Рабочая программа внеурочной деятельности «История религиозной культуры» (1-2класс)
рабочая программа (2 класс) на тему

Дергачева Ирина Анатольевна

Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности создана на основе программы А. В. Бородиной   «История религиозной культуры» для 1- 11 классов общеобразовательных школ,  лицеев,  гимназий  и  разработана в соответствии с требованиями  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opk.docx57.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности создана на основе

 программы А. В. Бородиной   «История религиозной культуры» для 1- 11 классов

общеобразовательных школ,  лицеев,  гимназий  и  разработана в соответствии с

требованиями  федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования (ФГОС НОО).  Рабочая программа внеурочной

деятельности «История религиозной культуры» (1-2класс) относится  к

духовно-нравственному направлению.

     Цель рабочей программы «История религиозной культуры» состоит в том, чтобы

помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным:

добрым и честным,  трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям,

благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся

помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям

других национальностей, верований и убеждений.

В ходе изучения этого предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и

нравственными основами родной православной культуры. Федеральный Закон «О

свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль

православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из   этого

законодательного признания особого значения православия в истории нашего

Отечества  вытекает необходимость изучения православной культуры в

общеобразовательных учреждениях   России.

Преподавание истории религиозной культуры не ставит цели дать школьнику «теорию

духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы

сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом

интеграцию в культурную традицию общества — в глубь времен. Учащиеся начальной

школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории.

    Основные задачи рабочей программы — осуществлять духовно-нравственное

воспитание учащихся на основе:

-  изучения православной религиозной традиции;

- изучения истории христианства;

- изучения содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого

Завета;

- изучения православной этики;

- ознакомления с православным календарём;

- знакомства с агиографией;

- ознакомления с особенностями церковного искусства;

- изучения устроения православного храма;

- ознакомления с особенностями православного богослужения;

- изучения церковнославянского языка;

- ознакомления с мировыми религиями;

- ознакомления с особенностями культовой архитектуры разных религий;

- ознакомления с основными видами православного богослужения;

- формирования целостного восприятия мира;

- воспитания уважения к внутреннему миру каждого человека;

- формирования культуры общения;

- предупреждения возможных тупиков личностного развития;

- воспитания волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

- выработки этических принципов, определяющих качество межличностных

отношений на основе традиций культуры Отечества;

- предупреждения религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и

религиозной почве;

- воспитания патриотизма;

- формирования представления о культурном и историческом единстве России и

российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

- духовно-нравственного воспитания через приобщение к традиционным ценностям

отечественной культуры;

- приобщения к художественно-эстетическим отечественным традициям;

- расширения и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой

духовного и историко-культурологического значения;

- возрождения православных основ семьи;

- пробуждения интереса и формирование мотивации к изучению отечественной

культуры и истории;

- творческого развития ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и

истории;

- формирования потребности школьника в творческом участии в жизни России, в

сохранении природы и созидании культуры Отечества.

     В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы

разнообразные методы и формы :  тестовые материалы, тренажёры, кроссворды, рисунки,

 аппликации, модели, самоанализ и самооценка, наблюдения.

   Планируемые  сроки освоения  рабочей  программы   с  01.09.2015 г.  по  25.05.2016 г.

Общая  характеристика  учебного  предмета

      Изучение истории религиозной культуры учащимися   реализуется   последующим

взаимосвязанным содержательным линиям:

 1. Понятие «священный» в отношении к родной истории и культуре. Любовь к Родине.

Особая роль православия в истории и становлении духовности и культуры России.

 2. Священные страницы истории Отечества. Память о народном и воинском подвиге в

отечественной истории и культуре.

 3. Всемирно известные памятники православной культуры России — храмы, иконы,

книги, монастыри.

 4. Нравственные идеалы в отечественной истории, литературе и культуре. Выдающиеся

герои, святые люди России и подвижники веры и благочестия.

 5. Православные традиции патриотического и социального служения в современной

России.

 6. Семейные ценности в российской истории, отечественной культуре и современной

жизни.

 7. Возрождение православной культуры России в конце XX – начале XXI века.

 8. Нравственные основы православной культуры России:  доброведение  и

доброделание.

 9. Азбука духовно-нравственной жизни: благодарность, дружба, ответственность,

честность, осторожность, трудолюбие, милосердие.

    При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно

соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

 - приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого

школьника;

 - единства образовательного и воспитательного процессов;

 - рефлексивного обучения;

 - принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения

материала.

           В соответствии со специфическими компонентами содержания программы

«История  религиозной культуры»(1-2 классы) и возрастных особенностей обучающихся

знакомство с православной культурой предполагает три направления ее постижения.

 1. Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни

предполагает уяснение школьниками правил поведения человека и сущности добрых

дел с точки зрения православия, отражение их в жизни святых и в жизни современного

человека.

 2. Православная культура как творческая деятельность предполагает деятельность

учащихся на уроках (изображение, украшение, постройка, лепка, сочинение сказок и

стихов, пение и ритмические действия). А также знакомство с профессиональной

деятельностью людей (художников, архитекторов, музыкантов, композиторов) —

создателей объектов православной культуры.

 3. Православная культура как язык выражения осваивается как язык православного

искусства: в произведениях религиозной живописи, иконописи, архитектуры  через

 освоение основных компонентов — цвета, линии, формы, объема, пространства,

композиции; в произведениях музыкального искусства — жанров, интонации; религии

— через содержание Священного Писания, понятий молитвы, храма, богослужения.

Материал программы 1-2 классов включает компоненты всех трех направлений и по

уровню сложности соответствует возможностям школьников.

   Содержание программы 1-2 классов предполагает следующие виды деятельности:

игровая, познавательная, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная,

через беседы, игры, экскурсии, заочные путешествия и  другие.

Описание  места учебного  предмета  в  учебном  плане

Количество учебных часов по программе на год  –  34  часа (34 учебные недели)

 Количество учебных часов в неделю – 1 час.

Описание  ценностных  ориентиров  содержания  учебного  предмета

   Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что

реализуется в отношении к другим людям и к природе.

   Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание

и милосердие как проявление любви.

   Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил

межличностных отношений.

  Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании

себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как

среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

  Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и

самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа

жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и

социально-нравственном здоровье.

  Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение

ребёнка к искусству. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

  Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и

образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций

народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского

общества.

  Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни,

состояния нормального человеческого существования.

  Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но

свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом

которого всегда по всей социальной сути является человек.

   Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа,

представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее

своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её

истории, культуре, её жизни и её народу.

   Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и

настоящему, готовность служить ей.

   Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и

частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы

мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

 Личностные,  метапредметные   и предметные результаты освоения учебного предмета

Требования к личностным результатам:

 - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за

свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и

национальной принадлежности;

 - формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,

национальностей, религий;

 - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной  деятельности и формирование личностного смысла учения;

 - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе

 представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

 - развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

 - развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм

регуляции своих эмоциональных состояний;

 - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных

социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных

 ситуаций;

 - наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к

материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности; поиска средств ее осуществления;

 - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата;   вносить

соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера

ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

 - адекватное использование речевых средств и средств

информационно-коммуникационных технологий для решения различных

коммуникативных и познавательных задач;

 - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

 - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,

осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами

коммуникации;

 - овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,

классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения

рассуждений, отнесения к известным понятиям;

 - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать

возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку

событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и

сотрудничества;

 - определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о

распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное

поведение и поведение окружающих.

 Требования к предметным результатам:

  - знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия -

как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

 - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их

значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

 - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и

общества;

 - формирование первоначальных представлений о светской этике, о  религии, её

роли в культуре, истории и современности России;

 - общие представления об исторической роли религии в становлении российской

государственности; формирование первоначального представления об отечественной

религиозно-культурной традиции как духовной основе   многонационального   много

конфессионального народа России;

 - осознание ценности человеческой жизни.

Планируемые результаты освоения программы

                                                                      2 класс

В   результате  изучения  программного материала обучающиеся  научатся (в рамках

курса)  различать:

 1. Основные  историко-культурологические понятия.

 2. Правила православной этики.

 3. Познакомиться с иконописью, агиографией, православной архитектурой.

    В   результате  изучения  программного материала обучающиеся  получат  возможность

 научиться:

 1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и

за другими.

 2. Вести себя достойно в общественных местах.

 3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

 4. Быть доброжелательными.

 Воспитательные результаты программы распределяются по трём уровням.

   Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний,

первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни в результате

участия в различных выставках, играх, экскурсиях. Для достижения данного уровня

результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими

 учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и

повседневного опыта.

      Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и

позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к

социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое

значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса,

образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой

ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных

знаний, начинает их ценить.

     Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта

самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника

социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном

действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем,

свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение

имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных

субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной

среде. Программа «История религиозной культуры» способствует формированию у младших

школьников следующих качеств личности: патриотизм; терпимость и уважение к истории,

традициям, обрядам, культуре, языку нации  и народностей; ответственность и чувство

долга, милосердие, достоинство, уважение; трудолюбие; настойчивость, усидчивость;

дисциплинированность; любовь к  малой родине.

Содержание  учебного  предмета

                        РАЗДЕЛ 2. «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС»

 Тема 1. «ДУХОВНОЕ В НАШЕМ МИРЕ»  (3 ч.)

Вводный урок «Что мы изучаем на уроках по основам православной культуры».

Культура. Культурные традиции. Религия. Религиозная культура. Православие

Самая древняя книга о духовном мире — Библия. Представления о мире как творении

Божием. Творец. Разнообразие и богатство мира.Жизнь. Сложность, гармония и порядок

 в устроении мира. Связь между видимым и невидимым миром. Законы природы и духовные

законы.Умеем ли мы видеть мир? Что мешает объективно воспринимать мир и происходящее

в  нем?  Зависимость нашего восприятия от внутреннего состояния, отношения  к

окружающему миру, окружающим нас людям. Зависимость счастья человека от его

внутреннего мира, от духовных, физических потребностей. Впечатления, память.

 Взаимозависимость внутреннего и внешнего, видимого и невидимого на примере:

впечатление — настроение — здоровье — отношение к окружающим — отношение к

окружающему миру. Представление о мире как единой системе, объединяющей физическую и

духовную области. Бог. Сотворение человека по образу Божию. Человек — венец творения

.Адам и Ева..Человек наделен бессмертной душой, имеет свободу воли и владеет разумной

речью.Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Возникновение зла.

Значение слова «грех». Нарушение общей гармонии мира. Разумная человеческая душа

превосходит природный мир и ответственна за него. Духовный смысл человеческой

жизни.

             Тема 2. «ЗЕМНАЯ  ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ» (31 ч.)

 С чем связаны главные православные праздники? Иисус Христос — Спаситель мира.

Евангелие — книга о Спасителе и о спасении. Рождество Пресвятой Богородицы.

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

 Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Святой.  Праздник

Благовещения.   Рождество Христово. Поклонение волхвов и пастухов.

Традиция празднования Рождества Христова у православных народов.

Отражение евангельских событий в иконописи, поэзии,  светской живописи,

духовной музыке.  Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет. Возвращение в

 Назарет.

 Сретение Господне. Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа.

Рождение Иоанна Предтечи. Проповедь Иоанна Предтечи.

 Крещение Иисуса Христа.

 Усекновение честной главы  Иоанна Предтечи.

 Христос в пустыне. Пост. Искушение Иисуса Христа дьяволом. Начало проповеди

Христа. Двенадцать учеников Иисуса Христа.

 Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. Заповеди блаженства.

 Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери.

 Исцеление расслабленного.

 Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы.

  Укрощение бури. Хождение Иисуса Христа по водам.

 Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей.

 Чудесное приумножение хлебов и рыб.

 Предсказания Иисуса Христа о своих страданиях, смерти и воскресении. Преображение

Господне.Воскрешение Лазаря. Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное

 воскресенье.Тайная вечеря.

 Моление о чаше. Предательство Иуды. Взятие Иисуса под стражу.

 Суд над Иисусом. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Распятие и смерть Иисуса

Христа.Снятие с креста и погребение Спасителя. Воскресение Иисуса Христа.

 Пасха Господня. Празднование главного православного праздника — Светлого

Христова Воскресения. Светлая седмица.

 Пребывание воскресшего Спасителя на земле. Вознесение Господне. Сошествие

Святого Духа на апостолов. Пятидесятница — День Святой Троицы. Духов день.

 Православные праздники. Двунадесятые праздники: переходящие и непереходящие

праздники. Праздничные иконы. Евангельские события в поэтическом и

изобразительном искусстве.

Учебно – тематический план

Наименование  разделов

Количество часов

(авторская

 программа)

Количество  часов

(рабочая программа)

1

ДУХОВНОЕ В НАШЕМ МИРЕ

                3 ч

           3 ч

2

ЗЕМНАЯ  ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

                31ч

           31ч

Итого

              34ч

           34ч

Тематическое планирование  с  определением  основных  видов  учебной  деятельности  обучающихся

Тема  урока

Дата    1 а

Дата 1 б

Дата 1 в

Характеристика  деятельности  ученика

Духовное  в  нашем  мире (3ч)

1.

  Мир  внешний  и  мир  внутренний 

 Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Выяснять: Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции.  Объяснять, что такое духовный мир человека, религия, религиозная культура .Осмысливать понятия: духовный  мир, внутренний  мир, материальный , физический  мир.

2.

Человек- венец  творения

Работать в  группе,  проверять  с помощью учебника правильность суждений. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.  Осмысливать  знание  о мире как творении Божием,  разнообразии  и богатстве мира, Библии. Рассматривать росписи Грановитой  палаты  Московского  Кремля.

3.

Добро  и  зло  в  мире

Изучать текст  о сотворении человека  по образу Божию.  Объяснять: Адам  и  Ева Грехопадение. Заповедь. Рай. Ад.  пословицы духовного  содержания, учиться  видеть  и  различать  добро  и  зло  в  себе  и  в  окружающем  мире. Анализировать жизненные ситуации,  выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры

Земная  жизнь   Иисуса Христа  и православные праздники(31ч)

4.

Евангелие -  книга  о  Спасителе и спасении. Рождество Пресвятой Богородицы.

 Изучать текст  и  отвечать  на  вопросы : Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие. Что такое Откровение Божие, объяснять, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснять связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснять, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказывать об апостолах Христовых.

 

5.

Введение  во  Храм  пресвятой  Богородицы

  Изучать текст  и  отвечать  на  вопросы о Пресвятой  Богородице  , храмах  и  монастырях, посвящённых  Введению    во  Храм  Пресвятой  Богородицы. В ходе проекта дети  определяют цель и этапы работы, распределяют обязанности. находят материалы .

6.

 Благовещение  Пресвятой  Богородицы

Формулировать выводы, отвечать на  вопросы. Оценивать достижения на уроке. Выполнять тесты с выбором ответа. Адекватно оценивать свои знания. Участвовать в работе группы

7.

Рождество Христово.

Изучать текст  и  отвечать  на  вопросы: Традиция празднования Рождества Христова у православных народов; рассматривать  презентацию  по  теме, объяснять  незнакомые  слова.

8.

Поклонение  волхвов  младенцу   Христу

Осмысливать понятия:  волхвы,  ладан, смирна, рассматривать  презентацию  по  теме, объяснять  незнакомые  слова. Находить и отбирать информацию, необходимую для ответов на  вопросы. Участвовать в работе группы.

9

Сретение Господне.

Осмысливать   новые  слова   и  понятия: Сретение Господне, Анна Пророчица. Симеон  Богоприимец,  рассматривать  презентацию  по  теме, объяснять  незнакомые  слова. Находить и отбирать информацию, необходимую для ответов на  вопросы. закреплять  основные  понятия,  оценивать  себя.

10.

Бегство  в  Египет

Осмысливать понятия:  избиение  вифлеемских  младенцев. Египет. Ирод,  рассматривать  презентацию  по  теме, объяснять  незнакомые  слова. Находить и отбирать информацию, необходимую для ответов на  вопросы. Участвовать в работе группы.

11.

Рождество Иоанна  Предтечи

Осмысливать новые  слова  и   понятия : Иоанн  Предтеча ; рассматривать  иллюстрации  и презентацию  по  теме,  объяснять  незнакомые  слова. Находить и отбирать информацию, необходимую для ответов на  вопросы. закреплять  основные  понятия,  работать  над  проектом, оценивать  себя

12.

Крещение Иисуса Христа

Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

13.

Усекновение  главы  Иоанна  Предтечи

Рассматривать  презентацию  по  теме, объяснять  незнакомые  слова. Участвовать  в  творческой  работе.

14.

Христос  в пустыне. Двенадцать учеников Иисуса Христа.

Находить необходимую информацию в книге.  Участвовать в работе группы. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. закреплять  основные  понятия,  оценивать  себя

15

Нагорная  проповедь  Христа. Заповеди  Блаженства

Изучать: Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему.

 Объяснять, чему учил Христос, что является духовными сокровищами. Рассказывать, какое богатство христиане считают истинным и вечным.

Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей

16.

Традиции празднования Рождества Христова  в  России

Осмысливать понятия:  Юлианский  календарь. Сочельник .Сочиво. Святки. Таинство. Крещение. Находить необходимую информацию в книге. Рассматривать  иллюстрации  к  тексту. В ходе проекта дети  определяют цель и этапы работы, распределяют обязанности.

17.

Посещение  православного  храма

Выяснять: Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм.

Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение».

Что такое «церковно-славянский язык».

 Рассказывать, как устроен православный храм. Рассказывать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы..

18.

Первое  чудо  Иисуса  Христа  в  Кане  Галилейской

Находить необходимую информацию в книге.  Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Осмысливать понятия: Праздничная  и  храмовая  икона, Алтарь, Канун.

19.

Исцеление  расслабленного

Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. закреплять  основные  понятия,  оценивать  себя

20.

Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текст закреплять  основные  понятия,

Учиться  слушать собеседника, вести  диалог, оценивать  себя

21.

Укрощение  бури  и  хождение  Иисуса  Христа  по  водам

Осмысливать  новые понятия, рассматривать  презентацию  по  теме, объяснять  незнакомые  слова. Находить необходимую информацию в книге.  закреплять  основные  понятия,  оценивать  себя

22.

Воскрешение дочери Иаира. Благословение  детей.

Осмысливать  новые понятия,  рассматривать  презентацию  по  теме, объяснять  незнакомые  слова. Находить необходимую информацию в книге.  закреплять  основные  понятия,  оценивать  себя

23.

Чудесное  приумножение  хлебов  и  рыб

Осмысливать  новые понятия, рассматривать  презентацию  по  теме, объяснять  незнакомые  слова. Находить и отбирать информацию, необходимую для ответов на  вопросы. закреплять  основные  понятия,  оценивать  себя

24.

Преображение  Господне

Распятие и смерть Иисуса Христа.

Осмысливать  новые понятия,  рассматривать  презентацию  по  теме, объяснять  незнакомые  слова. Находить и отбирать информацию, необходимую для ответов на  вопросы. закреплять  основные  понятия,  оценивать  себя

25.

Воскрешение  Лазаря

Рассматривать  презентацию  по  теме, объяснять  незнакомые  слова. Учиться  слушать собеседника, вести  диалог, объяснять  пословицы духовного  содержания, находить и отбирать информацию, необходимую для ответов на  вопросы.

26.

Торжественный вход Господень в Иерусалим

Осмысливать  новые понятия, рассматривать  презентацию  по  теме и  иллюстрации  учебника, объяснять  незнакомые  слова  и  пословицы, учиться  вести  диалог, участвовать  в  творческой  работе.

27.

Тайная вечеря.

.

Осмысливать   новые  слова   и  понятия: Трапеза.Тайная  вечеря. Таинство. Новый  завет. Литургия. Рассматривать  презентацию  по  теме  и  иконы, объяснять  незнакомые  слова. Находить и отбирать информацию, необходимую для ответов на  вопросы.

28.

Моление  о  чаше.

Предательство  Иуды.

Осмысливать понятия:  Сребролюбие. Сребреник. Рассматривать  презентацию  по  теме  и  иконы, объяснять  незнакомые  слова. Находить и отбирать информацию, необходимую для ответов на  вопросы.

29.

Суд  и  распятие Иисуса  Христа

Осмысливать понятия:  Синедрион. Голгофа. Рассматривать  презентацию  по  теме, объяснять  незнакомые  слова. Находить  и отбирать информацию в  учебнике , необходимую для ответов на  вопросы, проверять  с помощью учебника правильность суждений

30.

Снятие  с  креста, погребение  и  воскресение  Христа

Осмысливать понятия:  Плащаница. Искупление. Рассматривать  презентацию  по  теме  и  иллюстрации , объяснять  незнакомые  слова. Учиться  слушать собеседника, вести  диалог. Участвовать  в  творческой  работе, оценивать себя.

31.

Пасха Господня. Традиции  празднования

Узнать : Что такое Пасха (Воскресение).

Как празднуют Пасху.

Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост.

 Объяснять, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснять, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста, проверять  с помощью учебника правильность суждений,Участвовать  в  игре.

32.

 Вознесение Господне и  сошествие  святого  духа

Рассматривать  презентацию  по  теме, объяснять  незнакомые  слова. Находить и отбирать информацию, необходимую для ответов на  вопросы. закреплять  основные  понятия, учиться  писать  сочинение, оценивать  себя

33.

События  Евангелия  и  православные  праздники

Участвовать  в  проектной  работе: «Православные праздники. Двунадесятые праздники: переходящие и непереходящие праздники.», оценивать  результаты  и  себя.

34

Итоговый  урок  

Евангелие  в  нашем  мире

Демонстрировать результаты  проектов, смотреть  и  оценивать  результаты  проектов, повторять  изученные  темы, закреплять  основные  понятия,  оценивать  себя.

Описание материально-технического обеспечения  образовательного   процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

                1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Бородина А.В. Основы православной культуры: Мир вокруг  и  внутри  нас :учебное  пособие  для  2  класса М. , 2015                                                              

2

Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ: Начальная школа. – Изд. 12-е. – М.,  2011.

                 2. Технические средства обучения

3

Компьютер

                  3. Экранно-звуковые пособия

4

Интерактивная доска

4.Интернет-источники

5

http://borodina.mrezha.ru/ekspertizyi-i-harakteristika/kratkaya-harakteristika-kursa.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«История и культура кубанского казачества»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ       Тип программы:              образовател...

Рабочая программа внеурочной деятельности "История родного края"

Рабочая программа внеурочной деятельности (пояснительная записка)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КРАЯ» Основное общее образование (базовый уровень), 5 класс

Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, ув...

Рабочая программа внеурочной деятельности «История донского казачества»

Рабочая программа внеурочной деятельности «История донского казачества» разработана на основе концептуальных идей обновления образования с позиции её гуманизации: максимального учета потре...

Программа внеурочной деятельности "История и культура кубанского казачества"

Программа внеурочной деятельности "История и культура кубанского казачества"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА» 1-4 классы

Программа составлена на основе программы «История и культура кубанского казачества» (1-4 классы), разработанной на расширенном заседании учебно-методического объединения по обсуждению и ут...