Реализация национально-регионального компонента на уроках развития речи в начальных классах школы V вида (для детей с ТНР).
статья по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Реализация национально-регионального компонента
на уроках развития речи в начальных классах школы 5 вида (для детей с ТНР)
Черепова О.Г. - учитель-логопед
Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 22
В законе "Об образовании" (ст. 7) закреплены два компонента государственного образовательного стандарта - федеральный и региональный. Федеральный стандарт обеспечивает единство образовательного пространства в Российской федерации. Национально-региональный компонент является источником изучения природных, социокультурных, экономических особенностей региона. Введение в содержание данного компонента важно, так как это способствует формированию личности, способной к дальнейшей социализации по месту рождения и проживания, воспитанию патриотизма.
дети с ограниченными возможностями здоровья особенно сложно воспринимают такие понятия как "родина", "традиции". "гражданственность" и т.п. Поэтому реализации национально-регионального компонента в нашей школе уделяется большое значение. Используется многообразие традиционных и коррекционных форм работы с обязательным включением национально-регионального компонента. Цель:
-формировать интерес к культурному наследию республики Карелия
-повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению
-воспитание нравственных, трудовых, эстетических качеств на примере национальных традиций и обычаев.
Основные принципы:
-доступность материала, его адаптация к возрастным возможностям и психологическим особенностям, потребностям и интересам детей
-опора на жизненный опыт и знания учащихся
-использование разнообразных форм и методов обучения
Наиболее интересными для детей и эффективными в плане усвоения являются комплексные познавательные занятия, включающие в себя:
-изучение национальной литературы (карельские сказки, эпос)
-использование карельского фольклора (поговорки, загадки, пословицы)
-использование элементов исследовательской деятельности (изучение значений слов, фактов из истории и т.п.)
-использование на занятиях элементов ручного труда
-экскурсии
Коррекционно-лингвистический курс, реализуемый в школах 5 вида, предполагает проведение уроков "Развитие речи(окружающий мир)" по теме "Родная страна". Один из уроков - "Послания из прошлого", помог учащимся 2 класса познакомиться с историей своего края.
Цель: Ознакомление с петроглифами: наскальными рисунками, расположенными на территории Карелии
Предварительная работа: экскурсия в Национальный музей Республики Карелия, экспозиция "Из глубины веков"
оборудование:
- Мультимедиапрезентация "Послания предков", DVD фильм "Петроглифы Заонежья"
- Национальная одежда для всех обучающихся и взрослых
- Часть класса оформлена как старинная пещера (шкуры, камни большие и маленькие)
- Бубны и палки для проведения психокоррекционной паузы
- Ксерокопии изображений петроглифов
- Солёное тесто для изготовления "Послания потомкам"
Структура урока. Методы и приёмы, используемые на занятии:
Вводная часть:
1. Мультимедиапрезентация "Послания предков"
2. Постановка проблемного вопроса: откуда известно о жизни древних людей?
3. Знакомство со значением слова "петроглифы"
4. Перемещение с помощью игрового приёма в "древний мир" (переход по волшебным карточкам)
Основная (практическая) часть:
1. Как общались наши предки? Знакомство со способами передачи информации при помощи мимики и жестов (например: "я поймал зайца и обрадовался")
2. Петроглифы как способ передачи информации: знакомство с петроглифами Заонежья (рассматривание ксерокопий)
3. Изготовление "Послания потомкам": камнем о камень, из солёного теста
Заключительная часть:
1. Просмотр и обсуждение DVD фильма "Петроглифы Заонежья", с целью формирования потребности изучать, гордиться и беречь историю родного края.
Грамотное использование на уроке материалов национально-регионального компонента способствовало формированию у обучающихся целостных знаний о родном крае, развитию творческих и исследовательских умений, воспитанию любви и уважения к историческому и литературному наследию малой родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока развития речи "Поздняя осень" в школе 1 вида с использованием интерактивной доски.
Методическая разработка представляет собой конспект урока по развитию речи в 3 классе (по Программе для Специальных (Коррекционных) образовательных учреждений для глухих детей, имеющих ЗПР); презентац...
Конспект урока по письму для 2 класса школы 8 вида для детей с недостатками интеллектуального развития
Конпект урока по теме "Различение букв и звуков" (1 четверть)по письму для 2 класса коррекционной школы VIII вида...
Урок по развитию речи в 3 классе школы VIII вида "Деревья и кустарники"
Даныый урок был разработан и показан в рамках аттестации на высшую категорию. Это конспект урока по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 «б»...
конспект урока развития речи в 1 классе школы 1-2 вида
конспект урока развития речи на тему "Осень". 1 класс, школа 1-2 вида...
Урок чтения и развития речи в 4 классе школы VIII вида по теме " А. Барто «В театре». Работа над выразительным чтением: соблюдение логического ударения, необходимо интонации.
Данный материал урока чтения и развития речи может быть использован учителями специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках чтения и развития речи....
Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе школа 8 вида Тема урока: Л. Толстой «Филипок»
ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида Конспект урока чтения и развития речив 4 «Б» классеТема урока: Л. Толстой «Филипок» Учитель начальных класс...
О современных компьютерных технологиях как средстве повышения эффективности обучения на уроках окружающего мира и развития речи в начальных классах школ VIII вида.
Как все мы знаем, детям с ограниченными возможностями здоровья обучение дается с большим трудом. Для эффективности усвоения ими знаний, умений и навыков необходимо использовать ряд приемов и мет...