Развитие профессиональной готовности учителя к реализации национально-регионального компонента начального общего образования в системе повышения квалификации
статья на тему
Подготовка педагогических работников в вопросах регионального содержания образования, повышения их компетентности в методах и формах реализации данного содержания – реальность и необходимость современной начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Сухаревская Елена Юрьевна, к.п.н.,
доцент кафедры начального образования ГОУ ДПО РО РИПК и ППРО
Suharevskaya Elena, Ph.D.,
assistant professor of elementary education GOU DPO PO RIPK and PPRO
Развитие профессиональной готовности учителя к реализации национально-регионального компонента начального общего образования в системе повышения квалификации
Development of professional readiness of the teacher to implement a national-regional component of primary education in the training
Аннотация. Подготовка педагогических работников в вопросах регионального содержания образования, повышения их компетентности в методах и формах реализации данного содержания – реальность и необходимость современной начальной школы.
Abstract. Training of teachers in issues of regional content of education, increase of their competence in the methods and forms of implementation of the content – reality and necessity of modern elementary school.
Ключевые слова: региональный компонент, учителя начальной школы, система повышения квалификации
Keywords: regional component, an elementary school teacher, system training
Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В XXI веке в России происходят как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Разрушение исторических барьеров, разделявшие многие народы и страны способствовало возникновению проблемы взаимоотношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий. Миграционные процессы, которые затронули в последние годы нашу страну, могут влиять на исчезновение своеобразия народов и их культур, потери своего этнического своеобразия, вместе с тем, создавая межнациональные конфликты интересов и культур.
Современному образованию отводится ключевая роль в формировании духовно-нравственных ориентиров, в воспитании уважения к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. «Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений» (Из послания Президента России Федеральному собранию Российской Федерации. 2008г)
Культура отражает индивидуальное начало человека. Она обеспечивает хранение и трансляцию от поколения к поколению информации, правил и норм поведения, деятельности, определяет способ реагирования личности на инновации, обеспечивает адаптационные механизмы, возможность приспособления к меняющимся условиям бытия. Образование, будучи феноменом культуры, интегрирует качества процесса и результаты вхождения личности в состояние культуры самореализации. Поэтому целью образовательного процесса на современном этапе является формирование человека культуры.
Одним из решений обусловленных современностью проблем, является обновленное содержание образования школьника, где основой становится его регионализация – опора на национальные, исторические, культурные, хозяйственные традиции региона, особенности его развития в настоящее время, учёт наиболее значимых социальных ситуаций. Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личностные.
Прошлый и современный опыт школьного образования, как в нашей стране, так и в других странах мира свидетельствует о становлении, развитии данного процесса с учетом и под влиянием социально-экономических и природных условий в регионах. Это приводит к созданию, авторских программ, учебных и методических комплектов в школьном образовании, отличающиеся своеобразием целей, задач, содержания и структуры, методов обучения и воспитания учащихся, материальным обеспечением.
Становление и развитие национально-регионального образования в школах осуществляется по принципу и в процессе регионализации, в результате чего происходит социально-педагогическая адаптация школы к региональным условиям, появляется возможность соответствовать требованиям, предъявляемым в регионах к этому общественному институту. Говоря о регионах, мы имеем в виду уже сложившуюся практику определения "региона" как территориального образования, не обязательно являющегося таксономичной единицей в какой-либо системе территориального членения. Это могут быть отдельные поселения, территориально-производственные комплексы, управляемые сельской администрацией, административно-территориальные комплексы (малые и средние города, поселки городского типа и др.); крупные административно управляемые территории (с границей областей, краев, республик); территории, объединяющие ряд территориально-экономических районов (Поволжье, Урал и т.п.), территории отдельных или нескольких, многих государств.
Как пример можно привести такие общеизвестные учебно-методические комплексы как «Природа, история и культура Ленинградской области», «Кубановедение» (Краснодарский край) и «Доноведение» (Ростовская область), «Москвоведение» (г.Москва) и «Мой Таганрог» (г.Таганрог) и другие.
Сегодня излишне доказывать, что необходима сбалансированная политика построения содержания регионального образования, учитывающая как общегосударственные российские интересы, так и национально-культурные особенности народов России.
Однако регионализация не исключает ошибок при определении целей, задач, содержания или структуры школьного образования, при выборе методов обучения и воспитания учащихся, не всегда обеспечивает ожидаемое качество обучения и воспитания учащихся. Вместе с тем, данная проблема является принципиально важной, без решения которой невозможно ставить в полной мере задачи модернизации образования, воспитания подрастающего поколения в духе веротерпимости, толерантности, общероссийского патриотизма, готовности к межкультурному взаимодействию в условиях сложных общественных процессов.
Отсюда и необходимость подготовки педагогических работников в вопросах регионального содержания образования, повышения их компетентности в методах и формах реализации данного содержания. Система повышения квалификации (далее – СПК) педагогических работников является одним из ключевых ресурсов в повышении качества образования, в реализации задач модернизации. Именно в работе курсовой подготовки появляется возможность обеспечить условия для реализации новых задач.
Сегодня в основном программы СПК строятся на основе модульного принципа, который предусматривает вариативность в содержании процесса обучения. Данный принцип позволяет выстраивать программы для специалистов разных предметных областей, в которых возможно выделение модуля, направленного на обновление теоретических знаний и практических умений учителей в вопросах национально-регионального компонента. Для создания тематики модуля по региональному компоненту (назовём его условно «краеведение») в СПК, необходимо выделить основные принципы данного отбора содержания.
Во-первых, национально-региональный компонент вариативен и определяет региональные проявления тех сущностей, которые раскрываются в инвариантном содержании. Оставаясь составной частью содержания школьного образования, он обладает самоценностью и самозначимостью. В нём закладываются основы формирования у каждого учащегося системы знаний о своеобразии родного края, самобытности народной культуры, что способствует становлению личности, небезразличной к судьбе своей малой родины и страны в целом.
Во-вторых, проведённые исследования Ростовским областным институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки (далее - РИПК и ППРО) и опыт работы школ Ростовской области показали, что структура современного содержания образования позволяет разрабатывать региональный компонент в соответствии с федеральными требованиями, избегая подхода, от которого в свое время предостерегал П.П.Блонский. Ученый говорил о недопустимости подготовки учеников «с ограниченным горизонтом», мысль которых сильно привязана к своему уголку. Он называл такое обучение «улицеведением».
Исследование, проведённое кафедрой начального образования РИПК и ППРО, позволило определить конкретные пути введения региональных учебных материалов в учебный процесс начальных классов:
- Первый путь - в соответствии с Базисным учебным планом осуществляется введение материала регионального компонента в содержание образовательных областей и учебных курcов на интегративной основе (10-15 %) с 1 по 4 класс. Такой подход предполагает обязательное включение регионального содержания в базовое путём «диффузии» и равномерного распределения его по учебным предметам.
Учебные программы регионального содержания могут использоваться в качестве модуля и дополнять программу учебных предметов инвариантной части. При этом построении учебных программ региональный материал используется для расширения и углубления, основных тем и разделов базового содержания. Таким образом, в органической связи с федеральным содержанием могут быть сохранены как «единство федерального культурного и образовательного пространства», так и «защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального образования» (Закон «Об образовании в РФ», ст.3).
- Второй путь - введение в учебный процесс программы регионального содержания в часть, формируемую участниками образовательного процесса, которая предусматривается учебным планом (введение вариативных курсов во 1 - 4 классах).
- Третий путь – введение регионального компонента в структуру внеурочной деятельности, которую сегодня выводят обязательной частью основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП).
Во втором и в третьем случаях, в организационной части ООП, в частности разделов описывающих базисный учебный план и планы внеурочной деятельности, каждое образовательное учреждение вносит те позиции, которые учитывают особенности образовательного учреждения. Тем самым обеспечивается нормативно-правовое поле для введения регионального содержания в начальное образование.
В-третьих, начальное образование представлено в многоаспектности предметов. На передний план выступает умение слушателя курсов – учителя начальных классов, ориентироваться в информационном образовательном поле. Ему необходимо рассмотреть возможности и проблемы проектирования регионального содержания начального школьного образования; определить систему работы с региональными материалами в процессе учебных и внеурочных занятий, формы и методы обучения, а затем использовать знания, полученные в ходе повышения квалификации для создания образовательного пространства обучающихся младших классов.
Как определить необходимое и достаточное содержание регионального компонента? Какие виды и формы работ присущи краеведческой работе? Каким образом слушатели курсов могут реализовать полученные знания и умения? Попробуем кратко, в рамках статьи, ответить на эти вопросы.
Учебный предмет в школе, как известно, - это приспособленная к изучению та или иная научная дисциплина или область деятельности. Именно деятельность в определённом направлении должна стать основой реализации содержания регионального компонента. Приведём примеры.
- Основу русского языка как школьного учебного предмета составляет наука о русском языке. В содержании регионального компонента можно выделить тему «Словарь и говоры народов края». При изучении данной темы обучающиеся смогут в практической деятельности (написании записок, писем, изложений, статей в школьную газету) изучать особенности родного языка.
- Цель начального этапа литературного чтения, направлена на формирование читателя, полноценно воспринимающего художественное произведение, на развитие литературного творчества, способности выразить себя в слове…
В содержании регионального компонента – это познание лучших образцов искусства слова о регионе (крае), формирование представления о многообразии жанров, стилей и тематики литературы региона (края). В практической деятельности – это чтение; выражение понимания своеобразия национального характера, быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры, нравственных принципов населении региона (края) в постановочных игровых ситуациях, театральных представлениях.
- Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе является основой предмета «Окружающий мир». На основе содержания регионального компонента, возможно сформировать целостное представление о малой Родине (регионе, крае) и адекватное понимание места человека в нём. В практической деятельности данного содержания будут преобладать проектные и исследовательские работы обучающихся, посещение краеведческих музеев природы и истории, встречи с людьми родного края (для начального образования – это родители и старшее поколение семей), создание древа семьи и т.п.
- Основы предметов музыки, изобразительного искусства и технологии, позволяют выделить ещё одно направление в региональном компоненте как «Культура региона (края)», где воспитание интереса к культуре родного края на лучших образцах искусства региона (края); сохранение, пропаганда культурного потенциала и культурного наследия, обеспечение преемственности развития народной культуры. В практической деятельности - это изучение песенной и танцевальной культуры, художественного искусства народов и народностей, населяющих регион (край), освоение народных промыслов и ремесел и т.д.
Каждое из направлений обусловлено конкретными задачами, стоящими перед тем или иным курсом, имеет собственный объект изучения, представляет собой самостоятельную систему краеведческой работы в школе.
Специфика и психологические закономерности развития профессионального роста педагога свидетельствуют, что повышение квалификации в отрыве от реальной педагогической деятельности малоэффективно, и поэтому должно быть максимально приближено к месту его профессиональной деятельности и вместе с тем, обеспечиваться целенаправленным, систематическим и научно-методическим организованным управлением. Поэтому так важно, не только моделировать содержание регионального компонента, методы на практических занятиях, но и увидеть в качестве примеров лучшие образцы его реализации. Посещение уроков, занятий внеурочной деятельности в образовательном учреждении является обязательной составляющей данного модуля в СПК.
Повышение уровня профессиональной готовности учителя к осуществлению педагогической деятельности в обозначенном контексте способствует формированию умений: гностических, проектировочно-прогностических, организаторских, методических, коммуникативных, исследовательских, коррекционных и прикладных. Повышение квалификации учителя в вопросах регионального компонента должно стать процессом непрерывного развития личности учителя.
Литература.
- Иллюстрированный энциклопедический словарь. -М.: Большая российская энциклопедия. -1995. - 892 е.; Политическая энциклопедия. Т.2-М.: Мысль, 1999. - 701 с
- Сухаревская Е.Ю. Региональный учебно-методический комплекс «Доноведение»: программно-методическое обеспечение для учителей начальной школы общеобразовательных учреждений Ростовской области – Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2014. – 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внутришкольный контроль по реализации основной образовательной программы начального общего образования
контроль функционирования и развития педагогического процесса в школе в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта образования; отслеживание результатов организации и качеств...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Введение нового образовательного стандарта для начальной школы ставит перед учителем новые образовательные цели. В условиях начальной школы педагог должен научить ребёнка не только читать, писать и сч...
Технология проектирования современного урока в условиях реализации федерального государственного стандарта начального общего образования
Статья для выступления на ГМО...
Реализация Основной образовательной программы начального общего образования через организацию внеурочной деятельности
Новые ФГОС ориентируют школу на восстановление единства педагогического процесса – воспитания, обучения и развития. В ФГОС НОО идея ценностного, содержательного единства урочной и внеурочной деятельно...
Значимость социальной и когнитивной компетентности учителя начальной школы при реализации технологий здоровьесбережения в начальном общем образовании
Компетентность - специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особог...
презентация на тему: "Проектная деятельность на уровне начального общего образования как средство повышения мотивации к обучению"
Презентация из опыта работы по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" автор Пахомова....