Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Интегрированный урок (русский язык +башкирский язык) во 2 классе.
план-конспект урока (2 класс)
Цель урока: 1. Учить классифицировать имена существительные на
одушевлённые и неодушевлённые в русском и башкирском языках.
2.Развивать речевые умения и лексический запас учащихся по теме «Природа родного края».
3.Повышать мотивацию изучения башкирского языка.
4.Развивать любовь к своей малой Родине, Республике
Башкортостан.
5.Развивать артистические способности (через сказку,
стихотворение).
Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.
Вид урока: урок дидактическая игра.
Форма урока: интегрированный урок - путешествие.
Оформление и оборудование:
1. Мультимедийный проектор, аудиозапись с мелодией курая.
2. Выставка рисунков учащихся «Осенняя природа Башкортостана»
3. Выставка творческих сочинений «За что я люблю осень?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_rus.yaz_.bash_.yaz_.docx | 33.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1
с углубленным изучением английского языка «Гармония»
городского округа г. Кумертау РБ
БИНАРНЫЙ УРОК
русский язык + башкирский язык
во 2 классе
«Одушевлённые и неодушевлённые
имена существительные»
Учителя:
Шестакова А.И.
Юзумбаева Р.Ю.
2020 г.
Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Цель урока: 1. Учить классифицировать имена существительные на
одушевлённые и неодушевлённые в русском и башкирском языках.
2.Развивать речевые умения и лексический запас учащихся по теме «Природа родного края».
3.Повышать мотивацию изучения башкирского языка.
4.Развивать любовь к своей малой Родине, Республике
Башкортостан.
5.Развивать артистические способности (через сказку,
стихотворение).
Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.
Вид урока: урок дидактическая игра.
Форма урока: интегрированный урок - путешествие.
Оформление и оборудование:
1. Мультимедийный проектор, аудиозапись с мелодией курая.
2. Выставка рисунков учащихся «Осенняя природа Башкортостана»
3. Выставка творческих сочинений «За что я люблю осень?»
I. Организационный момент.
Звучит мелодия курая.
У1. Хәйерле иртә, ҡояш!
Хәйерле иртә, тауҙар!
Хәйерле иртә, ҡыҙҙар!
Хәйерле иртә, малайҙар!
У2. - Здравствуйте, дети, уважаемые гости. Сегодня я – Шестакова Айгуль Инсафовна и Юзумбаева Разифа Юнировна приглашаем вас на урок – путешествие. А куда мы отправимся – угадайте.
Пришла волшебница прекрасная,
Листву без краски перекрасила. (осень)
Несу я урожай, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек. Я – (осень)
- Какие пословицы и поговорки вы знаете об осени? (ответы детей)
II. Подготовительная работа.
1. Фонетическая зарядка.
У1. – Вперед в гости к осенней природе. А по дороге проведем фонетическую зарядку. Посмотрите на экран. (читать по одной строчке)
а. ға-ға-ға – әйҙә киттек урманға,
әк-әк-әк – йәнлектәр күп бигерәк,
да-да-да – тәбиғәт тураһында
лә-лә-лә – нығыраҡ белге килә.
(перевод текста читает У2 пойдемте в лес,
как много здесь животных
о природе больше узнать хотим)
б. Чтение вместе – 2 раза (хором).
Идут слайды на тему «Осень.»
2. Чтение творческих работ детей.
У2. – Каждое время года по-своему прекрасно. Давайте послушаем отрывки из ваших сочинений «За что я люблю осень».
У2. – Свою любовь к осенней природе вы выразили и на своих замечательных рисунках. Посмотрите на нашу выставку, в основном - это осенний лес.
3. Минутка чистописания.
У1. – Тропинки в осеннем лесу петляют то вверх, то вниз, то вправо, то влево, как наши элементы букв в тетрадях.
- Посмотрите на первую строчку нашего стишка. Начинается со слога ға.
- Сегодня мы его научимся писать. Мы на каждом уроке элементы букв башкирского языка сравниваем с русским языком. И сейчас перед тем как начать писать этот слог, посмотрите внимательно на этот слог – состоит из букв ғ и а.
- Буква ғ по написанию на какую букву русского алфавита похожа? (г)
- Чем отличается? (петелькой, от которой ведем соединительную линию с другими буквами.
- А теперь пишем слог ға и слова,
в которых встречается соединение этих
букв ға, ағас, ағастар – пишем одну
строчку, чередуя слог и слова.
(На экране)
- Переводим слова ағас – дерево
ағастар – деревья.
У2. - Составьте предложения на русском языке, используя любое из этих слов.
- А мое предложение рассыпалось – соберите его и запишите.
(На экране) яркий, надели, осенний, наряд, деревья.
(Деревья надели яркий осенний наряд.
Яркий осенний наряд надели деревья.)
У1. - Составляем предложения на башкирском языке. Но не забудьте правило – слова, которые отвечают на вопрос Что делать? ставятся в конце предложения. (Предложения составляем устно)
- Какого цвета бывают деревья осенью? Ответьте на башкирском.
(на экране слайд - осенний лес)
III. Сообщение темы и цели урока
1. Словарная работа
У2. – Почему еще говорят «Золотая осень»?
- Почему деревья с наступлением осени меняют цвета своих нарядов?
- Осенью часто дует ветер, он переставил буквы в словах, помогите нам их собрать. (на экране)
боровйе мзаозорки акосор даогоп
воробей заморозки сорока погода
У2. – По какому признаку можно объединить эти слова? (про природу, имена существительные, словарные слова)
- Исключите лишнее слово. (Заморозки. С наступлением заморозков птицы улетают на юг, а воробьи и сороки остаются зимовать.)
2. Постановка цели урока
- Что такое существительное? (правило)
- Задайте вопросы к каждому слову: что? - погода, кто? - воробей, что? - заморозки, кто? - сорока.
- К каким словам мы задаем вопрос кто? или что? (кто? - так спрашивают про людей, зверей, птиц, рыб, насекомых, что? - все остальные существительные
- Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? (одушевленные)
- Как называются слова, которые отвечают на вопрос что? (неодушевленные)
На экране таблица
Кто? | Что? |
Одушевленные | Неодушевленные |
Люди, звери, птицы, рыбы, насекомые | Все остальные имена существительные |
- Сегодня путешествуя вместе с осенью, мы будем говорить об одушевленных и неодушевленных именах существительных в русском и башкирском языках- – Запишите эти слова в два столбика:
I вариант – неодушевленные,
II вариант – одушевленные.
- На экране правильные ответы. Проверьте .
- Какие еще предметы в лесу отвечают на вопрос что?
- Какие еще предметы в лесу отвечают на вопрос кто?
- Запишите еще по одному слову к каждому столбику на тему «Осенний лес». (проверка)
Физминутка
а. Игра «Осто - осто» -(«Улетели – улетели»).
У1. - Я называю имена существительные на башкирском языке. Если вы услышите названия птицы, то помашите руками, как птицы крыльями.
- Осто, осто, ҡарға осто.
…
- Осто, осто, ҡуян осто.
б. Под музыку со стишком.
- С наступлением холодов и выпадением снега как изменяется цвет шубки зайчика?
-О нем вспомним стишок, и немного отдохнем. (под музыку делаем физминутку)
Аҡ ҡуян, йомшаҡ ҡуян,
Беҙгә ҡунаҡҡа килгән.
Ҡойроғо ҡыҫҡа ғына,
Ҡолағы ергә тейгән.
- Ҙур рәхмәт. Ултырығыҙ.
3. Игра «Найди ошибку»
У2– Вам понравилось играть, продолжаем.
- Прочитайте слова каждого столбика. Скажите, все ли верно?
Слайд. Кто? Что?
осень лес
ворона лесник
Следующий слайд с правильным ответом.
Кто? Что?
лесник лес
ворона осень
4. Работа над новым материалом
У1. –А теперь эти слова переведем на башкирский язык. (лес – урман, осень – көҙ, ворона - ҡарға, лесник – урмансы)
- Задайте к ним вопросы на башкирском языке. (кто? – кем?
Что? – нимә?)
- Нет, ребята, вы ошиблись, в русском языке слово ворона отвечает на вопрос кто? а в башкирском языке на вопрос нимә? На башкирском языке на вопрос кто? (кем?) отвечают только те существительные, которые обозначают людей.
Например: кем? - малай, кем? – ҡыҙ, кем? - урмансы.
- А всем остальным существительным задаем вопрос что? – нимә?
Например: нимә? - урман, нимә? – көҙ, нимә? - ҡарға.
- Будьте внимательны, это правило нужно запомнить и не перепутать с правилами русского языка. А запомнить поможет таблица.
На экране таблица
Кто? | Что? |
Одушевленные | Неодушевленные |
Люди, звери, птицы, рыбы, насекомые | Все остальные имена существительные |
Кем? | Нимә? |
Люди | Все остальные имена существительные |
У2 – В русском языке на вопрос «Кто?» отвечают слова, которые обозначают … (ответы детей)
У1. – А в башкирском языке на вопрос «Кто? – Кем?» отвечают слова, которые обозначают только … (ответы детей)
У2.- Какой вывод вы сделаете, опираясь на схему? Какие слова, отвечают на вопрос «Кто?» и на русском и на башкирском языке? (ответы детей)
- Это общее правило для русского и башкирского языка.
IV. Первичное закрепление
1. Игра на внимание.
У1. – Закрепим наше правило в игре. Если слово отвечает на вопрос Кем?- хлопаем в ладоши: ҡыҙ, малай, ағас, тейен, уҡыусы, ҡуян, урмансы.
2. Башкирские народные загадки.
У2. -А сейчас разгадайте башкирские народные загадки.
- У него пушистый мех
Он в лесу трусливей всех. (заяц – ҡуян)
- Рыжая красавица
Из леса пришла.
Кур и петуха
С собой унесла. (лиса – төлкө)
- Желтоглазые птенцы
Разлетятся во все концы,
Без этих птенчиков от веку
Нету жизни человеку.
Рыжеусый брат
Шепчет еле слышно
Возьми меня с собой –
Подарю лепешку пышную.
(колос пшеницы – бойҙай)
- Хан вышагивает гордо
У него в крови вся морда. (волк – бүре)
- Летом – хозяином леса считается,
Зимой – засоней под снегом валяется. (медведь - айыу)
На экране слова: заяц, лиса, пшеница, волк, медведь.
У2. - По какому признаку можно объединить эти слова (относятся к природе)
- Какое слово лишнее? ( пшеница) – отвечает на вопрос что? а остальные все на вопрос кто? т.к. они обозначают животных.
- Что такое пшеница? (Пшеница – это зерновая культура.)
- А для чего ее выращивают люди? (чтобы печь хлеб, булки)
– Осенью люди собирают урожай, пекут хлеб, булочки. А из чего все это делают?
(из пшеницы, ржи). А бабушка из сказки испекла не просто булочку, а румяный, вкусный…( колобок).
На экране слова: заяц, лиса, колобок, волк, медведь
- К какой сказке относятся все эти герои? («Колобок»)
- Ребята, которые изучают углубленно башкирский язык, сейчас вам покажут сказку «Колобок» на родном языке. (дети показывают сказку)
V. Инсценировка русской народной сказки «Колобок» на башкирском языке.
У1. - Колобок на башкирский язык переводится как Йомро икмәк.
VI. Итог урока. Домашнее задание.
У2. – О каких именах существительных мы сегодня говорили?
- Ребята, о красоте природы какой страны, края мы сегодня говорили?
(О Башкортостане.)
- Какой праздник приближается? (День рождения нашей республики.)
- На уроке хорошо работали – ….
- Домашнее задание упражнение 51.
- Послушайте в заключении нашего путешествия стихотворения о Родине на башкирском языке.
Барыһы тыуған еремдә.
Кәтибә Кинйәбулатова
Йәй айҙары, айҙары:
Сәскәләрҙең алдары,
Алмалары, сейәһе,
Еләктәре, балдары.
Йәй айҙары, айҙары:
Ҡуҙғалаҡлы яланы,
Сылтыр шишмә буйында
Ҡымыҙлығы, баланы.
Йәй айҙары, айҙары:
Балтырғанлы урманы,
Ҡыҙырым ҡыҙырас солғанған
Та6ма – та6ма йылғаһы.
Йәй айҙары, айҙары:
Аҡ томанлы тауҙары,
Һандуғасы һайраған
Бөҙрә таллы ярҙары,
Көҙгө кеүек күлдәре –
Барыһы тыуған илемдә,
Башҡортостан ерендә.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2-ом классе по теме: Упражнения в различении одушевлённых и неодушевлённых имён существительных
Конспект урока по УМК "Русский язык" В. П. Канакиной нетрадиционной формы проведения....
интегрированный урок русский язык + английский язык 4 класс
Интегрированный урок русский язык + английский язык 4 класс в рамках проекта "Наш выход". Здесь представлен фрагмент урока....
презентация к уроку русского языка "Школа 2100" 3 класс "Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные ,их использование в речи для характеристики людей"
Данная презентация может быть использована на уроках развития речи....
Проект урока русского языка русский язык 2 класс
Урок русского языка 2 класс по теме "Слог"...
Урок русского языка в 3-м классе по теме " Собственные и нарицательные имена существительные"+ презентация к уроку
Урок русского языка в 3-м классе по теме "Собственные и нарицательные имена существительные". К УМК " Перспектива" Л.Ф.Климановой. Презентация к уроку....
Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме "Качественные имена прилагательные и особенности их словообразования"
Цель: создать условия для формирования лексических признаков качественных прилагательных - наличием антонимической пары, особенностях их словообразования.Задачи:Личностные УУД: с...
План-конспект урока русского языка во 2 «Г» классе Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные».
План-конспект урока русского языка во 2 «Г» классе Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»....