освоения


 

Содержание обучения с примерным распределением учебных тем и часов по классам

№ н/п

Тема

Содержание

Кол-во часов

I. Вот она какая, дорогая родина моя! (11 ч)

2 класс (2 ч)

Всякому мила своя сторона

Родной город (село)

1

Наш Северный край

Архангельская область, Архангельск - областной центр

1

3 класс (3 ч)

Север синий на краю России

Герб, флаг, гимн, географическое положение Архангельской области

1

Древние города и села Севера

Холмогоры, Каргополь, Вельск, Сольвычегодск, Мезень, Архангельск, Нёнокса, Вавчуга

2

4 класс (6 ч)

Архангельская область - часть мира

Содружество стран Баренцева Евро-Арктического региона

1

Архангельская область - ворота в Арктику

Освоение Арктики. Северный морской путь. Известные исследователи Арктики (Василий Чичагов, Георгий Седов, Артур Чилингаров и др.)

1

В глубь веков

История Северного края: Первые поселения. Заволочье. Первый морской порт России. Петр I в Архангельске. Новодвинская крепость

4

II. Родом из Поморской славной стороны

2 класс(2 ч)

Людям на потешение, всему свету на удивление

Каргопольская игрушка, козули, лоскутное шитье

2

3 класс (6 ч)

Как рукодельница семью одевала

Народный костюм Русского Севера

1

Архангельская земля богата талантами

Северный русский народный хор. Северные колокольные звоны. Писатели, поэты и художники: Ф. Абрамов, С. Писахов, Б. Шергин, Н. Рубцов, А. Борисов и др.

5

4 класс (2 ч)

Искусство Архангельской области как часть мировой культуры

Каменное и деревянное зодчество: Соловецкий монастырь, Малые Карелы

2

III. Славные поморы

2 класс (2 ч)

Мальчик из Холмогор

Детские и юношеские годы М.В. Ломоносова

2

3 класс (2 ч)

М.В. Ломоносов -путь в науку

Годы учебы М.В. Ломоносова в Москве, Санкт-Петербурге, Марбурге и Фрейбурге

2

4 класс (6 ч)

Гений земли русской

М.В. Ломоносов великий ученый, человек и гражданин

2

Северяне - Победе!

Вклад Архангельской области в победу в Великой Отечественной войне

2

Гордость твоя. Поморье!

Знаменитые земляки

1

Имен прекрасное созвездье

Известные люди родного города (села)

1

IV. Мой Север, скупой чародей!

2 класс (6 ч)

Времена года на Севере.

Осень, зима, весна, лето в произведениях писателей, поэтов и художников Севера

4

Животные и растения нашего края

Писатели, поэты о растениях и животных нашего края

2

3 класс (4 ч)

Водоёмы нашего края.

Моря, омывающие Архангельскую область. Реки, озера родного края

1

Лесные богатства нашего края

Значение леса в жизни северян

1

Болота и луга как сообщества нашего края

Многообразие растений и животных лугов, болот. Значение лугов и болот

1

Природа в опасности!

Охрана природы Архангельской области

1

4 класс (1 ч)

Кладовая Севера

Природные богатства Архангельской области

1

V. Вырастешь большой, будешь хороший и баской

2 класс (5 ч)

Родной очаг

Семья, фамилия, семейные традиции и праздники

2

Всякому дню забота своя

Особенности Поморского календаря - энциклопедии народной жизни

1

Путь-дорога

Морские, речные пути; железная дорога; воздушные линии; шоссе. Дороги в космос

1

Если хочешь быть здоров

Значение двигательной активности. Подвижные народные игры Русского Севера

1

3 класс (2 ч)

А профессий на Севере немало...

Профессии     основных     отраслей хозяйства         (лесная,         рыбная промышленность, машиностроение,               сельское хозяйство и др.)

1

Здоровью цены нет

Поморская трапеза. Особенности здорового питания на Севере

1

4 класс (2 ч)

Здоровье - богатство на все времена

Паспорт здоровья юного северянина

1

Мы - северяне!

Обобщающий урок

1


Планирование курса «Экология родного края».

2класс - 34 часа РКМ «Морянка» -17 часов

№ занятия

№ зан. по теме

ТЕМА

примечание

1

1

Введение. Что изучает экология.

2

2

Мой дом и двор. Северная изба.

Всякому мила своя сторона. Я рисую любимый город (село).

РКМ

1

Экология ближайшего окружения моего дома, школы. Забота о чистоте дома.

Наш Северный край. Где мы живём.

РКМ

4

2

Зелёные насаждения.

Всякому дню забота своя. Природные часы, календарь и компас. Поморский календарь.

РКМ

5

3

Зелёные насаждения.

Времена года на Севере. Осень в произведениях писателей, поэтов и художников Севера.

РКМ

6

4

Дорога из дома в школу. Путь- дорога. Дороги моего края.

РКМ

7

5

Дорога из дома в школу.

Времена года на Севере. Сезонные изменения в Архангельской области.

8

6

Мой будущий дом.

9

7

Какая моя квартира (дом).

10

8

Кто живёт в квартире (доме).

Родной очаг. Наша дружная семья. Семейные традиции и праздники. День рождения.

РКМ

11

9

Кто живёт в квартире (доме).

Родной очаг. Наша дружная семья. Семейные традиции и праздники. День рождения.

РКМ

12

1

Комнатные растения. Животные в доме.

13

2

Животные и растения нашего края.

РКМ

14

Бытовые приборы.

15

4

Наша одежда и обувь.

16

5

Природа в нашем доме. Животные и растения нашего края.

РКМ

17

6

Маленький огород на подоконнике.

18

7

Маленький огород на подоконнике.

19

8

Вода в моём доме.

20

9

Вода и здоровье человека.

21

10

Вода и человек. Наш Северный край. Реки, моря, озёра.

РКМ

22

11

Краски и звуки зимы за окном.

23

12

Времена года на Севере. Зима.

РКМ

24

13

Воздух в моей квартире.

25

14

Воздух и дыхание человека.

26

15

Свет и тепло в моём доме.

27

16

Как я вижу.

28

17

Источники света и тепла.

Времена года на Севере. Смена времён года. Погода и климат.

РКМ

29

18

Откуда приходят свет и тепло.

Времена года на Севере. Смена времён года. Погода и климат.

РКМ

30

19

Свет и тепло в старинном северном доме.

РКМ

31

20

Телевизор в моём доме.

32

1

Как жить в своём доме в ладу и согласии.

Людям на потешение, всему свету на удивление.

РКМ

33

2

Людям на потешение, всему свету на удивление. Народные промыслы Архангельской области.

РКМ

34

3

Мальчик из Холмогор.

РКМ

Планируемые предметные результаты

освоения программы экология родного края и  «Морянка» учащимися начальной школы Архангельской области

В результате изучения программы «Морянка» ученик 2 класса будет знать:

-название области, областного  города, города (села), в  котором проживает;

-родственные связи в семье;

-малые фольклорные формы (колыбельные, пестушки, заклички, считалки), знать 1-2 из них наизусть;

-виды народного художественного ремесла (каргопольская игрушка, пряничное дело, лоскутное шитье);

-фамилию,   имя,  отчество   М.В. Ломоносова;    

временной   период жизни     (сейчас,     давно,     очень     давно);    

название     малой     родины М.В. Ломоносова;

основные занятия членов семьи; каким был Михайло Ломоносов в детские и отроческие годы, где и как учился читать, писать, считать; как относился к учению;

Северных писателей и поэтов (Ф. Абрамов, С. Писахов, Н. Рубцов);

виды транспорта Архангельской области;

подвижные народные игры Русского Севера (не менее 2);
уметь:

-приводить  примеры   видов  народных  художественных  ремесел (каргопольская игрушка, пряничное дело, лоскутное шитье);

- соблюдать правила подвижных народных игр Русского Севера;

находить в тексте изобразительные языковые средства, помогающие понять своеобразие художественных произведений о Русском Севере;

называть характерные признаки сезонов года родного края;
иметь представления:

о любви к родному дому, об ответственности за родных и близких;

В результате изучения программы «Морянка» ученик 3 класса будет знать:

- символику родного края;

древние города и села Архангельской области, их достопримечательности;

- особенности северного народного костюма;

имена выдающихся деятелей науки и культуры родного края (не менее 3);

названия стран, в которых проходило обучение М.В.Ломоносова,
основные события в годы его учения;

географическое положение Архангельской области;

основные водоемы родного края;

основные виды профессий нашего края;
уметь:

объяснять значение символики Архангельской области;

записывать названия стран, и отдельных городов, в которых учился М.В. Ломоносов;

правильно вести себя в природе;

приводить примеры животных и растений родного края;

соблюдать правила здорового питания;
иметь представления:

о сметливости, талантливости, щедрости и великодушии поморов;

о творчестве музыкантов, художников Севера.

В результате изучения программы «Морянка» ученик 4 класса будет знать:

-важные   события   в   истории   родного   края   (освоение   Севера,
основание   Архангельска,   пребывание   Петра   I   на   Севере,   битва   у Новодвинской   крепости,   участие   жителей   Архангельской   области   в Великой Отечественной войне, освоение Арктики);

культурно-исторические центры Архангельской области;

имена выдающихся деятелей истории, науки и культуры родного
края (не менее 5);

основные этапы жизни великого ученого, человека, гражданина,
причины   проявления  интереса народов  мира к жизни  и деятельности
М.В. Ломоносова, нравственные качества, свойственные М.В. Ломоносову
- человеку, ученому, гражданину России;

нормы здорового образа жизни;
уметь:

использовать источники дополнительной информации,

узнавать выдающиеся памятники истории и культуры родного края;

рассказывать о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
иметь представления:

о самопожертвовании, отваге, благородстве, чести, любви к Родине;

о содружестве жителей Архангельской области и стран Баренцева и Евро-Арктического региона.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс

Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс...

Рабочая программа факультативного занятия "Вдумчивое чтение" 2 класс

Рабочая программа по внеклассному чтению для 2 класса....

Рабочая программа факультативного курса "Разговор о правильном питании". 1 - 2 класс.

 Программа учебного курса «Разговор о правильном питании» составлена на основе ФГОС,  письма Министерства образования и науки РФ № 03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной...

Рабочая программа факультативного курса "Учись учиться" 1-4 класс

Данная программа направлена на  снятие эмоционального дискомфорта у младших школьников, особенно первоклассников, создание ситуации успеха, а также на коррекцию и развитие школьно-значимых психоф...

Рабочая программа факультативного курса "Экология родного края. Морянка"

Рабочая программа по факультативному  курсу  «Экология родного края. Морянка» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:1....

рабочая программа по русскому( родному) языку3 класс

1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера...

Рабочая программа факультативного занятия для 2 класса УЧИСЬ-УЧИТЬСЯ

программа факультативного занятия для 2 класса общеинтеллектуального направления УЧИСЬ-УЧИТЬСЯ...