Рабочая программа"Тропинка к профессии" курса внеурочной деятельности.
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Тропинка к профессии".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа"Тропинка к профессии". по курсу внеурочной деятельности. | 88.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тропинка к профессии»
Социальное направление
1 - 4 класс Пояснительная записка
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность, рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.
Рабочая программа по внеурочной деятельности (социального направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Внеурочная деятельность по социальному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка к профессии» составлена на основе следующих документов:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Требования Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373;
- Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 №12-фз, от 16.11.1997 №144 –фз от 13.02.2002 №20-фз и т.д.) статья 12 п.1 статья 26 п.1,2;
- Письма Минобразования РФ от 12 мая 2012 года № 03-296 «Об образовании внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших школьников в будущем.
Задачи:
- формирование целостного представления о различных сферах человеческой деятельности.
- воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
- развитие организационных и коммуникативных компетенций, механизмов эмоционально-волевого регулирования поведения, ответственности за свои поступки.
- выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем профессии;
- способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда;
- способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка.
Краткая характеристика. Внеурочная деятельность «Тропинка к профессии» создана для того, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка, познакомить младших школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику профориентационной подготовки. Таким образом, предлагаемая программа может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на профориентационное обучение. В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся. При определении этих сфер использовалась типология, предложенная доктором психологических наук Е.А.Климовым. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек - человек», «человек - техника», «человек – художественный образ», «человек - природа».
Срок реализации программы составляет 4 года.
Основные принципы отбора материала.
Принцип научности - в основе которого содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Принцип доступности - определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Принцип системности - определяет взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие.
Общая характеристика учебного процесса.
Основные технологии: - личностно-ориентированные; - деятельностный подход; - уровневая дифференциация; - информационно-коммуникативные; - здоровьесберегающие; – игровые.
Методы: словесный; наглядный; практический; репродуктивный; коллективный, индивидуальный.
Формы обучения: беседы; игры; дискуссии; викторины; просмотр и обсуждение видеоматериала; экскурсии, конкурсы; выставки детских работ; коллективные творческие дела и др.
Формы работы на уроках:
- фронтальная работа,
- групповая работа,
- индивидуальная, в паре.
Режим занятий: программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Тропинка к профессии» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН. Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс реализуется за 4 года.
1-й год обучения 1час в неделю.
2-й год обучения 1 час в неделю.
3-й год обучения 1час в неделю.
4-й год обучения 1час в неделю.
- Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Тропинка к профессии» с 1 - 4 класс в соответствии с требованиями ФГОС, дифференцируются по трем уровням:
1 уровень Приобретение обучающимся социальных знаний |
Достигается во взаимодействии с педагогом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Приобретение школьником понимания и умения применять первичные сведения о мире профессий; осознавать свои склонности и интересы в мире профессий; осознавать свои первичные возможности в мире профессий. Воспитание любви к труду и уважения к труду других людей. |
2 уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности |
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания, труд, культура). Достигается в дружественной детской среде (коллективе). Приобретение школьником умение соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названиями профессий; показать взаимосвязь между разными видами труда; развитие мотивации достижения успеха; стремление к коллективной творческой деятельности. |
3 уровень Получение школьником начального опыта самостоятельного общественного действия |
Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятии на себя ответственности за других. Формирование целеустремленности, инициативности и самостоятельности. |
4.Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс
№ | Наименование разделов | Кол-во часов 33 ч | Кол-во часов | |
теория | практика | |||
1 | Человек - человек | 14 | 9 | 5 |
2 | Человек - природа | 4 | 2 | 2 |
3 | Человек - техника | 3 | 1 | 1 |
4 | Человек – художественный образ | |||
5 | Литературные произведения | 5 | 5 | |
6 | Викторины, экскурсии, конкурсы и тд. | 7 | 7 |
2 класс
№ | Наименование разделов | Кол-во часов 34 ч | Кол-во часов | |
теория | практика | |||
1 | Человек - человек | 8 | 4 | 4 |
2 | Человек - природа | 7 | 3 | 4 |
3 | Человек - техника | 9 | 5 | 4 |
4 | Человек – художественный образ | 2 | 1 | 1 |
5 | Литературные произведения | 3 | 3 | |
6 | Викторины, экскурсии, конкурсы и тд. | 5 | 5 |
3 класс
№ | Наименование разделов | Кол-во часов 34 ч | Кол-во часов | |
теория | практика | |||
1 | Человек - человек | 5 | 3 | 2 |
2 | Человек - природа | 8 | 4 | 4 |
3 | Человек - техника | 8 | 4 | 4 |
4 | Человек – художественный образ | 5 | 3 | 2 |
5 | Литературные произведения | 4 | 4 | |
6 | Викторины, экскурсии, конкурсы и тд. | 4 | 4 |
4 класс
№ | Наименование разделов | Кол-во часов 34 ч | Кол-во часов | |
теория | практика | |||
1 | Человек - человек | 12 | 7 | 5 |
2 | Человек - природа | 6 | 1 | 5 |
3 | Человек - техника | 8 | 4 | 4 |
4 | Человек – художественный образ | |||
5 | Литературные произведения | 4 | 4 | |
6 | Викторины, экскурсии, конкурсы и тд. | 4 | 4 |
5. Тематическое планирование
1 класс – 33 ч
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Дата | Формы проведения занятий | Планируемые результаты |
1 | Давайте познакомимся! | 1 | 07.09 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | Приобретение учащимися социальных знаний. Достигается во взаимодействии с педагогом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Приобретение школьниками знаний: - основные сферы профессиональной деятельности человека; - основные понятия, признаки профессий, их значение в обществе; - предприятия и учреждения района, города - приобретение социальных знаний |
2 | Стихи о профессиях. | 1 | 14.09 | Беседа - обсуждение Работа с карточками | |
3 | Дидактическая игра «Кому что нужно?» | 1 | 21.09 | Работа с карточками Иллюстрации | |
4 | Сборник народного творчества о труде. Пословицы, загадки. | 1 | 28.09 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | |
5 | Профессии наших родителей. | 1 | 05.10 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | |
6 | Мой труд каждый день дома. | 1 | 12.10 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | |
7 | Дидактическая игра «Одежда для работы | 1 | 19.10 | Работа с карточками Презентация Иллюстрации | |
8 | Профессии, охраняющие здоровье людей. Врач. | 1 | 26.10 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | |
9 | Какие бывают врачи? | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
10 | Дидактическая игра «Аптека» | 1 | Работа с карточками Практическая работа | ||
11 | Анализ произведения К.Чуковский «Доктор Айболит» | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
12 | Профессия – продавец. | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | |||
13 | Ролевая игра «Магазин». | 1 | Практическая работа | ||
14 | Профессия «Строитель» | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
15 | Дидактическая игра «Стройка» | 1 | Практическая работа Просмотри видеофрагментов | ||
16 | Игра « Инструменты строителя» | 1 | Практическая работа Просмотр видеофрагментов | ||
17 | Анализ текста С.Михалков «Дядя Степа-милиционер» | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
18 | Профессии, защищающие жизнь и имущество граждан. Полицейский. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
19 | Профессия – пожарный. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
20 | Профессия – спасатель. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
21 | Дидактическая игра « На защиту жизни!» | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Практическая работа | ||
22 | Анализ текста В. Маяковский «Кем быть?» | 1 | Презентация Иллюстрации | ||
23 | Профессия – повар. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
24 | Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с работниками школьной столовой. | 1 | Экскурсия | ||
25 | Дидактическая игра «Поварята» | 1 | Беседа - обсуждение Практическая работа | ||
26 | Воспитывающие профессии. Профессия – учитель. | 1 | Презентация Беседа - обсуждение Иллюстрации | ||
27 | Профессия – воспитатель. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация | ||
28 | Ролевая игра «Учитель – ученик» | 1 | Практическая работа | ||
29 | Профессии, делающие наш мир прекраснее. Садовник. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
30 | Уход за растениями. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
31 | Облагораживание участка на школьной территории. | 1 | Практическая работа | ||
32 | Посадка рассады культурных растений на школьном участке. | 1 | Практическая работа | ||
33 | Викторина « Угадай профессию?» | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации |
2 класс – 34 ч
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Дата | Формы проведения занятий | Планируемые результаты |
1 | Стихи, рассказы, пословицы о профессиях. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания, труд, культура). Достигается в дружественной детской среде (коллективе). Развитие ценностных отношений школьника к Родине, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру. Развитие позитивного отношения к доброте, состраданию, уважительному отношению к старшим. Развитие негативного отношения к жестокости, лжи и высокомерию. Приобретение школьниками умений: - оперировать основными понятиями и категориями; - рассказывать о профессии и обосновывать её значение в обществе; - пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ. - переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации. | |
2 | Викторина «Угадай, чей предмет?» | 1 | Беседа - обсуждение | ||
3 | Профессия – строитель. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
4 | Игра «Стройка из конструктора» | 1 | Игра со строительными игровыми материалами | ||
5 | Игра «Строим дачный домик» | 1 | Аппликация из картона и бумаги | ||
6 | Кто трудится в больнице? Профессия – Врач. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
7 | Сюжетно-ролевая игра «Больница» | 1 | Практическая работа игра | ||
8 | Экскурсия в школьный медицинский кабинет. Знакомство с медицинской сестрой. | 1 | Экскурсия | ||
9 | Профессия - парикмахер | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
10 | Игра « Парикмахерская» | 1 | Практическая работа | ||
11 | Анализ произведения Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
12 | Профессии наших родителей и близких родственников. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
13 | Воспитывающие профессии. Педагог. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
14 | Игра «Классный уголок» | 1 | Практическая работа | ||
15 | Библиотекарь. Экскурсия в школьную библиотеку. | 1 | Экскурсия | ||
16 | Бережное хранение книг. Акция «Помоги книжке!» | 1 | Беседа - обсуждение Практическая работа | ||
17 | Профессии, охраняющие закон и порядок. Полицейский | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
18 | Инспектор ГИБДД | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
19 | Викторина «Правила дорожного движения! | 1 | Беседа - обсуждение Практическая работа | ||
20 | Профессии людей, управляющие транспортом. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
21 | Водитель. Тракторист. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
22 | Машинист. Пилот. Капитаны морских судов. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
23 | Викторина « Угадай, чей транспорт?» | 1 | Практическая работа | ||
24 | Профессии защитников Отечества. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
25 | Пограничник. Лётчик. Моряк | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
26 | Игра « Назови профессию» | 1 | Практическая работа Игра | ||
27 | Мир рабочих профессий. Дворник. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
28 | Уборка пришкольной территории. | 1 | Практическая работа | ||
29 | Работа технического персонала. | 1 | Беседа - обсуждение Иллюстрации | ||
30 | Уборка класса и коридора школы. | 1 | Практическая работа | ||
31 | Профессия «Садовник» | 1 | Беседа - обсуждение Иллюстрации | ||
32 | Правила ухода за растениями класса школы | 1 | Беседа - обсуждение Практическая работа | ||
33 | Облагораживание школьной территории | 1 | Презентация Иллюстрации | ||
34 | Игра «Волшебный мешок» | 1 | Игра – определить на ощупь предметы |
3 класс – 34 ч
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Дата | Формы проведения занятий | Планируемые результаты |
1 | Что такое профессия. Роль труда в жизни человека | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания, труд, культура). Достигается в дружественной детской среде (коллективе). Развитие ценностных отношений школьника к Родине, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру. Развитие позитивного отношения к доброте, состраданию, уважительному отношению к старшим. Развитие негативного отношения к жестокости, лжи и высокомерию. Приобретение школьниками умений: - оперировать основными понятиями и категориями; - рассказывать о профессии и обосновывать её значение в обществе; - пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ. - переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации. | |
2 | Стихотворения, пословицы, загадки о профессиях. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
3 | Знакомство с понятием «инструмент». | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
4 | Игра « Чей инструмент?» | 1 | Практическая работа | ||
5 | Строительные профессии. Столяр. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
6 | Плотник. Сварщик. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
7 | Конкурс-эстафета «Кто быстрее забьет гвоздь?» | 1 | Практическая работа Игра | ||
8 | Игра « Строим из спичек» | 1 | Практическая работа Игра | ||
9 | Профессии, связанные с сельско-хозяйственным трудом. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
10 | Доярка. Животновод. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
11 | Фермер. Агроном. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
12 | Животноводство в нашем крае. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
13 | Игра « Я ухаживаю за животными» | 1 | Практическая работа | ||
14 | Рабочие профессии. Маляр. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
15 | Плиточник. Кровельщик. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
16 | Игра «Трудовой десант» | 1 | Практическая работа | ||
17 | Профессия – портной. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
18 | Конкурс «Юная швея» | 1 | Практическая работа | ||
19 | Профессия – повар. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
20 | Кондитер. Пекарь. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
21 | Кухонный работник. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
22 | Игра «Кто быстрее накроет на стол?» | 1 | Практическая работа | ||
23 | Конкурс «Лучший рецепт» | 1 | Практическая работа | ||
24 | Автомастерская. Профессия – автослесарь. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
25 | Игра «Почини машину» | 1 | Практическая работа | ||
26 | Посадка семян для выращивания рассады. | 1 | Практическая работа | ||
27 | Анализ стихотворения «А что у вас?» С. Михалкова | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
28 | Профессии, без которых не обойтись. | 1 | Практическая работа | ||
29 | Правила выбора профессии. | 1 | Беседа - обсуждение Иллюстрации | ||
30 | Игра « Волшебный мешок» | 1 | Практическая работа игра | ||
31 | Знакомство со стихами про профессии Бориса Заходера. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
32 | Высадка рассады на пришкольную территорию. | 1 | Практическая работа | ||
33 | Облагораживание пришкольной территории. | 1 | Практическая работа | ||
34 | Викторина « Мир профессий» | 1 | Викторина |
4 класс – 34 ч
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Дата | Формы проведения занятий | Планируемые результаты |
1 | Знакомство со стихотворением «Неумейка» Аким Яков | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | Получение школьником начального опыта самостоятельного общественного действия Приобретение опыта: - планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия; - уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела. - участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, небольшие сообщения, презентации). - организации своего рабочего места в школе и дома; - публичного выступления перед одноклассниками; - организации совместной деятельности с другими детьми; - проявления положительных моральных качеств в достойном поведении, поступках; - проявления тактичности и доброжелательности в общении. | |
2 | Все профессии важны, все профессии нужны. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
3 | Профессия – почтальон. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
4 | Современные профессии связи. Загадки и почтовый транспорт. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
5 | Ролевая игра «Телефон» | 1 | Практическая работа | ||
6 | Рабочие профессии. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
7 | Обувщик. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
8 | Как ремонтируют обувь. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
9 | Игра « Ремонт обуви» | 1 | Практическая работа | ||
10 | Портной. Экскурсия в школьную швейную мастерскую. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
11 | Игра «Ателье». | 1 | Практическая работа | ||
12 | Конкурс «Пришей пуговицу» | 1 | Практическая работа | ||
13 | Часовщик. Как ремонтируют часовые изделия? | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
14 | Человек трудом красен | 1 | Викторина | ||
15 | Продавец. Какие бывают магазины? | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
16 | Игра «Магазин» | 1 | Практическая работа Игра | ||
17 | Слесарь | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
18 | Столярная мастерская. Знакомство с инструментами. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
19 | Экскурсия в школьную столярную мастерскую. | 1 | Экскурсия | ||
20 | Игра « Найди нужный инструмент» | 1 | Игра | ||
21 | Игра «Веселые мастерские» | 1 | Игра-состязание | ||
22 | Профессия - Электромонтер. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
23 | Осторожно, электричество! | 1 | Беседа – обсуждение Презентация | ||
24 | Правила безопасности рабочих специальностей | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
25 | Знакомство со стихотворением А. Кравченко «Честный ответ» | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
26 | «Все работы хороши – выбирай на вкус!» | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
27 | Дворник. Правила уборки пришкольной территории. | 1 | Практическая работа | ||
28 | Профессия – цветовод. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
29 | Разнообразие цветов горного Урала. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
30 | Цветовод. Правила ухода за цветами. | 1 | Практическая работа | ||
31 | Садовник. Правила ухода за растениями. | 1 | Практическая работа | ||
32 | Озеленение пришкольной территории. | 1 | Практическая работа | ||
33 | Облагораживание пришкольной территории. | 1 | Практическая работа | ||
34 | Моя будущая профессия. | 1 | Беседа - обсуждение |
6. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
Методическая литература
- Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2016.
- Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов.ун-та, 2018
- Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2019
- Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2018.
- Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2018 г. - / Мастерская учителя.
- Ковалько, В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2017 г. – / Мастерская учителя.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2018, №6
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 2016
- Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».-М., ВАКО 2017г.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. - Москва: Вако. 2017.
- Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 2018.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
- настенные классные и магнитные доски для вывешивания демонстрационного материала,
- экран для демонстрации презентаций и видеофрагментов,
- демонстрационное оборудование (компьютер, музыкальный центр, мультипроектор,
- вспомогательное оборудование для осуществления проектной и исследовательской деятельности (принтер, сканер, фото и видеотехника).
А также экранно-звуковые пособия:
- мультимедийные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации.
Библиотечный фонд:
- энциклопедическая и справочная литература,
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тропинка к профессии»
Социальное направление
1 - 4 класс Пояснительная записка
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность, рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.
Рабочая программа по внеурочной деятельности (социального направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Внеурочная деятельность по социальному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка к профессии» составлена на основе следующих документов:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Требования Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373;
- Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 №12-фз, от 16.11.1997 №144 –фз от 13.02.2002 №20-фз и т.д.) статья 12 п.1 статья 26 п.1,2;
- Письма Минобразования РФ от 12 мая 2012 года № 03-296 «Об образовании внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших школьников в будущем.
Задачи:
- формирование целостного представления о различных сферах человеческой деятельности.
- воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
- развитие организационных и коммуникативных компетенций, механизмов эмоционально-волевого регулирования поведения, ответственности за свои поступки.
- выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем профессии;
- способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда;
- способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка.
Краткая характеристика. Внеурочная деятельность «Тропинка к профессии» создана для того, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка, познакомить младших школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику профориентационной подготовки. Таким образом, предлагаемая программа может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на профориентационное обучение. В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся. При определении этих сфер использовалась типология, предложенная доктором психологических наук Е.А.Климовым. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек - человек», «человек - техника», «человек – художественный образ», «человек - природа».
Срок реализации программы составляет 4 года.
Основные принципы отбора материала.
Принцип научности - в основе которого содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Принцип доступности - определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Принцип системности - определяет взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие.
Общая характеристика учебного процесса.
Основные технологии: - личностно-ориентированные; - деятельностный подход; - уровневая дифференциация; - информационно-коммуникативные; - здоровьесберегающие; – игровые.
Методы: словесный; наглядный; практический; репродуктивный; коллективный, индивидуальный.
Формы обучения: беседы; игры; дискуссии; викторины; просмотр и обсуждение видеоматериала; экскурсии, конкурсы; выставки детских работ; коллективные творческие дела и др.
Формы работы на уроках: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная, в паре.
Режим занятий: программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Тропинка к профессии» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН. Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс реализуется за 4 года.
1-й год обучения 1час в неделю.
2-й год обучения 1 час в неделю.
3-й год обучения 1час в неделю.
4-й год обучения 1час в неделю.
- Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Тропинка к профессии» с 1 - 4 класс в соответствии с требованиями ФГОС, дифференцируются по трем уровням:
1 уровень Приобретение обучающимся социальных знаний |
Достигается во взаимодействии с педагогом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Приобретение школьником понимания и умения применять первичные сведения о мире профессий; осознавать свои склонности и интересы в мире профессий; осознавать свои первичные возможности в мире профессий. Воспитание любви к труду и уважения к труду других людей. |
2 уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности |
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания, труд, культура). Достигается в дружественной детской среде (коллективе). Приобретение школьником умение соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названиями профессий; показать взаимосвязь между разными видами труда; развитие мотивации достижения успеха; стремление к коллективной творческой деятельности. |
3 уровень Получение школьником начального опыта самостоятельного общественного действия |
Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятии на себя ответственности за других. Формирование целеустремленности, инициативности и самостоятельности. |
4.Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс
№ | Наименование разделов | Кол-во часов 33 ч | Кол-во часов | |
теория | практика | |||
1 | Человек - человек | 14 | 9 | 5 |
2 | Человек - природа | 4 | 2 | 2 |
3 | Человек - техника | 3 | 1 | 1 |
4 | Человек – художественный образ | |||
5 | Литературные произведения | 5 | 5 | |
6 | Викторины, экскурсии, конкурсы и тд. | 7 | 7 |
2 класс
№ | Наименование разделов | Кол-во часов 34 ч | Кол-во часов | |
теория | практика | |||
1 | Человек - человек | 8 | 4 | 4 |
2 | Человек - природа | 7 | 3 | 4 |
3 | Человек - техника | 9 | 5 | 4 |
4 | Человек – художественный образ | 2 | 1 | 1 |
5 | Литературные произведения | 3 | 3 | |
6 | Викторины, экскурсии, конкурсы и тд. | 5 | 5 |
3 класс
№ | Наименование разделов | Кол-во часов 34 ч | Кол-во часов | |
теория | практика | |||
1 | Человек - человек | 5 | 3 | 2 |
2 | Человек - природа | 8 | 4 | 4 |
3 | Человек - техника | 8 | 4 | 4 |
4 | Человек – художественный образ | 5 | 3 | 2 |
5 | Литературные произведения | 4 | 4 | |
6 | Викторины, экскурсии, конкурсы и тд. | 4 | 4 |
4 класс
№ | Наименование разделов | Кол-во часов 34 ч | Кол-во часов | |
теория | практика | |||
1 | Человек - человек | 12 | 7 | 5 |
2 | Человек - природа | 6 | 1 | 5 |
3 | Человек - техника | 8 | 4 | 4 |
4 | Человек – художественный образ | |||
5 | Литературные произведения | 4 | 4 | |
6 | Викторины, экскурсии, конкурсы и тд. | 4 | 4 |
5. Тематическое планирование
1 класс – 33 ч
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Дата | Формы проведения занятий | Планируемые результаты |
1 | Давайте познакомимся! | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | Приобретение учащимися социальных знаний. Достигается во взаимодействии с педагогом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Приобретение школьниками знаний: - основные сферы профессиональной деятельности человека; - основные понятия, признаки профессий, их значение в обществе; - предприятия и учреждения района, города - приобретение социальных знаний | |
2 | Стихи о профессиях. | 1 | Беседа - обсуждение Работа с карточками | ||
3 | Дидактическая игра «Кому что нужно?» | 1 | Работа с карточками Иллюстрации | ||
4 | Сборник народного творчества о труде. Пословицы, загадки. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
5 | Профессии наших родителей. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
6 | Мой труд каждый день дома. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
7 | Дидактическая игра «Одежда для работы | 1 | Работа с карточками Презентация Иллюстрации | ||
8 | Профессии, охраняющие здоровье людей. Врач. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
9 | Какие бывают врачи? | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
10 | Дидактическая игра «Аптека» | 1 | Работа с карточками Практическая работа | ||
11 | Анализ произведения К.Чуковский «Доктор Айболит» | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
12 | Профессия – продавец. | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | |||
13 | Ролевая игра «Магазин». | 1 | Практическая работа | ||
14 | Профессия «Строитель» | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
15 | Дидактическая игра «Стройка» | 1 | Практическая работа Просмотри видеофрагментов | ||
16 | Игра « Инструменты строителя» | 1 | Практическая работа Просмотр видеофрагментов | ||
17 | Анализ текста С.Михалков «Дядя Степа-милиционер» | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
18 | Профессии, защищающие жизнь и имущество граждан. Полицейский. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
19 | Профессия – пожарный. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
20 | Профессия – спасатель. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
21 | Дидактическая игра « На защиту жизни!» | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Практическая работа | ||
22 | Анализ текста В. Маяковский «Кем быть?» | 1 | Презентация Иллюстрации | ||
23 | Профессия – повар. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
24 | Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с работниками школьной столовой. | 1 | Экскурсия | ||
25 | Дидактическая игра «Поварята» | 1 | Беседа - обсуждение Практическая работа | ||
26 | Воспитывающие профессии. Профессия – учитель. | 1 | Презентация Беседа - обсуждение Иллюстрации | ||
27 | Профессия – воспитатель. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация | ||
28 | Ролевая игра «Учитель – ученик» | 1 | Практическая работа | ||
29 | Профессии, делающие наш мир прекраснее. Садовник. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
30 | Уход за растениями. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
31 | Облагораживание участка на школьной территории. | 1 | Практическая работа | ||
32 | Посадка рассады культурных растений на школьном участке. | 1 | Практическая работа | ||
33 | Викторина « Угадай профессию?» | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации |
2 класс – 34 ч
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Дата | Формы проведения занятий | Планируемые результаты |
1 | Стихи, рассказы, пословицы о профессиях. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания, труд, культура). Достигается в дружественной детской среде (коллективе). Развитие ценностных отношений школьника к Родине, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру. Развитие позитивного отношения к доброте, состраданию, уважительному отношению к старшим. Развитие негативного отношения к жестокости, лжи и высокомерию. Приобретение школьниками умений: - оперировать основными понятиями и категориями; - рассказывать о профессии и обосновывать её значение в обществе; - пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ. - переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации. | |
2 | Викторина «Угадай, чей предмет?» | 1 | Беседа - обсуждение | ||
3 | Профессия – строитель. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
4 | Игра «Стройка из конструктора» | 1 | Игра со строительными игровыми материалами | ||
5 | Игра «Строим дачный домик» | 1 | Аппликация из картона и бумаги | ||
6 | Кто трудится в больнице? Профессия – Врач. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
7 | Сюжетно-ролевая игра «Больница» | 1 | Практическая работа игра | ||
8 | Экскурсия в школьный медицинский кабинет. Знакомство с медицинской сестрой. | 1 | Экскурсия | ||
9 | Профессия - парикмахер | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
10 | Игра « Парикмахерская» | 1 | Практическая работа | ||
11 | Анализ произведения Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
12 | Профессии наших родителей и близких родственников. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
13 | Воспитывающие профессии. Педагог. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
14 | Игра «Классный уголок» | 1 | Практическая работа | ||
15 | Библиотекарь. Экскурсия в школьную библиотеку. | 1 | Экскурсия | ||
16 | Бережное хранение книг. Акция «Помоги книжке!» | 1 | Беседа - обсуждение Практическая работа | ||
17 | Профессии, охраняющие закон и порядок. Полицейский | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
18 | Инспектор ГИБДД | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
19 | Викторина «Правила дорожного движения! | 1 | Беседа - обсуждение Практическая работа | ||
20 | Профессии людей, управляющие транспортом. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
21 | Водитель. Тракторист. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
22 | Машинист. Пилот. Капитаны морских судов. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
23 | Викторина « Угадай, чей транспорт?» | 1 | Практическая работа | ||
24 | Профессии защитников Отечества. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
25 | Пограничник. Лётчик. Моряк | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
26 | Игра « Назови профессию» | 1 | Практическая работа Игра | ||
27 | Мир рабочих профессий. Дворник. | 1 | Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
28 | Уборка пришкольной территории. | 1 | Практическая работа | ||
29 | Работа технического персонала. | 1 | Беседа - обсуждение Иллюстрации | ||
30 | Уборка класса и коридора школы. | 1 | Практическая работа | ||
31 | Профессия «Садовник» | 1 | Беседа - обсуждение Иллюстрации | ||
32 | Правила ухода за растениями класса школы | 1 | Беседа - обсуждение Практическая работа | ||
33 | Облагораживание школьной территории | 1 | Презентация Иллюстрации | ||
34 | Игра «Волшебный мешок» | 1 | Игра – определить на ощупь предметы |
3 класс – 34 ч
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Дата | Формы проведения занятий | Планируемые результаты |
1 | Что такое профессия. Роль труда в жизни человека | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания, труд, культура). Достигается в дружественной детской среде (коллективе). Развитие ценностных отношений школьника к Родине, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру. Развитие позитивного отношения к доброте, состраданию, уважительному отношению к старшим. Развитие негативного отношения к жестокости, лжи и высокомерию. Приобретение школьниками умений: - оперировать основными понятиями и категориями; - рассказывать о профессии и обосновывать её значение в обществе; - пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ. - переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации. | |
2 | Стихотворения, пословицы, загадки о профессиях. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
3 | Знакомство с понятием «инструмент». | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
4 | Игра « Чей инструмент?» | 1 | Практическая работа | ||
5 | Строительные профессии. Столяр. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
6 | Плотник. Сварщик. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
7 | Конкурс-эстафета «Кто быстрее забьет гвоздь?» | 1 | Практическая работа Игра | ||
8 | Игра « Строим из спичек» | 1 | Практическая работа Игра | ||
9 | Профессии, связанные с сельско-хозяйственным трудом. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
10 | Доярка. Животновод. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
11 | Фермер. Агроном. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
12 | Животноводство в нашем крае. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
13 | Игра « Я ухаживаю за животными» | 1 | Практическая работа | ||
14 | Рабочие профессии. Маляр. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
15 | Плиточник. Кровельщик. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
16 | Игра «Трудовой десант» | 1 | Практическая работа | ||
17 | Профессия – портной. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
18 | Конкурс «Юная швея» | 1 | Практическая работа | ||
19 | Профессия – повар. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
20 | Кондитер. Пекарь. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
21 | Кухонный работник. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
22 | Игра «Кто быстрее накроет на стол?» | 1 | Практическая работа | ||
23 | Конкурс «Лучший рецепт» | 1 | Практическая работа | ||
24 | Автомастерская. Профессия – автослесарь. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
25 | Игра «Почини машину» | 1 | Практическая работа | ||
26 | Посадка семян для выращивания рассады. | 1 | Практическая работа | ||
27 | Анализ стихотворения «А что у вас?» С. Михалкова | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
28 | Профессии, без которых не обойтись. | 1 | Практическая работа | ||
29 | Правила выбора профессии. | 1 | Беседа - обсуждение Иллюстрации | ||
30 | Игра « Волшебный мешок» | 1 | Практическая работа игра | ||
31 | Знакомство со стихами про профессии Бориса Заходера. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
32 | Высадка рассады на пришкольную территорию. | 1 | Практическая работа | ||
33 | Облагораживание пришкольной территории. | 1 | Практическая работа | ||
34 | Викторина « Мир профессий» | 1 | Викторина |
4 класс – 34 ч
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Дата | Формы проведения занятий | Планируемые результаты |
1 | Знакомство со стихотворением «Неумейка» Аким Яков | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | Получение школьником начального опыта самостоятельного общественного действия Приобретение опыта: - планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия; - уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела. - участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, небольшие сообщения, презентации). - организации своего рабочего места в школе и дома; - публичного выступления перед одноклассниками; - организации совместной деятельности с другими детьми; - проявления положительных моральных качеств в достойном поведении, поступках; - проявления тактичности и доброжелательности в общении. | |
2 | Все профессии важны, все профессии нужны. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
3 | Профессия – почтальон. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
4 | Современные профессии связи. Загадки и почтовый транспорт. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
5 | Ролевая игра «Телефон» | 1 | Практическая работа | ||
6 | Рабочие профессии. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
7 | Обувщик. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
8 | Как ремонтируют обувь. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
9 | Игра « Ремонт обуви» | 1 | Практическая работа | ||
10 | Портной. Экскурсия в школьную швейную мастерскую. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
11 | Игра «Ателье». | 1 | Практическая работа | ||
12 | Конкурс «Пришей пуговицу» | 1 | Практическая работа | ||
13 | Часовщик. Как ремонтируют часовые изделия? | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
14 | Человек трудом красен | 1 | Викторина | ||
15 | Продавец. Какие бывают магазины? | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
16 | Игра «Магазин» | 1 | Практическая работа Игра | ||
17 | Слесарь | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
18 | Столярная мастерская. Знакомство с инструментами. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
19 | Экскурсия в школьную столярную мастерскую. | 1 | Экскурсия | ||
20 | Игра « Найди нужный инструмент» | 1 | Игра | ||
21 | Игра «Веселые мастерские» | 1 | Игра-состязание | ||
22 | Профессия - Электромонтер. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
23 | Осторожно, электричество! | 1 | Беседа – обсуждение Презентация | ||
24 | Правила безопасности рабочих специальностей | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
25 | Знакомство со стихотворением А. Кравченко «Честный ответ» | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
26 | «Все работы хороши – выбирай на вкус!» | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
27 | Дворник. Правила уборки пришкольной территории. | 1 | Практическая работа | ||
28 | Профессия – цветовод. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
29 | Разнообразие цветов горного Урала. | 1 | Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации | ||
30 | Цветовод. Правила ухода за цветами. | 1 | Практическая работа | ||
31 | Садовник. Правила ухода за растениями. | 1 | Практическая работа | ||
32 | Озеленение пришкольной территории. | 1 | Практическая работа | ||
33 | Облагораживание пришкольной территории. | 1 | Практическая работа | ||
34 | Моя будущая профессия. | 1 | Беседа - обсуждение |
6. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
Методическая литература
- Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2016.
- Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов.ун-та, 2018
- Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2019
- Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2018.
- Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2018 г. - / Мастерская учителя.
- Ковалько, В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2017 г. – / Мастерская учителя.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2018, №6
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 2016
- Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».-М., ВАКО 2017г.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. - Москва: Вако. 2017.
- Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 2018.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
- настенные классные и магнитные доски для вывешивания демонстрационного материала,
- экран для демонстрации презентаций и видеофрагментов,
- демонстрационное оборудование (компьютер, музыкальный центр, мультипроектор,
- вспомогательное оборудование для осуществления проектной и исследовательской деятельности (принтер, сканер, фото и видеотехника).
А также экранно-звуковые пособия:
- мультимедийные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации.
Библиотечный фонд:
- энциклопедическая и справочная литература,
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Занимательная математика » (внеурочная деятельность) 1 класс
Рабочая программа курса «Занимательная математика » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ...
Рабочая программа кукольного кружка Непоседы"-внеурочная деятельность
Разработана рабочая программа кукольного кружка "Непоседы" -внеурочная деятельностя по ФГОС . Программа направлена на интеллектуальное развитие младших школьников, развитие артистических ...
Рабочая программа и календарное планирование внеурочной деятельности художественно-эстетического направления для учащихся 1-4 классов.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа курса «Азбука первоклассника» ( внеурочная деятельность ) для 1 класса
Курс «Азбука первоклассника» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе для реализации федерального государственного образовательного станда...
Рабочая программа курса занятий по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса
Программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способству...
Рабочая программа "Наш край" (ФГОС, внеурочная деятельность, дополнительное образование)
Рабочая программа по краеведению в рамках внеурочной деятельности ФГОС, календарно-тематическое планирование "Край наш Тульский" 4 класс...
Рабочая программа педагога по внеклассной внеурочной деятельности кружка по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Этика: азбука добра»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...