Реализация национально-регионального компонента в МБОУ НШ с. Айон
статья
Предварительный просмотр:
Реализация национально-регионального компонента в МБОУ НШ с. Айон
Слайд 1
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. При этом содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в системы мировой и национальных культур. Ибо «вне культуры настоящее и будущее народов… и государств лишается смысла. Культура представляет главный смысл и главную ценность существования человечества» (Д. С. Лихачев).
Слайд 2
В Законе «Об образовании» закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. Причем устанавливается соотношение распределения времени между федеральным и национально-региональным компонентами:
федеральный компонент - не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;
национально-региональный компонент – не менее 10%;
Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и является обязательной частью содержания общего среднего образования.
Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.
Слайд 3
В МБОУ НШ с. Айон процесс реализации национально-регионального компонента ведётся по нескольким направлениям:
- посредством полипредметного варианта реализации НРК через органичное включение (интеграцию) регионального содержания в предметы федерального компонента через дополнительное образование – музейная деятельность;
- через проведение предметных тематических недель;
- через внеклассную работу.
Слайд 4
Примерное содержание и тематика уроков национально-регионального компонента в различных образовательных областях были направлены на достижение следующих целей:
- ознакомление с культурно-историческими, этнографическими, природно-экономическими и духовно-нравственными особенностями региона;
- овладение знаниями о культурной жизни региона, о его духовных «маяках» в области литературы, языка, живописи, музыки, театра и т.д.
- изучение отдельных произведений чукотских авторов с привлечением сведений по теории литературы и краеведению;
- формирование представлений о многообразии этнических культур, воспитание толерантного отношения к национально-культурным различиям, что создает условия для самореализации личности в полиэтнической среде.
Примерная программа и тематика уроков, не сковывая творческой инициативы учителя, формирует ядро учебного курса, в пределах которого остается возможность свободного соотнесения предлагаемых вариантов тем НРК и темы предметной образовательной области. Вписываясь в базовый (федеральный) компонент образования, предлагаемая программа и примерная тематика уроков других образовательных областей также способствуют приобретению учащимися следующих основ компетентности в социально-психологической и общекультурной сфере:
- информационная компетентность – умение извлекать, анализировать, обобщать, использовать, обогащать информационный материал о жизни округа, владение новыми информационными технологиями;
- ценностно-мировоззренческая компетентность – включение учащихся в поликультурную среду региона: воспитание уважительного отношения к культуре народностей, населяющих регион; умение давать морально-нравственную оценку событиям и явлениям социальной действительности и выстраивать свою траекторию поведения.
Работая над материалом национально-регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов: систематичности, доступности, наглядности и разнообразности материала, связи НРК с учебной и воспитательной работой, взаимосвязи местного и общего исторического, географического материала.
Слайд 5
Способы реализации регионального компонента государственного стандарта начального образования:
введение учебного предмета как предмета регионального компонента в учебный план ОУ (в настоящее время таким предметом является предмет “Чукотский язык”;
органичное включение регионального содержания (сведений о природных, экономических, историко-социокультурных, демографических, этнопсихологических особенностях региона) в базовое содержание (в предметы федерального компонента инвариантной части базисного учебного плана). При таком построении региональный материал используется для расширения и углубления основных тем и разделов базового содержания. Это не только позволяет более полно реализовывать дидактические принципы обучения, но и усиливает воспитательные аспекты уроков.
Слайд 6
Реализация РК на уроках русского языка с использованием и изучением местного языкового материала имеет и образовательный и воспитательный потенциал. Успех преподавания в большинстве своем определяется личностью учителя и его творческим подходом. Источником изучения материала становится использование на уроках русского языка загадок, пословиц, поговорок, загадок чукотского народа, художественных произведений местных писателей и поэтов. Такие материалы дают возможность обогатить и расширить кругозор ребенка, его представление о ЧАО.
Например, РУССКИЙ ЯЗЫК, 2 класс
- Использование чукотского фольклора при письме по памяти, орфографических пятиминутках;
- использование стихотворений чукотских поэтов;
- комментированное письмо, зрительно-слуховой диктант, творческий диктант;
- составление предложений о природе Чукотки, о традиционных промыслах чукчей, о животных заповедника остров Врангеля;
- использование текстов из стихов А. Кымытваль для контрольного списывания;
- использование предложений из рассказов Ю. Рытхэу, сказок Кивагме;
- нахождение слов с изучаемыми орфограммами в текстах чукотских писателей;
- описание проведения праздника «Кильвей. Праздник первого теленка» в классе (на основе личного опыта и наблюдения).
Слайд 7
Ориентация на региональный компонент обуславливает новизну подхода и к внеклассной работе в школе, и к работе в системе дополнительного образования. Все внеклассные мероприятия организованы так, чтобы у учащихся появилась возможность прояснить многое в духовной ситуации нашего времени, нашего края, углубить понимание общенациональных художественных ценностей. С этой целью в план работы системы дополнительного образования включены следующие формы:
- показ спектаклей по мотивам чукотских сказок на открытии года Театра, на праздновании Дня образования Чукотского автономного округа, на национальном празднике «Етти, Тиркытир» («Здравствуй, Солнце»);
- выставка-конкурс детских рисунков «Красная книга Чукотки»;
- экскурсии в школьный краеведческий музей;
- общешкольные конкурсы на лучшего чтеца;
- конкурсы и викторины «Я люблю свою землю»;
- декады (недели) родного языка, литературы, культуры;
- читательские конференции «Писатели и поэты Чукотки о природе своей «малой родины»;
- разучивание и исполнение личных песен айонских оленеводов, горловое и гортанное пение.
Составить карту культурной жизни края в пространственном и временном аспекте помогают мероприятия, проводимые в рамках предметных недель:
- «Чукотка – берег двух океанов», «Экология и человек», «На службе здоровья человека Севера»:
- «Русский Север - сокровищница народной культуры» (устный журнал);
- «Памятники истории и культуры родного края» (заочная экскурсия);
- «Лирика А.А. Кымытваль» (библиотечный час);
- устный журнал «Традиции моей семьи»;
- ролевая игра «Экологические проблемы ЧАО»;
- КВН «Моя малая родина»;
- Игра-путешествие «Экологические тропинки»;
- «В краю оленьих троп. Быт, традиции» (библиотечный урок).
Таким образом, реализация национально-регионального компанента способствует социально-культурной адаптации учащихся в современном мире, позволяет подняться на новый, более высокий уровень приобщения к культуре своего и других народов, изменить представление об историко-литературном процессе России.
Слайд 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном методическом объединении учителей начальной школы по проблеме реализации национально-регионального компонента
Представляю вашему вашему вниманию материалы по реализации национально-регионального компонента в начальной школе...
"Три типа склонения имен существительных" (применение национально - регионального(калмыцкого) компонента)
коспект урока русского языка с использованием регионально- национального (калмыцкого) компонента....
Региональный семинар-практикум "Реализация национального регионального компонента в коррекционно-воспитательном процессе"
Словесные игры "Уйный-уйный үсәбез"...
Развитие профессиональной готовности учителя к реализации национально-регионального компонента начального общего образования в системе повышения квалификации
Подготовка педагогических работников в вопросах регионального содержания образования, повышения их компетентности в методах и формах реализации данного содержания – реальность и необходимость современ...
Реализация национально – регионального компонента на уроках окружающего мира.
Реализация национально – регионального компонента на уроках окружающего мира. Проблема теоретической и практи...
Реализация национальных, региональных, этнокультурных особенностей (НРЭО) в работе учителя начальных классов
Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания прим...