Рабочая программа внеурочной деятельности "История и культура кубанского казачества"
рабочая программа (4 класс)

Наталья Анатольевна Сологуб

Рабочая программа внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12

имени И.С.Лазаренко

ст-цы Михайловской Курганинского района Краснодарского края

                                                                                                УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от    30 августа   2021  года

Председатель педсовета

    _____________   Ерыгин Д.В.

Подпись, печать  ОУ                  Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Комплексная программа

(тип программы: комплексная/тематическая)

Кружок « История и культура кубанского казачества»

(наименование)

4 года

(срок реализации программы)

6,5 – 10,5 лет

(возраст обучающихся)

Сологуб Наталья Анатольевна

        2021г.

Пояснительная записка

Психологами доказано, что в младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.

Любовь к родине, стремление служить своему народу, своей стране не возникает у людей сама по себе. С самого раннего возраста для формирования этих качеств необходимо целенаправленное воздействие. При этом надо помнить, что любовь к родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой вырос.

История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающим людям осознать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде.

Достижение этой задачи в начальной школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.

Программа  кружка  « История казачества» направлена   воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать  развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к  живущим рядом. Собирая  сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют  историю малой родины  для будущего поколения. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родную станицу, сделать её лучше и живописнее.

Кроме того, краеведческий материал,  как  более  близкий  и  знакомый,

усиливает конкретность  и  наглядность  восприятия  учащимися  исторического процесса  и  оказывает  воспитывающее  воздействие.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс  не только  расширяет знания учащихся  о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он  помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы

Данная образовательная программа объединила в своём содержании основы истории, традиционной и православной культуры кубанского казачества, которые на второй ступени обученияпо комплексной программе (5-9 классы),в классах и группах казачьей направленности, оформляются в отдельные учебные дисциплины. Она разработана на основе анализа современного учебно-методического комплекта для учащихся классов и групп казачьей направленности, созданного ведущими учёными-этнографами Краснодарского края.

Цели программы:

  • формировать будущих граждан  нашей страны знающих и любящих свой край, физически здоровых, способных решать трудные практические задачи.

  • формирование начального представления о кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма, экологического сознания и потребности сохранения и сбережения уникальных природных особенностей Кубани.
  • создать  условия  для формирования  личности, гармонически сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту, нравственную культуру, воспитывать гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Образовательные задачи:

  • знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;
  • ознакомление с историей  малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах  земляков;
  • овладение начальными навыками исследовательской работы;

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
  • воспитание  учащихся  на примере  жизни  и  деятельности   земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
  • воспитание  гордости  и  уважения  к  живущим  рядом  ветеранам  войны  и  труда.

Развивающие задачи:

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
  • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса  учащихся к краеведению.

Программа рассчитана на учащихся  младшего школьного  возраста с 1-й по 4-й класс. 1 класс- 1 час в неделю, всего 33 часа,  2- 4 класс - 1 час в неделю, всего 34 часа.

Учебно-тематический план программы

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Аудиторные

Внеаудиторные

1 класс (33 часа)

Раздел 1.Вводное занятие

      1

1

Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе.

Слушать и понимать речь других людей.

1

Знакомство  учащихся  с  программой.

1

*

Раздел 2Традиционная культура кубанских казаков

4

4

1

Пословицы и поговорки.

1

*

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме.

Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом.

2

Колыбельные песни кубанских казаков.

1

*

3

Потешки. Считалки.

1

*

4

Потешки. Считалки. Заклички.

1

*

Раздел 3. История моей казачьей семьи

4

3

1

Понятие «казачья семья».

1

*

Знать и понимать уклад жизни, особенности численного состава и распределение обязанностей традиционной казачьей семьи.

Рассказыватьо своем казачьем роде.

2

Члены моей семьи.

1

*

3

Обязанности и увлечения членов семьи.

1

*

4

Предки-казаки. Семейный фотоальбом.

1

Раздел 4. Труд и быт казаков на Кубани

4

4

1

Понятие «семейный быт».

1

*

Доносить свою позицию до других людей

оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога).

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ  в ходе   проектной деятельности.

Находить и использовать учебную литературу, энциклопедии, справочники.

2

Быт моей казачьей семьи.

1

*

3

Индивидуальный  труд в жизни казаков.

1

*

4

Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков.

1

*

Раздел 5.Декоративно – прикладное искусство

4

4

1

Декоративно-прикладное искусство на Кубани.

1

*

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Работа в группах.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы

2

Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т. д.).

1

*

3

Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в Краснодарском крае.

1

*

4

Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в Краснодарском крае.

1

*

Раздел 6. Памятники истории

кубанского казачества

4

3

1

1

Основные достопримечательности Кубани.

1

*

Принимать и сохранять учебную задачу.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и  условия её реализации.

Обнаруживать и формулировать нравственную проблему.

Работать по предложенному плану, использовать необходимые средства.

2

Основные достопримечательности родного населённого пункта.

1

*

3

Памятники казачьей историиКубани.

1

*

4

Памятники казачьей истории и культуры родного населённого пункта.

*

Раздел 7. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанскогоказачества

4

3

1

1

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения.

1

*

Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко- культурного наследия.

Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества.

Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Устанавливать аналогии.

2

Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты.

1

*

3

Значение данного события для современного кубанского казачества.

1

*

4

Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).

1

*

Раздел 8.Православие и казачество

4

4

1

Православная вера основа казачьей семьи.

1

*

Понимать основы духовной жизни кубанских казаков. Выполнять исследовательскую работу.Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества.

2

Почитание родителей и стариков.

1

*

3

Празднование Рождества Христова

1

*

4

Празднование Пасхи в казачьей семье.

1

*

Раздел 9.  Казак – патриот.

4

4

1

Казак.

1

*

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме.

2

Кубанское казачье войско.

1

*

3

Атаман.

1

*

4

Казачья честь.

1

*

1

Итоговое занятие

1

*

        2 класс (34 часа)

Раздел 1.Организационное занятие.

1

1

Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе.

Слушать и понимать речь других людей.

1

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

1

*

Раздел 2Традиционная культура кубанских казаков

4

3

1

Слушать и понимать речь других людей.

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме.

Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом.

1

Детские игры.

1

*

2

Игровые припевки.

1

*

3

Казачьи сказки, легенды, были.

1

*

4

Кубанский говор.

1

*

Раздел 3. История моей казачьей семьи

4

3

1

1

Численность и состав традиционной казачьей семьи.

1

*

Знать и понимать уклад жизни, особенности численного состава и распределение обязанностей традиционной казачьей семьи.

Рассказывать о своем казачьем роде.

2

Нравственные ценности семьи.

1

*

3

Семейные традиции.

1

*

4

Распределение обязанностей в семье.

1

*

Раздел 4. Труд и быт казаков на Кубани

4

4

1

Традиционный и современный быт казачьей семьи.

1

*

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ  в ходе   проектной деятельности.

Находить и использовать учебную литературу, энциклопедии, справочники (включая и электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете.

2

Обустройство жилища, домашняя утварь

1

*

3

Кубанская кухня.

1

*

4

Конь - верный друг казака.

1

*

Раздел 5.Декоративно – прикладное искусство

4

4

1

Сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности.

1

*

Работа в группах.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Делать предварительныйотбористочников информации для  решения задачи.

2

Основные техники работы с материалом.

1

*

3

Последовательность этапов изготовления изделия.

1

*

4

Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками. Презентация творческих работ.

1

*

Раздел 6. Памятники истории кубанского казачества

4

2

2

1

Памятники казакам.

1

*

Принимать и сохранять учебную задачу.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и  условия её реализации.

Обнаруживать и формулировать нравственную проблему.

Работать по предложенному плану, использовать необходимые средства.

2

Памятники казачьей истории.

1

*

3

Памятники казакам - защитникам Родины.

1

*

4

Экскурсия к  памятнику казакам в ст. Михайловской.

1

*

Раздел 7. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанскогоказачества

4

4

1

1

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения.

1

*

Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко- культурного наследия.

Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества.

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Устанавливать аналогии.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков.

2

Историческое

или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты

1

*

3

Значение данного события для современного кубанского казачества.

1

*

4

Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).

1

*

Раздел 8.Православие иказачество.

4

3

1

1

Святой покровитель Кубанского казачьего войска -благоверный князь Александр Невский

*

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ  в ходе   проектной деятельности.

Находить и использовать учебную литературу, энциклопедии, справочники (включая и электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете.

2

Святая Екатерина и святой Георгий Победоносец - особо почитаемые святые среди кубанских казаков.

*

3

Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

*

4

Икона в храмах и жилищах. Красный угол в казачьей хате.

*

Раздел 9.Казак – патриот.

4

4

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в храме.

Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

1

Нравственные качества основа патриотизма кубанского казака.

1

*

2

Юные казаки.

1

*

3

Юные казаки будущие защитники родной земли.

1

*

4

Казачья честь.

1

*

1

Итоговое занятие

1

*

        3 класс (34 часа)

Раздел 1.Организационное занятие.

1

1

Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе.

Слушать и понимать речь других людей.

Познакомиться и обсудить правила   общения и поведения в школе и следовать им

).

1

Повторение  пройденного,   краткое  знакомство  с   программой на учебный год.

1

*

Раздел 2Традиционная культура кубанских казаков

4

4

1

Фольклор жителей моей станицы.

1

*

Слушать и понимать речь других людей.

Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме.

Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом.

2

Фольклор жителей моей станицы.

1

*

3

Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье.

1

*

4

Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье.

1

*

Раздел 3. История моей казачьей семьи.

4

4

1

Родословная семьи.

*

Оценивать лучшие черты характера, представленные в образе идеального человека в культуре народов своего края.

Формирование внутренней позиции на уровне положительного отношения к товарищам.

Рассказывать о своем друге.

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Перерабатывать полученную информацию:наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.

2

Генеалогическое древо.

*

3

История семьи в истории родной Кубани.

*

4

История семьи в истории родной Кубани.

*

Раздел 4. Труд и быт казаков на Кубани

4

4

1

Казак - труженик.

1

*

Доносить свою позицию до других людей

оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога).

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и  условия её реализации.

Рассказывать по результатам экскурсии в музей о прошлом и настоящем родного края, о местах исторических событий, памятниках истории и культуры родного края.

Участвовать посильно в охране и уходе за памятниками своей станицы.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ  в ходе   проектной деятельности.

Находить и использовать учебную литературу, энциклопедии, справочники (включая и электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете.

2

Традиционные занятия: земледелие и скотоводство

1

*

3

Орудие труда кубанских казаков.

1

*

4

Ремёсла: кузнечное, плетение из лозы и соломки, гончарное.

1

*

Раздел 5.Декоративно – прикладное искусство

4

3

1

1

Сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности.

1

*

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Работа в группах.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в храме.

Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Делатьпредварительныйотбористочников информации для  решения задачи.

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы

2

Основные техники работы с материалом.

1

*

3

Последовательность этапов изготовления изделия.

1

*

4

Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками, презентация творческих работ.

1

*

Раздел 6. Памятники истории кубанского казачества

4

3

1

1

Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры Краснодарского края.

1

*

Принимать и сохранять учебную задачу.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и  условия её реализации.

Обнаруживать и формулировать нравственную проблему.

Работать по предложенному плану, использовать необходимые средства.

2

Памятник Екатерине I в Екатеринодаре-Краснодаре.

1

*

3

Личный вклад в охрану и защиту памятников.

1

*

4

Посещение музея в г.Курганинске

1

*

Раздел 7. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанскогоказачества

4

3

1

1

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения.

1

*

Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко- культурного наследия.

Подготавливать небольшие сообщения о традициях

2

Персоналии, историческое или культурное событие», послужившее основанием для памятной даты.

1

*

3

Значение данного события для современного кубанского казачества.

1

*

4

Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).

*

казачества.

Записывать и фиксировать информацию об

Раздел 8.Православие иказачество.

4

3

1

1

Православный войсковой собор - храм Святого благоверного князя Александра Невского в Екатеринодаре-Краснодаре.

*

2

Православная церковь в родной станице.

*

окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Устанавливать аналогии.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков.

3

Казак в храме.

*

4

 Молитва.

*

Раздел 9.Казак – патриот.

4

4

1

Переселение казаков-черноморцев на Кубань.

1

*

2

Основание первых станиц.

1

*

3

Екатеринодар - казачья столица.

1

*

4

Екатеринодар - казачья столица.

1

*

4 класс (34 часа)

Раздел 1.Организационное занятие.

1

1

1

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

1

*

Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе.

Слушать и понимать речь других людей.

Познакомиться и обсудить правила   общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Доносить свою позицию до других людей:оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога).

Раздел 2Традиционная культура кубанских казаков

4

3

1

Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков

1

*

Слушать и понимать речь других людей.

Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме.

Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом.

Зимние святки, колядки, щедровки.

1

*

Масленица. Пасха.

1

*

Пасха. Весенние хороводы. Иван Купала.

1

*

Раздел 3. История моей казачьей семьи

4

4

1

Казачья семья в современном мире.Отношение к семье на Кубани.

1

*

Оценивать лучшие черты характера, представленные в образе идеального человека в культуре народов своего края.

Формирование внутренней позиции на уровне положительного отношения к товарищам.

Рассказывать о своем друге.

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Перерабатывать полученную информацию:наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ

2

Ребёнок в казачьей семье. Воспитание мальчикови девочек

1

*

3

 Семейные традиции и реликвии.

1

*

4

Сохранение и приумножение семейных традиций и реликвий.

1

*

Раздел 4. Труд и быт казаков на Кубани

4

4

1

1

Традиционные ремёсла и промыслы кубанских казаков

1

*

Доносить свою позицию до других людей

оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога).

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и  условия её реализации.

Рассказывать по результатам экскурсии в музей о прошлом и настоящем родного края, о местах исторических событий, памятниках истории и культуры родного края.

2

Традиционная одежда казаков.

1

*

3

Казачья станица, двор, дом

1

*

4

Уклад жизни казачьей семьи

1

*

Раздел 5.Декоративно – прикладное искусство

4

4

1

Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками.

1

*

Доносить свою позицию до других людей

оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога).

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и  условия её реализации.

2

Сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности.

1

*

3

Основные техники работы с материалом.

1

*

4

Последовательность этапов изготовления изделия;

Презентация творческих работ.

1

*

Раздел 6. Памятники истории кубанского казачества

4

2

2

1

Увековечение памяти выдающихся деятелей истории и культуры кубанского казачества.

1

*

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в храме.

Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Делать предварительныйотбористочников информации для  решения задачи.

Перерабатыватьполученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы

2

Увековечение памяти выдающихся деятелей истории и культуры кубанского казачества.

1

*

3

Памятники и музеи ст. Михайловской

1

*

4

Памятники и музеи г. Курганинска

1

*

Раздел 7. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанскогоказачества

4

3

1

1

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения.

1

*

2

Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты.

1

*

3

Значение данного события для современного кубанского казачества.

1

*

4

Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).

1

*

Раздел 8.Православие и казачество.

4

3

1

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в храме.

Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

1

Православные» традиции кубанских казаков в быту

1

*

2

Православные» традиции кубанских казаков в быту и на службе».

1

*

3

Православные  праздники.

1

*

4

Православные  праздники.

1

*

Раздел 9.Казак – патриот.

4

3

1

1

Доблесть казаком. Кубанские» казачьи регали.

1

*

2

Казаки на страже рубежей отечества

1

*

3

Казачий военный костюм. Оружие, награды.

1

*

4

Казачий военный костюм. Оружие, награды.

1

*

1

Итоговое занятие

1

1

Содержание программы по разделам

1-го года обучения

№ п/п  

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов  

Количество часов учебных занятий

Теоретические

Практические

Выездные

1

Вводное занятие  

1

1

2

Традиционная культура кубанских казаков

4

1

3

3

История моей казачьей семьи

4

1

3

4

Труд и быт казаков на Кубани

4

1

3

5

Декоративно – прикладное искусство

4

1

3

6

Памятники истории кубанского казачества

4

1

2

1*

7

Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

4

1

3

8

Православие и казачество

4

1

3

9

Казак - патриот

4

1

3

Итого часов

33

8

24

1*

2-го года обучения

№ п/п  

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов  

Количество часов учебных занятий

Теоретические

Практические

Выездные

1

Вводное занятие  

1

1

2

Традиционная культура кубанских казаков

4

1

3

3

История моей казачьей семьи

4

1

3

4

Труд и быт казаков на Кубани

4

1

3

5

Декоративно – прикладное искусство

4

1

3

6

Памятники истории кубанского казачества

4

1

2

1*

7

Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

4

1

2

1*

8

Православие и казачество

4

1

3

9

Казак - патриот

4

1

3

10

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий

1

1

Итого часов

34

8

24

2*

3-го года обучения

№ п/п  

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов  

Количество часов учебных занятий

Теоретические

Практические

Выездные

1

Вводное занятие  

1

1

2

Традиционная культура кубанских казаков

4

1

3

3

История моей казачьей семьи

4

1

3

4

Труд и быт казаков на Кубани

4

1

3

5

Декоративно – прикладное искусство

4

1

2

1*

6

Памятники истории кубанского казачества

4

1

2

1*

7

Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

4

1

2

1*

8

Православие и казачество

4

1

2

1*

9

Казак - патриот

4

1

3

10

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий

1

1

Итого часов

34

8

22

4*

4-го года обучения

№ п/п  

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов  

Количество часов учебных занятий

Теоретические

Практические

Выездные

1

Вводное занятие  

1

1

2

Традиционная культура кубанских казаков

4

1

2

1*

3

История моей казачьей семьи

4

1

3

4

Труд и быт казаков на Кубани

4

1

3

5

Декоративно – прикладное искусство

4

1

2

1*

6

Памятники истории кубанского казачества

4

1

2

1*

7

Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

4

1

2

1*

8

Православие и казачество

4

1

2

1*

9

Казак - патриот

4

1

3

10

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий

1

1

Итого часов

34

8

21

5*

1 класс

Предполагаемые результаты деятельности: осмысление ребенком себя, как частички окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости. Умение пользоваться правами ученика, знать свои обязанности и выполнять их. Выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу; знать историю своей станицы, гордиться своей малой родиной.уметь сочетать личные и общественные интересы.

2 класс

Предполагаемый результат:

Воспитание гуманности, понимания ценности человеческой жизни, справедливости, уважения человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности, самодисциплине. Сознательное отношение к труду и народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.

3 класс

Требованияк уровню подготовки обучающихся к концу 3 класса.

Обучающиеся должны

владеть обще-учебными умениями:

  • наблюдения, слушания, чтения;
  • классификации и обобщения;

  - самопроверки и самоконтроля (в их соответствии структурно-содержательным особенностям учебной деятельности);

  • пересказа, его анализа, как и анализа ответа товарищей;
  • установления причинно-следственных связей, закономерностей;

        знать/понимать:

-        значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, личность, общество, гражданин страны, гражданин мира; родина, столица, государство, народы России (на отдельных примерах), малая родина, столица малой родины; кубанские праздникипраздники, традиции; история, предыстория, достоверное и версии в истории;

уметь:

  • использовать источники изучения прошлого (вещественные, устные, письменные) для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
  • ориентироваться в периодах предыстории и истории, событиях до нашей эры и нашей эры, в конкретных датах (в их вековом и годовом исчислении);
  • пользоваться картой (находить крупные города, определять границы России, Краснодарского края);
  • рассказывать о родном крае, столице, приводить примеры исторических и культурных памятнико родного края (не менее трех);
  • различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво).

4 класс

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу четвертого класса

В 4 классе происходит усовершенствование предметных и обще-учебных умений, обозначенных в программе 3 класса.

Обучающиеся должны

владеть обще-учебными умениями:

  • наблюдения, слушания, чтения;
  • классификации и обобщения;

  • самопроверки и самоконтроля (в их соответствии структурно-содержательным особенностям учебной деятельности);
  • пересказа, его анализа, как и анализа ответа товарищей;
  • установления причинно-следственных связей, закономерностей;

знать/понимать:

-        смысл ключевых слов, раскрывающих курс: государство, гражданин России, гражданин мира, гражданин своего края. Знать символы края; искусство, культуру; значение поворотных моментов в истории края и наиболее важных событий материальной и духовной культуры края; знать выдающихся кубанских атаманов, героев кубанского казачества.

уметь:

использовать источники изучения прошлого (вещественные, устные, письменные) для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;

ориентироваться в периодах  предыстории и истории края, событиях до нашей эры и нашей эры, в конкретных датах (в их вековом и годовом исчислении);

пользоваться картой (определение границ России,Краснодарскогокрая,знать крупные города края;

рассказывать о родном крае, столице, приводить примеры исторических и культурных памятников родного края (не менее трех);

различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  курса

Результатами изучения курса «История  казачества» является формирование следующих УУД:

Личностные УУД

У ученика будут сформированы:

  • Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе
  • Устойчивый учебно-познавательный интерес  к новым общим способам решения задач;
  • Адекватного понимания причин успешности/неуспешности деятельности
  • Компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности
  • Способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства
  • Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
  • Установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках
  • Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные УУД:

По окончании изучения курса ученик научится:

  • Определять цель деятельности  с помощью учителя и самостоятельно.
  • Принимать и сохранять учебную задачу.
  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и  условия её реализации.
  • Обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
  • Высказывать свою версию разрешения проблемы.
  • Различать способ и результат действия.
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений.

  • Контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их                 выполнение
  • Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные УУД:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ  в ходе   проектной деятельности. Находить и использовать учебную литературу, энциклопедии, справочники (включая и электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете.
  • Делать предварительный отбор источников информации для  решения задачи.
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.
  • Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.
  • Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
  • Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • Осуществлять синтез как составление целого из частей
  • Устанавливать аналогии.
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков;

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога).
  • Слушать и понимать речь других людей.

Средством формирования этих действий служит технология   проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
  • Формулировать собственное мнение и позицию.
  • Договариваться и приходить к общему мнению.
  • Контролировать действия партнёра
  • Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в группах.

Предполагаемые результаты реализации программы

ПО ОКОНЧАНИИ ОБУЧЕНИЯУЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ

Знать /понимать:

-различные фольклорные формы кубанского казачества;

- особенности проводимых обрядовых праздников Кубанских казаков;

-историю своей казачьей семьи и /или историю семьи своиходносклассников;

- уклад жизни, особенности численногосоставыа и распределение обязанностей традиционной казачьей семьи;

-основные ремесла, виды ДПИ кубанского казачества, основные технологические особенности изготовления отдельных изделий;

- основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества;

-памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества;

-основы духовной жизни кубанских казаков;

-структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска.  

Уметь / применять в практической деятельности:

- исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;

- реконструировать основные праздничные обряды;

- рассказать о своём казачьем роде;

- выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;

- выполнить некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества;

- выполнить исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества».

Формы и виды контроля

№ п/п

Разделы программы

Виды контроля

Формы контроля

Что контролируем

1.

Традиционная культура кубанских казаков

Вводный, текущий, итоговый

Фольклорные праздники, викторины, конкурс инсценировок, исследовательский проект «Моя семья»

 Знание различных фольклорных форм кубанского казачества.знание особенностей проведения обрядовых праздников кубанских казаков. умение исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества. умение реконструировать основные праздничные обряды.

2.

История моей казачьей семьи

Семейные праздники, выставка «Семейные реликвии», выпуск стенгазет «Кубанская семья», творческий проект «Родословная моей семьи»

 Знание истории своей казачьей семьи и /или истории семьи своих одноклассников.

Знание и понимание уклада жизни, особенности численного состава и распределение обязанностей традиционной казачьей семьи.

Умение рассказывать о своем казачьем роде

3.

Труд и быт казаков на Кубани

Выставка творческих работ (либо изделий) «Традиционные ремесла и промыслы»,»Кубанская старина», проект «Занятия кубанских казаков»

умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом.

Знание основных ремесел, видов ДПИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий

4.

Декоративно – прикладное искусство

Викторина, тестирование «Ремесла и виды декоративно – прикладного искусства", выставка и анализ творческих работ учащихся

 Знание основных ремесел, видов ДПИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий.выполнение некоторых изделий, поделок в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества

5.

Памятники истории кубанского казачества

Видио-слайд- викторина, акция «Во имя России, во славу Кубани», творческий проект «история памятника» (по выбору учащихся)

  Знание основных памятных сооружений, связанных с историей и культурой кубанского казачества.

Выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества»

6.

Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

Викторина, тестирование, праздники, связанные с памятными датами, исследовательский проект

  Знание памятных событий и дат, связанных с историческими событиями кубанского казачества.

Выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества»

7.

Православие и казачество

Исследовательский проект, православные праздники

 Понимание основ духовной жизни кубанских казаков. Выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества»

8.

Казак - патриот

Исследовательский проект «Казаки – воины моей семьи» тестирование, фронтальная беседа.викторина «Кубанские казачьи регалии»

Структура и направления деятельности Кубанского казачьего войска.

Выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества»

4. Методическое обеспечение

   При составлении календарно – тематического планирования на занятиях возможно чередование теоретических  бесед по темам из разных разделов программы.  Процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к старым темам, учащиеся глубже знакомятся с материалом, углубляют знания, детально  изучают все вопросы краеведения.

   Необходимо  также подготовить ребят к преодолению любых трудностей, воспитывать чувство взаимопомощи.

     Целесообразно  наладить учёт достижений учащихся. Для этого можно завести «Дневник кружковца», куда нужно  записывать участие во всех мероприятиях: соревнованиях, походах, защите проектов и т.д.   Необходимо оформить «Уголок краеведа», где будут освещаться основные моменты работы кружка.

    При проведении некоторых занятий можно привлекать учителей географии, истории, физкультуры, а также школьного врача.

     Некоторые занятия на втором году обучения полезно проводить в форме докладов,  мультимедийных презентаций, выполненных учащимися самостоятельно.

    Главное, чтобы на занятиях воспитывалось доброе отношение ко всему живому, развивался интерес к прошлому и настоящему своего города, края, страны. Необходимо сформировать у учащихся навыки исследовательской работы.

   При прохождении многих тем можно использовать  игровую и соревновательную формы, позволяющие детям проявить свои знания и умения, но также необходимо учить работать детей в команде, работать дружно и быстро.

         Вопросам техники безопасности уделяется значительная часть времени и рассматриваются  эти вопросы во всех разделах программы. Беседы, тесты по технике безопасности должны проводиться перед каждым выходом, во время практических занятий.

Описание материально – технического обеспечения образовательного

№п /п

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения.

Количество

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция )

1.2

Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М., 2000.

1

1.3

Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре., 1993.

1

1.4

Баранкевич И.А. Традиционный костюм в семейной обрядности казачеств России: конфессиональные особенности и функции // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.

1

1.5

Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Краснодар, 1992. Т. 1-2

1

1.6

Бондарь В. Город Екатеринодар в пространстве и времени. Краснодар, 2006.

1

1.7

Бондарь Н.И. «Мышка, мышка...»: образ и ритуал // Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск, 1998.

1

1.8

А.А. Гордеев «История казаков»

1

1.9

Заздравных Н.Л. Кубань в Великой Отечественной войне. Краснодар.

1

1.10

М.В.Мирук «Введение в историю Кубани».

1

1.11

Пашкович И.А. Патриотическое воспитание.

1

1.12

Яровая Л.Н. «Внеклассные мероприятия».

1

1.13

В.Кузнецова «Сценарии детских праздников»

1

2

Печатные пособия

Административная и физическая карты Краснодарского края.

Портреты выдающихся людей Кубани.

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток, календари знаменательных дат)

По 1 экз.

3

Технические средства обучения

Музыкальный  центр, компьютер.Мультимедийный проектор

1

4

Экранно – звуковые пособия

Интерактивная доска. Видеофильмы по содержанию курса. Аудиозаписи

1

5

Игры и игрушки

6

Оборудование класса

-

Уголок «Моя Кубань -  моя Россия»

1

СОГЛАСОВАНО                                                                   СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                           Протокол №1  заседания методического                          Заместитель директора ВР                                                                                                        объединения учителей начальных классов                     30 августа 2021 года

от 30 августа 2021 года                                                         ___________ Е А. Губина                                                          

Руководитель МО________Вожинская Л.В.                                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по « Культуре речи».

Программа рассчитана на учащихся 3 а класса ( 9-10 лет)....

Рабочая программа внеурочной деятельности Православная культура 1 год обучения.

Программа основана на УМК для 1 года обучения "Православная культура", автора Л.Л.Шевченко. Предполагается работа по программе во внеурочной деятельности с обучающимися 1-2 классов общеобразовательной...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Православная культура»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Православная культура"...

Рабочая программа кружка «История и культура кубанского казачества» 1–4 классы

Рабочая программа кружка «История и культура  кубанского  казачества» 1–4  классы составлена  на основе  авторской образовательной программы дополнительного ...

Рабочая программа кружка "История и культура кубанского казачества"

Рабочая программа кружка "История и культура кубанского казачества" направлена на реализацию духовно-нравственного направления по ФГОС НОО. Программа предназначена для обучающихся начальных ...

рабочая программа внеурочной деятельности "Православная культура" 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Православная культура" для 1 класса. программа содержит календарно-тематическое планирование. Расчитана на зз часа....

Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности "Кубанская задоринка"

Программа внеурочной деятельности«Кубанская задоринка» рассчитана на  учащихся 7-10 лет, объем учебных часов- 68. Программа социальной  направленности: предусматривает развитие л...