Реализация национально – регионального компонента на уроках окружающего мира.
учебно-методический материал по окружающему миру (2, 3 класс) на тему
Реализация национально – регионального компонента на уроках окружающего мира.
Проблема теоретической и практической разработки и реализации регионального компонента содержания образования актуальна в настоящее время. Эта проблема может быть решена обращением к ценностям родного края, использованием культурного потенциала, выявлением опорных духовных ценностей, которые были бы близки и доступны восприятию детей.
Содержание регионального компонента в структуру учебного плана включается на основе принципов:
- научности,
- систематичности и последовательности,
- доступности, согласно которой предполагается соблюдение последовательности в расположении материала от простого к сложному.
Основная ведущая педагогическая идея - создание условий для воспитания человека, влюбленного в родную природу, заботящегося о ней. Чувство сопричастности к её жизни, ответственность за то местное наследие, которое перешло к нам от живших до нас поколений.
Работа учителя начальных классов – это постоянное движение вперёд, умение вместе с детьми проживать и переживать всё, что происходит каждый день в школе, соединяя воедино кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу, и творческую деятельность. Если в начальной школе ребенок сохранит способность удивляться и интересоваться миром вещей и предметов, можно говорить о том, что дальнейшее его учение принесёт свои плоды, которые позволят школьнику достичь успеха на среднем и старшем этапах школьного обучения.
Актуальность и важность «национального вопроса» невозможна без повышения общекультурного уровня подрастающего поколения, формирования положительного отношения к собственной национальной культуре, воспитания культуры межнационального общения, умения понимать и принимать культуру других народов.
Цель моей работы - способствовать формированию такой позиции школьника по отношению к малой Родине, чтобы он чувствовал себя не потребителем или пассивным наблюдателем, а созидателем и хранителем природы и культуры, понимающим и любящим её. Личный опыт каждого человека, как утверждают психологи, является для него самоценным и заслуживающим доверия, поскольку он служит, в конечном счете, единственным критерием оценки жизненных событий.
На уроках окружающего мира как нигде лучше можно формировать представления о родном крае, его природном, историческом и культурном наследии. С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации обучения я представляю детям «малую Родину» во всем её многообразии с привлечением научных знаний, литературы, живописи, видеофильмов.
Начав работать по учебникам «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой, прежде всего я изучила программу и сами учебники, выяснила, где лучше всего материалы регионального компонента включаются в урок с учетом разделов учебной программы. На основе этого мною разработано тематическое планирование НРК, которое, думаю, поможет учителям начальных классов в работе по реализации нац. компонента.
В результате изучения курса учащиеся должны
Знать:
- расположение республики Адыгея на карте России;
- герб республики, своего района, посёлка, флаг республики;
- название районного центра, столицы республики;
- происхождение названий своего посёлка, , реки, на которой он расположен;
- название улицы, на которой расположен свой дом, школа;
- флору и фауну района;
- растения и животных Адыгеи, занесенных в Красную книгу;
- характерные черты рельефа республики и района;
- современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления, характерные для территории нашей республики;
- свою родословную;
- наиболее почитаемые праздники и обряды в Адыгее (по выбору учителя и учащихся)
Уметь:
- показать границы района на карте Адыгеи;
- уметь описать герб своего посёлка, района и республики, флаг области.
- охарактеризовать сезоны года в Адыгее, погодные условия;
- уметь описать памятные места своего посёлка; рассказать, с какими событиями они связаны;
- назвать города республики
Иметь первоначальные представления:
- о народах, проживающих на территории республики;
- о жилищах, одежде, занятиях адыгов и односельчан в прошлом;
- о традициях и обычаях народов Адыгеи;
- как воспитывались дети в адыгских семьях: девочки, мальчики;
- знать игры своих сверстников в прошлом; какие качества они воспитывали; уметь играть в них;
Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни:
- ориентирования на местности по солнцу и местным признакам;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха и почвы своей местности для практической деятельности;
- принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий.
Через использование национально-регионального компонента можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Реализация РНК | 29.46 КБ |
Тематическое планирование | 30.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация национально – регионального компонента на уроках окружающего мира.
(Обмен опытом)
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 5 п. Зарево
Грицанова Л.А.
2015 г.
Реализация национально – регионального компонента на уроках окружающего мира.
Актуальность работы. В настоящее время для каждого конкретного региона России стала актуальной проблема теоретической и практической разработки и реализации регионального компонента содержания образования. Эта проблема может быть решена обращением к ценностям родного края, использованием культурного потенциала, выявлением опорных духовных ценностей, которые были бы близки и доступны восприятию детей.
Знание своей народной региональной культуры во всех ее проявлениях, видение ее как части общекультурных ценностей способствует тому, чтобы эти культурные ценности стали достоянием не только нашего времени, но и будущих поколений - такова задача сегодняшнего учителя.
Содержание регионального компонента в структуру учебного плана включается на основе принципов:
- научности,
- систематичности и последовательности,
- доступности, согласно которой предполагается соблюдение последовательности в расположении материала от простого к сложному.
Основная ведущая педагогическая идея:
Создание условий для воспитания человека, влюбленного в родную природу, заботящегося о ней. Привлечение школьников к познанию своей малой Родины – это процесс дарования им Родины. Эта та сфера, где творчество учителя и учащихся может проявиться наиболее полно.
Обычно люди знают историю страны, где происходили основные события. И при этом подчас плохо – историю своего поселения (района, республики). В таких условиях трудно чувствовать сопричастность к происходившему и происходящему рядом – всё становится слишком абстрактным. Пора так же подробно, в деталях, изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной.. Тогда родится чувство сопричастности к её жизни, ответственность за то местное наследие, которое перешло к нам от живших до нас. И от этой малой Родины перейдёт на всю большую страну.
Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого – с любви
к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит
в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому
и настоящему, ко всему человечеству.
Д.Лихачев
Для меня работа учителя начальных классов – это постоянное движение вперед. Главный стимул – радостные глаза учеников. Я вместе с детьми проживаю и переживаю всё, что происходит каждый день в школе, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. Моя деятельность строится на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися и их родителями. Если в начальной школе ребенок сохранит способность удивляться и интересоваться миром вещей и предметов, можно говорить о том, что дальнейшее его учение принесёт свои плоды, которые позволят школьнику достичь успеха на среднем и старшем этапах школьного обучения.
Актуальность и важность «национального вопроса» невозможна без повышения общекультурного уровня подрастающего поколения, формирования положительного отношения к собственной национальной культуре, воспитания культуры межнационального общения, умения понимать и принимать культуру других народов. Отсюда следует, что проблема изучения и сохранения неповторимых свойств национального прошлого, фольклорных обычаев, народной этики и морали, эстетической уникальности культуры народов республики Адыгея становится очень важной.
Знакомство с историей республики показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, своеобразность животного и растительного мира, жилища, одежды и т.п.
Младший школьный возраст, с его стремлением к яркому, с его желанием познать окружающий рядом мир, предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.
Поэтому цель моей работы в этом направлении: способствовать формированию такой позиции школьника по отношению к малой Родине, чтобы он чувствовал себя не потребителем или пассивным наблюдателем, а созидателем и хранителем природы и культуры, понимающим и любящим её.
Ребенок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живёт. А одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, к России, к родным корням. Свою работу по изучению родного края я начинаю с первого класса. Неизбежно у ребят копится обилие фактов, сведений, событий, названий. А личный опыт каждого человека, как утверждают психологи, является для него самоценным и заслуживающим доверия, поскольку он служит, в конечном счете, единственным критерием оценки жизненных событий.
Можем ли мы вернуть нашим детям хотя бы частицу того понимания, чувствования земли, ответственного отношения к ней, к родному отечеству, какое было несколько поколений назад? Да, можем.
Известно, что уроки окружающего мира решают серьёзные задачи: сближение с природой, формирование экологического сознания, гуманистических начал, осознания себя частицей мира.
На уроках окружающего мира как нигде лучше можно формировать представления о родном крае, его природном, историческом и культурном наследии. С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации обучения я представляю детям «малую Родину» во всем её многообразии с привлечением научных знаний, литературы, живописи, видеофильмов, материалов из интернета.
- Мы живём на планете Земля, третьей по счету в Солнечной системе. Но это адрес астрономический. Нас же сейчас интересует географический адрес. Не тот, что мы пишем на конвертах (Россия), а более подробный. Вы живете в республике Адыгея, славящейся своей неповторимой и очень красивой природой, горными массивами, быстрыми, бурными реками, туристическими базами, санаторно – курортными комплексами, заповедными уголками знаменитыми на всю страну. Начав работать по учебникам «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой, прежде всего я изучила программу и сами учебники, выяснила, где лучше всего материалы регионального компонента включаются в урок с учетом разделов учебной программы. На основе этого мною разработано тематическое планирование НРК, которое, думаю, поможет учителям начальных классов в работе по реализации нац. компонента.
(тематическое планирование уроков окружающего мира и НРК)
На изучение НРК отводится всего 10 -15 % учебного времени, - примерно 10 минут от урока. А это очень мало, поэтому работу по реализации РНК я продолжаю во внеурочное время.
Большую помощь в решении этого вопроса нам оказывает Текленко В.А., организовав кружок «Заревоведение» для учащихся начальных классов.
Говоря о Республике, нельзя забывать о родном посёлке. Среди наиболее эффективных способов реализации национально-регионального компонента, на мой взгляд, являются экскурсии в парк, на водоём, в местный музей, к памятникам погибшим войнам во время ВОВ, встречи с ветеранами и сторожилами поселка. Изучая свой поселок, беседуя со старожилами, дети лучше узнают историю основания улиц, памятные места той местности, где проживают. В музее у детей появляется возможность реально представить конкретные исторические события, познакомиться с культурно-бытовыми хозяйственными особенностями народа. Во время экскурсий формируется интерес к отдельным страницам истории, углубляются знания детей о родном посёлке, расширяется их кругозор.
Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- расположение республики Адыгея на карте России;
- герб республики, своего района, посёлка, флаг республики;
- название районного центра, столицы республики;
- происхождение названий своего посёлка, реки, на которой он расположен;
- название улицы, на которой расположен свой дом, школа;
- флору и фауну района;
- растения и животных Адыгеи, занесенных в Красную книгу;
- характерные черты рельефа республики и района;
- современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления, характерные для территории нашей республики;
- свою родословную;
- наиболее почитаемые праздники и обряды в Адыгее (по выбору учителя и учащихся)
Уметь:
- показать границы района на карте Адыгеи;
- уметь описать герб своего посёлка, района и республики, флаг области.
- охарактеризовать сезоны года в Адыгее, погодные условия;
- уметь описать памятные места своего посёлка; рассказать, с какими событиями они связаны;
- назвать города республики
Иметь первоначальные представления:
- о народах, проживающих на территории республики;
- о жилищах, одежде, занятиях адыгов и односельчан в прошлом;
- о традициях и обычаях народов Адыгеи;
- как воспитывались дети в адыгских семьях: девочки, мальчики;
- знать игры своих сверстников в прошлом; какие качества они воспитывали; уметь играть в них;
- назвать имена детских писателей, поэтов, художников, музыкантов родившихся в Адыгее.
Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни:
- ориентирования на местности по солнцу и местным признакам;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха и почвы своей местности для практической деятельности;
- принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий.
Таким образом, через использование национально-регионального компонента можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине.
Список использованной литературы.
- Постановление Кабинета Министров РА от 24.07.2006 N 115 "О национально-региональном компоненте государственного образовательного стандарта.
- Белогуров, А.Ю. Поликультурный аспект национально-регионального компонента содержания общего образования
- Кудаев, М.Р. Этнокультурное ориентирование образовательной системы региона: основы теории и практики реализации. З.К. Дахужева.- Майкоп: Изд. ООО «Аякс», 2004.- 198 с.
- Красная книга РА. Информационный бюллетень. - Майкоп, 1997.
- Калачев П.И. Природа Адыгеи. Пособие для учителей, студентов, туристов – краеведов. - Майкоп, 2001.
Предварительный просмотр:
№ | Раздел | Тема урока по программе | Требование к уровню подготовки учащихся | НРК на уроке |
1. | Разнообразие изменений в окружающем мире
| Земля – наш общий дом. Адыгея – наша малая Родина. Все изменяется под солнцем. Разнообразие изменений в окружающем мире. Времена года Природные явления и погода. Необычные природные явления. Тепло и холод. Температура и её измерения Экскурсия по теме: «Осенние изменения в окружающем мире» Прогноз погоды | Знать отличия культурных и дикорастущих растений диких и домашних животных. Уметь называть представителей животного и растительного мира. Знать способы изучения изменений: наблюдение эксперимент работа с научно-популярной литературой анализ нахождение причин и следствий изменений Знать причину смены дня и ночи, смену сезонов, календарное и астрономическое начало сезонов; Понятия «природные явления», «погода» Знать, какие природные явления характеризуют погоду (гроза, засуха, град, радуга, смерч) Знать, какие природные явления характеризуют погоду (гроза, засуха, град, радуга, смерч) Знать устройство и работу жидкостного термометра Уметь: - измерять и записывать температуру - работать с научным текстом - моделировать - пользоваться измерительными приборами; Уметь: Знать, как наши предки предсказывали погоду, как важен прогноз погоды в жизни человека. Уметь: | Практическая работа. Работа с картой Адыгеи. (Найти и показать на карте территорию Адыгеи, Майкоп, аул Хакуринохабль, станицу Гиагинскую, некоторые равнины, реки.) Проанализировать изменения, происходящие в окружающей природе, в жизни человека, в обществе, обусловленные деятельностью людей (окультуривание растений, одомашнивание животных, изменения быта и культуры) Характеристика климатического пояса Республики Адыгея. Исследовательская работа «Сезонные изменения в природе Шовгеновского района». Создание в классе дневника наблюдений за природой. Заполнение календаря погоды: записи о погодных явлениях (облачность, осадки, радуга, ветер). Наблюдения за чрезвычайными погодными явлениями (грозы, ураганы, смерчи), за температурой в населенном пункте. Урок-экскурсия на родники посёлка. Изучение и сравнение состава воды на родниках. Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. |
2.
| Осенние изменения в природе и в жизни | Осень в природе. Изменения в неживой природе . Осенняя пора в жизни людей. | Знать: - какие изменения происходят в неживой и живой природе осенью, причины перелета птиц; -О положении солнца осенью, об осадках, температуре воздуха, первом инее, заморозках; -об осенних заботах человека; -об обычаях и праздниках наших предков Уметь ориентироваться в системе полученных знаний | Проведение урока-экскурсии. Тема экскурсии: «Осенние изменения в жизни растений и животных». Осенние заботы человека. Осень в жизни наших предков: повседневные заботы, обряды, обычаи. |
3. | Тела и вещества. | Тела и вещества. Три состояния вещества | Знать: Уметь классифицировать предметы по существенным признакам. | |
Строение вещества. Удивительные открытия. Обобщение по теме: «Тела и вещества» | Уметь объяснять расположения и движение молекул в газообразном, жидком и твёрдом веществах Знать: - об открытии простейших, бактериях; Уметь: - определять состояние веществ; - ориентироваться в системе полученных знаний. | |||
4. | Свойства воздуха, воды, почвы | Воздух и его состав. Свойства воды. Очистка воды. Превращение воды. Круговорот воды в природе. Почва и ее состав и свойства. Обитатели почвы. | Знать значение воздуха для жизни на Земле Знать отличие «сухого», «влажного», «целебного» воздуха Знать: - что такое ветер, воздушный поток, причины его возникновения; - об использовании силы ветра человеком Знать: - о значении воды на Земле; - об источниках питьевой воды; - свойства воды: вкус, цвет, прозрачность, теплопроводность, растворимость в ней веществ Знать: - способы очистки воды в быту и в промышленности; - фильтрование Знать, как образуется туман, иней, роса. Уметь отличать три состояния воды в природе Знать принцип круговорота воды в природе Знать главное отличие почвы – плодородие. Уметь определять состав почвы Знать: -правила гигиены при работе с почвой; -понятие «круговорот веществ в почве». Уметь устанавливать взаимосвязь между живыми и неживыми объектами природы Знать способы сохранения плодородия почвы. Уметь объяснять отрицательное действие человека на плодородие почвы. | Рассуждения учеников о степени загрязнения воздуха в поселке. Рассказ о водоемах находящихся на территории района и республики. Использование водных ресурсов в сельском хозяйстве и промышленности республики и района. Источники загрязнения воды, меры по сохранению её чистоты. Урок-экскурсия: Тема « Очистка родников находящихся на территории поселка». (Внеклассное мероприятие)
Почва и её значение. Образование почвы. Состав почвы и её плодородие. Разрушение почвы в результате деятельности человека. Старинный и современный опыт возделывания и сохранения плодородия почвы. Меры по охране почвы от разрушения и загрязнения.
|
5. | Зимние изменения в природе и жизни человека | Зимние явления в неживой природе. Растения зимой. Зимняя пора в жизни животных. Как зимовали наши предки. | Знать изменения, происходящие в неживой природе с приходом зимы. Уметь объяснять образование снежинок, изморози Знать значение снегового покрова для растений Знать о зимовке разных групп животных Знать обычаи, праздники, заботы зимой наших предков | Признаки зимы. Изменение в природе района. Зимние заботы сельского труженика. |
6. | Человек и его здоровье. | Организм человека. Скелет-надежная опора и защита. Мышцы и их назначение. Развитие мышц. Органы дыхания. Предупреждение их заболевания. Органы пищеварения. Как питались наши предки. Кровь и кровообращения. Очистка организма, органы выделения. Органы чувств. Нервная система и ее роль в организме. Как лечились наши предки. | Знать: -науки, изучающие организм человека; -основные внутренние органы человека. Уметь объяснять рождение и развитие ребенка Иметь представление о скелете человека, работе суставов. Знать свойства костей. Уметь оказывать первую помощь при травмах рук и ног, моделировать объект из его частей. Знать: -назначение мышц, разнообразие; -сухожилия; -работа мышц, их тренировка, состояние усталости Знать, как предупредить заболевания органов дыхания. Уметь называть органы, входящие в дыхательную систему, их функции и работу Знать: -органы пищеварения, их роль в организме; -состав пищи – белки, жиры, углеводы. Уметь: -рассуждать о важности ухода за зубами; -разумно относиться к правильному питанию; -соблюдать чистоплотность, гигиенические навыки по уходу за органами пищеварения Знать: -основные функции крови, ее состав; -навыки здорового образа жизни; -как беречь и развивать сердце. Уметь: -называть органы кровообращения, их функции; -измерять пульс Знать, какие органы очищают организм, их функции и принцип работы. Уметь соблюдать гигиенические навыки по уходу за органами выделения. Знать: -органы чувств: глаз, ухо, нос, язык, кожа; -их работа и функции в организме. Уметь соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств Знать: - значение нервной системы и ее органов в организме; - что такое память, ее виды и развитие Уметь: - объяснить значение сна, режима дня; - аргументировать понятие «здоровая нервная система»; -развивать свою память, объяснять ее значение для учебы Знать, какими способами лечились наши предки | Беседа фельдшера о профилактике заболеваний, о значении гигиены для здоровья человека, народных методах лечения. Урок-презентация. Тема: «Лекарственные растения Адыгеи.» |
7. | Весенние изменения в природе и в жизни человека | Весна света. Как на Руси провожали зиму и встречали весну. Развитие животных. Развитие рыб и земноводных. Стадии развития насекомых. Растение - живой организм. Стебли и листья растений. Для чего цветет цветок. Растение – единый организм. Весенние изменения в живой и неживой природе(обобщение по теме). Наблюдение весенних изменений в природе и жизни людей. | Знать первые признаки весны в неживой природе. Уметь: - выявлять связи между состояниями неживой природы и изменениями в живой природе; - находить в художественном тексте основные признаки природных явлений; - соблюдать экологически грамотное поведение в природе Знать, как размножаются разные животные, как они заботятся о потомстве. Уметь: - прослеживать последовательность развития живых организмов; - предлагать варианты решения экологических проблем Уметь: - прослеживать последовательность развития рыб и земноводных; - находить отличия и сходства в развитии рыбы и лягушки Знать: - стадии развития насекомых; - способы борьбы с вредителями культурных растений Знать: - разнообразие растений (светолюбивые, теневыносливые и др.) - органы цветкового растения. Уметь: - выделять существенные признаки; - устанавливать причины и следствия природных явлений Знать: - функции стебля и листьев; - разнообразие листьев, их строение, расположение на стебле. Уметь: - отличать разные виды листьев; - моделировать невидимые природные процессы Знать: - строение цветка, значение опыления. Уметь ориентироваться в разнообразии цветков и плодов Знать: -цикл цветкового растения от семени до семени; -роль растений в окружающем мире. Уметь: - делать обобщающие выводы; - моделировать цикл цветкового растения Уметь обсуждать вопросы и проблемы, выдвинутые на конференции Знать: - приметы весны к началу цветения (апрель, май); - о цветах-первоцветах. Уметь называть признаки весны с учетом местного природного окружения | Природные явления. Заботы жителей сельской местности в весенний период. Урок-викторина « Как живется вам лебеди?» (Внеклассное мероприятие) - «Проводы зимы – Масленица». Наблюдение весенних изменений в природе и жизни людей. |
8. | Как жили наши предки. | История вокруг тебя. Природа в жизни наших предков. Уклад жизни на Руси. Жизнь на селе в старину. Крестьянский труд. Старинные города. Занятия горожан в старину. Торговое дело на Руси. Одежда наших предков. Учение на Руси. | Знать: - что и как изучает история, ее значение; - способы познания прошлого; - о быте и культуре своего народа; - понятия «исторические источники и их виды», «археологические раскопки». Уметь видеть в настоящем опыт предыдущих поколений Знать: - чем занимались наши предки, как они осваивали природу; - обычаи и традиции предков. Уметь объяснить, чем отличается язычество от других верований, почему наши предки поклонялись силам природы и от чего оберегали себя Знать: - значение семьи, родовой общины, племени; - виды жилищ наших предков Знать: - как жили в старину на селе; - о старинном быте сельских жителей Знать: - строение старинных поселений, их виды; - значение исторического центра современного города, важность его сохранения. Уметь: - добывать информацию из иллюстраций и текста; - охранять памятники старины Знать: - чем занимались горожане в старину; - старинные профессии (кузнец, гончар, плотник, стеклодув); - виды художественной росписи предметов быта. Уметь: - добывать информацию из иллюстраций и текста; - приобщиться к старинному ремеслу Знать: - чем занимались купцы в старину; - появление денег; - историю возникновения торговли и денег на Руси; - понятия «меновая торговля», «купец», «монета». Уметь: -анализировать, сравнивать, обобщать; -сознательно и бережно относиться к бюджету семьи, к природным богатствам родного края Знать, как одевались наши предки в разные времена Знать, как в старину на Руси обучали счету, письму | Быт и культура народов Адыгеи. Уклад жизни адыгских народов. Города Адыгеи. Занятия адыгских народов. Экскурсия в местный исторический музей поселка Зарево. Национальный адыгский костюм Экскурсия в краеведческий музей. Г. Майкоп (Весенние каникулы) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном методическом объединении учителей начальной школы по проблеме реализации национально-регионального компонента
Представляю вашему вашему вниманию материалы по реализации национально-регионального компонента в начальной школе...
Ростовская область. Региональный компонент на уроках окружающего мира.
Ростовская область.Региональный компонент на уроках окружающего мира.Человек и общество. (10 ч)1. Первые поселения на Дону.2. Тайны Донской земли.3. Дикое поле. 4. Нашествие монголо-татар....
Региональный семинар-практикум "Реализация национального регионального компонента в коррекционно-воспитательном процессе"
Словесные игры "Уйный-уйный үсәбез"...
Развитие профессиональной готовности учителя к реализации национально-регионального компонента начального общего образования в системе повышения квалификации
Подготовка педагогических работников в вопросах регионального содержания образования, повышения их компетентности в методах и формах реализации данного содержания – реальность и необходимость современ...
научная статья РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье актуализируется внедрение в образовательный процесс начальной школы национально-регионального компонента. Рассматриваются принципы и методы, лежащие в основе этого процесса.К...
Реализация регионального компонента на уроках окружающего мира в начальной школе
На современном этапе образования особое внимание уделяется формированию у учащихся глубокого понимания окружающего мира, включая его региональные особенности. Одним из ключевых направлений в этом проц...