План-конспект урока русского языка во 2 «Г» классе Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Чернышова Олеся Васильевна

План-конспект урока русского языка  во 2 «Г» классе  Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ Домодедовская СОШ 12 им. полного кавалера ордена Славы В. Д. Преснова  

План-конспект

урока русского языка

во 2 «Г» классе

Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные».

Учитель начальных классов: Чернышова О.В.

Домодедово, 2024г

Тип урока: урок закрепления знаний и умений.

Цель урока: формирование умения отличать имена собственные от нарицательных; формирование орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся. 

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний и умений обучающихся о собственных и нарицательных именах существительных, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.

Развивающие: способствовать развитию речи; умения применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; развитию умения отличать собственные и нарицательные имена существительные; расширению кругозора обучающихся.

Воспитательные: способствовать воспитанию позитивного отношения к предмету; интереса к русскому языку посредством соблюдения литературно – языковых норм, уважения к другим, осознанию ценности совместной работы; формирование положительной мотивации к учению посредством использования занимательного материала; бережное отношение к родному слову посредством работы над соблюдением основных норм правильности речи; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, воли, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности:  совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, проявлять  интерес к русскому языку; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.

Метапредметные: 

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания;  умение  строить  логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и  обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно - следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности;  умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.

Предметные:  умение отличать собственные и нарицательные имена существительные; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи. 

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 2 класс, часть 2, В.П. Канакина, раздаточный материал.

Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У.: - Здравствуйте, ребята!

2. Проверка готовности к уроку.

У.: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, словарь, ручка, зелёная ручка и простой карандаш.

II. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У.: - На доске вы видите разбросанные слова, из которых надо собрать пословицу. Какая пословица у вас получилась?

О.: - Учёба и труд к победам ведут.

У.: - Как вы понимаете эту пословицу?

О.: - Эта пословица означает, что если будешь много трудиться и учиться, то тогда ты добьёшься своей цели.

У.: - Отлично. Именно это и станет нашим девизом на сегодняшний урок.  

III. Актуализация умений и знаний.

1. Проверка домашнего задания.

У.: - Что такое имя существительное?

О.: - Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события.

У.: - На какие вопросы отвечает имя существительное?

О.: - Кто? Что?

У.: - А какие бывают имена существительные?

О.: - Одушевленные и неодушевленные.

У.: - Какие имена существительные называются одушевленными?

О.: - Одушевленными называются, те имена существительные, которые отвечают на вопрос Кто?

У.: - А какие имена существительные мы называем неодушевленными?

О.: - К неодушевленным именам существительным мы задаем вопрос Что? Они не обозначают людей и животных.

У.: - Какие еще имена существительные вы знаете?

О.: - Собственные и нарицательные.

У.: - Как можно отличить собственные и нарицательные имена существительные?

О.: - Собственные имена существительные обозначают имена, отчества, фамилии людей. Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.

О.: - Все остальные имена существительные – это нарицательные имена существительные. Они называют любой предмет, явление, свойство. Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы.

У.: - Что обозначает заглавная буква в именах собственных?

О.: - Орфограмму.

2. Каллиграфическая минутка.

Слова, записанные на доске: Илья, Ирина, Игорь, Иркутск.

У.: - Посмотрите, пожалуйста, на доску. На доске записаны слова. Внимательно на них посмотрите. Какую букву в словах мы встречаем чаще всего?

О.: - Букву «И».

У.: - Верно. Сегодня на каллиграфической минутке мы с вами повторим написание заглавной и строчной буквы «И».

У.: - Посмотрите на букву «И». Из каких элементов она состоит? Кто помнит?

О.: - Заглавная буква «И» состоит из удлиненной наклонной линии с закруглением внизу вправо. Строчная буква «и» состоит из короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо.

У.: - Сейчас мы вспомним, как пишутся эти буквы. Открываем тетради, записываем число, классная работа. Сначала я вам напишу эту букву, а вы внимательно смотрите.

У.: - Начинаю писать букву «и» от верхней линии рабочей строки. Пишу короткую наклонную линию с закруглением внизу вправо, касаясь нижней линии рабочей строки, довожу до верхней линии рабочей строки, не отрывая руки пишу такую же короткую наклонную линию с закруглением внизу вправо, касаясь нижней линии рабочей строки до её середины.

У.: - Пропишите элементы строчной буквы «и» в воздухе.

О.: - Слушают объяснение учителя, следят за написание букв.

У.: - Написать в тетради 5 раз строчную букву «и». Между буквами должно быть расстояние, чтобы мы смогли поместить ещё одну букву.

У.: - Чем отличается заглавная буква «И» от строчной?

О.: - Заглавная буква «И» немного больше.

У.: - Начинаю писать букву «И» чуть ниже нижней линии предыдущей рабочей строки. Пишу закругление вправо вверх, не доводя до этой линии, удлиненную наклонную линию с закруглением внизу вправо, касаясь нижней линии рабочей строки, довожу до уровня высоты первого элемента, не отрывая руки пишу удлиненную наклонную линию с закруглением внизу вправо, касаясь нижней линии рабочей строки до её середины.

У.: - Пропишите элементы заглавной буквы «И» в воздухе.

О.: - Слушают объяснение учителя, следят за написание букв.

У.: - Написать в тетради 5 раз заглавную букву «И».

У.: - А чем похожи данные слова?

О.: - Это имена собственные.

У.: - Верно.

3. Словарно – орфографическая работа.

У.: - Откроем учебники на странице 54-55.

У.: - Какие новые слова мы встретили в учебники?

О.: - Отец, фамилия.

У.: - Что вы можете сказать об этих словах?

О.: - Они словарные.

У.: - Какая орфограмма в данных словах?

О.: - Непроверяемые безударные гласные. Мы не можем ее проверить, мы можем ее только запомнить.

У.: - Обратите внимание, в слове отец, мы какую гласную должны запомнить?

О.: - О.  

У.: - Какой слог ударный в слове отец?

О.: - Второй слог ударный. Первый слог безударный, мы его не можем проверить.

У.: - В слове фамилия несколько орфограмм, обратите внимание.

У.: - Какой слог ударный в слове фамилия?

О.: - Второй слог ударный. Остальные три слога безударные, мы их не можем проверить.

У.: - Если мы не можем проверить, что мы делаем?

О.: - Мы их запоминаем.

У.: - Запишите эти слова себе в словарь (в столбик), поставьте ударение, выделите орфограмму.

У.: - Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: продолжим изучать, проверим, будем учиться.

IV. Первичная проверка понимания знаний и умений.  

1. Индивидуальная работа в тетрадях.  

У.: - Спишите текст, выбирая заглавную или строчную букву из скобок, выделяя орфограмму. Определите какое лексическое значение слов. Затем вы сможете определить какая буква пишется в данном слове, заглавная или строчная.

У малышки (Г,г)руши в корзине (Г,г)руши. Тетя (П,п)оля вернулась с (П,п)оля. Денис (С,с)кворцов смотрел на (С,с)кворцов. Алеша (В,в)асильков нарвал букет (В,в)асильков.

У.: - Проверим как вы справились с заданием. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите в руки простой карандаш и проверьте его работу. После проверки поставьте отметку, соответствующую количеству баллов.  

Взаимопроверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.

2. Игра «Самый внимательный».

Обратная связь при помощи сигнальных карточек.

У.: - Я называю утверждение, если вы согласны с ним, то поднимите зелёный светофор, если нет – красный.

1) Имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы. (Зелёный)

2) Клички животных пишутся с маленькой буквы. (Красный)

3) Географические названия пишутся с большой буквы. (Зелёный)

4) Я называю имена собственные: Дима, котёнок, дядя, Аня, собака, Черняховск, река. (Красный)

V. Физминутка

Упражнение для мобилизации внимания:

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

VI. Первичное закрепление знаний и умений.  

1. Работа в парах.

У.: - У вас на парте лежат карточки с заданием. Вам необходимо в парах распределить слова по группам.

Слова для справок: Россия, месяц, петух, Пушкин Александр Сергеевич, город, Корней Иванович Чуковский, Незнайка, планета, учительница, Иванов Михаил, Москва, Золушка, берёза, сирень, дуб, река, Петрова Мария, Санкт-Петербург, доброта, Черняховск.  

Собственные имена существительные

Нарицательные имена существительные

        

У.: - Проверим, все ли справились с заданием.

Фронтальная проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.

2. Работа с учебником

У.: - Откройте учебник на странице 55, упражнение 96. Прочитайте задание.

О.: - Читают задание. 

У.: - Как вы поняли задание?

О.: - Нужно объяснить, что обозначают отдельные буквы и слова. Вспомнить, где мы видели такие записи. Объяснить, в каком порядке будут  располагаться карточки с названием книг данных авторов в библиотечном каталоге. И записать фамилии авторов в алфавитном порядке.

У.: - Выполним задание устно. Проговариваем упражнение. 1 человек выходит к доске и демонстрирует как правильно выполнить задание.  

У.: - А теперь выполним упражнение в тетрадях самостоятельно.

О.: - Выполняют самостоятельно упражнение в тетрадях.

У.: - Проверьте, как вы справились с заданием.

У.: - А. Л. Барто, С. Я. Маршак, С. В. Михалков, Ф. И. Тютчев, Е. И. Чарушин, К. И. Чуковский.  

Самопроверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.

Алгоритм выполнения упражнений по русскому языку

  1. Откройте учебник на странице 55, упражнение 96 .
  2. Прочитайте задание (обучающиеся читают задание).
  3. Как вы поняли задания?
  4. Выполните задание устно.
  5. Выполните задание в тетради письменно самостоятельно (выполнение упражнения обучающимися).
  6. Проверьте, как вы справились с заданием (самопроверка, взаимопроверка, самоанализ, анализ, проверка учителем).
  7. Оценка учителя (отметочная или безотметочная), комментирование.

VII. Итог урока. Рефлексия.

У.: - Попробуйте определить, как мы решили задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: продолжили, проверили, учились.

У.: - Заполните лист самооценки.

Лист самооценки

Ф. И. ученика _________________________________

«Незаконченное предложение»

 

           

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

Было интересно…

Было трудно…

Могу похвалить себя за то, что…

Могу похвалить одноклассников за то, что…

Больше всего мне понравилось…

У.: - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные.Цели урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходств...

Урок русского языка в 3 классе «Собственные и нарицательные имена существительные»

Цели урока:Формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии.Воспроизведение в памяти знания о собственных и нарицательных именах существительных, о правописании...

Урок русского языка в 3 классе "Собственные и нарицательные имена существительные"

Цели:·                     узнать о собственных и нарицательных именах существительных; &midd...

Технологическая карта урока "Собственные и нарицательные имена существительные" Русский язык. 3 класс "Школа России"

Технологическая карта урока "Собственные и нарицательные имена существительные" Русский язык. 3 класс "Школа России" с использованием системы "1 ученик -1 компьютер"...

Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. Цель: создать условия для формирования умений различать имена существительные собстве...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.

Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. (УМК "Начальная школа 21 века")...