РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КРАЯ» Основное общее образование (базовый уровень), 5 класс
рабочая программа
Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, природными особенностями.
Основные направления внеурочной деятельности:
- изучение истории своей малой родины;
Программа внеурочной деятельности «История Донского края» призвана расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Ростовской области, Константиновского района, герои нашей земли в годы Великой Отечественной войны.
Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом людям. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей обучающихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке и краеведению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_donskogo_kraya_5_klass.docx | 32.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Развиленская специальная школа-интернат»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании и.о. заместителя директора Директор ГКОУ
методического совета по УР РО Развиленской
ГКОУ РО Развиленской _______О.А. Мизюкова школы-интерната
школы-интерната ______В.М. Пензар
протокол №___от «_ »___ 2021г. приказ от ____№___
_________О.А. Мизюкова МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КРАЯ»
Основное общее образование (базовый уровень), 5 класс
Количество часов: 32
Учитель: Проскурина Т.В.
Программа разработана на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса составлена на основе:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
- Областной Закон Ростовской области от 14.11.2013г. №26 – 3с «Об образовании в Ростовской области».
- Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015г.№1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».
- Приказа министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №610 от 14. 07.2011г. «Об утверждении Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
- СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 (с изменениями от 27 октября 2020г.)
- Устав ГКОУ РО Развиленской школы-интерната.
- Адаптированная общеобразовательная программа ГКОУ РО Развиленской школы-интерната.
- Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ГКОУ РО Развиленской школы-интерната.
Общая характеристика учебного предмета
Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, природными особенностями.
Основные направления внеурочной деятельности:
- изучение истории своей малой родины;
Программа внеурочной деятельности «История Донского края» призвана расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Ростовской области, Константиновского района, герои нашей земли в годы Великой Отечественной войны.
Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом людям. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей обучающихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке и краеведению.
Цели программы:
• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
• расширить и углубить знания обучающихся о родном крае;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских и проектных работ;
• воспитывать патриотизм.
Задачи программы:
Образовательные
·овладение краеведческими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в средней школе, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
·создание фундамента для развития интереса к истории донского края.
Воспитательные
·развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
·воспитание обучающихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
·воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие
·развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
·стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса обучающихся к краеведению.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, преемственность, результативность, творчество и успех.
Форма и режим занятий:
·групповая работа;
·экскурсии;
·беседы, викторины;
·конкурсы.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Программа рассчитана на один год обучения. Всего 32 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю .
Планируемые результаты.
Личностные:
• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;
• формулировать самому простые правила поведения в природе;
• осознавать себя гражданином России;
• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
• уважать иное мнение;
• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Регулятивные:
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации
Познавательные:
• выстраивать логическую цепь рассуждений;
Коммуникативные:
организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Содержание учебного предмета, курса, дисциплины.
Введение: ( 1 час)
ТЕМА 1: С чего начинается Родина? (5 часа)
Понятие Родина большая и малая. История образования области, района, хутора. Исторические факты. Чем наш район знаменит? Виды народного творчества на Дону.
ТЕМА 2: Символы Ростовской области (3 часа)
Как выглядит флаг Ростовской области. История донского флага. Как выглядит герб Ростовской области? Что такое гимн? История гимна Ростовской области.
ТЕМА 3: Жизнь на Дону (3 часа)
Кто жил на территории нашего края в древние (первобытные) времена? Кто такие кочевники? Что такое «курган»? Что такое «Дикое поле». Первые поселения. Казачья усадьба. Что такое «курень», «хата»?
ТЕМА 4. Казаки – люди вольные (19 час)
История происхождения казачества. Версии. Виды казачьих поселений. Станицы. Первые казачьи городки. Семейный уклад. Роли в семье. Что такое «родословная»? Формировать на примере героических детских образов чувство гордости за юных патриотов края.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (1 час)
Раздел «Тематическое планирование».
№ раздела | Название раздела | Количество часов. |
1 | Введение. С чего начинается Родина? | 1+5 |
2 | Символы Ростовской области. | 3 |
3 | Жизнь на Дону | 3 |
4 | Казаки – люди вольные | 19 |
5 | Итоговое повторение | 1 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата урока | Раздел, тема урока | Теоретическая часть | Практическая часть | Кол-во часов |
1 | 6.09 | Введение. Донской край – часть России. | Фронтальная беседа о родном крае. | Работа с понятиями: история, археология, век, исторические источники | 1 |
ТЕМА 1: С чего начинается Родина? | |||||
2 3 | 13.09 20.09 | Донской край – мой край! Памятники истории Донского казачества. | Просмотр презентации по теме урока | Рисунок «Памятники истории Донского края» | 1 |
4 | 27.09 | Ростов – на – Дону – жемчужина Дона. | Фронтальная беседа с просмотром презентации «Ростов-на-Дону: история города» | 1 | |
5 | 4.10 | Пословицы и поговорки жителей Дона. Наши умельцы. | Просмотр презентации «Умельцы Дона» | Пословицы и поговорки жителей Дона | 1 |
6 | 11.10 | Первые поселения на Дону. История казачества | Рассказ о первых поселениях на Дону. | Знакомство с литературой о Донском крае. | 1 |
ТЕМА 2: Символы Ростовской области | |||||
7 | 18.10 | Флаг Ростовской области. | Рассказ о государственной символике – флаг РО, истории его возникновения, символе каждого цвета. | 1 | |
8 | 25.10 | Герб Ростовской области. | Рассказ о государственной символике – герб РО, истории его возникновения, особенностях | Раскрашивание картинок «Символы РО» | 1 |
9 | 8.11 | Гимн Ростовской области. | Рассказ о государственной символике – гимн РО, истории создания, авторе. | Знакомство с текстом произведения | 1 |
ТЕМА 3: Жизнь на Дону | |||||
10 | 15.11 | Что изучает история Дона? Памятные даты из истории Донского казачества. | Беседа и просмотр презентации о памятных датах для Донского края, знакомство с «казачьим словарем» | Работа с «казачьими словарем» | 1 |
11 | 22.11 | Тайны донской земли. | Знакомство с тайнами и легендами Донского края. | Легенды о Донской земле | 1 |
12 | 29.11 | Дикое поле. | Рассказ о первых поселениях на Дону | Решение кроссворда по теме «Донской край» | 1 |
ТЕМА 4. Казаки – люди вольные. | |||||
13 | 6.12 | Кто такие казаки? Православие и казачество. | Рассказ и просмотр презентации по теме урока | Рассказы о казаках | 1 |
14 | 13.12 | Казачьи городки. | Рассказ о казачьих городах и станицах, просмотр презентации. | 1 | |
15 | 20.12 | Жилище казака. Красные угол в казачьей хате. Быт казачьей семье. | Посещение музея онлайн. | 1 | |
16 | 27.12 | История вещей. Посуда. | Посещение музея онлайн. | 1 | |
17 | 17.01 | История вещей. Одежда. | Посещение музея онлайн. | 1 | |
18 | 24.01 | Казачьи семьи. История моей казачьей семье. | Рассказ о казачьих семьях, их укладе жизни. | Составление рассказа о истории казачьей семьи | 1 |
19 | 31.01 | Воспитание в семье. Семейный фотоальбом. | Рассказ о воспитании в семье казака. | Просмотр и участие художественной зарисовке «Воспитание казака» | 1 |
20 | 7.02 | Казачья служба. Казак-патриот. | Рассказ о службе казаков, значении чести для казака. | Доклад на тему «Казаки - патриоты» | 1 |
21 | 14.02 | Жизнь казака. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казака. | Посещение музея | 1 | |
22 23 24 | 21.02 28.02 14.03 | Казачьи праздники и обряды. Казачьи игры. Казачий фольклор. | Просмотр презентации «Казачьи праздники и обряды» | Просмотр и участи в художественной зарисовке «праздники и обряды казаков» Участие в казачьих играх. | 3 |
25 26 27 | 21.03 4.04 11.04 | Поэты Дона о родном крае. Писатели о юных жителя Дона в годы ВОВ. | Рассказ о поэтах Дона, просмотр презентации по теме урока. | Чтение произведений из серии «Жизнь - подвиг», посвященных подвигам детей в годы ВОВ. | 3 |
28 29 30 | 18.04 25.04 16.05 | Народные сказки Донского края. Сказки Тихого Дона. | Знакомство с народными сказками Донского края. | Чтение П. Лебеденко «Сказки Тихого Дона» | 3 |
31 | 23.05 | Что мы узнали и чему научились. | Викторина «Донской край - мой край!» | 1 | |
32 | 30.05 | Итоговое занятия по курсу «История Донского края» | Казачьи посиделки «Край родной - земля донская!» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность. Рабочая программа курса «Я – гражданин России» уровень общеобразовательный
Внеурочная деятельность. Рабочая программа курса «Я – гражданин России» уровень общеобразовательный...
Программа по внеурочной деятельности "Традиции донского казачества"
Программа предназначена для проведения занятий в 3-4 классахпериод обучения: 2 года....
Программа внеурочной деятельности "История семьи - история страны" для 3 класса
Перед школой и педагогами в соответствии с новым государственным образовательным стандартом стоит задача — актуализировать процесс воспитания гражданственности на уроках и во внеурочное время. Такие...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ социального направления «Мир вокруг нас» НА УРОВЕНЬ начального ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1 класс
В сфере личностных УУД изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни. Изучению курса "Мир вокруг нас" способствует формированию предметных и метапредметн...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Что такое хорошо» ФГОС НОО (базовый уровень) 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности«Что такое хорошо»ФГОС НОО(базовый уровень) 1 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу" Финансовая грамотность" (социальное направление) (уровень начального общего образования)
Данная программа разработана для обучающихся 3-4 классов по курсу "Финансовая грамотность"...
Рабочая программа внеурочной деятельности «История донского казачества»
Рабочая программа внеурочной деятельности «История донского казачества» разработана на основе концептуальных идей обновления образования с позиции её гуманизации: максимального учета потре...