Реализация национально-регионального компонента в МБОУ НШ с. Айон
статья

Головкова Таисия Петровна

Реализация НРК (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад "Реализация НРК"23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация национально-регионального компонента в МБОУ НШ с. Айон

 

       Слайд 1

       Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. При этом содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в системы мировой и национальных культур. Ибо «вне культуры настоящее и будущее народов… и государств лишается смысла. Культура представляет главный смысл и главную ценность существования человечества» (Д. С. Лихачев).

        Слайд 2

        В Законе «Об образовании» закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. Причем устанавливается соотношение распределения времени между федеральным и национально-региональным компонентами:

федеральный компонент  - не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;

национально-региональный компонент – не менее 10%;

Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и является обязательной частью содержания общего среднего образования. 

Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы. 

     Слайд 3

     В  МБОУ НШ с. Айон  процесс реализации национально-регионального компонента ведётся по нескольким направлениям:

  • посредством полипредметного варианта реализации НРК через органичное включение (интеграцию) регионального содержания в предметы федерального компонента через дополнительное образование – музейная деятельность;
  • через проведение предметных тематических недель;
  • через внеклассную работу.

     Слайд 4

 Примерное содержание и тематика уроков национально-регионального компонента в различных образовательных  областях были направлены на достижение следующих целей:

  1. ознакомление с культурно-историческими, этнографическими, природно-экономическими и духовно-нравственными особенностями региона;
  2. овладение знаниями о культурной жизни региона, о его духовных «маяках» в области литературы, языка, живописи, музыки, театра и т.д.
  3. изучение отдельных произведений чукотских  авторов с привлечением сведений по теории литературы и краеведению;
  4. формирование представлений о многообразии этнических культур, воспитание толерантного отношения к национально-культурным различиям, что создает условия для самореализации личности в полиэтнической среде.

       Примерная программа  и тематика уроков,  не сковывая творческой инициативы учителя, формирует ядро учебного курса, в пределах которого остается возможность свободного соотнесения предлагаемых вариантов тем НРК и темы предметной образовательной области.   Вписываясь в базовый (федеральный) компонент образования, предлагаемая  программа и примерная тематика уроков других образовательных областей  также способствуют приобретению учащимися следующих основ компетентности в социально-психологической и общекультурной сфере:

  • информационная компетентность – умение извлекать, анализировать, обобщать, использовать, обогащать информационный материал о жизни округа, владение новыми информационными технологиями;
  • ценностно-мировоззренческая компетентность – включение учащихся в поликультурную среду региона: воспитание уважительного отношения к культуре народностей, населяющих регион; умение давать морально-нравственную оценку событиям и явлениям социальной действительности и выстраивать свою траекторию поведения.

        Работая над материалом национально-регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов: систематичности, доступности, наглядности и разнообразности материала, связи НРК с учебной и воспитательной работой, взаимосвязи местного и общего исторического, географического материала.

       Слайд 5

       Способы реализации регионального компонента государственного стандарта начального образования:

введение учебного предмета как предмета регионального компонента в учебный план ОУ (в настоящее время таким предметом является предмет “Чукотский язык”;

органичное включение регионального содержания (сведений о природных, экономических, историко-социокультурных, демографических, этнопсихологических особенностях региона) в базовое содержание (в предметы федерального компонента инвариантной части базисного учебного плана). При таком построении региональный материал используется для расширения и углубления основных тем и разделов базового содержания. Это не только позволяет более полно реализовывать дидактические принципы обучения, но и усиливает воспитательные аспекты уроков.

      Слайд 6

      Реализация РК на уроках русского языка с использованием и изучением местного языкового материала  имеет и образовательный и воспитательный потенциал. Успех преподавания в большинстве своем определяется личностью учителя и его творческим подходом. Источником изучения материала становится использование на уроках русского языка загадок, пословиц, поговорок, загадок чукотского  народа, художественных произведений местных писателей и поэтов. Такие материалы дают возможность обогатить и расширить кругозор ребенка, его представление о ЧАО.

          Например, РУССКИЙ ЯЗЫК, 2 класс

- Использование чукотского  фольклора при письме по памяти, орфографических пятиминутках;

- использование стихотворений чукотских поэтов;

- комментированное письмо, зрительно-слуховой диктант, творческий диктант;

- составление предложений о природе Чукотки, о  традиционных промыслах чукчей, о животных  заповедника остров Врангеля;

- использование текстов из стихов А. Кымытваль для контрольного списывания;

- использование предложений из рассказов Ю. Рытхэу, сказок Кивагме;

- нахождение слов с изучаемыми орфограммами в текстах чукотских  писателей;

- описание проведения праздника «Кильвей. Праздник первого теленка»  в классе (на основе личного опыта и наблюдения).

        Слайд 7

       Ориентация на региональный компонент обуславливает новизну подхода и к внеклассной работе в школе, и  к работе  в системе дополнительного образования. Все внеклассные мероприятия организованы так, чтобы у учащихся появилась возможность прояснить многое в духовной ситуации нашего времени, нашего края, углубить понимание общенациональных художественных ценностей. С этой  целью в план работы системы дополнительного образования включены следующие формы:

  • показ спектаклей по мотивам чукотских сказок на открытии года Театра, на праздновании Дня образования Чукотского автономного округа, на национальном празднике «Етти, Тиркытир» («Здравствуй, Солнце»);
  • выставка-конкурс детских рисунков «Красная книга Чукотки»;
  • экскурсии в школьный краеведческий музей;
  • общешкольные конкурсы на лучшего чтеца;
  • конкурсы и викторины «Я люблю свою землю»;
  • декады (недели) родного языка, литературы, культуры;
  • читательские конференции «Писатели и поэты Чукотки о природе своей «малой родины»;
  • разучивание и исполнение личных песен айонских оленеводов, горловое и гортанное пение.

Составить карту культурной жизни края в пространственном и временном аспекте помогают  мероприятия, проводимые в рамках предметных недель:

  •  «Чукотка – берег двух океанов», «Экология и человек», «На службе здоровья человека Севера»:
  • «Русский Север  - сокровищница народной культуры» (устный журнал);
  • «Памятники истории и культуры родного края» (заочная экскурсия);
  • «Лирика А.А. Кымытваль»  (библиотечный час);
  • устный журнал  «Традиции моей семьи»;
  • ролевая игра  «Экологические проблемы ЧАО»;
  • КВН  «Моя малая родина»;
  • Игра-путешествие «Экологические тропинки»;
  • «В краю оленьих троп. Быт, традиции» (библиотечный урок).

       Таким образом, реализация национально-регионального компанента способствует социально-культурной адаптации учащихся в современном мире, позволяет подняться на новый, более высокий уровень приобщения к культуре своего и других народов, изменить представление об историко-литературном процессе России. 

Слайд 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методическом объединении учителей начальной школы по проблеме реализации национально-регионального компонента

Представляю вашему вашему вниманию материалы по реализации национально-регионального компонента в начальной школе...

"Три типа склонения имен существительных" (применение национально - регионального(калмыцкого) компонента)

коспект урока русского языка с использованием регионально- национального (калмыцкого) компонента....

Развитие профессиональной готовности учителя к реализации национально-регионального компонента начального общего образования в системе повышения квалификации

Подготовка педагогических работников в вопросах регионального содержания образования, повышения их компетентности в методах и формах реализации данного содержания – реальность и необходимость современ...

Реализация национально – регионального компонента на уроках окружающего мира.

Реализация национально – регионального компонента на уроках      окружающего мира.           Проблема теоретической и практи...

Реализация национальных, региональных, этнокультурных особенностей (НРЭО) в работе учителя начальных классов

Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания прим...