Развитие профессиональной готовности учителя к реализации национально-регионального компонента начального общего образования в системе повышения квалификации
статья на тему
Подготовка педагогических работников в вопросах регионального содержания образования, повышения их компетентности в методах и формах реализации данного содержания – реальность и необходимость современной начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Сухаревская Елена Юрьевна, к.п.н.,
доцент кафедры начального образования ГОУ ДПО РО РИПК и ППРО
Suharevskaya Elena, Ph.D.,
assistant professor of elementary education GOU DPO PO RIPK and PPRO
Развитие профессиональной готовности учителя к реализации национально-регионального компонента начального общего образования в системе повышения квалификации
Development of professional readiness of the teacher to implement a national-regional component of primary education in the training
Аннотация. Подготовка педагогических работников в вопросах регионального содержания образования, повышения их компетентности в методах и формах реализации данного содержания – реальность и необходимость современной начальной школы.
Abstract. Training of teachers in issues of regional content of education, increase of their competence in the methods and forms of implementation of the content – reality and necessity of modern elementary school.
Ключевые слова: региональный компонент, учителя начальной школы, система повышения квалификации
Keywords: regional component, an elementary school teacher, system training
Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В XXI веке в России происходят как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Разрушение исторических барьеров, разделявшие многие народы и страны способствовало возникновению проблемы взаимоотношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий. Миграционные процессы, которые затронули в последние годы нашу страну, могут влиять на исчезновение своеобразия народов и их культур, потери своего этнического своеобразия, вместе с тем, создавая межнациональные конфликты интересов и культур.
Современному образованию отводится ключевая роль в формировании духовно-нравственных ориентиров, в воспитании уважения к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. «Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений» (Из послания Президента России Федеральному собранию Российской Федерации. 2008г)
Культура отражает индивидуальное начало человека. Она обеспечивает хранение и трансляцию от поколения к поколению информации, правил и норм поведения, деятельности, определяет способ реагирования личности на инновации, обеспечивает адаптационные механизмы, возможность приспособления к меняющимся условиям бытия. Образование, будучи феноменом культуры, интегрирует качества процесса и результаты вхождения личности в состояние культуры самореализации. Поэтому целью образовательного процесса на современном этапе является формирование человека культуры.
Одним из решений обусловленных современностью проблем, является обновленное содержание образования школьника, где основой становится его регионализация – опора на национальные, исторические, культурные, хозяйственные традиции региона, особенности его развития в настоящее время, учёт наиболее значимых социальных ситуаций. Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личностные.
Прошлый и современный опыт школьного образования, как в нашей стране, так и в других странах мира свидетельствует о становлении, развитии данного процесса с учетом и под влиянием социально-экономических и природных условий в регионах. Это приводит к созданию, авторских программ, учебных и методических комплектов в школьном образовании, отличающиеся своеобразием целей, задач, содержания и структуры, методов обучения и воспитания учащихся, материальным обеспечением.
Становление и развитие национально-регионального образования в школах осуществляется по принципу и в процессе регионализации, в результате чего происходит социально-педагогическая адаптация школы к региональным условиям, появляется возможность соответствовать требованиям, предъявляемым в регионах к этому общественному институту. Говоря о регионах, мы имеем в виду уже сложившуюся практику определения "региона" как территориального образования, не обязательно являющегося таксономичной единицей в какой-либо системе территориального членения. Это могут быть отдельные поселения, территориально-производственные комплексы, управляемые сельской администрацией, административно-территориальные комплексы (малые и средние города, поселки городского типа и др.); крупные административно управляемые территории (с границей областей, краев, республик); территории, объединяющие ряд территориально-экономических районов (Поволжье, Урал и т.п.), территории отдельных или нескольких, многих государств.
Как пример можно привести такие общеизвестные учебно-методические комплексы как «Природа, история и культура Ленинградской области», «Кубановедение» (Краснодарский край) и «Доноведение» (Ростовская область), «Москвоведение» (г.Москва) и «Мой Таганрог» (г.Таганрог) и другие.
Сегодня излишне доказывать, что необходима сбалансированная политика построения содержания регионального образования, учитывающая как общегосударственные российские интересы, так и национально-культурные особенности народов России.
Однако регионализация не исключает ошибок при определении целей, задач, содержания или структуры школьного образования, при выборе методов обучения и воспитания учащихся, не всегда обеспечивает ожидаемое качество обучения и воспитания учащихся. Вместе с тем, данная проблема является принципиально важной, без решения которой невозможно ставить в полной мере задачи модернизации образования, воспитания подрастающего поколения в духе веротерпимости, толерантности, общероссийского патриотизма, готовности к межкультурному взаимодействию в условиях сложных общественных процессов.
Отсюда и необходимость подготовки педагогических работников в вопросах регионального содержания образования, повышения их компетентности в методах и формах реализации данного содержания. Система повышения квалификации (далее – СПК) педагогических работников является одним из ключевых ресурсов в повышении качества образования, в реализации задач модернизации. Именно в работе курсовой подготовки появляется возможность обеспечить условия для реализации новых задач.
Сегодня в основном программы СПК строятся на основе модульного принципа, который предусматривает вариативность в содержании процесса обучения. Данный принцип позволяет выстраивать программы для специалистов разных предметных областей, в которых возможно выделение модуля, направленного на обновление теоретических знаний и практических умений учителей в вопросах национально-регионального компонента. Для создания тематики модуля по региональному компоненту (назовём его условно «краеведение») в СПК, необходимо выделить основные принципы данного отбора содержания.
Во-первых, национально-региональный компонент вариативен и определяет региональные проявления тех сущностей, которые раскрываются в инвариантном содержании. Оставаясь составной частью содержания школьного образования, он обладает самоценностью и самозначимостью. В нём закладываются основы формирования у каждого учащегося системы знаний о своеобразии родного края, самобытности народной культуры, что способствует становлению личности, небезразличной к судьбе своей малой родины и страны в целом.
Во-вторых, проведённые исследования Ростовским областным институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки (далее - РИПК и ППРО) и опыт работы школ Ростовской области показали, что структура современного содержания образования позволяет разрабатывать региональный компонент в соответствии с федеральными требованиями, избегая подхода, от которого в свое время предостерегал П.П.Блонский. Ученый говорил о недопустимости подготовки учеников «с ограниченным горизонтом», мысль которых сильно привязана к своему уголку. Он называл такое обучение «улицеведением».
Исследование, проведённое кафедрой начального образования РИПК и ППРО, позволило определить конкретные пути введения региональных учебных материалов в учебный процесс начальных классов:
- Первый путь - в соответствии с Базисным учебным планом осуществляется введение материала регионального компонента в содержание образовательных областей и учебных курcов на интегративной основе (10-15 %) с 1 по 4 класс. Такой подход предполагает обязательное включение регионального содержания в базовое путём «диффузии» и равномерного распределения его по учебным предметам.
Учебные программы регионального содержания могут использоваться в качестве модуля и дополнять программу учебных предметов инвариантной части. При этом построении учебных программ региональный материал используется для расширения и углубления, основных тем и разделов базового содержания. Таким образом, в органической связи с федеральным содержанием могут быть сохранены как «единство федерального культурного и образовательного пространства», так и «защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального образования» (Закон «Об образовании в РФ», ст.3).
- Второй путь - введение в учебный процесс программы регионального содержания в часть, формируемую участниками образовательного процесса, которая предусматривается учебным планом (введение вариативных курсов во 1 - 4 классах).
- Третий путь – введение регионального компонента в структуру внеурочной деятельности, которую сегодня выводят обязательной частью основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП).
Во втором и в третьем случаях, в организационной части ООП, в частности разделов описывающих базисный учебный план и планы внеурочной деятельности, каждое образовательное учреждение вносит те позиции, которые учитывают особенности образовательного учреждения. Тем самым обеспечивается нормативно-правовое поле для введения регионального содержания в начальное образование.
В-третьих, начальное образование представлено в многоаспектности предметов. На передний план выступает умение слушателя курсов – учителя начальных классов, ориентироваться в информационном образовательном поле. Ему необходимо рассмотреть возможности и проблемы проектирования регионального содержания начального школьного образования; определить систему работы с региональными материалами в процессе учебных и внеурочных занятий, формы и методы обучения, а затем использовать знания, полученные в ходе повышения квалификации для создания образовательного пространства обучающихся младших классов.
Как определить необходимое и достаточное содержание регионального компонента? Какие виды и формы работ присущи краеведческой работе? Каким образом слушатели курсов могут реализовать полученные знания и умения? Попробуем кратко, в рамках статьи, ответить на эти вопросы.
Учебный предмет в школе, как известно, - это приспособленная к изучению та или иная научная дисциплина или область деятельности. Именно деятельность в определённом направлении должна стать основой реализации содержания регионального компонента. Приведём примеры.
- Основу русского языка как школьного учебного предмета составляет наука о русском языке. В содержании регионального компонента можно выделить тему «Словарь и говоры народов края». При изучении данной темы обучающиеся смогут в практической деятельности (написании записок, писем, изложений, статей в школьную газету) изучать особенности родного языка.
- Цель начального этапа литературного чтения, направлена на формирование читателя, полноценно воспринимающего художественное произведение, на развитие литературного творчества, способности выразить себя в слове…
В содержании регионального компонента – это познание лучших образцов искусства слова о регионе (крае), формирование представления о многообразии жанров, стилей и тематики литературы региона (края). В практической деятельности – это чтение; выражение понимания своеобразия национального характера, быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры, нравственных принципов населении региона (края) в постановочных игровых ситуациях, театральных представлениях.
- Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе является основой предмета «Окружающий мир». На основе содержания регионального компонента, возможно сформировать целостное представление о малой Родине (регионе, крае) и адекватное понимание места человека в нём. В практической деятельности данного содержания будут преобладать проектные и исследовательские работы обучающихся, посещение краеведческих музеев природы и истории, встречи с людьми родного края (для начального образования – это родители и старшее поколение семей), создание древа семьи и т.п.
- Основы предметов музыки, изобразительного искусства и технологии, позволяют выделить ещё одно направление в региональном компоненте как «Культура региона (края)», где воспитание интереса к культуре родного края на лучших образцах искусства региона (края); сохранение, пропаганда культурного потенциала и культурного наследия, обеспечение преемственности развития народной культуры. В практической деятельности - это изучение песенной и танцевальной культуры, художественного искусства народов и народностей, населяющих регион (край), освоение народных промыслов и ремесел и т.д.
Каждое из направлений обусловлено конкретными задачами, стоящими перед тем или иным курсом, имеет собственный объект изучения, представляет собой самостоятельную систему краеведческой работы в школе.
Специфика и психологические закономерности развития профессионального роста педагога свидетельствуют, что повышение квалификации в отрыве от реальной педагогической деятельности малоэффективно, и поэтому должно быть максимально приближено к месту его профессиональной деятельности и вместе с тем, обеспечиваться целенаправленным, систематическим и научно-методическим организованным управлением. Поэтому так важно, не только моделировать содержание регионального компонента, методы на практических занятиях, но и увидеть в качестве примеров лучшие образцы его реализации. Посещение уроков, занятий внеурочной деятельности в образовательном учреждении является обязательной составляющей данного модуля в СПК.
Повышение уровня профессиональной готовности учителя к осуществлению педагогической деятельности в обозначенном контексте способствует формированию умений: гностических, проектировочно-прогностических, организаторских, методических, коммуникативных, исследовательских, коррекционных и прикладных. Повышение квалификации учителя в вопросах регионального компонента должно стать процессом непрерывного развития личности учителя.
Литература.
- Иллюстрированный энциклопедический словарь. -М.: Большая российская энциклопедия. -1995. - 892 е.; Политическая энциклопедия. Т.2-М.: Мысль, 1999. - 701 с
- Сухаревская Е.Ю. Региональный учебно-методический комплекс «Доноведение»: программно-методическое обеспечение для учителей начальной школы общеобразовательных учреждений Ростовской области – Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2014. – 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/24/picture-336069-1408905498.jpg)
внутришкольный контроль по реализации основной образовательной программы начального общего образования
контроль функционирования и развития педагогического процесса в школе в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта образования; отслеживание результатов организации и качеств...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Введение нового образовательного стандарта для начальной школы ставит перед учителем новые образовательные цели. В условиях начальной школы педагог должен научить ребёнка не только читать, писать и сч...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/18/picture-596137-1424265937.jpg)
Технология проектирования современного урока в условиях реализации федерального государственного стандарта начального общего образования
Статья для выступления на ГМО...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/01/picture-558494-1588333124.jpg)
Реализация Основной образовательной программы начального общего образования через организацию внеурочной деятельности
Новые ФГОС ориентируют школу на восстановление единства педагогического процесса – воспитания, обучения и развития. В ФГОС НОО идея ценностного, содержательного единства урочной и внеурочной деятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/27/picture-540364-1417114476.jpg)
Значимость социальной и когнитивной компетентности учителя начальной школы при реализации технологий здоровьесбережения в начальном общем образовании
Компетентность - специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особог...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/21/picture-471148-1408627251.jpg)
презентация на тему: "Проектная деятельность на уровне начального общего образования как средство повышения мотивации к обучению"
Презентация из опыта работы по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" автор Пахомова....