Рабочая программа по ИКН для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа по предмету "История и культура народов Марий Эл"
Содержание
2. Общая характеристика учебного курса
3.Место учебного курса в учебном плане
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
6. Календарно-тематический план по предмету история и культура народов Марий Эл
7. Планируемые результаты освоения учебного курса
8. Система оценки достижения планируемых результатов
9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aop_s_tnr_po_ikn_2_kl.docx | 43.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20 г.Йошкар-Олы»
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО На заседании научно - методического совета школы Протокол от __ августа 20__ г. №__ зам директора по УВР ______________ /___________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ________________ /___________/ Приказ от __ августа 20__ г. № ___ |
Рабочая программа
(АОП вариант 5.1)
учебного предмета
«История и культура народов Марий Эл»
для учащегося 2 класса
Составитель:
Никулина Т.Д.
учитель начальных классов
Содержание
2. Общая характеристика учебного курса
3.Место учебного курса в учебном плане
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
6. Календарно-тематический план по предмету история и культура народов Марий Эл
7. Планируемые результаты освоения учебного курса
8. Система оценки достижения планируемых результатов
9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «История и культура народов Марий Эл» для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР вариант 5.1) составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ;
- СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29,12,2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24. 11.2015),
- СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10. 07.20 15 №26.
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10,2010. 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015),
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1 598,
- Уставом Школы.
- С учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР, 2015г.
Адаптированная программа реализуется через УМК «Школа России» с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), сформулированных по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающегося Лоскутова Семёна Павловича, ученика 2 «А» класса.
По заключению ПМПК у ребёнка общее недоразвитие речи III уровня со вторичным снижением ВПФ. Семён имеет разные речевые недостатки: дисграфия, дислексия.
Рекомендовано: обучение в образовательной организации по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи; вариант стандарта 5.1.
Адаптированная рабочая программа по предмету «История и культура народов Марий Эл» для обучающихся с задержкой психического развития разработана на основе Специального федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ, Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ТНР, авторской программы «Истории и культуры народов Марий Эл: примерная общеобразовательная программа для 1—11 классов /сост. Л. Е. Майкова, Г. И. Соловьева. — Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2009».
Данная адаптированная рабочая программа предназначена для обучающихся с ТНР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы. У обучающихся отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.
Данная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для общеобразовательной школы, отличается своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения. Она построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых является задержка психического развития различного характера.
Данная программа определяет содержание учебного предмета «История и культура народов Марий Эл», рекомендуемого для изучения в вариативной части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. Примерная программа разработана с учетом действующего Базисного учебного плана Республики Марий Эл. Она учитывает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся в области истории, этнографии, этнопедагогики, культуры и искусства народов Марий Эл.
В процессе изучения учебного предмета обращается внимание на формирование основ гражданской идентичности, на развитие духовно-нравственной личности, на ее социализацию.
Основной целью программы является приобщение обучающихся к духовному богатству национальной культуры, усвоение обучающимися значимости
взаимопонимания между народами, межличностного доверия.
Основные задачи учебного предмета «История и культура народов Марий Эл»: дать обучающимся теоретические и практические знания в области этнографии, культуры, краеведения; воспитывать у молодежи гражданственность, чувство гордости за свою малую родину, чувство истинного патриотизма, интернационализма, уважение к другим народам, культурам, истории.
2. Общая характеристика учебного курса
Обучающиеся обогащают свои знания по общеобразовательным предметам, получая обширную дополнительную информацию об истории, культуре, о профессиональной литературе и искусстве народов Марий Эл.
Изучение истории и культуры народов Марий Эл в основной школе происходит на фоне исторических явлений, начиная с древнейших времен по настоящее время.
Изложение материала из класса в класс, объединенное в содержательные блоки, осуществляется по принципу постепенного расширения и усложнения основных дидактических единиц на событийно-хронологической основе с учетом возрастных особенностей обучающихся и его художественной, образовательной, воспитательной и педагогической ценности. Акцент сделан на накопленный многообразный созидательный опыт мирного сожительства народов Марий Эл в процессе межцивилизационного, межэтнического взаимодействия.
Особая роль отводится изучению окружающего мира. Тематика этого направления предполагает знакомство с конкретными природными объектами и помогает формировать бережное отношение к родной природе.
Включение в программу раздела по ознакомлению с религиозной культурой народов республики в условиях современного образовательного пространства является вполне оправданным педагогическим шагом. В настоящее время идет процесс изменения отношения к религии не только в обществе, но и на уровне семьи и личности. В программе сделан необходимый упор на гуманный характер религии, на общность нравственных норм, принципов и идеалов для всех религий, на традиции, сложившиеся в каждой семье и у народов республики.
Становление культуры народов происходило в течение многих веков. Именно история всесторонне, полно и системно раскрывает историко-культурные аспекты. Поэтому стержнем программы является исторический блок. Основная часть программы разработана в соответствии со структурой федерального компонента курса истории. Культурологический блок раскрывается по мере изучения истории Марий Эл.
История родного края усваивается через деятельностный подход.
Занятия можно проводить в виде уроков-бесед, практических уроков, уроков-встреч с интересными людьми, народными мастерами, художниками, писателями, артистами, в виде экскурсий в музеи и другие культурно-просветительные учреждения, образовательных путешествий по родному городу (поселку).
3.Место учебного курса в учебном плане
Общее количество часов на изучение предмета в течение учебного года во 2 классе составляет 35 часа.
В учебном плане предмет «История и культура народов Марий Эл» реализуется в счет часов, формируемых участниками образовательного процесса, в количестве одного часа в неделю.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
5. Содержание учебного курса
Тема 1. Страна («Эл», «Сінділїк»).
Россия – самая большая страна. Республика Марий Эл – в семье наро-дов России. Моя малая Родина – Республика Марий Эл. Государственный флаг Российской Федерации. Государственный флаг Республики Марий Эл. Жители Республики Марий Эл. Я говорю на родном языке.
Наш город (поселок, село, деревня) – часть истории родного края.
Йошкар-Ола – столица республики. «Дорога в столицу». Главные дороги республики (железная дорога, тракты). Вокзалы. Поезд «Марий Эл».
Национальный этикет: выражение приветствия и прощания, благодар-носмти, просьбы, извинения, отказа и несогласия на марийском языке.
Тема 2. Семья. Родство
Летопись моей семьи: реликвии, традиции и знаменательные события. Труд – основа благополучия семьи. Трудовые успехи членов семьи.
Преемственность поколений. Понятия «родной кров», «родное гнездо», «родительский дом», «домашний очаг». Евангельская притча «Возвращение блудного сына».
Тема 3. Моя родная школа
Школа – источник знаний. История моей школы. Учителя, ученики, родители. Библиотека – «кладовая» знаний, хранилище книг, журналов и газет. Наша школьная библиотека Добрый друг детей – иллюстрированный журнал «Кече», «Солнышко». По страницам газет: «Родничок», «Йімдї ли!» («Будь готов!» – на горномар. языке), «Ямде лий!» («Будь готов!» – на луговомар. яз.).
Народные пословицы и поговорки об уме, глупости. Знакомство с книгой «Пословицы и поговорки финно-угорских народов» (2006 г. Со-ставитель А.Е.Китиков).
Марийские поэты и писатели о школе, о книге, о роли знаний в жизни человека.
Тема 4. Труд славит человека
Основные занятия жителей села, предметы быта и орудия труда в про-шлом и настоящем. Пчеловодство. Животноводство. Овощеводство. Садо-водство.
Народные пословицы и поговорки о труде и лени. Марийские поэты о труде и его роли в жизни человека. Знатные люди, почетные граждане города (района).
Тема 5. Времена года. Звери и птицы
Осень, зима, весна, лето: особенности природы родного края в разное время года. Распространенные и редкие звери и птицы.
Малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки и загадки) о временах года, птицах и животных.
Особое отношение к природе у марийцев. Отношение православных людей за сотворенный Богом мир.
Правовой долг, ответственность и обязанности по отношению к природной среде.
Тема 6. Нравственные основы сказки
Народные сказки о мудрости, находчивости и смелости. Марийские народные сказки: «Кокша-богатырь», «Два брата», «Иван-охотник». Татарские народные сказки: «Обман против обмана», «Кто что любит?»
Авторские сказки в стихах марийских поэтов. В. Бояринова. «В стране колокольчиков»; П. Першут. «Муравьиная свадьба».
Краткие сведения о жизни и творчестве писателей. Ознакомление с содержанием сказок.
Тема 7. Музыкальная культура мари
Марийские народные музыкальные инструменты: «шиялтыш» (дудка), «олым шўвыр», «олым шївїр» (соломинка), «шўвыр», «шївїр» (волынка), «тўмыр», «тїмїр» (барабан), «пучвлак», «тўтўтвлі» (трубы), «кўсле», «кірш» (гусли).
Мастера-исполнители на марийских музыкальных инструментах А.Сидушкина, П.Тойдемар, И.Шабердин, В.Шапкин, Ф.Эшмякова.
Тема 8. Марийское народное искусство
Народные художественные промыслы 19-нач. 20 вв. в Марийском крае: вышивание, тканье женских поясов и наплечников, изготовление чаломкинских серебряных цепочек, резьба по дереву, плетение из ивовой лозы и др. растительных материалов, изготовление поделок из соломки.
Тема 9. Театры Республики Марий Эл
Из истории Театра юного зрителя (ТЮЗ). Общие сведения. Ознакомление с репертуаром театра. Ведущие артисты театра. Театральная этика и терминология.
Тема 10. Марийцы и финно-угры – одна семья
Этнографические сведения из жизни марийцев (общие сведения).
Марийцы и финно-угры – кто они? Знакомство с генеалогическим древом финно-угорских народов. Краткая характеристика современных финно-угорских народов. Знакомство с устным народным творчеством финно-угров.
Игры финно-угорских народов. Игры, связанные с природным миром: Игры, связанные с трудовой деятельностью. Семейно-бытовые игры. Познавательно-интеллектуальные игры.
Тема 11. Праздники
Классификация праздников. Государственные, профессиональные, национальные.
1 сентября – День знаний. Всемирный день мира.
4 ноября – День рождения республики. Читаем стихи, посвященные республике, родному краю. Готовим рассказ о Республике Марий Эл.
10 декабря – День марийской письменности («Тиште кече»). Первая книга на марийском языке.
9 Мая – День Победы. Герои Великой Отечественной войны – наши земляки. Партизанка Ольга Тихомирова. Акция «Георгиевская ленточка: Я помню, я горжусь».
12. Заключительный урок. Викторина «Знаешь ли ты свой край?»
6. Календарно-тематический план по предмету ИКН
№ уроков | кол. часов | календарные сроки по плану | календарные сроки фактически | Наименование темы, содержание |
1 | 1 | Россия - самая большая страна | ||
2 | 1 | Йошкар-Ола - столица республики Марий Эл | ||
3 | 1 | Исследовательская работа. Рисунок моего двора. | ||
4 | 1 | Летопись моей семьи: реликвии, традиции и знаменательные события. | ||
5 | 1 | Труд – основа благополучия семьи | ||
6 | 1 | Преемственность поколений. Понятия «родной кров», «родное гнездо» | ||
7 | 1 | Исследовательская работа. Сбор пословиц и поговорок о семье | ||
8 | 1 | Школа - источник знаний. История моей школы. | ||
9 | 1. | Практические навыки. Реставрация старых книг. | ||
10 | 1 | Основные занятия жителей села, предметы быта и орудия труда в прошлом и настоящем. | ||
11 | 1. | Человек труда в творчестве поэтов и художников республики. | ||
12 | 1 | Знатные люди, почетные граждане города (района). | ||
13 | 1 | Особенности природы родного края в разные времена года. Распространенные и редкие звери и птицы. | ||
14 | 1 | Экскурсия в природу. | ||
15 | 1 | Народные сказки о добре, мудрости, находчивости и смелости. | ||
16 | 1 | Марийские народные сказки: «Кокша-богатырь», «Два брата», «Иван-охотник». Татарские народные сказки: «Обман против обмана», «Кто что любит?» | ||
17 | 1 | Авторские сказки в стихах марийских поэтов: В. Бояринова. «В стране колокольчиков»; П. Першут. «Муравьиная свадьба». | ||
18 | 1 | Художник З. Лаврентьев – иллюстратор сказки П. Першута «Муравьиная свадьба». | ||
19 | 1 | Творческий час. Сочинение и иллюстрирование сказки. | ||
20 | 1 | Марийские народные музыкальные инструменты. | ||
21 | 1 | Мастера – исполнители на марийских музыкальных инструментах. | ||
22 | 1 | Исследовательская работа «Музыкальные инструменты своей местности». | ||
23 | 1 | Народные художественные промыслы в Марийском крае: вышивание тканье женских поясов и наплечников, резьба по дереву и др. | ||
24 | 1 | Мастера моего края. | ||
25 | 1 | Копирование орнаментов резных наличников. | ||
26 | 1 | Театры республики. Ознакомление с терминологией и театральной этикой. | ||
27 | 1 | Художественное слово «Мой первый рассказ о театре» | ||
28 | 1 | Экскурсия в театр. Встреча с артистами театра. Просмотр спектакля. | ||
29 | 1 | Финно – угры – кто они? Знакомство с генеологическим древом финно-угорских народов. | ||
30 | 1 | Знакомство с устным народным творчеством финно – угров. | ||
31 | 1 | Исследовательские навыки. Нарисуем древо финно-угорских народов. | ||
32 | 1 | Классификация праздников: народные, религиозные, профессиональные, государственные. | ||
33 | 1 | День марийской письменности (Марий тиште кече). | ||
34 | 1 | Чтение стихов, посвященных родному краю. | ||
35 | 1 | Итоговое обобщение за курс второго класса Викторины «Знаешь ли ты свой край?», «Подарок моей малой родине – поступки и дела». |
7. Планируемые результаты освоения учебного курса
Тема | Что должен знать | Что должен уметь |
Тема 1. Россия – самая большая страна. | название и символику нашей республики | рассказывать о Йошкар-Оле – столице республики. |
Тема 2. Семья. Родство | традиции и знаменательные события своей семьи. | рассказывать о трудовых успехах членов семьи. |
Тема 3. Труд славит человека. | роль труда в жизни человека. | приводить примеры пословиц и поговорок о природе |
Тема 4. Времена года. Звери и птицы | о животных нашего края. | связывать времена года с жизнью животных нашего края |
Тема 5. Нравственные основы сказки. | народная сказка – это душа народа | читать сказки по ролям, разыгрывать их. |
Тема 6. Музыкальная культура мари. | марийские народные музыкальные инструменты. | отличать песни профессиональных композиторов от народных |
Тема 7. Марийское народное искусство | деревообработка, вышивание, плетение из лозы - творческая деятельность в прошлом у марийцев. | изготовлять поделки из соломки, лозы |
Тема 8. Театры Республики Марий Эл. | историю Театра юного зрителя | рассказывать об артистах театра |
Тема 9. Книги – наши друзья. | роль книги в жизни каждого человека | Назвать ближайшую библиотеку, уметь вести себя в библиотеке, научиться ремонтировать книги |
Тема 10. Финно-угры – одна семья. | финно-угорские народы России и зарубежья | играть в игры финно-угорских народов |
Тема 11. Праздники. | о праздниках, связанных с историей нашего родного края | изготовлять подарки родным и близким в честь праздников 23 февраля и 8 Марта |
8. Система оценки достижения планируемых результатов
Основная цель контроля – проверка знания по учебному материалу, умений учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы и жизненного опыта.
Критериями оценки обучающихся данного возраста являются умение определять общее и специфичное в Республике Марий Эл, составлять связный рассказ о малой родине, исполнять народные песни и пляски, танцы и игры, мастерить и изготовлять элементарные традиционные изделия декоративно-прикладного искусства, использовать в исследовательской работе и в сборе краеведческих материалов первоначальные навыки проектной деятельности и информационно-коммуникационных технологий.
Для текущего и промежуточного контроля используются письменные проверочные работы, не требующие развернутого ответа с большой затратой времени и различные проверочные практические работы.
Целесообразно при проведении итогового письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений.
В письменных проверочных работах по предмету орфографические ошибки не учитываются.
Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Оценка «5»:
– учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы и жизненного опыта.
Оценка «4» - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
Оценка «3» - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.
Оценка «2» - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала, материал не усвоен.
Ошибки:
– неправильный ответ на поставленный вопрос;
– неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
– при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
– неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
– при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
– медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника.
Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям. При тестовом контроле чаще всего используется критериальная шкала, рекомендованная разработчиками тестов.
9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция:
История и культура народов Марий Эл. Примерная общеобразовательная программа с методическим сопровождением для 1-11 классов общеобразовательных школ / Авт.- сост. Майкова Л.Е., Соловьева Г.И. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2009.- 140 с.
Технические средства:
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Магнитная доска.
3. Персональный компьютер с принтером, проектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1- 2 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1, 2 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной прогр...
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1- 2 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1, 2 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной прогр...
Комплект рабочих программ для обучения обучающихся с задержкой психического развития 2 класс (вариант 7.2)
Комплект рабочих программ разработанный для обучения обучающихся с задержкой психического развития (далее - с ЗПР) 2 класса, составлен на основе: Федерального государственного образователь...
Адаптированная рабочая программа для 1 - 4 классов обучающихся с ЗПР (вариант 7.1 и вариант 7.2)
Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для 1 - 4 классов ФГОС обучающихся с задержкой психического развития....
Рабочая программа учебного предмета «Музыкально-ритмические занятия» для обучающихся по АООП для обучающихся с РАС (вариант 8.2) по индивидуальному учебному плану для 1 класса
Рабочая программа учебного прдмета "Музыкально-ритмические занятия" для обучающихся по АООП с РАС (вариант 8.2)...
Индивидуальная адаптированная рабочая программа дефектологического сопровождения обучающегося с растройством аутестического спектра 1 класс
Программа составлена для обучающегося 1 класса с РАС 8.2, с учетом особенностей ребенка....