Реализация национальных, региональных, этнокультурных особенностей (НРЭО) в работе учителя начальных классов
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике.Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще недостаточно систематично используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация национальных, региональных, этнокультурных особенностей (НРЭО) в работе учителя начальных классов

Ермолаева Инна Юрьевна, учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №121 г. Челябинска»

 «В ком нет любви к стране родной,

те сердцем нищие калеки».

Т.Г. Шевченко.

Каждый человек – своего рода первооткрыватель. И у истока его длинной жизненной дороги – своя малая Родина, со своим особым обликом, со своей красотой.

Предстаёт она человеку в детстве и остаётся с ним на всю жизнь. И какой она останется в его памяти, во многом зависит от нас, от того, как мы сумеем привить детям любовь к своему родному краю. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще недостаточно систематично используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, человека.

Но как приобщить ребят к истокам культуры родного края, как воспитать в них чувство гражданственности, любви к «малой родине»?  Изучению родного края, его истории, природы, жизни наших современников помогает литература, в частности, произведения местных авторов. На уроках литературного чтения мы изучаем пословицы, поговорки, приметы о своём крае, собираем загадки, читаем и анализируем рассказы, сказки и стихи уральских авторов. Литературное творчество наших земляков разнообразно и многогранно, поэтому учитель может сделать свободный выбор произведения для урока независимо от того, по какому учебнику он работает. При этом работа с произведение будет осуществляться в рамках концепции, составляющей основу федерального комплекта. В помощь учителю может быть использована хрестоматия по литературе родного края, а также сайт Писатели земли Уральской- http://pisateli.ch-lib.ru/

Изучение математики в органической связи с окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом.  Математика представляет собой особые  возможности для развития познавательных способностей обучающихся. Считаю целесообразным использовать в этих целях текстовые задачи с национально-региональными и этнокультурными особенностями. Учащиеся проявляют  больший интерес к решению задач с таким содержанием. Программа позволяет включать в процесс обучения задачи такого типа на различных этапах обучения и урока: при устном счете, при объяснении и закреплении изучаемого материала, на этапе отработки и контроля знаний.  В задачах   находят отражение практические ситуации, имеющие место в жизни. Это помогает осознавать реальные количественные отношения между различными  объектами и величинами и тем самым углубить и расширить свои представления о реальном мире. Решение задач позволяет осмыслить и понять практическую направленность математики. На уроках   детям очень нравится не только решать, но  и самостоятельно составлять различные задачи, задания на основе региональных  особенностей. Для этого мы создаём копилочку-помощницу «Наш край в цифрах». Удачно проходят математические диктанты с использованием данных на основе региональных и этнокультурных особенностей.

         С первых уроков окружающего мира учу детей наблюдать за природой своего края, за окружающей действительностью.  Экскурсии в парк, школьный и городской музеи, экскурсии по городу,   подготовка презентаций  и сообщений по различным темам, проекты позволяют  сочетать  программный и краеведческий материала с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, человека. Огромную помощь мне оказывают пособия Евгении Витальевны Григорьевой

       Использование национальных, региональных и этнокультурных особенностей   на уроках русского языка даёт блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей. Обучение родному языку в отечественной методике всегда рассматривалось в неразрывной связи с развитием и воспитанием ученика. Развитие личности в большей мере зависит от окружающей ее речевой среды. Окружающая среда – это мир текстов, которые мы слышим, читаем, произносим. Это они создают ту атмосферу, в которой живет, дышит и  развивается ребенок. 

Где взять тексты? Большую помощь учителю при подготовке к уроку окажут пособия М.В.Стрекаловой «Русский язык 1-2  и 3-4 класс» и недавно вышедшее в Институте повышения квалификации (ГБУ ДПО ЧИППКРО) книга «В родном краю. Русский язык», соавтором, которой я являюсь.

Отобранные  тексты, и составленные задания к ним по всем разделам русского языка на этнокультурном материале, отрывках из художественных, публицистических произведений уральских писателей  можно скачать на сайте ГБУ ДПО ЧИППКРО: http://ipk74.ru/   в виртуальном методическом кабинете и на сайте: http://nsportal.ru/ М.В. Стрекаловой

Предлагаю подробнее рассмотреть  некоторые  тексты и обратить внимание на большое разнообразие предлагаемых форм работы с ними.

При отработке правописания ЧА-ЩА во 2 классе:

Правописание ЧА-ЩА

а) Прочитай. Что нового ты узнал(а) о бабочках Челябинской области? Какие вопросы у тебя возникли?

На лесных полянах Челябинской области ч_сто встреч_ется бабочка, которую называют «бычий глаз». На щ_веле ч_ще всего кормится бабочка «червонец огненный». В народе существует поверье: бабочка махаон приносит сч_стье.

      Голоса бабочек человек не слышит- они «общ_ются» при помощи ультразвуков. Так говорят дельфины, летучие мыш_. Человеческое ухо может услышать только тонкий и пронзительный писк бабочки «мёртвая голова». Эта бабочка посещ_ет пасеки, угощ_ется мёдом.

б)Вставь пропущенные буквы.

в) Прочитать о бабочках Южного Урала ты можешь в книге А. Микулина «Арлекин, Медведица и Бычий глаз».

Текст должен удовлетворять многим требованиям и совмещать в себе разнообразные качества одновременно: по содержанию он должен быть понятным детям, по характеру орфограмм - соответствовать программе и разделам, должен включать не только орфограммы на последние изученные правила, но и слова, затруднившие учащихся в предыдущих письменных работах, слова, в которых они допускали ошибки ранее.

а)Спишите, заполняя пропуски.  

б)Укажите спряжения и лицо глаголов, выделите безударные окончания.

в)Обоснуйте выбор буквы в личных окончаниях глаголов.

Фенологическая зима пр_ход_т на Южный Урал не позже второй  н_ябр_ской декады. Первый сне_  пр_нос_т  в лес  уд_вительно звонкую  т_ш_ну.  И тогда пропада_т в природе  _жидан_е  з_мы.

Тонкую пес_ню тян_т протяжно  б_л_шая  с_ница. Втор_т  гаич_ка ей. А кр_сотка – лазоревка всё вопросы  св_и  повт_ря_т  н_певно.

                                                                                     (З. Тюмасева)

С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты, раскрывающие природные особенности данной местности, ее историю, национальные традиции.

 «Яга» – нагрудное украшение башкирской женщины. Основу яги составляет красная стеганая ткань трапециевидной формы. На неё нашивались коралловая сетка, монеты, различные украшения и даже красивая пуговица. На бедных ягах вместо кораллов бисер или стеклярус. Мелодичный звон серебряных монет яги отпугивает злых духов,  помогает уберечь очаг от сглазу. В трудные дни хозяйка срезала монеты и кораллы, заменяла их чем-то дешёвым или восполняла их в будущем. К яге относились бережно, передавали из поколения в поколение.

 К этому тексту можно предложить следующие  задания:

а) Прочитай текст.  Расскажи, что нового ты узнал.

б) Рассмотри картинки. Попробуй определить, на какой из них изображена башкирская девушка, а на какой – удмуртская. Обоснуй свой ответ.

в) Узнай о нагрудном украшении удмуртской девушки, воспользовавшись помощью интернета.

г) Вставь пропущенные буквы.

д) Расставь знаки препинания. Подчеркни однородные члены предложения.

е) Составь и запиши графическую схему любого предложения с однородными сказуемыми.

ж) Выпиши из текста слова с безударной гласной в приставке. Выдели приставки. Запиши по одному слову с каждой из этих приставок.

Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать оптимистическое мироощущение. Такие вы тоже можете найти в пособиях и на сайте:

Глагол

а)Выпишите из текста глаголы, определите их время и число.

б)Выясните, в форме какого времени можно указать род глагола.

Убегая с земли нашей области, «лунная красавица» – речка Ай свою последнюю живописную петлю закладывает у деревушки Сикияз – Тамак.

Река несёт свои воды мимо скальных стен, что смотрят на мир чёрными глазницами пещер. Слава об этом удивительном подземном граде разлетелась далеко за пределы нашего края.

Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.

4 класс, тема: Однородные члены предложения

Однородные члены предложения

а) Восстанови порядок предложений в тексте.

б) Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Само слово «катюша» по_вилось не сразу. Каждую секунду они выпускали два снаряда и этим нав_дили ужас на врага. Выпускали «катюши» в голод_ и хол_д_ подростки. Солдаты называли их гитара секретка адская мяс_рубка и даже Раиса Семёновна. «Катюши» вселяли в наших б_йцов горд_сть и восторг. Выпускали «катюши» на Челябинском завод_  имени Д. Колющенко.

в) Подчеркни однородные члены предложения. Проверь расстановку запятых.

г) Подбери по одному – два слова с такими же суффиксами, как в выделенных словах. Запиши. Суффиксы выдели.

д) Расспроси взрослых, что ещё выпускали заводы Челябинской области для фронта.

Выразительное чтение поэтического произведения, лингвистический анализ, выполнение творческой работы, позволяет почувствовать себя творцом вслед за автором.

а) Прочитай. Как бы ты озаглавил это стихотворение? Запиши заголовок.

На солнце капели звенели и пели,
срываясь с холодной
хрустальной свирели.
И падали, словно играя и споря.
Ручьи откликались им эхом прибоя.

Купались капели, смеялись, журчали.
Отважный бумажный
кораблик качали.
От солнечной музыки весело было –
Весна наступила! Весна наступила!

                                          (А. Алфёрова)

б) Спиши стихотворение.

в) Найди существительные с одинаковым окончанием и определи их падеж.

г) В любом четверостишии подчеркни известные тебе орфограммы.

д Выделенные слова разберите по составу.

 Для лингвистического анализа на уроках русского языка можно использовать не только поэтические тексты, но и пословицы, поговорки, в соответствии с изучаемой темой.

а) Прочитай уральские пословицы и поговорки.  Значение каких слов тебе неизвестно?

б) Смысл каких пословиц ты можешь объяснить?

Без друга  ж_ть – всю  ж_знь  туж_ть.

На  ош_бках учись, но вновь не повторяй.

Ж_ть на Урале – ни тоски, ни печали.

Баской да  ч_жой, кривой да родной.

в) Спиши уральские пословицы и поговорки. Вставь пропущенные буквы.

 Использование на уроках русского языка фактов об истории, культуре, традициях и обычаях местных жителей  еще больше углубит знания учащихся о крае Игра «Фотограф». (Задача учащихся прочитать предложение, запомнить слово с удвоенными согласными и записать его по памяти).

На небольшой территории Ильменского заповедника обнаружено 189 минералов.

Река Миасс течёт среди драгоценных камней. Рядом знаменитые копи Ильмен с их кристаллами.

Моллюски − группа животных, которые живут на дне водоёмов. Самым крупным моллюском Ильменских водоёмов является беззубка.

Столб «Европа – Азия» сложил своими руками известный русский писатель Николай Георгиевич Гарин-Михайловский.

Территория современного Челябинска была освоена человеком ещё в каменном веке.

Русская Швейцария тянется по обеим сторонам железной дороги от Аши до Чебаркуля.

Возраст Уральских гор 300 миллионов лет, а Кавказ вдвое моложе.

Нынешние равнинные места – это территория горной страны Большой Урал.

Кроме цельных текстов для групповых заданий, можно использовать индивидуальные  карточки и   с учетом региональных и этнокультурных особенностей   для проверки уровня знаний по русскому языку отдельных учащихся. Например, карточки со следующим заданием:         

1.Объясните употребление удвоенных согласных в словах.

Искусство Златоуста впитало богатейшие традиции русских оружейников. Златоустовцы гордятся именем Аносова – великого учёного-металлурга, разгадавшего тайну булата.

Из первого предложения выпишите слова с удвоенными согласными и разберите их по составу. Сверьтесь со словообразовательным словарем.

2.Прочитайте и выберите только словосочетания с безударными окончаниями имен существительных. Устно распределите словосочетания  в 2 группы. Аргументируйте выбор буквы окончания в каждой группе. Продиктуйте словосочетания друг другу по очереди.

Жил в Уф_, купался в Юрюзан_, парк в Челябинск_, дом в Чебаркул_, работал в Сатк_, побывал в Аш_, письмо из Дубровк_.

  1. Составьте предложение из слов каждой строчки. Запишите предложения.

по, Ай, течёт, области, речка, Челябинской.

с, означает, башкирского, переводе, в, «луна».

 луна, божеством, башкир, считалось, древних, у.

это, людям, дарило, радость, божество, красоту, и.

впадает, в, река, Уфу, Ай.

  1. Спиши, исправив ошибки.

1в.

На южном урале Гарин-михайловский написал лучшую свою повесть «Детство тёмы». Он проектировал и прокладывал железную дорогу уфа−златоуст. Николай георгиевич жыл в Усть-Катаве. В челябинске он бывал чясто.

2в.

Летящий на крыльях кон – лубимая деталь многих гравюр ивана бушуева. Отсюда и прозвище мастера – иван крылатко. Так назван и сказ павла бажова об уральском умельце.

Прививая любовь к малой родине, уважение к культуре народа, на земле которого мы живем, хочется, чтобы  получив образование, ученики стали активными участниками обновления своего родного края. Ведь именно здесь рождаются самые первые понятия о добре и зле, о красоте и уродстве, о радости и печали.

         Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике.

Ф.Тютчева «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…».

 Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

 Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз дается.

 Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, и веке,

Когда цветком прекрасным стать

 Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые,

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться...

 Нам не дано предугадать,

 Но мы обязаны стремиться!

Творческих   успехов!



Предварительный просмотр:

Примеры использования НРЭО на различных этапах урока.

2 класс.

Тема: Большая буква в именах собственных.

Название этапа

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

«У меня хорошее настроение.

Я могу быть добрым и терпеливым.

Я успею сделать все!

Я буду предельно внимателен на уроке».

Проявление интереса. Эмоциональный настрой на урок.

- Регулятивные:

контроль

- Личностные:

самоопределение к деятельности  - Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний

Словарно-орфографическая работа. Работа с фразеологическими оборотами:    «Попасть в молоко» - промахнуться мимо цели. «Молочные река, кисельные берега» - о сказочном изобилии. Чистописание: Мм  мя  ям  му  ум

Коза Милка и козлёнок Мушка пасутся на лугу.

Демонстрируют знания, умения

-Познавательные:

постановка и решение проблемы;

- Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

- Личностные:

развитие учебно-познавательных мотивации.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Целеполагание

- Почему я подчеркнула буквы в словах  Милка, Мушка?

- Сформулируйте тему урока (обсуждение в парах).

- Чему будем учиться?

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях, связанных с поиском ОСД и личного совершенствования

- Регулятивные:

умение сотрудничать, вступать в дискуссию, умение ставить цели, планировать свою работу..

- Познавательные:

Анализировать доказывать, отстаивать свое мнение  - Коммуникативные:

умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

Открытие нового знания.

Психофизическая тренировка

Дидактическая игра «Помоги почтальону».

Теперь прочитаем само письмо.

«Здравствуй  соня! Живу я хорошо. Я очень рад. Теперь у меня есть шарик! Твой брат лев».

- Всё ли вы поняли из письма?

- Чему рад автор письма?

Читаем приписку.

«Шарик звонко лает».

- О ком же идет речь в письме?

Исправление ошибок, которые допустил мальчик

- Какие правила нужно знать, чтобы наша речь была понятной?

- Дети называют правила.

Имена собственные пишутся с большой буквы

-  Сейчас мы поиграем с вами в интересную игру. Я буду называть слова. Если это имя собственное, то присядьте, если какое-то другое слово – поднимите руки вверх. Будьте внимательны:

Мама, Елена Николаевна, собака, Жучка, коза, воробей, Мурка, Дима, окунь, Маршак, сорока, Петров, корова, шарик/ Шарик (здесь дети могут засомневаться).

- Ребята, как вы думаете, почему некоторые из вас присели, а некоторые подняли руки, когда я произнесла слово шарик/Шарик?

- Как называются слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение?

(Многозначные).

-  Действительно, написание слов           шарик/Шарик зависит от его значения.

Анализируют проблемную ситуацию, ищут решение, выдвигают и проверяют гипотезу.

Выполняют упражнение

- Познавательные:

формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

- Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

-Коммуникативные:

Формирование умений учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- Регулятивные:

предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Первичное закрепление нового материала

Гимнастика для глаз.

Списать текст с карточки, вставить правильную букву.

Незнайка затрудняется в выборе буквы. Помогите ему.

(фронтальная работа – комментирование с проговариванием правила).

В речке (Б.б)елая прозрачная вода. На столе лежит (Б,б)елая скатерть.  На восточном склоне горы (Ю.ю)рты в прошлом стояли (Ю.ю)рты – жильё башкир.

Работают по алгоритму, излагают, объясняют учебный материал.

- Регулятивные:

Умение организовать учебную деятельность,  составлять алгоритм  действий.

- Личностные:

формирование самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах, положительное отношение к себе. Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем.

- Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

- Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Самостоятельная работа

- Соедините слова парами, запишите.

- Примените изученные орфограммы. Я уверена, что вы все справитесь.

река            Магнитогорск

корова          Хавронья

город            Юрюзань

конь               Зорька

свинья          Орлик

Проверка с помощью мультимедийной презентации.

- - Какое правило применили?

Использует приобретенные знания в практической деятельности. Самооценка.

- Познавательные:

умение использовать информациюи вычленять необходимую для решения учебной задачи.

.

- Личностные:

уточнение собственных возможностей

- Регулятивные:

формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Повторение

Восстановление деформированного текста (коллективная работа).

- Восстановите текст, исправьте ошибки и подчеркните главные члены предложения

- В каком слове допущена ошибка? (обсуждение в парах)

По Челябинской ай река области течёт

- Запись с комментированием

Выявляют границы применимости нового знания и выполнения заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

- Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования.

- Коммуникативные:

высказывать сравнения по результатам сравнения.

- Личностные:

формирование собственных представлений о предмете изучения; реализация личностного потенциала; анализ личностного изменения в процессе учения.

Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

- Какую задачу ставили в начале урока?

- Удалось ли её решить?

- Что нового узнали на уроке?

- Где можно применить новые знания?

- Какие слова пишутся с большой буквы?

Чтение правила

- Кого хотите поблагодарить?

- Положите зеленый кружок тому, кто вам помог (кружки на парте каждого ребенка)

- Оцените свою работу на уроке (на парте каждого ребенка смайлики с настроением).

Анализирует деятельность.

- Регулятивные:

оценка своих достижений на уроке.

- Личностные:

самоопределение

- Познавательные:

Рефлексия мотивации, способов деятельности общения.

3 класс

Тема Сложные слова

Название этапа

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствие учеников

Долгожданный дан звонок

начинается урок

Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "пять"?

Приветствие учителя

- Регулятивные:

контроль

- Личностные:

самоопределение к деятельности  - Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний

Самоопределение к деятельности

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты русских слов

Итак, начинаем. Посмотрите, что необычного вы заметили у меня в руках ?

- Как вы думаете, как этот предмет может помочь нам сегодня на уроке?

- Какими должны быть исследователи?

- Лупа будет постоянно нам об этом напоминать.

- Итак, уважаемые мои исследователи начинаем наше первое исследование – открытие нового знания.

Давайте, посмотрим, что лежит в конвертах?

Работа в группах

Задание:

-Возьмите рабочий лист №1.

  1. Прочитайте слова.
  2. Выделите маркером корень в словах.

ученик

слово

правдолюб

(Учитель проходит по классу и наблюдает за выполнением заданий на рабочих местах.)

- Прошу ... , вывесить рабочие листы на доску.

(Учитель вызывает учеников к доске с разными вариантами выполнения задания. Если задание выполнено у всех верно, то незаметно с ними учитель вывешивает свою заготовку с ошибкой.)

ученик

слово

правдолюб

- Посмотрите на доску, как ребята выполнили задание.

- Что вы заметили?


- Почему возникло затруднение?

Постановка проблемного вопроса.

- Какой вопрос возникает?

- Сколько корней в слове правдолюб? (карточка со словом правдолюб?)

-Сколько корней в слове?

- Для ответа на этот вопрос предлагаю провести исследование.

- Что значит слово правдолюб?

Правдолюб– любитель правды–правду любит.

Какой корень в слове правда? Докажите. Что нужно сделать?

-Какой корень в слове любит? Докажите. Что нужно сделать?

-Сколько корней в слове правдолюб? Выделим корни

– Ребята, почему слово одно, а вариантов разбора несколько?

В чем особенность данного слова?
-Это слово имеет два корня.

- Ребята, как бы вы назвали слова с двумя корнями?

Проверим наши предположения.

-Лупа.

-Мы будем исследователями.

Исследователи должны быть внимательными, целеустремленными, терпеливыми, наблюдательными

Ученики открывают конверты – в них лежат рабочие листы с заданием для каждого ученика.

Ученики работают каждый на своем рабочем листе, выделяют корни.

Дети вывешивают свои варианты выполнения задания.

  -В слове правдолюб 

количество корней выделено по-разному.

- Мы не знаем, как правильно выделять корень в этом слове. Мы не знаем, сколько корней в слове.

Если затрудняются подобрать однокоренные слова.

Нужно подобрать однокоренные родственные слова: правда, правдивый, оправдать. Во всех этих словах общая часть – корень –правд-.

Нужно подобрать родственные слова: любит, любимая, любовь, любимый. Во всех этих словах общая часть – корень -люб-.

В слове книголюб два корня.

Ученики выделяют корни.

Учащиеся высказывают свои предположения, учитель записывает на доске варианты детей.

-Познавательные:

постановка и решение проблемы;

- Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

- Личностные:

развитие учебно-познавательных мотивации.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

- Регулятивные:

умение сотрудничать, вступать в дискуссию, умение ставить цели, планировать свою работу..

- Познавательные:

Анализировать доказывать, отстаивать свое мнение  - Коммуникативные:

умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

Работа по теме урока

Открытие нового знания

Первичное закрепление нового материала

Сложные слова.

- Как вы думаете, почему эти слова получили такое название?

2.Постановка учебной задачи.

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Какие цели мы перед собой поставим по теме урока?

Определение сложных слов



- Так, какие же слова называются сложными, давайте дадим определение.

Мы с вами правильно дали определение сложным словам?

1.Работа в тетради.

Я тетрадь свою открою и с наклоном положу.

Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.


Откроем учебник на странице … (самостоятельно)

Работа в парах

 Возьмите рабочий конверт №2.

Прочитайте задание. Выполните его.

В жизни людей каменного века на Южном Урале важную роль играло рыболовство. Для сетей делали дисковидные каменные грузила. Они встречаются на всей территории нашего края. Стойбища по берегам лесных и лесостепных рек и озёр состояли из островерхих жилищ с каркасом из жердей, покрытых шкурами животных. Еду варили в остродонных глиняных сосудах. Остатки таких стойбищ археологи раскопали на берегах и островах Аргазинского водохранилища.

 

Потому что слова образовались от сложения корней.

Ученики самостоятельно формулируют тему и цели урока.

1. Научиться отличать сложные слова от других слов.

2.Учиться выделять корень в однокоренных словах.

Дают определение сложным словам.

Ученики записывают число и классная работа.

 

Выполняют  задание.

Ученики читают слова которые получились и называют корни

Ученики  записывают сложные слова и объясняют. Выделяют корни, соединительные гласные

- Познавательные:

формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

- Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

-Коммуникативные:

Формирование умений учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- Регулятивные:

предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Физкульт

минутка

1.Растирание ушных раковин и пальцев рук (карандаш).

2.Упражнения для глаз.

Делают упражнения

Закрепление изученного материала

  Игра: «Найди сложные слова».

- Настоящие исследователи должны быть внимательными. Поиграем в игру «Найди сложные слова».

Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Выделите корни слов.

Закричу, заурчу,

Под небеса улечу. (Вертолёт.)

С высоты большой срываясь,

Грозно он ревёт

И о камни разбиваясь,

Пеною встаёт. (Водопад.)

Он пыхтит, как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится —

Пригласит чайку напиться. (Самовар.)

 Ходит-бродит по коврам,

Водит носом по углам.

Где прошёл - там пыли нет,

Пыль и сор - его обед. (Пылесос.)

Как называются слова, которые имеют два корня?

Ученики записывают ответы, выделяют корни

 (Вертолёт.)

(Водопад.)

(Самовар.)

(Пылесос.)

- Познавательные:

умение использовать информациюи вычленять необходимую для решения учебной задачи

-  Регулятивные:

Умение организовать учебную деятельность,  составлять алгоритм  действий.

-Личностные:

формирование самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах, положительное отношение к себе.  

.

Рефлексия

  • Оцените свою работу на уроке.

 - Личностные:

уточнение собственных возможностей

 

Подведение итогов урока

-О каких словах мы сегодня узнали?

-Что такое сложные слова?

Три ученика ответили на вопрос так:

*Все непонятные слова называются сложными.

*Все длинные слова – это сложные.

*Слова, в которых два корня, называются сложными.

-Кто прав?

Ответы детей

Слова, в которых два корня, называются сложными.

- Регулятивные:

оценка своих достижений на уроке.

- Личностные:

самоопределение

- Познавательные:

Рефлексия мотивации, способов деятельности общения.

Домашнее задание

 

Запись в дневнике

4 класс.

Тема: Однородные члены предложения

Название этапа

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I этап.  Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

I этап.  Организационный момент.

Представьте, что мы в осеннем лесу. Глубоко вдохнули, выдохнули. Что вы почувствовали? (свежий воздух) Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему, улыбнитесь друг другу, мне.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

Личностные:

самоопределение к деятельности

II этап. Актуализация знаний.

Цель – - упражняться,   в умении находить однородные члены предложения;

-развивать орфографическую зоркость;

- обогащать словарный запас, развивать речь.

II этап. Актуализация знаний.

Чистописание, формулирование  темы урока и целеполагание.

Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами – забор. Кисти вверх, вниз (10 раз) вправо, влево. Нарисуем 5 кружочков по часовой стрелке, 5 – против.

Встряхнем нашу воображаемую кисть и приступим к минутке чистописания.

Оо  ии ее яя оао

- К какой группе относятся буквы? (гласные буквы)

- Что вы знаете о гласных звуках? (они образуют слог, могут быть ударными и безударными)

- В какой части слова мы изучаем правописание безударной гласной? (в корне)

На доске:

Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек.

-Какие чувства вы испытываете к своей стране?

- Какие орфограммы встречаются в словах?

- О чем спрашивает  вопросительный знак? (Почему стоит запятая?)

Сформулируйте тему урока. (однородные члены предложения).

(слайд №1)

- Какие цели поставим перед собой, у нас 3 цели:

- упражняться,   в чем? …..(в умении находить однородные члены предложения);

-развивать, что? … (орфографическую зоркость);

- обогащать, что? .. (словарный запас, развивать речь..).

- Как вы думаете, что необходимо знать об однородных членах?

Работать с информацией,

участвовать в обсуждении проблемных вопросов,

формулировать собственное мнение и аргументировать его.

-Познавательные:

постановка и решение проблемы;

- Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

- Личностные:

развитие учебно-познавательных мотивации.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

III этап.

Закрепление пройденного материала

Цель –

- закреплять знания об однородных членах предложения;

- развивать орфографическую зоркость, творческое воображение;

- развивать умение находить однородные члены в предложении;

- создать условия для успешного закрепления изученного  материала.

III Формирование и отработка умений находить однородные члены предложения.

1) Давайте докажем на практике и выполним следующее задание (устно)

То вполголоса украдкой,

То разливом, то вразлёт

Сердце-озеро Зюраткуль

Песню вечную поёт.

- Какие однородные члены вам встретились? Назовите их.

- Какими членами предложения они являются?

Сделайте вывод

2) создание проблемной ситуации

А вот еще одна проблема,  из южноуральских пословиц выпали запятые, их надо поставить на место.

Не жалей для друга ни хлеба ни досуга.

Кузнец ковал детали а выковал медали

Ходить и думать о работе труднее, чем сделать её.

- Выполняя это задание, на что обратили внимание? В одних случаях ставится запятая, а в других – нет)

Задание: 1 вариант – второе предложение разобрать по членам

2 вариант – составить схему предложения и разобрать по составу слово выковал.

(2 у доски)

3) Физкультминутка

4) Словарно-орфографическая работа.

Прочитайте словосочетания (слайд №5) постарайтесь их запомнить. Ориентируясь на первое слово, напишите вторую часть словосочетаний.

Родная                  ст…рона

Прекрасный         праз…ник

Доброе                  сер…це

- На какие правила слова с пропущенными буквами?

Постарайтесь их запомнить. Ориентируясь на первое слово, напишите вторую часть словосочетаний.

Задание: составить предложение, используя с/с –доброе сердце, в прямом смысле и в переносном смысле

5) Работа по учебнику.

- прочитать;

- Какие выразительные средства использует автор?

Задание: выписать из текста предложения с однородными членами (для слабых);

- составить схемы предложений с однородными членами или подобрать к готовой схеме предложение ( для сильных дается на выбор)

Участвовать в  практической работе  по нахождению однородных членов в предложении

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать  в группе).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Работать с информацией, представленной в форме слайдов.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования.

- Коммуникативные:

высказывать сравнения по результатам сравнения.

- Личностные:

формирование собственных представлений о предмете изучения; реализация личностного потенциала; анализ личностного изменения в процессе учения.

- Познавательные:

формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

- Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

-Коммуникативные:

Формирование умений учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- Регулятивные:

предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Подведем итоги нашего урока.

Я научился …

Я хотел бы …

Оказывается, что …

Регулятивные:

оценка своих достижений на уроке.

- Личностные:

самоопределение

- Познавательные:

Рефлексия мотивации, способов деятельности общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективность работы учителя начальных классов в реализации творческих способностей учащихся и сохранение их здоровья»

При определении целей и задач  педагогической  деятельности важно учитывать, что начальная ступень образования есть составная часть всей образовательной цепи и первоначальное в ней зве...

Особенности работы учителя начальных классов по организации дифференцированного обучения в классе

Особенности работы учителя начальных классов по организации дифференцированного обучения в классе...

Статья «Обучение в парах, группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП» ( из опыта работы учителя начальных классов)

Статья «Обучение в парах, группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП»( из опыта работы учителя начальных классов)...