Урок русского языка во 2-ом классе по теме: Упражнения в различении одушевлённых и неодушевлённых имён существительных
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Конспект урока по УМК "Русский язык" В. П. Канакиной нетрадиционной формы проведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Илькинская СОШ»
Урок русского языка
2 класс
тема: «Упражнения в различении одушевлённых и неодушевлённых имён существительных»
(УМК: В.П. Канакина «Русский язык»)
Учитель: Сергеева Л.Г.
Цели урока:
1) познавательные:
- продолжать формировать умения различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам и лексическим значениям;
- совершенствовать умение работать с текстом, определять его тему, главную мысль, отбирать языковой материал.
2) развивающие:
- развивать устную речь учащихся; образное и логическое мышление, внимание, восприятие на слух.
3) воспитывающие:
- создать условия для формирования необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно в паре, в группе.
- формирование эстетического вкуса учащихся.
- воспитывать гуманизм и бережное отношение к миру природы.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте повернёмся к ним и поздороваемся.
- Ребята, готовы вы к уроку? (Да)
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший, дружный класс
Всё получится у нас.
- Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые тайны русского языка.
- Тихо садимся.
2. Чистописание
- Начнём мы с чистописания.
- У вас на парте листы с набором букв.
Внимательно посмотрите, определите, какую букву мы будем сегодня писать. Она встречается в каждой строке данного набора.
- Работа с набором букв (1 лист на парту)
- Какую же букву мы будем писать. Как вы думаете?
- Откройте «Прописи» на стр.27
- Посмотрите на букву в рамке в «Прописи» и у меня на доске. Из каких элементов состоит буква «эр»? (наклонная линия с закруглением внизу влево и дуга с закруглением вправо и влево вниз).
Показ на доске:
- На первой строке пишем заглавную букву Р, чередуя с двумя прямыми наклонными линиями. Следите за наклоном и высотой букв и линий. Они должны быть одинаковы. На второй строке пишем букву Р, чередуя с верхнем элементом этой буквы. На следующей строке пишем букву Р, выводим соединительный элемент и пишем прямую наклонную линию вниз, рядом пишем ещё букву Р. Приступили к работе.
Письмо буквы Р.
- Достаточно, кто сколько написал.
- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте.
- Если вам нравится работа вашего соседа, поднимите руку.
- А что вам понравилось?
- А какое письмо мы называем красивым?
- И мне нравится, когда у вас в тетрадях написано красиво. Приятно, когда тебя окружает красота.
К.Д. Ушинский, известный вам, как писатель, говорил: «Чувство красоты необходимо человеку, как зрение и слух, как здоровье и умение разговаривать».
- Давайте же будем стараться, чтобы каждый урок в наших тетрадях жила красота.
- Поменяйтесь тетрадями.
Прочитайте слова. ( красота, красивый, украсить, украшение )
- Можно ли назвать эти слова родственными?
Докажите.
- Найдите среди них имена существительные.
Назовите их.
- Как вы определили что это имена существительные?
- Выпишите под 1-й стрелкой – первое, и под 2-й – второе.
- Какими частями речи являются оставшиеся слова? Докажите.
3. Сообщение темы и цели урока
- Тема нашего сегодняшнего урока (чтение с доски) «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».
- Какие цели будут перед нами стоять? Читаем с доски: Мы будем учиться
1. Находить имена существительные в тексте.
2. Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
3. Учиться правильно писать слова и предложения.
4. Работа по теме урока
1) Упражнение в определении имён существительных в тексте.
- Итак, приступаем к работе.
У меня на доске записан текст, но некоторые слова в нём пропущены. Давайте вставим подходящие по смыслу слова в каждое предложение и прочтём текст.
На доске:
Пришла настоящая зима. Белое пушистое покрывало укрыло землю. Иней запушил деревья. Вот белка прыгала с ветки на ветку. Дятел стучал по верхушке дерева своим
крепким клювом. Хорош лес зимой!
Слова на карточках внизу.
- Прочитаем текст.
- Какова тема текста?
- О чём нам хотел сказать автор?
- Вот и здесь мы встречаемся с красотой.
- Как бы вы озаглавили этот текст? (запись заголовка)
- А какая часть речи помогла нам построить такой красивый текст?
- Какую роль выполняют в нашей речи имена существительные?
- На какие две группы делятся имена существительные?
- Давайте вернёмся к нашим словам. Если перед вами одушевлённое имя существительное – хлопните в ладоши, если неодушевлённое – молчим.
Учитель называет слова из текста (по карточкам).
- Какие имена существительные мы называем одушевлёнными?
- Какие неодушевлёнными?
- Вам понравился текст, который у нас получился?
2) Упражнение в различении одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.
- А вы хотели бы хоть на немного очутиться в зимнем лесу?
- У нас с вами есть такая возможность.
- Закройте глазки и представьте.
Чтение учителем текста учебника упражнения №98 стр.57.
- Представили?
- А сейчас мы попробуем воссоздать то, что вы представили.
- Найдите в учебнике на стр.57 упр.98.
- Прочитайте про себя.
- Найдите и выпишите из текста сначала одушевлённые имена существительные, а затем неодушевлённые.
У вас в тетради будет два столбика.
На доске: кто? что?
- Задаём вопрос и называем имя существительное (дети по одному выходят к доске и называют слова).
- К какой группе мы отнесём имена существительные первого столбика?
- Почему?
- Сделайте вывод об именах существительных второго столбика.
- Давайте воссоздадим на доске то, что вы записали.
Прикрепляются картинки (поляна, лес, сойка, рябчик, сорока, голубь)
Физкультминутка
- А теперь давайте встанем.
«Поиграем в группы слов,
Кто из вас играть готов?»
- Сейчас будут звучать слова, отвечающие на вопросы кто? или что? Услышав слово, отвечающее на вопрос что? – вы приседаете, вытягивая руки перед собой. Если услышите слово, отвечающее на вопрос кто? – встаёте на носочки ног, руки над головой.
Вьюга, снегурочка, сугроб, снегирь, коньки, олень, санки пингвин, шуба, морж.
- Тихо сядем.
3) Работа со словами упр. 99 стр.57
- Понравилось играть в группы слов?
- Тогда найдём упр. 99 на стр.57 учебника.
- Прочитайте слова. Подумайте, какое слово в группе лишнее. Объясните.
Мальчики работают с первой группой слов, девочки со второй.
- Какое слово вы считаете в этой группе лишним?
- Почему?
- Запишите, исключая лишнее, в тетрадь.
Проверка с помощью карточек с безударными гласными.
- Проверяем. Возьмите конверт. Достаньте карточки.
- Покажите первую гласную, вторую.
- К какой группе можем отнести эти слова?
- Какими ещё являются эти слова?
- Девочки, обратитесь к учебнику, а какое из слов вашей группы, более всего подходит к нашему сюжету? (метель)
- Мальчики, а кого бы вы добавили в нашу птичью семью на лесную поляну? (воробьи)
- Посмотрите сколько у нас птиц. А чем мы можем помочь птицам зимой?
Картинки помещаются на доску.
4) «Собери слова» (работа на магнитной доске)
- Ребята, а давайте ещё дополним нашу лесную поляну.
Открывается магнитная доска.
ТИККУС СИЛИЦА БЫСУГРО
ЯЦЗА РАНО ЛОЧКАБЕ
- Работаем по рядам.
1 ряд – ваш цвет жёлтый.
2 ряд – ваш цвет розовый.
3 ряд – ваш цвет голубой.
- Найдите спрятанные словечки и отнесите их к нужной группе одушевлённых или неодушевленных имён существительных. Запишите слова.
Учащиеся называют слова, а учитель прикрепляет картинку на доску.
- Составьте и запишите предложение с записанными словами.
5. Словарная работа
- А теперь, посмотрите на доску, что у нас получилось?
- А можно сказать, что у нас получилась картина?
Открывается на доске К РТИНА
Действительно, мы с вами создали картину.
- Прочитаем слово.
- Сколько слогов в этом слове? (назовите их)
- Какой слог ударный? (поставить ударение)
- Какие варианты могут быть на месте безударного гласного? (о, а)
- Да, ребята, именно поэтому слово «картина» является словарным словом, написание безударной гласной а нужно запомнить.
- Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
- Запишите слово, поделив на слоги для переноса.
6. Подведение итогов урока. Домашнее задание
- Посмотрите и скажите, на какую тему получилась наша картина?
- Мы с вами авторы этой картины. Давайте её назовём. Как назовём нашу картину?
- Какая часть речи была нашей верной помощницей в создании картины?
- На какие группы мы учились делить имена существительные?
- Посмотрите на цели, которые мы ставили в начале урока (зачитать 2-ю цель).
- Я попрошу встать тех ребят, кто считает, что сегодняшний урок помог им научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Тихо сядем.
- Откройте тетради. Дома вы выполните упр.42 на стр.66. Вам нужно будет подобрать и записать несколько имён существительных, которые отвечают на вопрос кто? и вопрос что? На уроке мы подбирали слова на тему «Зима», а дома вы можете, по желанию, подобрать слова по темам «Весна», «Лето», «Осень».
- Наш урок подходит к концу, посмотрите на нашу картину. Метель утихла и нашу лесную поляну осветило солнышко (прикрепляется на картину) в награду за вашу дружную работу, умение мыслить, желание трудиться.
А на память о нашей работе я хочу вам вручить солнышко, как частицу тепла моей души. Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3-м классе по теме "Упражнение в склонении существительных и распознавании падежей"
Главная цель урока совершенствовать умение определять падежи имен существительных и правильно употреблять их в нужном падеже....
Урок русского языка в 4 "Б" классе по теме: "Упражнения в спряжении глаголов будущего времени"
Тренировочный проблемно-исследовательский урок-практикум обобщающего повторения с использованием технологии проблемного обучения, технологии сотрудничества, а также ИКТ технологии был проведён для сту...
Урок русского языка в 4 «Б» классе на тему: «Упражнение в написании безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»
Урок русского языка в 4 классе....
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-ом классе на тему «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-ом классе на тему «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»...
Урок русского языка для 2-3 класса по теме "Упражнение в написании слов с парными согласными"
Урок - закрепление позволит учителю проверить сформированность у учащихся навыка проверки парных согласных в корне слова, обобщить знания учащихся, полученные в процессе изучения данной темы....
Урок русского языка в 4 «К» классе по теме «Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных»
Тип урока: урок изучения нового материала Цели: дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе...
Урок русского языка для 2-3 класса по теме "Упражнение в написании слов с парными согласными"
Урок - закрепление позволит учителю проверить сформированность у учащихся навыка проверки парных согласных в корне слова, обобщить знания учащихся, полученные в процессе изучения данной темы....