Конспект урока кубановедения "Растительный мир моей местности." 2 класс
план-конспект урока (2 класс)
Знакомство обучающихся с растительным миром Краснодарского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rastitelnyy_mir_moey_mestnosti.docx | 40.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира во 2 «Б» классе (УМК «Школа России») | |
Тема | Растительный мир моей местности. |
Педагогическая цель | Познакомить обучающихся с растительным миром Краснодарского края. |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые результаты (предметные) | Расширить представление детей о многообразии растительного мира Краснодарского края; дать им характеристику |
Личностные результаты | Воспитывать любовь к родному краю, воспитывать интерес к предмету, воспитывать бережное отношение к природе. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Коммуникативные: строить осознанное и произвольное речевое высказывание, аргументировать свое мнение. |
Основные понятия и термины | Растения; кустарники; травы; деревья. |
Методы и формы работы | Фронтальная, индивидуальная; словесный, наглядный. |
Образовательные ресурсы | Учебник, карточки для выполнения тестов. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этап урока, его цель | Вид работы | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организация начала урока. Цель: организация класса, эмоциональный настрой на урок, мотивация работы обучающихся на уроке. | Приветствие
Проверка готовности к уроку (рабочее место) | -Здравствуйте ребята! Меня зовут Анастасия Алексеевна. -Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. - Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. -Проверьте вашу готовность к уроку. У вас на столах должна лежать рабочая тетрадь по кубановедению, дневник и пенал. Присаживайтесь. Начнем урок. | Приветствует учеников, организует внимание, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок, демонстрируют готовность к работе. |
II. Актуализация знаний Цель: актуализировать знания учащихся. | Решение кроссворда | Ребята, скажите, что мы изучали на прошлом уроке? Ребята, посмотрите на слайд, ответьте на вопрос. Работаем на оценку.Итак, первый вопрос:
(Черное море)
- Молодцы, ребята. | Задает вопросы. Требует полных ответов. Корректирует ответы учащихся. | Отвечают на вопросы учителя. Повторяют материал пройденных уроков. |
III. Целеполагание Цель: обеспечения восприятия темы и цели урока. | Подведение к теме урока | - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Краснодарскому краю. - Путешествовать будем на самолете. - А полетим мы с вами над лесами, полями и горами Краснодарского края, чтобы узнать какие растения произрастают на Кубани! - Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Растительный мир Краснодарского края) | Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности. Загадывает загадку. Задает вопросы. | Принимают учебную задачу. Слушают учителя. Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы. |
IV. Изучение нового материала Цель:обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала (существенных признаков, понятий.Знаков, теорий, правил и построенных на их основе алгоритмов | Рассказ учителя | - Пройдите! Посмотрите! Прочувствуйте! Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться. Чтоб ясной любовью наполнилось сердце. - Отгадайте загадку: Дышит, растет, А ходить не может. (Растение) - Растительный мир Краснодарского края удивительно разнообразен. Обратите внимание, он делится на 3 зоны: горную, предгорную и степную, где проживаем мы с вами. - Ребята, какие виды растений вы знаете? - Правильно, растения делятся на три группы: кустарники, деревья, травы. - Чем они отличаются? - Какие стебли у трав? (мягкие, сочные) - Сколько стеблей у дерева? (1) - Как он называется у деревьев? (ствол) - Какой он? (твердый, толстый) - Чем отличаются кустарники от деревьев? (У кустарников несколько тонких стволиков) - Кустарники делятся на два вида: дикорастущие и культурные, т.е. выращенные человеком. - Какие дикорастущие кустарники, произрастающие на Кубани, вы знаете? (бузина, боярышник, облепиха, барбарис, шиповник) - Какие культурные кустарники нашей местности вы знаете, т.е., что человек высаживает самостоятельно, например в саду? (смородина, малина, виноград, калина, крыжовник, виноград, орешник) - Деревья также можно разделить на две группы: дикорастущие и культурные. - К дикорастущим деревьям Кубани относят: черемуха, рябина, шелковица, сосна, клён, каштан, ива плакучая, дуб, береза. - Какие культурные деревья нашей местности вы знаете? (Черешня, яблоня, вишня, абрикос, груша, орех грецкий, слива, персик, кизил) - В горной части Кубани можно встретить такие деревья как: дуб - это самое распространенное дерево в горах. Не зря недалеко от нашей станицы располагается Памятник природы «Дубовая роща». А также осину, клен, кавказскую пихту, восточную ель. - Обратимся к третьему виду растений – травам. - Среди дикорастущих травянистых растений много лекарственных, которые приносят пользу. Из них человек делает отвары, чаи, настои, помогающие здоровью. - К таким относятся: ромашка, крапива, мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник. - Однако существуют дикорастущие травы, приносящие вред здоровью человека, одно из таких - амброзия, вызывающая у людей аллергию, именно поэтому во время ее цветения, многие уезжают на побережье и в горную местность, где амброзия практически не растет. - Молодцы, ребята. - Сейчас мы познакомимся с некоторыми кустарниками Кубани. Отгадайте загадку: 1. Куст колючий, словно ёж, - Это красивоцветущий кустарник из семейства розоцветных получил свое название из–за острых шипов. О лечебных свойствах его знали давно. Шиповник по праву называют «фабрикой витаминов». 2. Я бываю разной: - Смородина — многолетий кустарник высотой в 1,5—2 м. Смородина плохо переносит весенние заморозки, не растет в сырых местах. Садоводы чаще всего высаживают ее между яблонями или вдоль ограды. Ягоды и листья смородины обладают целебными свойствами. 3. Бусы красные висят Из кустов на нас глядят, Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (Малина) - Куст малины ветвистый, колючий, с длинным ползучим корневищем. Малина — целебная ягода. Она богата витамином С, есть в ее ягодах и сахар. Чаем на сушеных ягодах и листьях малины, душистым малиновым вареньем лечат простуду. 4. Оранжевая ягода, На дереве висит, Листочек узко-тоненький, На веточке висит! (Облепиха) - Имя своё облепиха получила за то, что буквально облеплена плодами. На вкус плоды горьковатые, терпкие. После первых морозов становятся кисловато-сладкими с приятным волнующим ароматом. Из плодов облепихи делают сoк, масло, сиропы, настойки, лекарственные препараты. В Краснодарском крае облепиху можно встретить в районах Северного Кавказа. 5. Спелых ягод гроздь свисает, - Вкуснейший ягоды и полезные свойства винограда - это одно из достоинств Кубани. По площади виноградников Краснодарский край занимает первое место в России. Природные условия края позволяют успешно выращивать во всех районах на незасоленных и не заболоченных почвах. Виноград потребляется в свежем и сушеном виде, из него выделывают различные вина, безалкогольные соки, варенье, маринады. - Познакомимся со следующим видом растений – деревьями Краснодарского края.
С белой корой стоит под горой. (Береза) - Береза – хоть и не типичное для Краснодарского края дерево, но издавна считается исконно русским. Название ее уходит в глубокую древность. Много веков назад существовало слово «бер». Означало оно «светлый», «ясный», «блестящий», «белый». Именно от него появилось слово береза.
Летом – зеленые, Осенью – румяные. (Яблоня) - Яблоня - одно из самых распространенных садовых деревьев. Это мощное дерево высотой до 10 метров с сильной корневой системой и широко разветвленной кроной. Яблони реже выращивают ради декоративных целей, в основном - для пищевых. Плоды в зависимости от сорта бывают желтые, зелены и красные, но все они богаты витаминами и минералами.
С терпким вкусом – не калина, По зиме сладка … (Рябина) - Рябина - это очень красивое дерево. Оно запоминается по ярко-красным небольшим плодам, собранным в гроздья, и ажурным листьям. Плоды рябины богаты витамином С. А также в них много витамина А. Вот поэтому и любят есть полезные плоды рябины люди, звери и птицы.
- Ива растет у дорог, ручьев, на берегу рек и прудов, или недалеко от дома. Это большое раскидистое дерево иногда достигает высоты около 30 метров. Побеги у ивы очень гибкие и нередко склоняются над водой. Недаром эти деревца называют плакучими. Из веток ивы плетут корзины.
На толстом стволе могучего ... (Дуба) - До 700 метров над уровнем моря основным видом растительности является дуб. Это самое распространенное дерево в горах. Дуб образует целые сплошные леса, покрывая предгорья и отроги. Плоды дуба употребляют в пищу многие животные, кора является ценным лекарственным сырьем. Но также дуб используют в качестве декоративного растения и в равнинной местности. - Какие деревья вам понравились больше? Почему? - И третий вид – травы Кубани.
жжется больно, как огонь. (Крапива) - Родовое название растения произошло от слова в переводе с латинского означающее «жечь». О лечебной и пищевой ценности знали еще древние греки и римляне. В народной медицине из листьев крапивы изготавливали настои и отвары. 2. Стоит в саду кудряшка — Белая рубашка, Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка) - Ромашка – это многолетнее цветковое растение, которое известно каждому человеку с детства. Самый распространенный вид этого цветка называют ромашкой аптечной. Свежую и засушенную ромашку с древних времен, применяют как лекарство. 3. Горел в траве росистой фонарик золотистый. Потом померк, потух и превратился в пух. (Одуванчик) - Это веселое растение, с пышной белой прической, где только не растет! На поле, на лугу, да и около дачного участка обязательно встретится этот всепроникающий цветок. Из одуванчика варят мед и варенье. 4. Растет на склонах холмов, в лесах. У реки, на лугу, босиком на снегу Первые цветочки – желтые глазочки. (Мать-и-мачеха) - Название произошло от особенности его листьев, светлых внизу и темно – зеленых сверху. Если потрогать нижнюю её сторону, опушенную волосками, мягкую, то появляется ощущение теплоты, ласки – это мать. Верхняя часть листа – гладкая, жесткая, как бы холодная – это мачеха. Народная медицина использует это растение при многих болезнях. - Что вы знаете об этом растении? - Из его листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды. 5. Растение это узнать очень просто Широкие листья, сам малого роста. В лечении ран он отличный помощник. Растёт на дороге, зовут … (подорожник) - В области народной медицины подорожник незаменим. Бесценными свойствами обладают его отвары и настои, которыми промывают глаза, употребляют внутрь против кашля. Он способен остановить небольшое кровотечение. - Какие травы вам понравились больше? А какие лечебные травы вы знаете? | Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы. | Высказывают свои предположения Что из нее пошли пузырьки! Это воздух. Рассматривают диаграмму процентного соотношения газов. Наблюдают за горением свечи. Выдвигают предположения |
Физкультминутка | Цель: профилактика переутомления учащихся. | - Ну что ребята, отдохнем? Выходим из-за парт. Мы с вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес! Руки подняли и покачали – То деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В сторону руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся Покажем – крылья сложили назад, Наклонились и присели, Заниматься тихо сели - Молодцы ребята, снова вернемся к теме нашего урока. | Снимает напряжение, обеспечивает снятие усталости. | Выполняют упр. вместе с учителем |
Работа с учебником Просмотр видеоролика | - Откройте рабочие тетради на странице 17-ой. - Обратите внимание на кроссворд. Отгадайте загадки и заполните кроссворд. Первые 3 человека на оценку. (1.Поодорожник 2.Одуванчик 3.Осина 4. Тополь 5.Пшеница 6.Рябина 7.Крапива 8.Мята) - Следующее задание: разделите описанные в загадках растения на группы растений. Один человек выполнит задание у доски на оценку. (Деревья – осина, тополь, рябина. Кустарники - . Травы – подорожник, одуванчик, пшеница, крапива, мята.) - Переверните страницу. Выполните следующее задание самостоятельно. Прочтите текст и впишите недостающие названия деревьев. Кто справится с заданием первым – поднимает руку. - А вот какими увидели иву и тополь кубанские поэты: (учащиеся читают стихотворения) - А почему иву называют плакучей, как вы думаете? - Понравилось вам стихотворение? Как автор называет ветви рябины? - Подчеркните в стихотворениях те слова, которые автор использовал для описания растений. | Задает вопросы по теме урока. Требует полных ответов от учащихся. Слушает ответы учащихся. Показывает видеоролик. | Читают текст. Рассказывают, как можно почувствовать воздух. Анализируют иллюстрацию. Выдвигают свои предположения. Читают текст. Делятся впечатлениями. Рассказывают, какое небо они видели. Смотрят видеоролик и отвечают на вопросы.Несколько раз читают вывод по теме. Отвечают на вопросы. | |
V. Закрепление знаний и способов действий. Цель: Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | - Чтобы проверить, как хорошо вы запомнили растения Краснодарского края, с которыми мы сегодня познакомились, предлагаю поиграть в игру «Найди лишнее». 1. Береза, дуб, одуванчик, яблоня, вишня. 2. Малина, виноград, ива, смородина, крапива. 3. Слива, яблоня, персик, ромашка, черешня, рябина. 4. Малина, смородина, мать-и-мачеха, виноград, калина, дуб. | Объясняет, как правильно работать в тетради. Помогает учащимся. | Работают индивидуально в тетрадях. Отвечают на вопросы учителя. | |
VI. Итог урока Цель: Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества | Выставление оценок Рефлексия | Давайте подведем итог урока: -Ребята, какая была тема нашего урока? - На какие группы делятся растения? - Какие кустарники Кубани вы знаете? - Какие деревья Краснодарского края вы запомнили? - Назовите травянистые растения Краснодарского края. - Кто доволен своей работой на уроке? - Какие задания вам понравились больше всего? | Формулирует вопросы, оценивает работу детей на уроке (словесно) | Обобщают полученные знания о воздухе. |
VII. Домашнее задание | Беседа. Комментирование. | - Запишите домашнее задание Стр.18-19 стихотворение наизусть; стр. 19 задание под перышком. - Спасибо всем! До свидания! | Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, записывает домашнее задание на доске. | Усваивают необходимые и достаточные условия для успешного выполнения домашнего задания в соответствии с уровнем своего развития. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку. 2 класс.Тема: "Безударная гласная в корне". УМК "Школа России" (К моей презентации).
Открытый урок по русскому языку....
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)
Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличительные признаки. Эти признаки помогают распознавать деревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"
Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Ориентирование на местности"
Предмет:окружающий мирКласс:2гТема урока:Ориентирование на местности. Цели урока: Познакомить учащихся с понятием «ориентирование», с устройством и действием компаса. Научить определять стороны горизо...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "Ориентирование на местности" УМК "Школа России" + презентация
Конспект урока по окружающему мируТема: «Ориентирование на местности»Цели деятельности учителя: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориент...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "Ориентирование на местности" УМК "Школа России"
Конспект урока по окружающему мируТема: «Ориентирование на местности»Цели деятельности учителя: закрепление ориентирования по местным признакам и по компасу; умение ориентироваться по солн...
Конспект урока по окружающему миру (2 класс). Тема: «Ориентирование на местности Практическая работа №6.«Ориентирование по компасу»». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о горизонте и линии горизонта; знакомство со сторонами горизонта (основными и промежуточными), развитие умения обозначать их на схеме, давать пред...