Рабочая программа внеурочной деятельности "История и культура кубанского казачества"
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_istoriya_i_kultura_kubanskogo_kazachestva.docx | 79.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12
имени И.С.Лазаренко
ст-цы Михайловской Курганинского района Краснодарского края
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 30 августа 2021 года
Председатель педсовета
_____________ Ерыгин Д.В.
Подпись, печать ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Комплексная программа
(тип программы: комплексная/тематическая)
Кружок « История и культура кубанского казачества»
(наименование)
4 года
(срок реализации программы)
6,5 – 10,5 лет
(возраст обучающихся)
Сологуб Наталья Анатольевна
2021г.
Пояснительная записка
Психологами доказано, что в младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.
Любовь к родине, стремление служить своему народу, своей стране не возникает у людей сама по себе. С самого раннего возраста для формирования этих качеств необходимо целенаправленное воздействие. При этом надо помнить, что любовь к родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой вырос.
История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающим людям осознать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде.
Достижение этой задачи в начальной школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.
Программа кружка « История казачества» направлена воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родную станицу, сделать её лучше и живописнее.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый,
усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы
Данная образовательная программа объединила в своём содержании основы истории, традиционной и православной культуры кубанского казачества, которые на второй ступени обученияпо комплексной программе (5-9 классы),в классах и группах казачьей направленности, оформляются в отдельные учебные дисциплины. Она разработана на основе анализа современного учебно-методического комплекта для учащихся классов и групп казачьей направленности, созданного ведущими учёными-этнографами Краснодарского края.
Цели программы:
- формировать будущих граждан нашей страны знающих и любящих свой край, физически здоровых, способных решать трудные практические задачи.
- формирование начального представления о кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма, экологического сознания и потребности сохранения и сбережения уникальных природных особенностей Кубани.
- создать условия для формирования личности, гармонически сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту, нравственную культуру, воспитывать гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Образовательные задачи:
- знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;
- ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
- овладение начальными навыками исследовательской работы;
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста с 1-й по 4-й класс. 1 класс- 1 час в неделю, всего 33 часа, 2- 4 класс - 1 час в неделю, всего 34 часа.
Учебно-тематический план программы
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | ||||||||||
Аудиторные | Внеаудиторные | |||||||||||||
1 класс (33 часа) | ||||||||||||||
Раздел 1.Вводное занятие | 1 | 1 | Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе. Слушать и понимать речь других людей. | |||||||||||
1 | Знакомство учащихся с программой. | 1 | * | |||||||||||
Раздел 2Традиционная культура кубанских казаков | 4 | 4 | ||||||||||||
1 | Пословицы и поговорки. | 1 | * | Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом. | ||||||||||
2 | Колыбельные песни кубанских казаков. | 1 | * | |||||||||||
3 | Потешки. Считалки. | 1 | * | |||||||||||
4 | Потешки. Считалки. Заклички. | 1 | * | |||||||||||
Раздел 3. История моей казачьей семьи | 4 | 3 | ||||||||||||
1 | Понятие «казачья семья». | 1 | * | Знать и понимать уклад жизни, особенности численного состава и распределение обязанностей традиционной казачьей семьи. Рассказыватьо своем казачьем роде. | ||||||||||
2 | Члены моей семьи. | 1 | * | |||||||||||
3 | Обязанности и увлечения членов семьи. | 1 | * | |||||||||||
4 | Предки-казаки. Семейный фотоальбом. | 1 | ||||||||||||
Раздел 4. Труд и быт казаков на Кубани | 4 | 4 | ||||||||||||
1 | Понятие «семейный быт». | 1 | * | Доносить свою позицию до других людей оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога). Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ в ходе проектной деятельности. Находить и использовать учебную литературу, энциклопедии, справочники. | ||||||||||
2 | Быт моей казачьей семьи. | 1 | * | |||||||||||
3 | Индивидуальный труд в жизни казаков. | 1 | * | |||||||||||
4 | Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков. | 1 | * | |||||||||||
Раздел 5.Декоративно – прикладное искусство | 4 | 4 | ||||||||||||
1 | Декоративно-прикладное искусство на Кубани. | 1 | * | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Работа в группах.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы | ||||||||||
2 | Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т. д.). | 1 | * | |||||||||||
3 | Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в Краснодарском крае. | 1 | * | |||||||||||
4 | Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в Краснодарском крае. | 1 | * | |||||||||||
Раздел 6. Памятники истории кубанского казачества | 4 | 3 | 1 | |||||||||||
1 | Основные достопримечательности Кубани. | 1 | * | Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации. Обнаруживать и формулировать нравственную проблему. Работать по предложенному плану, использовать необходимые средства. | ||||||||||
2 | Основные достопримечательности родного населённого пункта. | 1 | * | |||||||||||
3 | Памятники казачьей историиКубани. | 1 | * | |||||||||||
4 | Памятники казачьей истории и культуры родного населённого пункта. | * | ||||||||||||
Раздел 7. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанскогоказачества | 4 | 3 | 1 | |||||||||||
1 | Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. | 1 | * | Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко- культурного наследия. Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Устанавливать аналогии. | ||||||||||
2 | Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. | 1 | * | |||||||||||
3 | Значение данного события для современного кубанского казачества. | 1 | * | |||||||||||
4 | Подготовка и ход празднования (по выбору педагога). | 1 | * | |||||||||||
Раздел 8.Православие и казачество | 4 | 4 | ||||||||||||
1 | Православная вера основа казачьей семьи. | 1 | * | Понимать основы духовной жизни кубанских казаков. Выполнять исследовательскую работу.Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества. | ||||||||||
2 | Почитание родителей и стариков. | 1 | * | |||||||||||
3 | Празднование Рождества Христова | 1 | * | |||||||||||
4 | Празднование Пасхи в казачьей семье. | 1 | * | |||||||||||
Раздел 9. Казак – патриот. | 4 | 4 | ||||||||||||
1 | Казак. | 1 | * | Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. | ||||||||||
2 | Кубанское казачье войско. | 1 | * | |||||||||||
3 | Атаман. | 1 | * | |||||||||||
4 | Казачья честь. | 1 | * | |||||||||||
1 | Итоговое занятие | 1 | * | |||||||||||
2 класс (34 часа) | ||||||||||||||
Раздел 1.Организационное занятие. | 1 | 1 | Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе. Слушать и понимать речь других людей. | |||||||||||
1 | Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год. | 1 | * | |||||||||||
Раздел 2Традиционная культура кубанских казаков | 4 | 3 | 1 | Слушать и понимать речь других людей. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом. | ||||||||||
1 | Детские игры. | 1 | * | |||||||||||
2 | Игровые припевки. | 1 | * | |||||||||||
3 | Казачьи сказки, легенды, были. | 1 | * | |||||||||||
4 | Кубанский говор. | 1 | * | |||||||||||
Раздел 3. История моей казачьей семьи | 4 | 3 | 1 | |||||||||||
1 | Численность и состав традиционной казачьей семьи. | 1 | * | Знать и понимать уклад жизни, особенности численного состава и распределение обязанностей традиционной казачьей семьи. Рассказывать о своем казачьем роде. | ||||||||||
2 | Нравственные ценности семьи. | 1 | * | |||||||||||
3 | Семейные традиции. | 1 | * | |||||||||||
4 | Распределение обязанностей в семье. | 1 | * | |||||||||||
Раздел 4. Труд и быт казаков на Кубани | 4 | 4 | ||||||||||||
1 | Традиционный и современный быт казачьей семьи. | 1 | * | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ в ходе проектной деятельности. Находить и использовать учебную литературу, энциклопедии, справочники (включая и электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете. | ||||||||||
2 | Обустройство жилища, домашняя утварь | 1 | * | |||||||||||
3 | Кубанская кухня. | 1 | * | |||||||||||
4 | Конь - верный друг казака. | 1 | * | |||||||||||
Раздел 5.Декоративно – прикладное искусство | 4 | 4 | ||||||||||||
1 | Сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности. | 1 | * | Работа в группах.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Делать предварительныйотбористочников информации для решения задачи. | ||||||||||
2 | Основные техники работы с материалом. | 1 | * | |||||||||||
3 | Последовательность этапов изготовления изделия. | 1 | * | |||||||||||
4 | Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками. Презентация творческих работ. | 1 | * | |||||||||||
Раздел 6. Памятники истории кубанского казачества | 4 | 2 | 2 | |||||||||||
1 | Памятники казакам. | 1 | * | Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации. Обнаруживать и формулировать нравственную проблему. Работать по предложенному плану, использовать необходимые средства. | ||||||||||
2 | Памятники казачьей истории. | 1 | * | |||||||||||
3 | Памятники казакам - защитникам Родины. | 1 | * | |||||||||||
4 | Экскурсия к памятнику казакам в ст. Михайловской. | 1 | * | |||||||||||
Раздел 7. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанскогоказачества | 4 | 4 | 1 | |||||||||||
1 | Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. | 1 | * | Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко- культурного наследия. Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Устанавливать аналогии. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков. | ||||||||||
2 | Историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты | 1 | * | |||||||||||
3 | Значение данного события для современного кубанского казачества. | 1 | * | |||||||||||
4 | Подготовка и ход празднования (по выбору педагога). | 1 | * | |||||||||||
Раздел 8.Православие иказачество. | 4 | 3 | 1 | |||||||||||
1 | Святой покровитель Кубанского казачьего войска -благоверный князь Александр Невский | * | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ в ходе проектной деятельности. Находить и использовать учебную литературу, энциклопедии, справочники (включая и электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете. | |||||||||||
2 | Святая Екатерина и святой Георгий Победоносец - особо почитаемые святые среди кубанских казаков. | * | ||||||||||||
3 | Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. | * | ||||||||||||
4 | Икона в храмах и жилищах. Красный угол в казачьей хате. | * | ||||||||||||
Раздел 9.Казак – патриот. | 4 | 4 | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в храме. Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | |||||||||||
1 | Нравственные качества основа патриотизма кубанского казака. | 1 | * | |||||||||||
2 | Юные казаки. | 1 | * | |||||||||||
3 | Юные казаки будущие защитники родной земли. | 1 | * | |||||||||||
4 | Казачья честь. | 1 | * | |||||||||||
1 | Итоговое занятие | 1 | * | |||||||||||
3 класс (34 часа) | ||||||||||||||
Раздел 1.Организационное занятие. | 1 | 1 | Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе. Слушать и понимать речь других людей. Познакомиться и обсудить правила общения и поведения в школе и следовать им ). | |||||||||||
1 | Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год. | 1 | * | |||||||||||
Раздел 2Традиционная культура кубанских казаков | 4 | 4 | ||||||||||||
1 | Фольклор жителей моей станицы. | 1 | * | Слушать и понимать речь других людей. Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом. | ||||||||||
2 | Фольклор жителей моей станицы. | 1 | * | |||||||||||
3 | Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье. | 1 | * | |||||||||||
4 | Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье. | 1 | * | |||||||||||
Раздел 3. История моей казачьей семьи. | 4 | 4 | ||||||||||||
1 | Родословная семьи. | * | Оценивать лучшие черты характера, представленные в образе идеального человека в культуре народов своего края. Формирование внутренней позиции на уровне положительного отношения к товарищам. Рассказывать о своем друге. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Перерабатывать полученную информацию:наблюдать и делать самостоятельные выводы. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. | |||||||||||
2 | Генеалогическое древо. | * | ||||||||||||
3 | История семьи в истории родной Кубани. | * | ||||||||||||
4 | История семьи в истории родной Кубани. | * | ||||||||||||
Раздел 4. Труд и быт казаков на Кубани | 4 | 4 | ||||||||||||
1 | Казак - труженик. | 1 | * | Доносить свою позицию до других людей оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога). Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации. Рассказывать по результатам экскурсии в музей о прошлом и настоящем родного края, о местах исторических событий, памятниках истории и культуры родного края. Участвовать посильно в охране и уходе за памятниками своей станицы. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ в ходе проектной деятельности. Находить и использовать учебную литературу, энциклопедии, справочники (включая и электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете. | ||||||||||
2 | Традиционные занятия: земледелие и скотоводство | 1 | * | |||||||||||
3 | Орудие труда кубанских казаков. | 1 | * | |||||||||||
4 | Ремёсла: кузнечное, плетение из лозы и соломки, гончарное. | 1 | * | |||||||||||
Раздел 5.Декоративно – прикладное искусство | 4 | 3 | 1 | |||||||||||
1 | Сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности. | 1 | * | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Работа в группах.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в храме. Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Делатьпредварительныйотбористочников информации для решения задачи. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы | ||||||||||
2 | Основные техники работы с материалом. | 1 | * | |||||||||||
3 | Последовательность этапов изготовления изделия. | 1 | * | |||||||||||
4 | Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками, презентация творческих работ. | 1 | * | |||||||||||
Раздел 6. Памятники истории кубанского казачества | 4 | 3 | 1 | |||||||||||
1 | Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры Краснодарского края. | 1 | * | Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации. Обнаруживать и формулировать нравственную проблему. Работать по предложенному плану, использовать необходимые средства. | ||||||||||
2 | Памятник Екатерине I в Екатеринодаре-Краснодаре. | 1 | * | |||||||||||
3 | Личный вклад в охрану и защиту памятников. | 1 | * | |||||||||||
4 | Посещение музея в г.Курганинске | 1 | * | |||||||||||
Раздел 7. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанскогоказачества | 4 | 3 | 1 | |||||||||||
1 | Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. | 1 | * | Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко- культурного наследия. Подготавливать небольшие сообщения о традициях | ||||||||||
2 | Персоналии, историческое или культурное событие», послужившее основанием для памятной даты. | 1 | * | |||||||||||
3 | Значение данного события для современного кубанского казачества. | 1 | * | |||||||||||
4 | Подготовка и ход празднования (по выбору педагога). | * | ||||||||||||
казачества. Записывать и фиксировать информацию об | ||||||||||||||
Раздел 8.Православие иказачество. | 4 | 3 | 1 | |||||||||||
1 | Православный войсковой собор - храм Святого благоверного князя Александра Невского в Екатеринодаре-Краснодаре. | * | ||||||||||||
2 | Православная церковь в родной станице. | * | окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Устанавливать аналогии. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков. | |||||||||||
3 | Казак в храме. | * | ||||||||||||
4 | Молитва. | * | ||||||||||||
Раздел 9.Казак – патриот. | 4 | 4 | ||||||||||||
1 | Переселение казаков-черноморцев на Кубань. | 1 | * | |||||||||||
2 | Основание первых станиц. | 1 | * | |||||||||||
3 | Екатеринодар - казачья столица. | 1 | * | |||||||||||
4 | Екатеринодар - казачья столица. | 1 | * |
4 класс (34 часа) | |||||||
Раздел 1.Организационное занятие. | 1 | 1 | |||||
1 | Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год. | 1 | * | Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе. Слушать и понимать речь других людей. Познакомиться и обсудить правила общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Доносить свою позицию до других людей:оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога). | |||
Раздел 2Традиционная культура кубанских казаков | 4 | 3 | 1 | ||||
Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков | 1 | * | Слушать и понимать речь других людей. Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом. | ||||
Зимние святки, колядки, щедровки. | 1 | * | |||||
Масленица. Пасха. | 1 | * | |||||
Пасха. Весенние хороводы. Иван Купала. | 1 | * | |||||
Раздел 3. История моей казачьей семьи | 4 | 4 | |||||
1 | Казачья семья в современном мире.Отношение к семье на Кубани. | 1 | * | Оценивать лучшие черты характера, представленные в образе идеального человека в культуре народов своего края. Формирование внутренней позиции на уровне положительного отношения к товарищам. Рассказывать о своем друге. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Перерабатывать полученную информацию:наблюдать и делать самостоятельные выводы. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ | |||
2 | Ребёнок в казачьей семье. Воспитание мальчикови девочек | 1 | * | ||||
3 | Семейные традиции и реликвии. | 1 | * | ||||
4 | Сохранение и приумножение семейных традиций и реликвий. | 1 | * | ||||
Раздел 4. Труд и быт казаков на Кубани | 4 | 4 | 1 | ||||
1 | Традиционные ремёсла и промыслы кубанских казаков | 1 | * | Доносить свою позицию до других людей оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога). Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации. Рассказывать по результатам экскурсии в музей о прошлом и настоящем родного края, о местах исторических событий, памятниках истории и культуры родного края. | |||
2 | Традиционная одежда казаков. | 1 | * | ||||
3 | Казачья станица, двор, дом | 1 | * | ||||
4 | Уклад жизни казачьей семьи | 1 | * | ||||
Раздел 5.Декоративно – прикладное искусство | 4 | 4 | |||||
1 | Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками. | 1 | * | Доносить свою позицию до других людей оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога). Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации. | |||
2 | Сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности. | 1 | * | ||||
3 | Основные техники работы с материалом. | 1 | * | ||||
4 | Последовательность этапов изготовления изделия; Презентация творческих работ. | 1 | * | ||||
Раздел 6. Памятники истории кубанского казачества | 4 | 2 | 2 | ||||
1 | Увековечение памяти выдающихся деятелей истории и культуры кубанского казачества. | 1 | * | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в храме. Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Делать предварительныйотбористочников информации для решения задачи. Перерабатыватьполученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы | |||
2 | Увековечение памяти выдающихся деятелей истории и культуры кубанского казачества. | 1 | * | ||||
3 | Памятники и музеи ст. Михайловской | 1 | * | ||||
4 | Памятники и музеи г. Курганинска | 1 | * | ||||
Раздел 7. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанскогоказачества | 4 | 3 | 1 | ||||
1 | Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. | 1 | * | ||||
2 | Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. | 1 | * | ||||
3 | Значение данного события для современного кубанского казачества. | 1 | * | ||||
4 | Подготовка и ход празднования (по выбору педагога). | 1 | * | ||||
Раздел 8.Православие и казачество. | 4 | 3 | 1 | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в храме. Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | |||
1 | Православные» традиции кубанских казаков в быту | 1 | * | ||||
2 | Православные» традиции кубанских казаков в быту и на службе». | 1 | * | ||||
3 | Православные праздники. | 1 | * | ||||
4 | Православные праздники. | 1 | * | ||||
Раздел 9.Казак – патриот. | 4 | 3 | 1 | ||||
1 | Доблесть казаком. Кубанские» казачьи регали. | 1 | * | ||||
2 | Казаки на страже рубежей отечества | 1 | * | ||||
3 | Казачий военный костюм. Оружие, награды. | 1 | * | ||||
4 | Казачий военный костюм. Оружие, награды. | 1 | * | ||||
1 | Итоговое занятие | 1 | 1 |
Содержание программы по разделам
1-го года обучения
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов учебных занятий | ||
Теоретические | Практические | Выездные | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | ||
2 | Традиционная культура кубанских казаков | 4 | 1 | 3 | |
3 | История моей казачьей семьи | 4 | 1 | 3 | |
4 | Труд и быт казаков на Кубани | 4 | 1 | 3 | |
5 | Декоративно – прикладное искусство | 4 | 1 | 3 | |
6 | Памятники истории кубанского казачества | 4 | 1 | 2 | 1* |
7 | Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества | 4 | 1 | 3 | |
8 | Православие и казачество | 4 | 1 | 3 | |
9 | Казак - патриот | 4 | 1 | 3 | |
Итого часов | 33 | 8 | 24 | 1* |
2-го года обучения
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов учебных занятий | ||
Теоретические | Практические | Выездные | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | ||
2 | Традиционная культура кубанских казаков | 4 | 1 | 3 | |
3 | История моей казачьей семьи | 4 | 1 | 3 | |
4 | Труд и быт казаков на Кубани | 4 | 1 | 3 | |
5 | Декоративно – прикладное искусство | 4 | 1 | 3 | |
6 | Памятники истории кубанского казачества | 4 | 1 | 2 | 1* |
7 | Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества | 4 | 1 | 2 | 1* |
8 | Православие и казачество | 4 | 1 | 3 | |
9 | Казак - патриот | 4 | 1 | 3 | |
10 | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий | 1 | 1 | ||
Итого часов | 34 | 8 | 24 | 2* |
3-го года обучения
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов учебных занятий | ||
Теоретические | Практические | Выездные | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | ||
2 | Традиционная культура кубанских казаков | 4 | 1 | 3 | |
3 | История моей казачьей семьи | 4 | 1 | 3 | |
4 | Труд и быт казаков на Кубани | 4 | 1 | 3 | |
5 | Декоративно – прикладное искусство | 4 | 1 | 2 | 1* |
6 | Памятники истории кубанского казачества | 4 | 1 | 2 | 1* |
7 | Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества | 4 | 1 | 2 | 1* |
8 | Православие и казачество | 4 | 1 | 2 | 1* |
9 | Казак - патриот | 4 | 1 | 3 | |
10 | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий | 1 | 1 | ||
Итого часов | 34 | 8 | 22 | 4* |
4-го года обучения
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов учебных занятий | ||
Теоретические | Практические | Выездные | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | ||
2 | Традиционная культура кубанских казаков | 4 | 1 | 2 | 1* |
3 | История моей казачьей семьи | 4 | 1 | 3 | |
4 | Труд и быт казаков на Кубани | 4 | 1 | 3 | |
5 | Декоративно – прикладное искусство | 4 | 1 | 2 | 1* |
6 | Памятники истории кубанского казачества | 4 | 1 | 2 | 1* |
7 | Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества | 4 | 1 | 2 | 1* |
8 | Православие и казачество | 4 | 1 | 2 | 1* |
9 | Казак - патриот | 4 | 1 | 3 | |
10 | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий | 1 | 1 | ||
Итого часов | 34 | 8 | 21 | 5* |
1 класс
Предполагаемые результаты деятельности: осмысление ребенком себя, как частички окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости. Умение пользоваться правами ученика, знать свои обязанности и выполнять их. Выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу; знать историю своей станицы, гордиться своей малой родиной.уметь сочетать личные и общественные интересы.
2 класс
Предполагаемый результат:
Воспитание гуманности, понимания ценности человеческой жизни, справедливости, уважения человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности, самодисциплине. Сознательное отношение к труду и народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.
3 класс
Требованияк уровню подготовки обучающихся к концу 3 класса.
Обучающиеся должны
владеть обще-учебными умениями:
- наблюдения, слушания, чтения;
- классификации и обобщения;
- самопроверки и самоконтроля (в их соответствии структурно-содержательным особенностям учебной деятельности);
- пересказа, его анализа, как и анализа ответа товарищей;
- установления причинно-следственных связей, закономерностей;
знать/понимать:
- значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, личность, общество, гражданин страны, гражданин мира; родина, столица, государство, народы России (на отдельных примерах), малая родина, столица малой родины; кубанские праздникипраздники, традиции; история, предыстория, достоверное и версии в истории;
уметь:
- использовать источники изучения прошлого (вещественные, устные, письменные) для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
- ориентироваться в периодах предыстории и истории, событиях до нашей эры и нашей эры, в конкретных датах (в их вековом и годовом исчислении);
- пользоваться картой (находить крупные города, определять границы России, Краснодарского края);
- рассказывать о родном крае, столице, приводить примеры исторических и культурных памятнико родного края (не менее трех);
- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво).
4 класс
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу четвертого класса
В 4 классе происходит усовершенствование предметных и обще-учебных умений, обозначенных в программе 3 класса.
Обучающиеся должны
владеть обще-учебными умениями:
- наблюдения, слушания, чтения;
- классификации и обобщения;
- самопроверки и самоконтроля (в их соответствии структурно-содержательным особенностям учебной деятельности);
- пересказа, его анализа, как и анализа ответа товарищей;
- установления причинно-следственных связей, закономерностей;
знать/понимать:
- смысл ключевых слов, раскрывающих курс: государство, гражданин России, гражданин мира, гражданин своего края. Знать символы края; искусство, культуру; значение поворотных моментов в истории края и наиболее важных событий материальной и духовной культуры края; знать выдающихся кубанских атаманов, героев кубанского казачества.
уметь:
использовать источники изучения прошлого (вещественные, устные, письменные) для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
ориентироваться в периодах предыстории и истории края, событиях до нашей эры и нашей эры, в конкретных датах (в их вековом и годовом исчислении);
пользоваться картой (определение границ России,Краснодарскогокрая,знать крупные города края;
рассказывать о родном крае, столице, приводить примеры исторических и культурных памятников родного края (не менее трех);
различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Результатами изучения курса «История казачества» является формирование следующих УУД:
Личностные УУД
У ученика будут сформированы:
- Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе
- Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
- Адекватного понимания причин успешности/неуспешности деятельности
- Компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности
- Способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства
- Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
- Установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках
- Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные УУД:
По окончании изучения курса ученик научится:
- Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- Принимать и сохранять учебную задачу.
- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации.
- Обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
- Высказывать свою версию разрешения проблемы.
- Различать способ и результат действия.
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений.
- Контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение
- Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД:
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ в ходе проектной деятельности. Находить и использовать учебную литературу, энциклопедии, справочники (включая и электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
- Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.
- Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
- Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- Осуществлять синтез как составление целого из частей
- Устанавливать аналогии.
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков;
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога).
- Слушать и понимать речь других людей.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
- Формулировать собственное мнение и позицию.
- Договариваться и приходить к общему мнению.
- Контролировать действия партнёра
- Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в группах.
Предполагаемые результаты реализации программы
ПО ОКОНЧАНИИ ОБУЧЕНИЯУЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ
Знать /понимать:
-различные фольклорные формы кубанского казачества;
- особенности проводимых обрядовых праздников Кубанских казаков;
-историю своей казачьей семьи и /или историю семьи своиходносклассников;
- уклад жизни, особенности численногосоставыа и распределение обязанностей традиционной казачьей семьи;
-основные ремесла, виды ДПИ кубанского казачества, основные технологические особенности изготовления отдельных изделий;
- основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества;
-памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества;
-основы духовной жизни кубанских казаков;
-структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска.
Уметь / применять в практической деятельности:
- исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;
- реконструировать основные праздничные обряды;
- рассказать о своём казачьем роде;
- выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
- выполнить некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества;
- выполнить исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества».
Формы и виды контроля
№ п/п | Разделы программы | Виды контроля | Формы контроля | Что контролируем |
1. | Традиционная культура кубанских казаков | Вводный, текущий, итоговый | Фольклорные праздники, викторины, конкурс инсценировок, исследовательский проект «Моя семья» | Знание различных фольклорных форм кубанского казачества.знание особенностей проведения обрядовых праздников кубанских казаков. умение исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества. умение реконструировать основные праздничные обряды. |
2. | История моей казачьей семьи | Семейные праздники, выставка «Семейные реликвии», выпуск стенгазет «Кубанская семья», творческий проект «Родословная моей семьи» | Знание истории своей казачьей семьи и /или истории семьи своих одноклассников. Знание и понимание уклада жизни, особенности численного состава и распределение обязанностей традиционной казачьей семьи. Умение рассказывать о своем казачьем роде | |
3. | Труд и быт казаков на Кубани | Выставка творческих работ (либо изделий) «Традиционные ремесла и промыслы»,»Кубанская старина», проект «Занятия кубанских казаков» | умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом. Знание основных ремесел, видов ДПИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий | |
4. | Декоративно – прикладное искусство | Викторина, тестирование «Ремесла и виды декоративно – прикладного искусства", выставка и анализ творческих работ учащихся | Знание основных ремесел, видов ДПИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий.выполнение некоторых изделий, поделок в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества | |
5. | Памятники истории кубанского казачества | Видио-слайд- викторина, акция «Во имя России, во славу Кубани», творческий проект «история памятника» (по выбору учащихся) | Знание основных памятных сооружений, связанных с историей и культурой кубанского казачества. Выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества» | |
6. | Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества | Викторина, тестирование, праздники, связанные с памятными датами, исследовательский проект | Знание памятных событий и дат, связанных с историческими событиями кубанского казачества. Выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества» | |
7. | Православие и казачество | Исследовательский проект, православные праздники | Понимание основ духовной жизни кубанских казаков. Выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества» | |
8. | Казак - патриот | Исследовательский проект «Казаки – воины моей семьи» тестирование, фронтальная беседа.викторина «Кубанские казачьи регалии» | Структура и направления деятельности Кубанского казачьего войска. Выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества» |
4. Методическое обеспечение
При составлении календарно – тематического планирования на занятиях возможно чередование теоретических бесед по темам из разных разделов программы. Процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к старым темам, учащиеся глубже знакомятся с материалом, углубляют знания, детально изучают все вопросы краеведения.
Необходимо также подготовить ребят к преодолению любых трудностей, воспитывать чувство взаимопомощи.
Целесообразно наладить учёт достижений учащихся. Для этого можно завести «Дневник кружковца», куда нужно записывать участие во всех мероприятиях: соревнованиях, походах, защите проектов и т.д. Необходимо оформить «Уголок краеведа», где будут освещаться основные моменты работы кружка.
При проведении некоторых занятий можно привлекать учителей географии, истории, физкультуры, а также школьного врача.
Некоторые занятия на втором году обучения полезно проводить в форме докладов, мультимедийных презентаций, выполненных учащимися самостоятельно.
Главное, чтобы на занятиях воспитывалось доброе отношение ко всему живому, развивался интерес к прошлому и настоящему своего города, края, страны. Необходимо сформировать у учащихся навыки исследовательской работы.
При прохождении многих тем можно использовать игровую и соревновательную формы, позволяющие детям проявить свои знания и умения, но также необходимо учить работать детей в команде, работать дружно и быстро.
Вопросам техники безопасности уделяется значительная часть времени и рассматриваются эти вопросы во всех разделах программы. Беседы, тесты по технике безопасности должны проводиться перед каждым выходом, во время практических занятий.
Описание материально – технического обеспечения образовательного
№п /п | Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения. | Количество |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция ) | |
1.2 | Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М., 2000. | 1 |
1.3 | Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре., 1993. | 1 |
1.4 | Баранкевич И.А. Традиционный костюм в семейной обрядности казачеств России: конфессиональные особенности и функции // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000. | 1 |
1.5 | Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Краснодар, 1992. Т. 1-2 | 1 |
1.6 | Бондарь В. Город Екатеринодар в пространстве и времени. Краснодар, 2006. | 1 |
1.7 | Бондарь Н.И. «Мышка, мышка...»: образ и ритуал // Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск, 1998. | 1 |
1.8 | А.А. Гордеев «История казаков» | 1 |
1.9 | Заздравных Н.Л. Кубань в Великой Отечественной войне. Краснодар. | 1 |
1.10 | М.В.Мирук «Введение в историю Кубани». | 1 |
1.11 | Пашкович И.А. Патриотическое воспитание. | 1 |
1.12 | Яровая Л.Н. «Внеклассные мероприятия». | 1 |
1.13 | В.Кузнецова «Сценарии детских праздников» | 1 |
2 | Печатные пособия | |
Административная и физическая карты Краснодарского края. Портреты выдающихся людей Кубани. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток, календари знаменательных дат) | По 1 экз. | |
3 | Технические средства обучения | |
Музыкальный центр, компьютер.Мультимедийный проектор | 1 | |
4 | Экранно – звуковые пособия | |
Интерактивная доска. Видеофильмы по содержанию курса. Аудиозаписи | 1 | |
5 | Игры и игрушки | |
6 | Оборудование класса | - |
Уголок «Моя Кубань - моя Россия» | 1 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол №1 заседания методического Заместитель директора ВР объединения учителей начальных классов 30 августа 2021 года
от 30 августа 2021 года ___________ Е А. Губина
Руководитель МО________Вожинская Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по « Культуре речи».
Программа рассчитана на учащихся 3 а класса ( 9-10 лет)....
Рабочая программа внеурочной деятельности Православная культура 1 год обучения.
Программа основана на УМК для 1 года обучения "Православная культура", автора Л.Л.Шевченко. Предполагается работа по программе во внеурочной деятельности с обучающимися 1-2 классов общеобразовательной...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Православная культура»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Православная культура"...
Рабочая программа кружка «История и культура кубанского казачества» 1–4 классы
Рабочая программа кружка «История и культура кубанского казачества» 1–4 классы составлена на основе авторской образовательной программы дополнительного ...
Рабочая программа кружка "История и культура кубанского казачества"
Рабочая программа кружка "История и культура кубанского казачества" направлена на реализацию духовно-нравственного направления по ФГОС НОО. Программа предназначена для обучающихся начальных ...
рабочая программа внеурочной деятельности "Православная культура" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Православная культура" для 1 класса. программа содержит календарно-тематическое планирование. Расчитана на зз часа....
Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности "Кубанская задоринка"
Программа внеурочной деятельности«Кубанская задоринка» рассчитана на учащихся 7-10 лет, объем учебных часов- 68. Программа социальной направленности: предусматривает развитие л...