Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Интегрированный урок (русский язык +башкирский язык) во 2 классе.
план-конспект урока (2 класс)

Юзумбаева Разифа Юнировна

Цель урока: 1. Учить классифицировать имена существительные на 

                           одушевлённые и неодушевлённые в русском и башкирском языках.

                      2.Развивать речевые умения и лексический запас учащихся по теме «Природа родного края».

                      3.Повышать мотивацию изучения башкирского языка.

                      4.Развивать любовь к своей малой Родине, Республике

                          Башкортостан.

                      5.Развивать артистические способности (через сказку,

                         стихотворение).

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.

Вид урока: урок дидактическая игра.

Форма урока: интегрированный урок - путешествие.

Оформление и оборудование:

1. Мультимедийный проектор, аудиозапись с мелодией курая.        

2. Выставка рисунков учащихся «Осенняя природа Башкортостана»

3. Выставка творческих сочинений «За что я люблю осень?»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_rus.yaz_.bash_.yaz_.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

 с углубленным изучением английского языка «Гармония»

городского округа г. Кумертау РБ

БИНАРНЫЙ   УРОК

 русский язык + башкирский язык

во 2 классе

«Одушевлённые и неодушевлённые

имена существительные»

Учителя:

Шестакова А.И.

Юзумбаева Р.Ю.

J0295069

2020 г.

Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Цель урока: 1. Учить классифицировать имена существительные на  

                           одушевлённые и неодушевлённые в русском и                       башкирском языках.

                      2.Развивать речевые умения и лексический запас                       учащихся по теме «Природа родного края».

                      3.Повышать мотивацию изучения башкирского языка.

                      4.Развивать любовь к своей малой Родине, Республике

                          Башкортостан.

                      5.Развивать артистические способности (через сказку,

                         стихотворение).

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.

Вид урока: урок дидактическая игра.

Форма урока: интегрированный урок - путешествие.

Оформление и оборудование: 

1. Мультимедийный проектор, аудиозапись с мелодией курая.        

2. Выставка рисунков учащихся «Осенняя природа Башкортостана»

3. Выставка творческих сочинений «За что я люблю осень?»

 

I. Организационный момент.

      Звучит мелодия курая.

У1.    Хәйерле иртә, ҡояш!

          Хәйерле иртә, тауҙар!

          Хәйерле иртә, ҡыҙҙар!

          Хәйерле иртә, малайҙар!

У2. -  Здравствуйте, дети, уважаемые гости. Сегодня я – Шестакова Айгуль Инсафовна и Юзумбаева Разифа Юнировна приглашаем вас на урок – путешествие. А куда мы отправимся – угадайте.

         Пришла волшебница прекрасная,

         Листву без краски перекрасила. (осень)  

        Несу я урожай, поля вновь засеваю,

        Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

        Но не касаюсь сосен и елочек. Я – (осень)

- Какие пословицы и поговорки вы знаете об осени? (ответы детей)

      II. Подготовительная работа.

1. Фонетическая зарядка.

У1. – Вперед в гости к осенней природе. А по дороге проведем  фонетическую зарядку. Посмотрите на экран.  (читать по одной строчке)

    а. ға-ға-ға – әйҙә киттек урманға,

   әк-әк-әк – йәнлектәр күп бигерәк,

   да-да-да – тәбиғәт тураһында

   лә-лә-лә – нығыраҡ белге килә.

        (перевод текста читает У2           пойдемте в лес,

                                                                 как много здесь животных

                                                                 о природе   больше узнать хотим)

       б. Чтение вместе – 2 раза (хором).

Идут слайды на тему «Осень.»

2. Чтение творческих работ детей.

У2. – Каждое время года по-своему прекрасно. Давайте послушаем отрывки  из ваших сочинений «За что я люблю осень».

У2.  – Свою любовь к осенней природе вы выразили и на своих замечательных рисунках. Посмотрите на нашу выставку, в основном - это осенний лес.

3. Минутка чистописания.

У1. – Тропинки в осеннем лесу петляют то вверх, то вниз, то вправо, то   влево, как наши элементы букв в тетрадях. 

 - Посмотрите на первую строчку нашего стишка. Начинается со   слога ға.

 - Сегодня мы его научимся писать. Мы на каждом уроке элементы букв башкирского языка сравниваем с русским языком. И сейчас перед тем как начать писать этот слог, посмотрите внимательно на этот слог – состоит из букв ғ и а.

 - Буква ғ по написанию на какую букву русского алфавита похожа? (г)

 - Чем отличается? (петелькой, от которой ведем соединительную линию с другими буквами.

 - А теперь пишем слог ға и слова,

в которых встречается соединение этих

букв ға, ағас, ағастар – пишем одну

строчку, чередуя слог и слова.

(На экране)

 - Переводим слова  ағас – дерево

                          ағастар деревья. 

 У2. - Составьте предложения на русском языке, используя любое из этих слов.

  • А мое предложение рассыпалось – соберите его и запишите.

(На экране) яркий, надели, осенний, наряд, деревья.

                    (Деревья надели яркий осенний наряд.

                     Яркий осенний наряд надели деревья.)

У1. - Составляем предложения на башкирском языке. Но не забудьте правило – слова, которые отвечают на вопрос  Что делать? ставятся в конце предложения. (Предложения составляем устно)

- Какого цвета бывают деревья осенью?  Ответьте на башкирском.

(на экране слайд - осенний лес)

 III. Сообщение темы и цели урока

1. Словарная работа

У2. – Почему еще говорят «Золотая осень»?

- Почему деревья с наступлением осени меняют цвета своих нарядов? 

-  Осенью часто дует ветер, он переставил буквы в словах, помогите нам их собрать. (на экране)

  боровйе          мзаозорки            акосор           даогоп

   воробей          заморозки            сорока           погода 

У2. – По какому признаку можно объединить эти слова?  (про природу, имена существительные, словарные слова)

- Исключите лишнее слово. (Заморозки. С наступлением заморозков птицы улетают на юг, а воробьи и сороки остаются зимовать.)

 2. Постановка цели урока

- Что такое существительное? (правило) 

- Задайте вопросы к каждому слову:  что? - погода, кто? - воробей, что? - заморозки, кто? - сорока.

- К каким словам мы задаем вопрос кто? или что?  (кто? - так спрашивают про людей, зверей, птиц, рыб, насекомых, что? - все остальные существительные

- Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? (одушевленные)

- Как называются слова, которые отвечают на вопрос что? (неодушевленные)

На экране таблица

Кто?

Что?

Одушевленные

Неодушевленные

Люди, звери, птицы,

рыбы, насекомые

Все остальные имена существительные

- Сегодня путешествуя вместе с осенью, мы будем говорить об одушевленных и неодушевленных именах существительных в русском и башкирском языках- – Запишите эти слова в два столбика:

 I вариант – неодушевленные,

 II вариант – одушевленные.

 - На экране правильные ответы. Проверьте .

 - Какие еще предметы в лесу отвечают на вопрос что?

 - Какие еще предметы в лесу отвечают на вопрос кто?

 - Запишите еще по одному слову к каждому столбику на тему «Осенний лес». (проверка)

     Физминутка  

а. Игра  «Осто - осто» -Улетели – улетели»).

У1. - Я называю имена существительные на башкирском языке. Если вы услышите названия птицы, то помашите руками, как птицы крыльями.

- Осто, осто, ҡарға осто.

- Осто, осто, ҡуян осто.

 б. Под музыку со стишком.

- С наступлением холодов и выпадением снега как изменяется цвет шубки зайчика?

-О нем вспомним стишок, и немного отдохнем. (под музыку делаем физминутку)

                Аҡ ҡуян, йомшаҡ ҡуян,

                   Беҙгә ҡунаҡҡа килгән.

                   Ҡойроғо ҡыҫҡа ғына,

                   Ҡолағы ергә тейгән.

- Ҙур рәхмәт. Ултырығыҙ.

3. Игра «Найди ошибку»

У2– Вам понравилось играть, продолжаем.

- Прочитайте слова каждого столбика. Скажите, все ли верно?

Слайд.                  Кто?                           Что?

                              осень                         лес

                             ворона                     лесник

 Следующий слайд с правильным ответом. 

                               Кто?                        Что?

                             лесник                        лес

                             ворона                     осень

4. Работа над новым материалом

У1. А теперь эти слова переведем на башкирский язык. (лес – урман, осень – көҙ, ворона - ҡарға,  лесник – урмансы)

   - Задайте к ним вопросы на башкирском языке. (кто? – кем?                       

Что? – нимә?) 

- Нет, ребята, вы ошиблись, в русском языке слово ворона отвечает на вопрос кто? а в башкирском языке на вопрос нимә? На башкирском языке на вопрос кто? (кем?) отвечают только те существительные, которые обозначают людей.

Например: кем? - малай, кем? – ҡыҙ, кем? - урмансы.

 - А всем остальным существительным задаем вопрос что? – нимә?

Например:  нимә? - урман, нимә? – көҙ, нимә? - ҡарға.

  - Будьте внимательны, это правило нужно запомнить и не перепутать с правилами русского языка. А запомнить поможет таблица.

На экране таблица

Кто?

Что?

Одушевленные

Неодушевленные

Люди, звери, птицы,

рыбы, насекомые

Все остальные имена существительные

Кем?

Нимә?

Люди

Все остальные имена существительные

У2 – В русском языке на вопрос «Кто?» отвечают слова, которые обозначают … (ответы детей)

У1.  А в башкирском языке на вопрос «Кто? – Кем?» отвечают слова, которые обозначают только … (ответы детей) 

У2.- Какой вывод вы сделаете, опираясь на схему?  Какие слова, отвечают на вопрос «Кто?» и на русском и на башкирском языке? (ответы детей)

- Это общее правило для русского и башкирского языка.

IV. Первичное закрепление

1. Игра на внимание.

У1. Закрепим наше правило в игре. Если слово отвечает на вопрос Кем?- хлопаем в ладоши: ҡыҙ, малай, ағас, тейен, уҡыусы, ҡуян, урмансы.

2. Башкирские народные загадки.

 У2. -А сейчас разгадайте башкирские народные загадки.

  • У него пушистый мех

          Он в лесу трусливей всех. (заяц – ҡуян)

  •  Рыжая красавица

      Из леса пришла.

      Кур и петуха

      С собой унесла. (лиса – төлкө) 

  •  Желтоглазые птенцы

      Разлетятся во все концы,

      Без этих птенчиков от веку

      Нету жизни человеку.

      Рыжеусый брат

      Шепчет еле слышно

      Возьми меня с собой –

      Подарю лепешку пышную.

        (колос пшеницы бойҙай)

  •  Хан вышагивает гордо

     У него в крови вся морда. (волк – бүре)

  • Летом – хозяином леса считается,

     Зимой – засоней под снегом валяется. (медведь - айыу)

  На экране слова: заяц, лиса, пшеница, волк, медведь.

 У2. - По какому признаку можно объединить эти слова (относятся к природе)

 - Какое слово лишнее? ( пшеница) – отвечает на вопрос что? а остальные все на вопрос кто? т.к.  они обозначают животных.

- Что такое пшеница?  (Пшеница – это зерновая культура.)

- А для чего ее выращивают люди? (чтобы печь хлеб, булки)

 – Осенью люди собирают урожай, пекут хлеб, булочки. А из чего все это делают?  

(из пшеницы, ржи). А бабушка из сказки испекла не просто булочку, а румяный, вкусный…( колобок).

На экране слова: заяц, лиса, колобок, волк, медведь

- К какой сказке относятся все эти герои? («Колобок»)

- Ребята, которые изучают углубленно башкирский язык, сейчас вам покажут сказку «Колобок»  на родном языке. (дети показывают сказку)

V. Инсценировка русской народной сказки «Колобок» на башкирском языке.

У1. - Колобок на башкирский язык переводится как Йомро икмәк.

VI. Итог урока. Домашнее задание.

 У2. – О каких именах существительных мы сегодня говорили?  

- Ребята, о красоте природы какой страны, края мы сегодня говорили?

(О Башкортостане.)

- Какой праздник приближается? (День рождения нашей республики.)

- На уроке хорошо работали – ….

- Домашнее задание  упражнение 51.

- Послушайте в заключении нашего путешествия стихотворения о Родине на  башкирском языке.

Барыһы тыуған еремдә.

             Кәтибә Кинйәбулатова

Йәй айҙары, айҙары:

Сәскәләрҙең алдары,

Алмалары, сейәһе,

Еләктәре, балдары.

Йәй айҙары, айҙары:

Ҡуҙғалаҡлы яланы,

Сылтыр шишмә буйында

Ҡымыҙлығы, баланы.

Йәй айҙары, айҙары:

Балтырғанлы урманы,

Ҡыҙырым ҡыҙырас солғанған

Та6ма – та6ма йылғаһы.

Йәй айҙары, айҙары:

Аҡ томанлы тауҙары,

Һандуғасы һайраған

Бөҙрә таллы ярҙары,

Көҙгө кеүек күлдәре –

Барыһы тыуған илемдә,

Башҡортостан ерендә.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2-ом классе по теме: Упражнения в различении одушевлённых и неодушевлённых имён существительных

Конспект урока по УМК  "Русский язык" В. П. Канакиной нетрадиционной формы проведения....

интегрированный урок русский язык + английский язык 4 класс

Интегрированный урок русский язык + английский язык 4 класс в рамках проекта "Наш выход". Здесь представлен фрагмент урока....

Проект урока русского языка русский язык 2 класс

Урок русского языка 2 класс по теме "Слог"...

Урок русского языка в 3-м классе по теме " Собственные и нарицательные имена существительные"+ презентация к уроку

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Собственные и нарицательные имена существительные".  К УМК " Перспектива" Л.Ф.Климановой. Презентация к уроку....

Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме "Качественные имена прилагательные и особенности их словообразования"

Цель: создать условия для формирования лексических признаков  качественных прилагательных - наличием антонимической пары, особенностях  их словообразования.Задачи:Личностные УУД: с...

План-конспект урока русского языка во 2 «Г» классе Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные».

План-конспект урока русского языка  во 2 «Г» классе  Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»....